Как я уже не раз писал, сегодняшняя российско-украинская война изменит политическую, да и не только политическую, ситуацию, можно даже сказать изменит лицо мира. Она изменит Россию, изменит то, что нынче называют коллективным Западом, т. е. Европу и Америку, и даже, может быть, весь мир, поскольку весь сегодняшний мир связан тысячами нитей. Но поскольку я израильтянин – репатриант из России, мои мысли заняты главным образом именно этой (как принято говорить в Израиле «доисторической родиной).
Photo copyright: Canva.com
Сначала почти мимоходом о Западе. Последнее время внимание приковано к Франции, благодаря энергическим действиям её президента Макрона. Но не будем особенно сосредотачиваться на личности, не отрицая, конечно, и её роли в политике страны. Макроновская Франция сегодня, как и век назад, больше всего напоминает засидевшуюся в девках особу женского пола, пускай даже зрелую, но хорошо выглядящую, вдову в поисках нового мужа, или, менее интимно, новой надежды и опоры, чтобы жить за ней как за каменной стеной. Расчёт в этом смысле на США уже не даёт необходимой уверенности, плюс мешает давний – со времён франко-прусской и двух мировых войн – комплекс неполноценности и уже довольно смутная память о славных Деголлевских временах. Короче… не надёжно. Тогда, может быть… Китай?
И, кстати, об Америке. В самом деле – самая богатая, самая могучая страна бесспорно однополярного (пока) мира, тратящая на защиту общечеловеческих ценностей больше, чем все её союзники вмести взятые, при (заметим) полном отсутствии благодарности со стороны облагодетельствованных. Ну, скучно же! В связи с чем Соединённые Штаты резко меняют направление и начинают потихоньку предавать своих союзников и друзей. Не помню, кто удачно на эту тему высказался, начинают «проклинать всё, чему поклонялись и поклонятся всему, что проклинали». Потихоньку, почти незаметно предавать истекающую кровью Украину, предавать старого и верного союзника Израиль, снова открывая свой бездонный карман для палестинских террористов и хитро подмигивая вчера недружественному, а сегодня почему-то милому сердцу Соединённых Штатов Ирану. Предать афганскую оппозицию, оставив их врагам талибам оружия в десять раз больше, чем поставляют Украине. Оставив без поддержки строящий демократию Египет за то, что он сверг власть друга Обамы «мусульманского брата» Мурси… И, похоже, вот-вот предадут самих себя.
Когда я был в гостях в Соединённых Штатах, я слышал подобные истории. Богатый чувак, уставший от своего процветания, поджигал свой дом и, зашив в спальный мешок миллион-другой долларов, уходил жить в сабвей. Не знаю, насколько достоверны эти рассказы, но на месте руководства Тайваня, я бы задумался… Но не будем о грустном. Итак, о России. Сейчас, до окончания войны нет смысла гадать о её послевоенном устройстве, хотя этими гаданиями и пророчествами занимается уйми людей, в том числе и я, грешный. Вернёмся к реальности. Для меня пока что ясно одно. Вопрос о будущем России будет серьёзно решаться только после окончания войны и только при условии безоговорочной победы Украины. То есть сегодня всё решает поле боя. А что же будет после? И здесь своё решающее слово должна сказать оппозиция. Будем реалистами: в России оппозиции, о которой стоило бы говорить, не существует. Я полон уважения к Навальному, Яшину, Кара-Мурзе и десяткам таких, как они, но полагаю, что влияния на внутрироссийскую ситуацию они не имеют. У Навального сегодня есть несколько тысяч сторонников, завтра их будет несколько сотен, послезавтра его вспомнят несколько десятков.
