|
вторник, 16 июня 2015 г.
КАКИМ БЫ БЫЛ СЕГОДНЯ КРЫМ, ЕСЛИ...
НАТО ПРОВОЦИРУЕТ КРЕМЛЬ
Обзор прессы | InoPressa: тема дняНе в силах воевать с НАТО, Путин "притворяется слегка сумасшедшим"
В то время как МИД РФ сдержанно предостерег Америку от размещения тяжелой бронетехники в странах НАТО, граничащих с Россией, министр ВВС США пригрозила "в целях демонстрации силы" добавить еще истребители F-22. Игра "кто быстрее струсит" опасна, предостерегают аналитики в NYT, возлагая вину на "Путина и Кремль" с их гибридной тактикой и запугиванием, чреватыми трагическими инцидентами и катастрофическими ошибками.
В понедельник министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс заявила, что на фоне трений с Россией ВВС США намерены еще более увеличить свое присутствие в Европе, а также, возможно, в целях демонстрации силы разместить там истребители F-22, сообщает The Wall Street Journal.
"То, что происходит в России, - самая большая угроза, о которой я постоянно думаю", - сказала Джеймс на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, добавив, что встретится с союзниками по НАТО, чтобы провести консультации и призвать к увеличению расходов на оборону.
По данным газеты, ВВС США уже усилили патрулирование в Балтии, а также перебросили в Великобританию бомбардировщики B-2 и B-52.
"Москва выразила сдержанные предостережения в ответ на возможное размещение Пентагоном танков и других тяжелых вооружений в странах НАТО, граничащих с Россией", - сообщает The New York Times. В заявлении российского МИДа говорится: "Надеемся все же, что разум возобладает и что ситуацию в Европе удастся удержать от сползания к новому военному противостоянию, которое может иметь опасные последствия".
МИД РФ заявил, что вышеупомянутые планы США подрывают ключевое положение Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года, в котором альянс пообещал не размещать значительные боевые силы у границ России.
Издание отмечает, что незамедлительной реакции со стороны президента Владимира Путина не последовало, хотя, как ожидается, он затронет военные вопросы во вторник при открытии выставки, демонстрирующей новые российские вооружения.
"Россия быстро отреагирует на любые шаги США по наращиванию военных ресурсов в Восточной Европе, укрепив свою западную границу путем увеличения численности войск, танков, самолетов и ракетных комплексов, заявил представитель Минобороны РФ", - передает The Washington Post. По словам генерала армии Юрия Якубова, если американская тяжелая техника действительно появится в странах Прибалтики и Восточной Европы, Россия будет рассматривать этот шаг Пентагона как "самый агрессивный (...) со времени холодной войны".
"Планам по увеличению военных ресурсов в Восточной Европе еще должен дать зеленый свет министр обороны США Эштон Картер", - говорится в статье. Официальный представитель Пентагона заявил в понедельник, что военные лишь пытаются приблизить технику к учебным позициям в Европе на некоторое время, и опроверг точку зрения, что возможное решение "связано с конфликтом на Украине".
Автор статьи цитирует высказывание Путина в интервью Corriere Della Sera, что только "нездоровый человек" может себе представить, что Россия нападет на НАТО.
В конце мая российские "Су-24" подлетели к американскому эсминцу, а британские истребители поднимались на перехват "Ту-95". Теперь эти опасные российские игры в "кто первым струсит" происходят регулярно, пишут в статье для The New York Times Фиона Хилл и Стивен Пайфер, научные сотрудники Brookings Institution (США). Возникает риск трагических инцидентов или ошибочных действий с катастрофическими последствиями.
Ни НАТО, ни Россия не хотят, чтобы случались недоразумения (допустим, истребитель НАТО неверно истолкует действия российского самолета и собьет его), чреватые более широким вооруженным конфликтом. Авторы советуют договориться о правилах приближения к чужим воздушным судам и кораблям, а также о том, кому звонить в неопределенной ситуации.
В статье говорится, что продолжают действовать два соглашения СССР и США, заключенные в 1972 и 1989 годах, у России также есть соглашения с некоторыми странами НАТО, "но текущая ситуация требует разработки сходных соглашений, которые распространялись бы на все вооруженные силы НАТО и России, действующие в Европе и северной части Атлантического океана", и модернизации старых договоров.
