-
И вот прилетел бен Ладен, - бормочет безумец, сидя на
скамейке в парке. – И вот прилетел бен Ладен…И вот
-
Прилетел и улетит, - привычно успокаивает его спутница.
– Прилетел и улетит.
Человечество любит
сказки. Трудно заснуть без нежной, колыбельной песни: такой спокойной и такой
радостной. Так и слышу в этой фразе ритмичное, тихое: «Ой-ой-ой-ой…».
«Ой-ой» -
«человечества сон золотой».
Сказка – не ложь.
Сказка – это сказка. Но от сказки до лжи рукой подать. Как там у классика:
«Сказка – ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка – плод доброй
фантазии, ложь – злой. Во лжи намек злым молодцам.
Только нам ли, людям,
дано различить, где добрая ложь, а где злая.
В подлинном искусстве,
как ни странно, лжи не было. Иван – дурак ловил говорящую щуку и ездил на печи
в гости к царю - это факт. История о том, « как Гаргантюа накрыл языком целую
армию» – совершенно правдивая история, в рассказе о том, как Гулливер,
расстегнув ширинку, погасил пожар во дворце императора – нет ни капли лжи.
Снежная королева и в самом деле похитила мальчика – Кая, а верная Герда спасла
его из ледяного плена. И булгаковская Маргарита бесспорно летала над Москвой с
помощью одной волшебной мази. Готов поручиться,
что все подвиги Мюнхгаузена имели место. Все, без исключения. И так далее.
Ложь становится ложью
только тогда, когда она бездарна. И такая ложь не способна противостоять злу,
просто потому что она сама по себе – зло.
Общество потребление,
наряду с пищей для тела выработало индустрию пищи для души.
Нас окружают, чаще
всего, настоящие, надежные механизмы. Наш хлеб – доброй выпечки, а колбасы
могли бы вызвать зависть у того же Гаргантюю. Но на полках наших стоят
ненастоящие книги, на стенах висят поддельные картины, мы слушаем странную,
мертвую музыку и смотрим в кинотеатрах поддельные фильмы.
Душа наша голодает и
мерзнет, а мы, порой, даже не догадываемся об этом.
Злодей Лопес
соблазнил несчастную Веронику. Вероника любил Энрико. Энрико обезножил в
дорожной катастрофе, подстроенной Лопесом. Несчастный верит в свою любовь и
медицину. Вера вознаграждается. Энрико побеждает в соревнованиях по бегу и
получает на десерт свою возлюбленную Марию. Злодей Лопес наказан тюремным заключением….
Пленка мнется,
крошится, горит…
И ВОТ ПРИЛЕТЕЛ БЕН
ЛАДЕН.
140 лет назад один из
самых мудрых людей на нашей планете – Генри Адамс – писал: « Человек оседлал
науку, и она его понесла. Я твердо уверен, что пройдет немного столетий, прежде
чем наука станет хозяином человека. Контролировать машины, которые он
изобретет, будет вне его сил. Когда-нибудь существование человечества окажется
во власти науки, и человеческая раса совершит самоубийство, взорвав мир».
Сказано это задолго
до изобретения ядерного оружия, задолго до самоубийц в «боингах» над
Манхеттеном.
Наверно, есть резон
дополнить Адамса и такой фразой: « Человек оседлал искусство, и оно его
понесло»…
Куда понесло? В
опасную ложь непременной победы добра над злом. Сотни раз бравые ребята из
спецназа крушили террористов, разрушали их замыслы, спасали мир от гибели.
Сотни клише, настоянных на бездарной лжи, сформировали сознание тех несчастных жертв в башнях
Международного торгового центра.
Те башни, сами по
себе, были в невозможности своей, как сон. И люди в башнях этих будто спали и
видели чудный и спокойный сон.
И ВОТ ПРИЛЕТЕЛ БЕН
ЛАДЕН.
Прилетел и разрушил
«человечества сон золотой». Невольно написал рецензию на все эти фильмы -
катастрофы, боевики, фильмы – ужасы.
Нельзя лгать
бездарно. Это опасно. Бездарная ложь привораживает зло. Верю в это свято.
Болит душа
человечества и так хочется слушать колыбельную песню, угревшись под одеялом и
зажмурив глаза.
Мой отец несколько
лет был тапером в немом кино. Он записал в дневнике за 1928 год: «Слишком много
лжи – быть беде».
Только вслед за ложью
в искусстве пришел настоящий Сталин, и Гитлер повторил его путь. В те годы душа
человеческая все еще не казалась убитой. Ложь часто была талантливой, но талант
не может бесконечно существовать в атмосфере лакейской лжи, Талант не
прислуживает, он служит.
Бездарная ложь
одержала сокрушительное поражение над ложью талантливой.
Умирающим от голода и
болезней зэкам в концлагерях не показывали милые сказки о Золушках – певуньях,
ударницах производства. Ни к чему это было. Этих уже угладили, укачали в «сон
золотой».
ПРИШЕЛ СТАЛИН,
ПРИПОЛЗ ГИТЛЕР … И ВОТ ПРИЛЕТЕЛ БЕН ЛАДЕН.
Прилетел не случайно.
Не верю в подобные случайности. От сказок «Тысячи одной ночи», от «Золотого
века» в Испании - ни одного славного имени, ни одной личности мирового
значения. Мертвая дыра в истории арабов.