Задев эту тему, не могу не сказать своего мнения об этих замечательных людях. Возвращение из-за границы Навального и Кара-Мурзы, не отъезд за границу Яшина являются свидетельством их гражданской ответственности, человеческой порядочности и чести. К сожалению, для всех нас названных качеств не хватает для того, чтобы стать реальной политической фигурой. Мы привыкли говорить, что политика – грязное дело. В каком-то смысле это верно: в настоящем политике обязательно должна присутствовать какая-то, скажем так, червоточинка. Посмотрите хотя бы на уже упоминавшегося Макрона. Вообще я думаю, что политиком нужно родиться, как нужно родиться поэтом или художником. Сегодня реальная российская оппозиция существует только за границей. Время от времени я слышу или читаю материалы Вильнюсского Форума Свободной России. В рядах которого наличествует, говоря словами Ленина или кого-то из сподвижников, разброд и шатания. Эту ситуацию я не критикую: она естественная и нормальная. С частью этой оппозиции, – теми, кто считает необходимым условием возрождения России её обязательный разгром, я согласен и совершенно не согласен с частью, твердящей мантру «Путин – не Россия» и «Россия – не Путин», которую нынче принято называть «государственниками», а во время Гражданской войны называли сторонниками «единой и неделимой», то есть, той частью, которая в те времена дала Генштабу Красной армии ряд царских генералов, а позднее возвратившихся монархистов типа Василия Шульгина.
Насчёт рождения политиком. В 80-е и 90-е у меня в мыслях не было считать себя политологом, но кое-что я улавливал интуитивно (плюс всё-таки истфак ЛГУ). Когда Генсеком ЦК КПСС стал Горбачёв, я воспринял это как нечто естественное, точнее сказать, нормальное. На мой взгляд, Горбачёв родился Генсеком. И стал им не потому, что ему покровительствовал Андропов, а он сам смог переиграть Романова и его команду (что, конечно, имело место), а потому что Генсеком родился. Пусть слабым, пусть неудачным, но он занял подобающее ему место. А вот стать Президентом демократической страны – не смог. Это было «не его». А, скажем, Ельцин родился секретарём обкома КПСС и секретарём обкома умер, побыв случайным человеком на посту Президента и убыл, успев набить карманы себе и своей родне.
Но вернёмся к оппозиции, точнее, к её задачам. Не то что решения, даже постановка этих задач дело непростое. Вот, например, сравнительно недавно возникший вопрос о «хороших русских». Хорошие русские – кто они? Если серьёзно – вопрос действительно непростой. Недавно из рядов оппозиции поступило предложение соорудить нечто вроде паспорта «хорошего русского». Человек подписывает анкету, где заявляет, что он противник войны – раз, что он противник Путина – два, дальше не помню, но достаточно и этого. Я не говорю о технических возможностях проекта. Ну, типографию, одну или десять, напрячь можно. Но распространить это в России – даже не сейчас, а в послевоенной, на все её миллионы… Конечно, кто-то подпишет с той же лёгкостью, с какой ходил и ходит на выборА, выбирая одного из единственного. Кто-то не подпишет по причине въевшегося страха перед любым официальным документом. Кто-то подпишет, потому что этого от него требуют. Определить, кто из подписавших и не подписавших является «хорошим русским», кажется мне делом невозможным.
Оставим паспорта. В последнее время в СМИ порхает множество цифр из множества опросов. Привожу с потолка, но достаточно правдоподобные. 15% российского населения «ястребы», твёрдо стоящие за войну, даже упрекающие Путина за слабость и мягкотелость. 15% – число не решающее. 15% активных противников войны и Путина. Что в их силах – мы видим. Оставшиеся 70% – пассивные сторонники режима, Путина и, если это, само собой разумеется, войны. Вот о них мне бы хотелось сказать подробнее. Если с кем-нибудь из этих 70% поговорить лично, то окажется, что он против войны, не сумасшедший же он в самом деле! А за режим и лично Путина? Если честно, то он, скорее всего, не ЗА. Но и, скорее всего, не ПРОТИВ. Вот это НЕ ПРОТИВ и является главным – в том, к какому лагерю его отнести.
Я прожил в России большую часть жизни и прожил с открытыми глазами. Настолько открытыми, чтобы понимать, что подавляющее большинство русского населения НЕ ПРОТИВ чего-то, и НЕ ЗА что-то. Они даже НЕ ЗА СЕБЯ, Они ВОТ ТАК КАК-ТО. Режим их не боится – и прав. Но оппозиции на них рассчитывать (что многими оппозиционерами делается) – большая ошибка. Нельзя недооценивать вот эту смутную поддержку режима этим болотом. Оно ещё может сказать своё слово и нет никакой гарантии, что это слово не будет страшным. Старость – не помню, кто из русских оппозиционных интеллигентов сказал, что «нам надо благодарить царское правительство за то, что оно держит в узде так называемого простого человека. Ибо не известно, что он с нами сделает, освободившись от этой узды».
