понедельник, 19 августа 2024 г.
Блинкен: Нетаниягу принял предложение. Теперь дело за ХАМАСом
Еврейское царство
Еврейское царство
Поэт и прозаик Ламед (Лейви-Иешуа) Шапиро (1878–1948) прожил трудную и беспокойную жизнь, со множеством переездов между Киевом, Одессой и Варшавой, а далее Лондоном, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Творческое наследие оставил камерное. В этом наследии велика была роль русской литературы, в частности Достоевского. И среди рассказов Шапиро попадаются настоящие жемчужины. Они впервые переведены на русский язык и готовятся к выходу в свет в издательстве «Книжники».
Продолжение. Начало в № 374–388
Из записной книжки
1
Хочу вам одну историю рассказать — про себя. Но вы не подумайте, может, это и про вас тоже. Сейчас увидим.
Есть у меня друг, коммунист. «Настоящий», из тех, кто «состоит в партии». Он обижается, когда она поступает не так, как он считает нужным, но из партии не выходит. И обижается. И делает, что прикажут. И опять обижается. И опять делает, что прикажут.
Однажды случайно встречаю его в гостинице, в одном городе недалеко от Нью‑Йорка. Я по делам фирмы разъезжаю, продаю кое‑что. Какая разница, что именно. Неважно.
Ну вот, уже собираясь уезжать из гостиницы и из города, рассказываю своему другу:
— Как ты помнишь, у меня с желудком проблемы, не про тебя будь сказано. Поэтому еду, которая мне подходит, всегда с собой беру: коробки, банки, пакеты, бутылки… Зимой в гостинице за окно ставлю, чтобы на холоде лучше сохранялось. Ну вот…
А вчера смотрю, баночка горчицы пропала. Еще банку с холодным мясом туда ставил — крышки нет. Выглянул в окно на «аллею» — закоулок за гостиницей — так и есть: вижу, желтеет внизу нечто очень неприятное, а рядом жестяная крышка валяется. Ну, понятно! Прислуга, черная, негритянка, уронила.
— Как отвратительно люди работают! — говорю другу. — Как нерадиво, небрежно, неаккуратно свою работу делают — любую работу!
Мой приятель молчит.
— С другой стороны, — продолжаю, — а почему она должна работать «аккуратно», если на ней несколько этажей за ничтожную плату? И ей плохо, и мне неудобно. Ну, захотелось ей попробовать, что у меня там за окном, так попросила бы! Там всего‑то на несколько центов. Что мне, жалко? А так, не упади крышка вниз, я бы, может, и не заметил, а потом сам бы стал есть. Бр‑р‑р!.. А теперь дозваться ее не могу, прячется от меня. Понимаете, до чего мы людей довели? Боятся нас… А я ничего плохого ей делать не собираюсь. Наоборот, уезжаю, хочу несколько центов дать, а она спряталась. Что же делать‑то?..
Рассказываю, а друг молчит, как воды в рот набрал. Я‑то знаю, что он вообще человек неразговорчивый, но тут его молчание меня разозлило. С ним разговаривают, а он будто ничего не видит, ничего не слышит.
Ладно, тут же, при нем, делаю еще одну попытку через гостиничную администрацию прислугу вызвать. Явилась наконец. Дрожит, глаза вот такие, белые зубы, а лицо серое, как рубашка, месяц не стиранная. Я говорю с улыбкой: так, мол, и так, уезжаю, в номере потом приберет. Беру со стола полдоллара и протягиваю ей. А она смотрит испуганно и говорит: «Йессэр!» Взяла полдоллара и вдруг улыбнулась, будто ворота распахнулись. И опять: «Йессэр! Тэнкьюсэр!» И тут же ворота захлопнулись, опять страх на лице, и убежала.
У меня камень с души свалился, я вздохнул и говорю: «Вот видишь…» И сам толком не знаю, что имею в виду. А друг мой помолчал еще немного, а потом встает и с холодной ненавистью, грубо очень, хотя я никогда раньше за ним грубости не замечал, отвечает:
— Значит, теперь порядочным человеком себя чувствуешь, надеешься в рай попасть — и все за полдоллара. А скажи‑ка, проститутке, наверно, тоже только пятьдесят центов даешь?
И вышел.