Религия, но без
заложенного в искусстве Богоборчества, превратилась она в фанатизм, в
механическое соблюдение обрядности. Без тяги к знаниям, без борьбы за веру,
омертвел ислам, легко стал наукой ненависти, а не любви.
Даже немцам, после
безумия нацизма, было, куда и к кому вернуться. Не знаю, куда вернуться те же
арабы, когда рассеяться бред их новых, агрессивных идей?
Некуда им
возвращаться, не к кому.
Есть связь между
кризисом мировой души человечества и степенью одичания людского.
Чудище террора необходимо было вызвать, разбудить,
спровоцировать тошнотворной, фальшивой колыбельной песней. Превратить самого
себя в куклу в розовом парике, с губками бантиком, с пальчиками в сладком
креме….
И ВОТ ПРИЛЕТЕЛ БЕН
ЛАДЕН.
Искусство без
искусство подобно мертвечине. Картонные люди смеются картонным шуткам. Делают
все, чтобы товар на рынке был раскуплен. Такое искусство как будто стерильно,
но на самом деле источает острый запах падали.
Нельзя до
бесконечности поглощать отравленную пищу. Рано или поздно наступит «самая
страшная из амортизаций: амортизация
сердца и души».
Искусство – не
гамбургер, не стиральная машина, не автомобиль, не сеанс у массажиста.
Искусство – пища для души. Дурная пища, или полное ее отсутствие, неизбежно
вызовут болезнь или летальный исход человеческой Богодуховности. « Человек
оседлает искусство, и оно его понесет».
Куда? К пропасти, нет
сомнений. Первопричина массового искусства не потребности населения, а алчность
производителя. Алчность, не знающая границ.
Нет нынче живописи,
музыки, литературы… Есть один шоу – бизнес. Нет Бога. Есть глиняный идол,
бездарно раскрашенный во все цвета радуги.
Тысячелетия
«кормилось» человечество искусством народным. Искусством, как правило, чистым,
отфильтрованным, просеянным ситом качества. Каждый народ породил свое
искусство, свою веру, свои традиции. Все это помогало выжить чукчи за полярным
кругом, индейцу в прериях, чернокожему в саванне.
Конвейерное искусство
убивает способность любого народа к сопротивлению, к сохранению вида, к
индивидуальности, лежащей в основе всякой жизни.
Агрессия массового
искусства сегодня, искусства, произведенного промышленными методами
конвейерного производства для всеобщего потребления – не меньшее преступление,
чем выращивание и производство наркотиков.
Такое искусство
только внешне кажется добрым и правдивым. Обезличенная халтура не бывает доброй и правдивой. Имитация
подлинного убивает душу и усыпляет мозг
человека.
Белая красавица
полюбила чернокожего, зрячая – слепого, дикарь из джунглей стал Нобелевским
лауреатом, невежда понял, что знания – благо, а убийца заплакал над трупом
очередной своей жертвы….
И ВОТ ПРИЛЕТЕЛ БЕН
ЛАДЕН.
Мы стали путать
катарсис с оргазмом. Эра кощунства соединила эти два понятия в одно. Секс,
экран, залитый красной краской – имитацией крови, игра в пытки, игра в боль –
стали чем-то вроде бесконечной мастурбации: дешевого и всегда достижимого
способа получения удовольствия.
Удовольствия от
насилия, смерти, страха…
Чудо подлинного
искусства уязвимо до хрустальной хрупкости. Вот, казалось, было оно в силе и
здоровье. И вдруг, все исчезает, испаряется, будто и не было славных традиций,
великих примеров.
Страшно включать
телевизор, открывать книги, изданные в России. Большевики не смогли одолеть
великий бунт правды против лжи, правды подлинной культуры. Корысть оказалась
сильнее самой варварской цензуры. Все рассыпалось в прах. Все превратилось в
подобие умной и неожиданной израильской рекламы: лежит голый парень в полном
восторге, лежит на матраце из денег, и доллары падают на него сверху, как
благодатный дождь.
Мы все с ним, рядом с
тем парнем. Нашу душу греют только деньги, падающие с неба.
И ВОТ ПРИШЕЛ БЕН
ЛАДЕН.
Еще одна реклама:
осень, ветер, листопад, чудный желтый лист падает на землю, а из земли
выдирается навстречу тревожному небу рука человеческая. Кого зовет мертвец, что
нужно ему в мире живых?
Искусство и Бог не смогли спасти род людской
от бездны падения в 20 веке. Новый век – век мести и отказа от Бога и
искусства. Век атеизма, лжи и массового потребления развлечений. Век, убивающий
саму суть искусства.
Вновь кто-то, не мы
сами, виноват в нашем падении, в Холокосте, в безумии кровожадных толп, в
мировых и гражданских войнах. Рабле и Свифт виноваты, Толстой и Чехов,
Рембрандт и Ван Гог, Бах и Моцарт… Бог виноват? Богодуховность в искусстве?
Пока было все это, и была надежда на спасение, на цикличность бытия нашего, на
возможность победы добра в каждом, трагическом цикле нашей истории.
На скамейке в нашем
парке сидит безумец и повторяет без конца:
« И ВОТ ПРИЛЕТЕЛ БЕН ЛАДЕН».
-
Прилетел и улетит, – утешает его спутница.
Улетит ли?
Но вот
прошли годы. Улетел, испарился, кончился Бен Ладен. Но что изменилось? Ничего.