"Неясно лишь, будут ли Путин и Кремль приветствовать этот шаг", - продолжают эксперты. "Российская силовая элита знает, что для крупного конфликта с применением обычных вооружений ей недостает экономических и военных ресурсов", поэтому Москва старается добиваться своих целей с помощью гибридной тактики и запугивания. По мнению Хилл и Пайфера, Путин и другие высокопоставленные лица сознательно прибегают к воинственной риторике и "притворяются слегка сумасшедшими, чтобы припугнуть НАТО и ЕС".
|
ОРЕХЪ В ЯБЛОЧКО
Уверен, что народ с воодушевлением прослушал сообщение президента Путина о том, что мы вот-вот поставим 40 новейших баллистических ракет, которые пройдут через вражью ПВО как не фиг делать. Про новые узлы радиолокации, про особое внимание и особую приоритетность военной модернизации. А тут еще макет нашего ответа «Мистралю» показали, а тут и министерство обороны обещает не оставить без ответа американские планы по размещению новейших самолетов в Европе.
Все это говорит только об одном: клиент созрел! Мы полностью морально готовы к гонке. Да-да, я имею в виду ту самую гонку вооружений – и мы к ней готовы. И если Америка и НАТО не дураки, если у них хватит решимости и цинизма – то теперь у них есть способ нас победить. Переговоры и уговоры – это пустая трата времени. Санкции – пустое сотрясание воздуха. Все эти меры абсолютно неэффективны против России. Любое прямое давление на нас вызовет лишь усиление сопротивления и увеличит нашу неадекватность. Мы сделаемся еще упрямее и угрюмее. Иное дело, если вовлечь Россию в игру. В ту игру, в которую она сама с радостью сыграет. Паранойя и мания преследования, синдром защитников осажденной крепости – это всё про нас.
Мы сначала напридумывали всякой ерунды, а потом в нее с восторгом поверили. Мы ждем нападения врагов, мы готовимся дать отпор, мы вооружаемся до зубов, мы готовы снять последнюю рубашку и отдать последнюю копейку ради укрепления обороноспособности. Так почему бы не помочь нам в этом рвении? Почему не подыграть русским, если они сами этого хотят? Разместить какие-нибудь самолеты в Европе, танки в Прибалтику ввести, ракет всяких понаставить, учения провести. А лучше всего – придумать масштабнейшую программу создания военно-космических сил. И всё! Дело считай что сделано. Русские будут отвечать ударом на удар. Будут тоже строить танки и самолеты, новые ракеты, противокосмическую оборону. Во времена моего детства всё это уже было.
Мы ввели войска в Афганистан, мы потратили миллионы на олимпиаду, американцы разместили в Европе «Першинги» и запустили проект СОИ – так называемых «Звездных войн». Рейган назвал Советский Союз Империей Зла. И наша империя была действительно очень на Рейгана зла. И самозабвенно вовлеклась в это дикое состязание. Параллельно воюя в Афгане, параллельно проводя Олимпийские Игры. А тут еще и нефть, зараза, подешевела… И нашей страны не стало. И сейчас всё готово к тому, чтобы снять тот же самый блокбастер повторно. Только уже по современным технологиям, со всеми спецэффектами и прибамбасами. И мы готовы вновь сыграть эту роль. Осталось выяснить, готовы ли они. Хватит ли у Америки и НАТО решимости и цинизма.
ОНИ ЗНАЛИ ВСЁ, НО НЕ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ
Начну с того, чем уместно было бы завершить статью «Инстинкт сопротивления»«Окна», 19.12.13) – жаль, тогда не получилось. Напомню. Там речь шла о новом польском фильме «Стерня» («Poklosie») режиссера
Владислава Пасиковского, который вызвал не только широкий зрительский интерес, но и острую полемику, прежде всего, в самой Польше. Это фильм-покаяние. Время действия – 90-е годы. Молодой крестьянин Юзек
Калина случайно обнаруживает надгробные плиты с непонятными письменами, использованные как строительный материал. И начинает сносить и свозить
их отовсюду на отцовское поле. Он собирает более 300 «мацев» и задается вопросом: куда девались потомки тех, чьи имена на плитах? Ему помогает приехавший из Америки брат. И они дознаются, что одним из исполнителей акции уничтожения местных евреев был их отец, который предоставил для этого свой сарай и поднес огонь к живому костру. Братья входят в жесткий конфликт с односельчанами, не желающими ворошить прошлое. Юзек в этой схватке погибает.
