צילום: נעם ריבקין פנטון, פלאש 90
Слушать статью6 минут

Самым трагичный днем для евреев всего мира является Тиша бе-Ав (9-й день еврейского месяца Ав), выпадающее в этом году на 27 июля, день скорбных молитв и поста в память о разрушении Первого и Второго Храмов.

В этот день верующие евреи (и многие их светские собратья), ничего не едят и не пьют (кроме больных, которым следует ограничиваться лишь необходимым минимумом), не пользуются парфюмерией и средствами ухода за кожей (кроме как в медицинских целях), не вступают в интимную близость и не надевают кожаную обувь.

Также Тиша бе-Ав до полудня не приветствуют друг друга, не занимаются работой, которая может отвлечь человека от поста, не накладывают тфиллин и не надевают талит-гадоль до дневной молитвы (Минха).

Кроме всего прочего, это единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору, ведь изучение считается «источником радости».

Начиная с прошедшего вечера и весь нынешний день, сидя на полу или на низкой скамейке, евреи читают тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, покаянные псалмы, скорбные элегии («кинот»), написанные крупнейшими еврейскими поэтами Средневековья, такими как Элазар Ха-Калир, Шломо ибн Гвироль, рабби Авраам Ибн Эзра, или разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима.

А в Иерусалиме многие сотни людей идут к Западной Стене, где, устроившись на камнях, предаются скорби и печали, дважды читая «Мегилат Эйха» («Плач Иеремии») – во время вечерней и утренней молитв. В нем пророк Йирмеяху (Иеремия), современник разрушения Первого Храма, глубоким поэтическим языком оплакивает эту национальную катастрофу, затронувшую всё общество и в корне изменившую духовную жизнь еврейского народа.

По окончании поста, верующие совершают полное омовение рук и обряд Кидуш-Левана, но траур частично сохраняется до полудня следующего дня (10 ава).

В своей основе этот пост связывается с «грехом разведчиков»: когда пророк Моше-рабейну (Моисей) привел евреев к границам Земли Обетованной, они побоялись сразу войти в нее и упросили отправить разведчиков, с тем чтобы те, вернувшись, описали страну и перспективы жизни в ней. И хотя эта просьба была выражением сомнения в Б-ге, который вывел евреев из Египта и обещал им эту страну «текущую молоком и медом», Моше согласился отправить глав двенадцати колен на эту миссию.

Вернувшиеся разведчики сообщили, что страна «укреплена до неба» и населена великанами («…видели мы исполинов… и были мы в глазах их саранчой»). Только главы двух колен утверждали, что Земля Обетованная прекрасна, и что не стоит бояться войти в нее, «… не бойтесь народа земли той».

Народ, однако, поверил не этим двум, а их товарищам, и всю ночь с восьмого на девятое ава плакал, говоря, что Б-г привел их в эту страну из злобы, и что лучше бы они умерли в пустыне: «о, если бы мы умерли в земле Египетской или в пустыне этой умерли бы» (здесь и выше цитировано по кн. Бамидбар, гл. Шлах).

Тогда Б-г разгневался и сказал, что в этот раз евреи плакали напрасно, но теперь у них появится множество поводов для плача в эту ночь: отныне 9 Ава будет днем «плача для поколений» («бхия ле-дорот») – таково будет наказание за грех неверия.

И первым наказанием стал запрет людям, вышедшим из Египта, войти в Святую Землю: усомнившиеся в Б-ге, они были обречены сорок лет скитаться по пустыне – по году за каждый день разведки – и умереть в ней, как и просили.

Но и много позже в этот день у евреев всегда появлялись поводы для плача в этот день: на первом месте в этом скорбном списке стоит разрушение Первого (в 586 году до н.э.) и Второго (70 году н.э.) Храмов.

В этот день, Тиша бе-Ав, в 135 году пала крепость Бейтар – последний оплот повстанцев Бар-Кохбы, пытавшихся сбросить ненавистное римское иго.

В 1095 году, в Тиша бе-Ав, римский папа Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого были уничтожены множество еврейских общин, в тот же день 1146 года, прошли массовые организованные погромы в Германии и Франции.

В 1290 году, в Тиша бе-Ав, началось изгнание евреев из Англии, а 16 лет спустя – из Франции. В тот же день 1348 года европейских евреев обвинили в том, что они наслали одну из крупнейших в истории эпидемий чумы («черной смерти»), что привело к волне жестоких погромов и убийств.

В 9 день месяца Ав 1492 года, король Испании Фердинанд II и королева Изабелла издали указ об изгнании евреев из Испании («гируш сфарад»).

В тот же день 1648 года началась резня сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Богданом Хмельницким и его сподвижниками.

В Тиша бе-Ав 1882 году в России начались прямо санкционированные царем погромы еврейских общин в пределах «черты оседлости», а в 1942 году, именно в Тиша бе-Ав, началась депортация евреев из Варшавского гетто, где находилось около полумиллиона евреев, и начал действовать концлагерь в Треблинке.

Случалось и многое, увы, слишком многое другое…

И все же евреи верят, что когда-нибудь именно Тиша бе-Ав станет самым большим праздником, ибо, когда все евреи раскаются во всех своих грехах, в этот день родится Машиах (Мессия).