Из всей вильнюсской «бригады» мне ближе всех Гарри Каспаров. С чем-то в его позиции я не согласен – например, с тем, что в 2011-м году Россией был упущен шанс пойти по демократическому пути. Чтобы не вдаваться в ненужные подробности, скажу просто: если этот шанс был упущен, то этот шанс был либо заведомо проигрышным, либо его просто не было. Короче, я хочу опять вернуться к «хорошим русским» и вернуться, как всегда, окольно. Меня интересует, откуда в Германии после капитуляции появилось так много «хороших немцев»? Именно много, ибо не оккупационные администрации и их войска составили огромную массу чиновничества, того самого чиновничества, которое на практике управляет жизнедеятельностью любого государства. Одиннадцать человек гитлеровской верхушки повесили, кто-то получил сроки, кого-то из военных преступников казнили на освобождённых территориях, а остальные миллионы, которые кричали «ХАЙЛЬ ГИТЛЕР и ЗИГ ХАЙЛЬ!», конвоировали и расстреливали пленных, вешали партизан и тому подобное? Вот большая часть этих самых и стали «хорошими немцами», потому что отделить хороших от нехороших никому, включая оппозиционеров из среды этого же народа, не под силу. Это было не под силу немцам, не под силу голландцам, которые сегодня – в 2023-м году – подняли документы времён Второй мировой и обнаружили, что голландских коллаборантов, которых, как считалось, было 20000, на самом деле было 200000. Так ведь голландцы – маленький народ, их подсчитать легко. А в России?.. А если ещё учесть, что почти в её сердце, вдоль её великой реки Волги живут почти сплошь инородцы – марийцы, мордва, татары, башкиры, ещё чуть-чуть ниже – калмыки и совсем рядом народы Северного Кавказа, которые ещё не сказали своего слова, но вот-вот его скажут?
Может быть, рано об этом думать, но помнить и учитывать – надо. И кто же будет думать за русский народ? Ответ прост – тот, кто судьбой (или историей) на это назначен. То есть, русская интеллигенция. Сегодня часто раздаются голоса о том, что сама Великая Русская Культура во много виновата в нынешней ситуации, ибо, будучи мозгом и голосом народа, внушила ему вредные идеи, которые и довели народ до сегодняшнего одновременно жалкого и страшного состояния. И эту мысль о вине русской культуры перед русским народом отмести сходу не получается. Потому что именно отечественные интеллигенты в девятнадцатом веке, вернувшись из германских университетов и увидев российскую реальность, ужаснулись и от зависти к западу и жалости к своему народу внушили ему мысль о его высочайшей духовности, всемирной отзывчивости и отдельности пути, а их наследники – о том, что он самый великий, да ещё с «имперским самосознанием», о чём сам народ, что называется, ни сном ни духом. И хотя поголовно неграмотный до революции (не шибко грамотный и сейчас) народ не был знаком с антипольскими, антиукраинскими, антивенгерскими (Тютчев) и тому подобными текстами русских классиков, всё же хотя бы часть вины с русской культуры снять не удастся. А, значит, обо всём этом надо будет думать и делать это придётся оппозиционной интеллигенции. Не забывая, скажем мы, о прошлых ошибках.
В одном интервью Гарри Каспаров высказал очень интересную мысль, которой я до того не слышал, несмотря на её элементарность. Сформулирована она была кратко: «нельзя выбирать цель, игнорируя процесс». А смысл её был в том, что перед первыми в России демократическими президентскими выборами рейтинг Ельцина был где-то ниже десяти, а у его соперника лидера Российской Компартии Зюганова был значительно выше. Поэтому тогдашняя демократическая верхушка: Чубайс, Гайдар, Шахрай, Шохин. Явлинский со товарищи приложили гигантские усилия, включая приглашение зарубежных политтехнологов – и в момент выборов «демократ» Ельцин на много очков опережал Зюганова. Идея была в том, что коммунист Зюганов в случае своей победы вернёт СССР, чего, «демократ» Ельцин не допустит. Что из этого, назовём вещи своими именами – «трюка» вышло, у нас перед глазами. Даже я, не профессиональный политик, ещё тогда понимал, что трусоватый и туповатый Зюганов (назовём его «господин минус один») совершит максимум что-нибудь символическое в указанном направлении, в вот преемник Ельцина (которого назовём «господин ноль) может стать и стал (назовём его «господин минус сто под аббревиатурой КГБ»).