И надо же, сразу после публикации той статьи обнаруживаю в Интернете пост под ником «Liora» о реальном факте, который потрясает не меньше,
чем фильм «Стерня». Оказывается, рядом с небольшим городком Казимеж-Дольный, что неподалеку от Люблина, местные поляки соорудили из 600 фрагментов «мацев» с уничтоженного в годы оккупации еврейского кладбища впечатляющий памятник жертвам Холокоста. В стеле-стене оставлена узкая щель, сквозь которую видно поле и лес, это выход на волю. И когда же поставлен этот памятник местными поляками? В 1984 году! Тогда еще не было Польши, как мы помним, была ПНР – Польская
народная республика в составе социалистического лагеря. В посте Лиоры есть несколько фотографий этой стены из «мацев», а также снимок, на котором поляки Станислав Краевский и Ян Ягельский размечают под нее
плиты.
Не сомневаюсь, режиссер Пасиковский видел народный памятник в Казимеже-Дольном. Наверняка отсюда у него идея фильма.
И я не могу не сделать к своей декабрьской статье этот «досыл», подтверждающий присущий полякам «инстинкт сопротивления», как определил в свое время их особый гонор Иосиф Бродский.
А теперь – к заявленной в заголовке теме. Побудительным импульсом за нее взяться послужил малозаметный, вроде бы, факт из непрерывного потока информации в Сети: Анна Блех, школьница из Нью-Йорка, получила первую премию за лучшее сочинение на тему Холокоста. Умненькая и трудолюбивая девочка не поленилась полистать старые подшивки главной газеты Америки: «Нью-Йорк таймс». И то, что там обнаружила, стало сенсацией не только для нее, а и для многих читателей: какой ужас!
«Ужас» был опубликован, в частности, 2 июля 1942 года на одной из внутренних страниц газеты. Текст без заголовка, неброско набранный на одной из внутренних полос газеты, скорее укрывался от читателя, чем привлекал его внимание – главные новости в том номере (о спортивной обуви и консервированных фруктах) традиционно помещались на первой-второй полосах. А что же ужаснуло автора школьного сочинения в том давнем, «не первой важности», тексте? В нем сообщалось, что нацисты уничтожили треть еврейского населения Польши, 700 тысяч душ.
КАК осуществлялось массовое истребление евреев, там тоже сообщалось. Анну Блех ошеломили не так сами эти факты, она уже немало знала о Холокосте, как то, что в ее благородной Америке, которая была членом антигитлеровской коалиции, возможна вот такая манипуляция общественным сознанием! Листая «Нью-Йорк таймс» военной поры, школьница убедилась, что подобных статей там множество. И что такая практика освещения трагедии европейского еврейства была для газеты продуманной политикой: никто практически в Америке не знал правды о Холокосте, и в то же время, газету трудно было обвинить в сокрытии информации – она там есть.
Кому это было выгодно? Например, владельцу контрольного пакета акций газеты, ее издателю Артуру Хейсу Сульцбергеру. Кстати, еврею с солидной
американской родословной, богатому и влиятельному магнату, уверенному, что ничего общего не имеет с жалким, гонимым еврейством. Анна Блех полагает, что господин издатель главной американской газеты опасался, как бы ее не стали считать «еврейской», от чего пострадает его репутация – в ту пору в США фашизм и его лидер были весьма популярны, а среди евреев, особенно богатых и влиятельных, росло стремление к
ассимиляции. Ладно, черт с ним, отрекшимся от своих корней Сульцбергером – надеюсь, с ним разобрались там, куда все мы, отжив, попадаем.
…Эту историю я впервые услышала в Варшаве, когда шла с колонной в день памяти Яна Корчака путем, каким он уходил с еврейскими детьми к железнодорожному вокзалу, к вагону на Треблинку. В колонне той были, в
основном, поляки – евреев тогда, в августе 89-го, почти не осталось в Польше. О том, как курьер Армии Крайовой, ведущей подпольную борьбу с оккупантами, был отправлен в Англию и Америку с донесением, что немцы истребляют евреев, но ему не поверили, и он покончил с собой прямо на ступенях парламента, я услышала от молодой польки, с которой тогда познакомилась. Имя курьера то ли она не назвала, то ли я не запомнила.