Само собой, я разозлился. Злость — крепкое вино, и я еще долго ею упивался, но потом удовольствие прошло, и теперь тяжело на сердце. Очень тяжело.
2
Праздник
Сижу как‑то за столиком в баре, а напротив — мужчина средних лет, вернее, не средних, а чуть постарше. Выпил я стаканчик, потом второй, потом третий и говорю:
— На той неделе, значит, праздник у нас?
Он с минуту смотрел на меня, а потом спрашивает:
— Что за праздник?
Объясняю, что за праздник. Говорить мне, правда, сложновато, ведь я уже выпил стаканчик, потом второй, потом третий, но все ж кое‑как языком ворочаю. Он опять помолчал с минуту и спрашивает:
— Вы работаете?
Я смутился. Тоже помолчал немного, и тут он новый вопрос задает:
— Сколько вы без работы?
Да так уверенно, будто у меня на лбу написано. А может, и написано.
— Месяцев девять‑десять, — отвечаю.
Смотрит он на меня и говорит:
— Есть у меня знакомый, бедный фермер, а у него пес по кличке Боб. Возле самой фермы железная дорога, то ли «Би», то ли «О», может, трансконтинентальная, черт ее знает. И каждый раз, когда мимо поезд проходит, Боб бросается за ним как сумасшедший, лает что есть сил, догнать пытается. Стоит однажды мой друг‑фермер, трубку покуривает, смотрит, как собака бежит за поездом, и рассуждает: «Ну, допустим, догонит собака поезд. И что ей с того?»
Я выпил стаканчик, потом второй, потом третий, в голове шумит, не понимаю, куда он клонит.
— И к чему, — спрашиваю, — вы мне это рассказываете?
— Подумал, — отвечает он, — ну, допустим, на той неделе праздник. А вам‑то, безработному, что с того?
Вот так.
Кдушат Леви. Комментарий к Пятнадцатому ава
Кдушат Леви. Комментарий к Пятнадцатому ава
«Не было у Израиля столь добрых праздников, как день пятнадцатого ава» (Таанит, 26б). Объясним это комментарием к стиху: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем» (Шмот, 17:8). А непосредственно перед этим в Торе написано: «…из‑за ссоры сынов Израиля и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?» (там же, 17:7). Раши приводит в комментарии к этому стиху притчу: это подобно маленькому сыну, который восседает на плечах у отца. Попросит он отца: дай мне то — дает, попросит: дай это — дает. Повстречали они в дороге одного человека, а сын его и спрашивает: «Ты не видел моего отца?» Отец рассердился и сказал: «Ты не знаешь, где я?» Сбросил его с плеч, прибежала собака и покусала его. Согласно этому комментарию, отец сознательно пугает сына, чтобы тот понял, что у него есть отец, который может спасти его от угрозы. А когда сын понимает, что у него есть отец, тот приближает его к себе и защищает всеми возможными путями. Вот почему этот месяц называется ав (אב, «отец»), и именно в него был разрушен наш Храм — дабы мы знали, что есть у нас Отец. И когда мы осознаем это, Всевышний отстроит святой Храм заново.
В том же месте Талмуда объясняется про пятнадцатое ава, что в этот день коленам Израиля было позволено сочетаться браком друг с другом . И еще один повод отмечать его как праздничный день — именно пятнадцатого ава выяснилось, что тех людей поколения пустыни, которые должны были умереть на протяжении сорок лет, больше не осталось, и никому не надо жить под страхом неотвратимой смерти. Дополнительная причина: окончание рубки дров , подробности смотри в Талмуде. Согласно общему правилу, то обстоятельство, что у Всевышнего нет видимого образа, символически передается похожей на точку буквой י (йуд). И намек на это содержится в пророчестве Йешаяѓу (10:19): «И [маленький] мальчик сможет их переписать» . Когда же Всевышний начинает «рисовать», то есть проявляться в мире, Его символизирует буква ה (ѓей) . Поэтому ситуация, когда Израиль пребывает в единстве с Всевышним, обозначается сочетанием י״ה (йуд‑ѓей), в котором ѓей как бы тянется к йуд. Это сочетание двух букв в числовом эквиваленте и дает пятнадцать , то есть это число намекает, что ѓей как бы тянется к йуд.