От всей души надеюсь, что сегодняшняя оппозиция подобной ошибки не совершит. Так же как, надеюсь, не начнёт загодя делить портфели. В сегодняшней оппозиции я не вижу будущего президента или премьер-министра. И дело не в моём плохом зрении или в том, что таких людей нет. После падения гитлеровского режима, державшегося на всем нам известных Геринге, Геббельсе, Гиммлере, Кальтенбруннере, Бормане, Мюллере и так далее, вдруг откуда-то взялся неизвестный широкой рублике Аденауэр, очень быстро ставший серьёзным, всеми признанным политиком, а также малоизвестный Экхард превратился в серьёзного экономиста, отца западногерманского экономического чуда. Так что переживать по поводу нехватки кадров рано – придёт время, и они обязательно появятся.
И наконец, о главном. Ни об Украине, которую я, несмотря на то что все мои корни именно в её земле, знаю недостаточно хорошо, ни о Западе, который знаю ещё хуже. А о России, будущее которой, на мой взгляд, зависит от трёх, позволю себе это слово, игроков. Имена которых Традиция, Жизнь, и Господь Бог. Первые два настолько срослись друг с другом, что разделить их практически невозможно. Вот об этом двуедином игроке я и хочу сказать в первую очередь. Когда-то в школе, а позднее в университете я читал о том, что повсеместно распространённое в мире рабство исчезло с исторической сцены, ибо, как сообщали учебники, стало экономически неэффективным. Я принял это на веру, но спустя какое-то время задумался. Почему до поры до времени было эффективным – посмотрите, например, на афинский Акрополь, малоазиатскую Пальмиру или римский Колизей – и вдруг на-тебе! Стал неэффективен. Я подумал, что-то почитал и понял.
Рабство было экономически выгодным, пока раб молился Афине, Гебе, Зевсу, Юпитеру, Гефесту, всех не перечислить, и кроме внутреннего удовлетворения ничего в сущности не получал. А пришедшее на смену этим богам христианство объяснило ему, что его земная жизнь – миг единый, а настоящая, вечная наступит потом, после его смерти. И вот там, в этой вечной жизни он ответит за всё – и плохое и хорошее – что совершил в этой, ненастоящей. И что там, в той настоящей жизни его господин так же, как он, ответит и за свои хорошие, и за свои злые дела. То есть, это учение, ставшее религией, уравняло раба с господином, наделив его тем, чего у него раньше не было – человеческим достоинством. А теперь чуть отвернёмся от религии и подумаем, откуда взяться человеческому достоинству у людей, которые всю свою историю провели практически на положении рабов. Которые жили и до сих пор живут в комнатах с обваливающейся штукатуркой, текущими кранами и дощатыми уборными во дворе. Тем, кто считает, что я сгущаю краски, я могу дать в Санкт-Петербурге, самом европейском городе России, адреса общественных туалетов с длинной канавкой для мочи и рядом дыр, ничем не отделённых друг от друга, для совершения более важных действий. (О чём, кстати, упоминала и Марина Влади) О каком человеческом достоинстве может идти речь в подобных условиях? Так вот как раз ЭТО жизнь, и ОНА ЖЕ традиция. И, наконец, о третьем участнике решения российской судьбы. О том, Кто сотворил человека, вдохнул в него душу и дал ему право выбора между Добром и Злом.
Что выберет Россия? Я не знаю. Я только знаю, что выберу я. А я выберу уютно устроиться в удобном кресле, запахнуть на себе богатый восточный халат, закурить дорогущую гаванскую сигару и, прихлёбывая отборный коньяк Hennessy, лениво размышлять: Ну да… конечно… а, в общем, посмотрим… посмотрим…
Владимир Ханан