Как я впоследствии выяснила, того молодого поляка, официального курьера Варшавского подполья, звали Яном Козелевским, он сегодня широко известен под псевдонимом Ян Карский. Красавец-подхорунжий Армии
Крайовой, оплеванной и оклеветанной советскими пропагандистами, рискуя жизнью, добыл материалы о Холокосте: под видом украинца-полицая проникал в Варшавское гетто, чтобы своими глазами увидеть этот ад.
Затем добрался до Лондона, а оттуда – до Америки. В июле 1943 года его принял в Овальном кабинете Белого дома сам президент США Франклин Делано Рузвельт. Карский подробно рассказал высокому собеседнику о
положении в Польше и о нацистской кампании поголовного уничтожения евреев. Он выучил свой рапорт наизусть, чтобы «не утомлять» собеседников, уложился в 18 минут. Рузвельт поинтересовался состоянием
конского поголовья в Польше, о евреях вопросов не задавал. Он «не поверил» курьеру. Я закавычиваю это «неверие», потому что сегодня знаю наверняка: не захотел поверить.
К счастью, насчет самоубийства курьера моя польская знакомая тогда ошиблась: Ян Карский прожил 86 лет и скончался в 2000-м в Вашингтоне. В 1944-м написал книгу «История подпольного государства», теперь она
переведена и на русский язык. Он стал Праведником мира, получил гражданство Израиля, женился на еврейке, чья семья погибла в Катастрофе, и называл себя «католиком иудейского вероисповедания».
Карскому поставили памятники, в том числе, и у нас – в кампусе Тель-Авивского университета.
И вдруг узнаю, что был еще один офицер, пытавшийся сообщить миру об истреблении евреев на оккупированной территории Польши, остановить
Катастрофу. Я услышала его имя из уст Яна Карского в документальном фильме Клода Ланцберга «Шоа». Признаюсь, я посмотрела этот фильм в Интернете только недавно, хотя он вышел еще в 1985 году. Ну, не знала о
его существовании. Там, где прошла бОльшая часть моей жизни, подобной информации, понятное дело, не было, а здесь, похоже, уже улеглись страсти, вызванные фильмом Ландсмана в свое время, он стал еще одной
забытой классикой.
И вот, день за днем, смотрю 10 серий документального свидетельства. Автор, тогда человек средних лет, ездит по местам Катастрофы и беседует со свидетелями: выжившими узниками, жителями соседних с лагерями
селений, которые что-то видели и помнили, а то и проживают в бывшем еврейском доме, с чиновниками, планировавшими маршруты «поездов смерти» и т.п. Иногда ему помогают переводчики – Ланцман не владеет польским и украинским.
Одна из серий полностью занята беседой режиссера с одним только человеком: Яном Карским. Вот постаревший, но все еще стройный, прекрасно владеющий речью курьер Холокоста вспоминает свою Одиссею в гетто в сопровождении двух членов варшавского юденрата. Не стану пересказывать то, что увидел тогда поляк, принявший на себя миссию курьера. Меня вдруг зацепило незнакомое имя, прозвучавшее из уст Карского: Витольд Пилецкий. Этому свидетелю, сказал Ян, тоже не поверили. Значит, было два польских курьера Холокоста?! Выходит, два.
Итак, Витольд Пилецкий, ротмистр Войска Польского. Тоже красавец, тоже деятель сопротивления в оккупированной немцами Польше. В сентябре 40-го
под именем Томаша Серафиньского он добровольно сдался в немецкий плен, чтобы попасть в Освенцим, тогда еще только концлагерь для пленных поляков. Ротмистр Пилецкий создал там подпольную организацию,
планировал вооруженное освобождение пленных. Собирал информацию о действиях оккупантов, которую передавал своему Центру, откуда она шла за рубеж. Он стал свидетелем устройства лагеря «Освенцим-2», который назовут «Биркенау» и оборудуют газовыми камерами для массового умерщвления людей. Не дождавшись приказа к восстанию, Витольд и еще двое узников в апреле 1943 года совершили побег.
Пилецкий провел в Освенциме 947 дней – он все видел и знал! И написал подробный отчет об этом: «В Биркенау, в газовых камерах людей уничтожают целыми колоннами, доставлявшимися железнодорожными составами и на машинах – иногда по несколько тысяч в день. Главным образом это были евреи», - писал польский офицер-разведчик. И этот его отчет прямого свидетеля союзники по антигитлеровской коалиции видели. Но подъездные пути к Освенциму не бомбили. Освенцим был освобожден только в январе 1945 года, и то, случайно, без приказа, солдатами и офицерами 60-й армии СССР. Товарищ Сталин, кстати, тоже знал о массовом истреблении оккупантами евреев, В частности, сообщение об этом отправил из оккупированной Одессы командир партизанского подполья Молодцов-Бадаев, были соответствующие донесения от других партизанских командиров. Но реакция Сталина не удивляет – она вполне ожидаема при том, что мы сегодня об Отце народов знаем.