Как известно, каждое колено Израиля имеет свой неповторимый характер , чему соответствует цвет одного из двенадцати камней в нагруднике первосвященника . Однако пока все колена включены в аин («ничто») , цвета всех колен соединены воедино — и на этой стадии Израиль разумом постигает, что у всех нас есть единый Отец на небесах. Объединение этого уровня приводит к тому, что «коленам Израиля позволено сочетаться браком друг с другом».
Кроме того, когда Израиль соединен с аин («ничто»), в нем проявляется богобоязненность , а богобоязненность приводит к мудрости, как говорится: «Вот, страх Господень, он [и есть] мудрость» (Иов, 28:28). А мудрость в свою очередь насыщает жизненными силами, как сказано: «Мудрость сохраняет жизнь владеющего ею» (Коѓелет, 7:12). И это осуществилось благодаря тому, что в день пятнадцатого ава прекратило умирать поколение пустыни.
От имени Аризаля, благословенна его память, передается комментарий к стиху: «[Я] создаю свет и творю тьму» (Йешаяѓу, 45:7) — когда человек всматривается во Всевышнего, он видит тьму, поскольку постичь Всевышнего невозможно. В связи с этим написано: «И ночь, как день, светит» (Теѓилим, 139:12), и такова суть пятнадцатого ава. Название месяца ав означает «отец» и намекает: в этот день Израиль разумом постигает, что у всех евреев есть один Отец на небесах, и они приобщаются к аин («ничто»), который не имеет цвета и, если смотреть на него, представляется темнотой. Все это вместе выражается в окончании рубки дров , поскольку с этого дня дрова уже не могут полностью просохнуть, ибо ночи стали длинными и сила солнца ослабела. В духовном плане это происходит оттого, что Израиль приобщается к аин («ничто»), который уподобляется [из‑за своей сокрытости] ночной тьме.
Иное объяснение слов: «Не было у Израиля столь добрых праздников, как день пятнадцатого ава, в который завершают рубку деревьев для очагов жертвенника» (Таанит, 30б). Надо понять, почему написано именно «у Израиля», ведь на первый взгляд это излишняя подробность. Однако следует заметить, что Израиль произносит благословление только на что‑либо цельное и совершенное. Например, луну благословляют до наступления полнолуния, до тех пор пока она не достигнет своего полного вида , символизирующего цельность и завершенность. И представляется, что в день пятнадцатого ава, когда луна становится полной , ослабевает способность солнца высушивать дрова — и это праздничный день для Израиля, ибо Израиль ведет свой календарь по луне, а народы мира — по солнцу . Получается, что только Израилю хорошо, когда ослабевает сила солнца, и поэтому мудрецы сказали: «Не было у Израиля столь добрых праздников, как день пятнадцатого ава» — именно «у Израиля», ибо когда ослабевает сила солнца, для других народов это дурной знак , а для Израиля добрый. И причина праздника та же, что и при освящении луны.
Объясним еще одну причину, почему «не было у Израиля столь добрых праздников, как день пятнадцатого ава, когда дочери Израиля выходили в виноградники водить хороводы в белых одеждах, взятых взаймы». Возникает естественный вопрос: почему сказано «в белых одеждах, взятых взаймы»? Объясним это на основе изречения мудрецов: «В грядущем Всевышний устроит для праведников хоровод» (Таанит, 31а). Существуют два способа прийти к служению Всевышнему. В одном случае человек сам пробуждается к этому, а во втором пробуждение приходит свыше и вызывает у человека стремление служить Творцу. И то, что в человеке пробуждается само по себе, называется «принадлежащим ему», а то, к чему он приходит в результате пробуждения свыше, называется «взятым взаймы».
К примеру, в Рош ѓа‑Шана человек сам пробуждается к тому, чтобы исполнять волю Творца, и им овладевает трепет перед Днем Суда. Однако пятнадцатого ава пробуждение приходит свыше, ибо в этот день Всевышний приходит судить мир, и когда сказано, что в это время «дочери Израиля выходили водить хороводы» — имеются в виду души общины Израиля «в белых одеждах». «Белое» намекает на аин («ничто»), ибо в белом заключены все цвета . Но это одежды, «взятые взаймы», поскольку пробуждение приходит свыше, и с этим связана такая подробность, как «хороводы в виноградниках». Хороводы водят под музыку, когда кто‑то наигрывает мелодию на музыкальном инструменте, а остальные под нее пляшут. Получается, что музыкант как бы пробуждает всех остальных к пляске, и об этом написано: «В грядущем Всевышний устроит для праведников хоровод», то есть Всевышний пробудит в них стремление исполнять волю Творца. И они будут исполнять Его волю согласно той побудительной силе, которая снизошла к ним свыше. И это в полной мере относится также к дню пятнадцатого ава, в который к нам приходит пробуждение свыше и побуждает нас «водить хороводы в виноградниках».
Это объясняет также слова рабби Йеѓуды от имени Шмуэля, что пятнадцатого ава коленам Израиля было позволено сочетаться браком друг с другом. Как известно, у каждого из наших праотцев был свой особый путь служения Всевышнему. Авраѓам служил Ему посредством любви , которую символизирует субстанция воды. Ицхак служил посредством богобоязненности , которую символизирует субстанция огня. Яаков служил посредством цельности и великолепия (тиферет) , которые символизирует субстанция ветра. Но на самом деле намерение каждого из них было направлено на царство (малхут), то есть они стремились поставить Всевышнего Царем над собой , и это качество символизирует субстанция земли. Поэтому сказал Авраѓам: «Я прах и пепел» (Берешит, 18:27). Таким образом, каждая из четырех субстанций состоит из тех трех субстанций, посредством которых служили Всевышнему наши праотцы. А различные перестановки этих качеств дают двенадцать (4×3) сочетаний по числу колен Израиля, у каждого из которых был свой особый путь служения Всевышнему.
Однако все это относится лишь к той ситуации, когда человек самостоятельно пробуждает в себе желание служить Творцу. Когда же пробуждение приходит к человеку свыше, он может служить Творцу посредством любого из качеств, поскольку снизошедшее к нему пробуждение содержит в себе совокупность всех качеств. Пятнадцатого ава пробуждение свыше приходит, как мы объяснили раньше, наподобие белого цвета, содержащего в себе все цвета. И хотя у каждого из наших праотцев был свой особый цвет, в этот день в мир спускалось пробуждение свыше, которое включало в себя всю совокупность цветов. Вследствие этого пятнадцатого ава коленам Израиля было позволено сочетаться браком друг с другом, ибо каждое из них включало в себя свойства другого.
Месяц ав до пятнадцатого числа несет на себе отпечаток проклятия, а начиная с пятнадцатого числа становится благословенным. И поэтому в слове ав можно увидеть аббревиатуру слов «проклят» (ארור, арур) и «благословен» (ברוך, барух) . Тот же смысл несет в себе и сочетание букв четырехбуквенного непроизносимого Имени Всевышнего, соответствующее месяцу ав : ה‑ו‑י‑ה, которое является к тому же аббревиатурой слов стиха: «Внимай и слушай Израиль, ныне [стал ты народом Господу]» (Дварим, 27:9). Это Имя указывает на принцип, согласно которому расцвет приходит после запустения, а завершенность — после ущербности. И поэтому мудрецы Талмуда истолковали вышеприведенный стих: «Внимай — сначала изучай и старайся понять молча, а когда освоишь, начинай задавать вопросы. В итоге придешь к пониманию и услышишь, как сказано “и слушай Израиль”» (Брахот, 63б).
Книгу Рабби Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви (Святость Леви). Книга Первая. Праздники» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.
ГОРОД ЗА ЧЕРТОЙ ОСЕДЛОСТИ
Город за чертой оседлости
Дела и дни. Из истории евреев в Рыбинске XIX–XXI вв.
Ярославль: ИПК Индиго, 2024. — 288 с.
В «Описании города Рыбинска», изданном этнографом Давидом Золотаревым, среди всего населения мужского пола числом в 149 человек в 1811 году отмечены два еврея. Имена их остались неизвестны, но краеведы, обнаружившие остатки старого еврейского кладбища, полагают, что иудеи в этих местах появились еще в XVIII веке.
История рыбинского еврейства, снабженная архивными документами, воспоминаниями и семейными хрониками, была подготовлена по инициативе Леонида Хаимовича Берковского, легендарного основателя рыбинской еврейской общины «Лехаим», руководившего ею полтора десятилетия.