Судьба Витольда Пилецкого, этого рыцаря чести и совести, сложилась трагично. После войны он продолжил сопротивление – теперь уже коммунистам: собирал и передавал за рубеж сведения об их злодеяниях в Польше. Его арестовали органы госбезопасности, пытали и приговорили к высшей мере за «шпионаж». Его дом сравняли с землей, о нем запрещено было писать и рассказывать. И только после распада «лагеря мира и
социализма», 1 октября 1990 г. Военная палата Верховного суда Польши отменила приговор по делу Витольда Пилецкого, пять лет спустя он был посмертно награжден Командорским крестом ордена Возрождения Польши, а 30 июля 2006 г. - орденом Белого Орла. Михаэль Шудрих, главный раввин Польши, убежден, что этот человек, сделавший все, что мог, пытаясь
остановить Холокост, достоин звания Праведник мира. Однако по правилам мемориала Яд ва Шем ходатайствовать о таком звании должны спасенные
евреи лично. К данному случаю, как видим, это правило не применимо. И нет в том вины истинного праведника, поляка Пилецкого – ну, «не поверили» ему те, кто мог и должен был прекратить истребление евреев.
Ах, они не знали? Напомним им Эвиан – название этого французского курорта не случайно стало именем нарицательным. В июле 1938 года по инициативе Рузвельта в Эвиане собрались представители 32 государств, обсуждали вопрос о квоте для евреев, которых Гитлер не желал видеть гражданами Нового рейха. За увеличение квоты проголосовали менее 5
процентов присутствовавших. США проголосовали против, Англия – против.
Куба и еще некоторые страны, которые сначала были «за», последовали за «большими братьями». Хаиму Вейцману слова там просто не дали. Из Эвиана ушла в Берлин телеграмма о том, что ни одна из 32 стран не оспаривает «права Германского правительства на законные меры в отношении некоторых своих граждан». Так Эвиан отказал евреям от дома. И Куба отворотила от
своего берега корабль с 936 еврейскими беженцами, и Турция не впустила 767 румынских евреев, а далее, как говорится, везде, если не считать частных случаев спасения отдельных евреев монастырями, семьями (никак не правительствами!) отдельных стран. Исключением был разве что Китай: когда беженцы, которые по визе Сугихары – японского консула в Каунасе – проследовав через Японию, где задержаться им не позволили, добрались до ворот Поднебесной, и эти ворота перед ними не закрыли. И еще болгарский
царь Борис, союзник Гитлера, как мы знаем, не отдал своих евреев на заклание. Но – своих, а чужих, беженцев из соседних земель, немцы из жизни изъяли.
Итак, с попустительства, даже, можно сказать, с благословения, Эвиана, «некоторые граждане» - сначала Германии, а затем и оккупированных нацистами других государств, числом 6 миллионов душ – в результате
«законных мер» были зверски истреблены. Некоторые историки говорят о заговоре союзников по антигитлеровской коалиции против евреев.
Передо мной книга, вышедшая в 2009-м в Тель-Авиве: «Жизнь, поставленная на перфокарту». Авторы – мои друзья Яков Верховский и Валентина Тырмос, в детстве пережили все ужасы оккупации в Одессе. Такое не проходит бесследно, и чтобы как-то справиться с гнетущими воспоминаниями, они занялись изучением причин и обстоятельств, подвергших их, тогда 10-летнего мальчика и 5-летнюю девочку, смертельной опасности. Они не историки и не писатели – просто добросовестные дилетанты, исследователи «фона», на котором вершились в начале сороковых, их детские судьбы.
Ну, да – это
> > японский консул Сугихара, вопреки позиции своего государства в той
> > войне, продолжал выдавать визы евреям даже из окна своего купе, когда
> > его из Каунаса отозвали (а затем и лишили на родине работы, превратили
> > в изгоя). Британский консул, спасибо ему, тоже рисковал – под
> > воздействием дьявольского обаяния толстяка Мурмельштейна, а возможно, и
> > щедрого вознаграждения – спастись тогда удавалось только состоятельным
> > евреям; консул ведь нарушал эвианское обещание не мешать Гитлеру,
> > данное 32 странами, в том числе и Британией!
> >
> > В завершение приведу две информации из Интернета. Просто информации.
> > Первая: в США возбужден иск против корпорации IBM, где её обвиняют в
> > пособничестве нацистам. В документе содержится требование к корпорации
> > открыть архивы и вернуть доходы от сотрудничества с Третьим рейхом. И
> > вторая информация: в суд округа Колумбия в Вашингтоне подан
> > коллективный иск бывших узников Освенцима против США. В нем говорится:
> > «Весной 1944 г. американские военные отвергли план бомбардировок
> > инфраструктуры и подъездных путей к Освенциму. Таким образом, Вашингтон
> > стал негласным соучастником истребления нацистами еврейского народа».
> > Податели иска хотят выяснить имена американских официальных лиц, а
> > также названия американских концернов, которые сотрудничали с Третьим
> > рейхом.
> > Комментировать информацию не буду. Повторю только: не верьте, что мир
> > не знал о Холокосте во время его
КРОВЬ ДЛЯ МАССОВКИ
Дело было в Сальских степях. Снимался фильм о гражданской войне. Лето, жара под сорок, сухая степь, убийственное солнце. Сложная батальная сцена - белые атакуют, их косят из пулемета. Директор фильма, как было заведено в те времена, договорился с ближайшей военной частью, и еще на рассвете на площадку привезли роту солдат. Часа три их одевали, гримировали, вооружали. Потом ассистенты расставляли "беляков" в цепь, объясняли, как правильно падать, и что ни в коем случае нельзя смотреть в камеру.
Когда солнце начало припекать, прибыл режиссер. С удовольствием оглядел готовую к бою массовку и задал ритуальный вопрос бригадиру пиротехников:
- Ну что, Коля, можно начинать?
- Нет, конечно! - охладил его творческий пыл пиротехник. - Презервативов же нет!
Оказывается, главный "боеприпас" кинематографической войны состоит из резинового "изделия N2", в которое заливается красная краска и опускается маленький пластиковый электродетонатор с тонкими проводками. Затем презерватив завязывается узлом и приклеивается пластырем к фанерке, которая, в свою очередь, приклеивается еще более широким пластырем на тело "белогвардейца" под гимнастерку. В нужный момент нажимается кнопка, грамм пороха в пластиковом детонаторе взрывается, и сквозь свежую дыру в обмундировании красиво летят кровавые ошметки, а иногда даже дым и пламя.
- Я сколь раз говорил дирекции, чтоб купили презервативы, а они не чешутся! У меня же все готово, - завершил просветительскую речь пиротехник, указав на штабель фанерок, мотки проводов и бадью алой "крови".
Режиссер мгновенно вскипел и покрыл директора картины вместе с его администраторами массой слов, которые в те времена считались непечатными. Завершив все это обещанием немыслимых кар, он дал срок на доставку презервативов - десять минут.
Администраторша Марина, девица двух метров ростом и весом за восемь пудов, которая отвечала за подобный реквизит, мгновенно оказалась в студийном "уазике". "Уазик" сорвался с места и помчался в облаке белесой пыли к ближайшему городку. Не успел притормозить возле единственной аптеки, как Марина уже взлетела на крыльцо. Очередь старушек оторопела, когда в торговое помещение ворвалась гренадерского роста массивная девушка - распаренная, красная, запыхавшаяся, словно бегом бежала эти несколько километров, на потном лице разводы серой пыли.
- Вопрос жизни и смерти!.. - воскликнула девушка, задыхаясь. - Я вас умоляю!.. Срочно... Пропустите, без очереди...
Бабушки испуганно расступились. Марина просунула голову в окошечко:
- Я вас умоляю... Вопрос жизни и смерти... Срочно... Сто штук презервативов!
Пожилая аптекарша, напуганная криками о жизни и смерти больше других, впала в ступор. Механически, как робот, она извлекла из нижнего отделения шкафа картонную коробку и принялась заторможенно выкладывать на прилавок пакетики, считая их по одному.
- Женщина! - возопила в отчаянии Марина. - Я вас умоляю! Считайте быстрее! Меня там рота солдат ждет!