Его памяти и посвятили книгу ее составители Владимир Рябой, Майя Потемкина, Владимир Смирнов, Борис Крейн.
Невозможно не отметить столь редкое и значительное для провинции издание, выпущенное тиражом 300 экземпляров и достойное стать раритетом.
Российский город Рыбинск, самый северный на волжском берегу, в черту оседлости не входил. Вне ее территории, согласно указу Екатерины II от 23 декабря 1791 года, селиться евреям запрещалось. Следующие за ней государи напринимали целый букет законов, которые еще больше ущемляли права и усложняли жизнь евреев в империи.
Не имея «письменного вида», законного основания на постоянное проживательство вне черты оседлости, еврейские переселенцы, бежавшие от погромов и унижений, тем не менее находили способы закрепиться в бурно развивающемся Рыбинске, прославившемся как хлебная столица.
В конце 1850‑х годов банкирский дом Евзеля Гинцбурга учредил «Общество судоходства по реке Шексне». Первые шесть буксиров пустили между Рыбинском и Белозерском. С самого начала Шекснинским цепным пароходством руководил купец первой гильдии Илья Авербух, прибывший из черты оседлости. Приказчиком в его подчинении служил Юдель Маркон, матрасник и обойщик из Виленской губернии. В той же конторе нашел себе весьма доходное прибежище бывший перчаточник Хаим Шмуилович Шейнкер, отец будущих создателей Голливуда.
Иосиф Шейнкер, Джозеф Шенк, в 1927 году станет учредителем киноакадемии, премии «Оскар» и студии «ХХ век Фокс». Нисон — Ник Шенк — президентом кинокомпании «Метро Голдвин Майер».
Сын же Юделя Маркона Ицхок‑Дов‑Бер, Исаак Юльевич Маркон, окончил Санкт‑Петербургский университет и прославился как мэтр иудаики, создатель Общества любителей древнееврейского языка, активист партии «Нецах Исраэль».
Между тем жизнь в Рыбинске шла своим чередом. Численность еврейского населения к 1900‑м годам выросла в семь раз. Купцы, ремесленники, квалифицированные специалисты играли заметную роль в жизни города.
В Рыбинске, крупном деловом центре, число приезжих то и дело менялось. И вообще критерии постоянного и временного были весьма размыты. В 1886 году городская дума выделила для еврейской общины землю под кладбище.
В открытой в начале 1870‑х годов восьмилетней гимназии еврейские дети имели наконец возможность получать среднее образование.
В издании приводится фотография этого здания, украшенного маген довидами в простенках между окон. Возможно, еврейская община арендовала помещение гимназии для проведения религиозного праздника.
Среди выпускников гимназии числился Моисей Ягода — член семейства переселенца из Плоцка Фишеля Ягоды.
Внук Фишеля, родившийся в Рыбинске Энох‑Генрих Гершенович, Генрих Ягода, — впоследствии комиссар ОГПУ, нарком внутренних дел СССР. Одно время была даже идея переименовать Рыбинск в честь Ягоды.
Рядом с домом Фейги Ягоды, бабушки Генриха, на бывшей Столыпинской улице, в 1916 году жилье сняло семейство Райкиных: Исаак Давидович и Елизавета Борисовна с детьми Аркадием, Софьей и Беллой.
Исаак Райкин, брокер по лесному делу, перебрался в Рыбинск из Риги и устроился на местную лесопилку. Будущий знаменитый артист Аркадий Райкин дебютировал в рыбинском любительском театре, сыграл роль убитого купца.
Список известных уроженцев и жителей города дополняют певица Нина Шацкая, поэт Юрий Кублановский, академик РАН Михаил Перельман, режиссеры Давид Меримсон, Наталия Сац, Илья Авербух и другие.
В 1914 году арендованное ветхое деревянное строение уже не вмещало всех желающих молиться. И через два года на углу Мологотской и Пушкинской улиц построили новое кирпичное здание синагоги по проекту архитектора Георгия Васильевича Саренко, творца ярославского модерна, со стрельчатыми окнами и витражами.
Рыбинская синагога за годы своего существования пережила многое.
В 1929 году были изъяты свитки Торы, окна здания заложены кирпичом.
В советское время помещение занимала молодежная организация речного флота, затем детская спортивная школа олимпийского резерва.
А в 2015 году синагогу вернули Федерации еврейских общин России и передали рыбинской еврейской общине «Лехаим».
Что приводит цивилизации к краху. Недельная глава «Экев»
Что приводит цивилизации к краху. Недельная глава «Экев»
Как не допустить, чтобы свободное общество превратилось в несвободное? В чем главная сложность? Крайне неожиданный ответ дает Моше в недельной главе «Экев». Вот его слова: «Берегись же, не забывай Г‑спода, твоего Б‑га… Возможно, когда ты станешь есть досыта, возведешь хорошие дома и поселишься в них, когда у тебя станет много крупного и мелкого скота, когда у тебя будет много серебра и золота, да и всего [остального] будет у тебя вдоволь, — то ты возгордишься и забудешь Г‑спода, твоего Б‑га, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства <…> [Тогда, возможно,] ты подумаешь: “Я сам, своими силами и крепкой рукою, добыл себе это богатство!” <…> Если же вы забудете Г‑спода, вашего Б‑га <…> то сегодня я предостерегаю вас, что [тогда] вы непременно погибнете!» (Дварим, 8:11–19).
По сути, Моше разъяснял новому поколению: вам кажется, что главным испытанием были сорок лет скитаний по пустыне, а едва вы завоюете и освоите Землю обетованную, у вас больше не будет проблем. В действительности тогда‑то и начнутся настоящие испытания. Когда вы удовлетворите все свои физические потребности, когда у вас будут своя страна и суверенитет, обильные урожаи и надежные дома, для вас начнутся духовные испытания.
Главное испытание — не нищета, а достаток, не страх за свою безопасность, а чувство полной безопасности, не рабство, а свобода.
Впервые в истории Моше изложил обиняками один из законов истории. Много веков спустя тот же закон сформулируют великий исламский мыслитель XIV века Ибн‑Хальдун (1332–1406), итальянский политический философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), а совсем недавно — историк из Гарвардского университета Ниал Фергюсон. Итак, Моше описывал, как цивилизации приходят к упадку и краху.
Сходным образом Ибн‑Хальдун замечал: когда цивилизация становится великой, ее элита привыкает жить в роскоши, а нация в целом утрачивает то, что Ибн‑Хальдун именовал «асабия» — социальную солидарность. И тогда нация оказывается бессильна под натиском более целеустремленных и сплоченных завоевателей, хотя их цивилизация менее развита.
Похожий круговорот событий описал Джамбаттиста Вико: «Сначала люди ощущают необходимое; затем обращают внимание на полезное, потом замечают удобное, после развлекаются наслаждением и потому развращаются роскошью; наконец, безумствуют, растрачивая свое имущество» .
Ту же мысль ярко выразил Бертран Рассел во введении к своей «Истории западной философии». Рассел считал, что наша цивилизация достигла высочайших вершин дважды: в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Но у него хватило честности, чтобы подметить: те же черты, которые привели эти цивилизации к величию, несли в себе зародыш их гибели: «То, что произошло в эпоху величия Греции, повторилось в Италии эпохи Возрождения: традиционные моральные ограничения исчезли ввиду их отождествления с суевериями; свобода от оков вдохнула в людей энергию и творческий дух, породив редкостную вспышку гениальности; но анархия и вероломство, неизбежно порожденные упадком морали, привели итальянцев к коллективному бессилию, и они, как и греки, подпали под власть менее цивилизованных, но не до такой степени внутренне разобщенных наций».
Ниал Фергюсон в книге «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» (2011) утверждает, что Запад обрел господство благодаря шести преимуществам, которые Фергюсон, заимствуя жаргон ИТ‑индустрии, иносказательно называет «убойными приложениями». То были конкуренция, развитие точных и естественных наук, демократия, медицина, общество потребления и протестантская трудовая этика. Однако сегодня Запад теряет веру в себя и рискует отстать от других стран и регионов.
Что ж, первым обо всем этом сказал Моше — таков один из лейтмотивов книги Дварим. Моше втолковывает следующему поколению: если вы возомните, что завоевали страну и свободу собственными руками, то скатитесь в беззаботность и самодовольство. Именно с этого начинается крах любой цивилизации.
В одной из предыдущих глав Моше употребляет яркое слово «веношантем» («вы состаритесь» ) (Дварим, 4:25), подразумевая: «У вас уже не хватит нравственных и умственных сил для самопожертвования, без которого не отстоишь свободу».
Неравенство будет усиливаться. Богачи станут беситься с жиру. Бедняки начнут чувствовать себя изгоями. Будет социальное расслоение, обиды и несправедливые поступки. Общество перестанет быть сплоченным. Люди перестанут считать, что их объединяют узы коллективной ответственности. Возобладает индивидуализм. Взаимное доверие ослабнет. Социальный капитал иссякнет.
Так случилось рано или поздно со всеми цивилизациями, даже с величайшими. А для сынов Израиля, малочисленного народа в окружении больших империй, такой исход стал бы полной катастрофой. Как разъясняет Моше в конце книги, пространно описывая проклятия, которые ждут народ в случае утраты духовных ориентиров, Израиль обнаружит, что потерпел поражение и колоссальный урон.
Только на этом фоне нам становится понятен предложенный в книге Дварим грандиозный проект: идея построить общество, которое в силах преодолеть стандартные законы роста и упадка цивилизаций. Идея просто поразительная.
Как ее осуществить? Каждый человек должен нести ответственность за общество в целом, разделяя ее с остальными. Каждый должен знать историю своего народа. Каждый должен постигать законы мироустройства. Каждый должен дать своим детям образование, чтобы они тоже познали и могли выразить свою идентичность.
Правило первое: «Никогда не забывайте о своих корнях».
Следующая задача — упрочить свободу такими способами, как учреждение судов, обеспечение верховенства закона и отправление правосудия.
А еще — забота о бедных. Нужно принять меры, чтобы каждый человек мог удовлетворить свои базовые потребности и благодаря этому сохранить человеческое достоинство. Тех, кто одинок, следует приглашать к себе на праздники. Ежедневно, еженедельно, ежегодно совершать обряды, чтобы помнить о завете, а также каждые семь лет возобновлять его на всенародном собрании. Заботиться о том, чтобы среди вас всегда были пророки — те, кто напомнит народу о его предназначении и разоблачит развращенность, порождаемую властью.
Правило второе: «Никогда не отступайте от принципов и идеалов, на которых основано ваше общество».
Главный способ достичь этого — признать существование силы, которая выше нас. На этом Моше настаивает наиболее рьяно. Когда общество теряет веру в трансцендентное, начинается его старение. Затем общество перестает верить в объективный нравственный порядок, а в конце концов перестает верить в себя.
Правило третье: «Сила общества соразмерна силе его веры».
Только вера в Б‑га научит нас уважать потребности других людей, а не свои лишь собственные. Только вера в Б‑га вдохновит нас на усилия ради далекого будущего, до которого мы не доживем. Только вера в Б‑га может удержать нас от дурных поступков, даже когда мы уверены, что ни одна живая душа о них не узнает. Только вера в Б‑га может даровать нам смирение — единственное качество, которое предохранит нас от звездной болезни надменности и самоуверенности. Ведь эти недостатки, указывает Пол Кеннеди во «Взлетах и падениях великих держав» (1987), порождают завышенное мнение о собственной военной мощи и влекут за собой поражение национального масштаба.
В конце книги «Цивилизация» Ниал Фергюсон цитирует слова неназванного члена Китайской академии общественных наук, которому вместе с коллегами поручили разобраться, почему Европа, до XVII века отстававшая от Китая, затем обогнала его, заняв передовое и господствующее положение.
«Сначала, сказал он, мы думали, что все дело в ваших пушках. Ваше оружие было лучше нашего. Потом мы копнули глубже и решили, что дело в вашей политической системе. Затем мы углубились еще глубже и заключили, что дело в вашей экономической системе. Но за последние 20 лет мы поняли, что на самом деле все дело в вашей религии. Именно [иудео‑христианские] основы общественно‑культурной жизни Европы сделали возможным появление капитализма, а затем демократического политического устройства».
Только вера может спасти общество от упадка и краха. Вот одна из величайших истин, открывшихся Моше, и она осталась верна на все времена.