РУССКОЕ НАСЛЕДИЕ БАРОНОВ ШТИГЛИЦЕЙ
Людвиг Штиглиц, сын придворного еврея князя Вальдекского, обретший в России вторую родину, сделался личным финансистом императорских особ и был возведен в баронское достоинство. А его сын Александр стал первым управляющим Государственного банка Российской империи (прародителя Центробанка), 155 лет со дня основания которого исполняется в этом месяце.
Потерявший сто тысяч и заработавший миллионы
Шестеро детей из маленького немецкого городка Арользен рано потеряли отца, давшего им первоклассное по тем временам образование. Им пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, возможно, именно поэтому в юном возрасте трое из них, Николай, Бернард и Людвиг Штиглицы, перебрались в Россию. Все они добились успеха на деловом поприще, но шедрее всего удача улыбнулась самому младшему — Людвигу, который оказался в Российской империи в первые года XIX века, когда ему было двадцать с небольшим.
Сто тысяч рублей, необходимые для создания собственного дела, он занял у брата Николая. Поначалу дела пошли не слишком удачно, и юный Людвиг быстро разорился и влез в долги. Однако Штиглиц-младший был усердным и смышленым молодым человеком, успел обзавестись выгодными связями, например, знакомством с графами Нессельроде и Бенкендорфом. Это помогло ему не просто остаться на плаву, но уже через год вернуть все долги вместе с процентами. И еще стать придворным банкиром.
В 1803 году Людвиг Штиглиц записался в первую купеческую гильдию и основал в Петербурге банкирский дом «Штиглиц и К°». Свою первую награду — бронзовую медаль на анненской ленте — Людвиг получил за то, что жертвовал щедрые суммы на военные нужды во время Отечественной войны 1812 года. Примерно в те же годы Штиглиц, чтобы избежать юридических ограничений, которые распространялись на евреев, сменил веру. По примеру многих выкрестов в России того времени он перешел не в православие, а в лютеранство.
Жена Штиглица, Ангелика, родила ему троих детей: Наталью, Николая и Александра, последний и продолжил дело отца.
В 1819 году Людвиг Штиглиц, уже зарекомендовавший себя к тому времени талантливым предпринимателем, стал личным банкиром императора Александра I. Вот что пишет о нем историк Лев Бердников: «Свойственная ему сметливость, оборотистость и точный расчет вкупе с самообладанием и железной выдержкой определили его надежный и быстрый коммерческий успех. Кроме того (это отмечали даже его недруги), Людвига отличали трудолюбие и непоколебимая честность, ставшая своего рода визитной карточкой его банкирского дома». Все эти качества позволили Штиглицу наладить взаимовыгодные связи с банкирскими домами Запада и заняться успешной организацией внешних займов.
Владелец заводов и благотворитель
Несмотря на то что его банк и так процветал, в числе клиентов были самые влиятельные персоны, а «слово ценилось выше векселя», как писала пресса, Людвиг постоянно расширял бизнес. В «копилке» его предприятий оказались бумагопрядильные мануфактуры, сахарные и свечные заводы. Он стоял у истоков первого в России страхового предприятия, финансировал строительство железных дорог, помогал созданию первой в стране пароходной компании.
Деловые предприятия не мешали барону Штиглицу (а в потомственное баронское достоинство за заслуги в развитии российской торговли Людвиг был возведен в 1828 году) уделять время светским забавам: о балах и раутах, устраиваемых им, ходили легенды, они вызывали неизменный восторг столичной аристократии.
Денег на благотворительность барон не жалел. Будучи высокообразованным человеком, он жертвовал громадные средства на нужды образования. Два петербургских учебных заведения, Коммерческое и Торгово-мореплавательное училища, существовали главным образом за его счет. Немалые суммы доставались также Технологическому институту, Дому призрения нищих, детской больнице и приюту.
Умер Людвиг Штиглиц, как писала пресса того времени, «от нервического удара». Случилось это 6 марта 1843 года, было ему 65 лет. Хоронили барона, несмотря на оставленное им тридцатимиллионное состояние, без всякой пышности. В день прощания с ним по просьбе купечества была закрыта биржа, что само по себе уникальный случай. Как вспоминали очевидцы, «когда колесница выехала на Невский проспект, ей должно было остановиться, вся эта широкая улица до перекрестка Литейного наполнена была народом, и по пустынным в обыкновенное время улицам, ведущим на Волково поле, стояли густые толпы». Так почитатели провожали великого русского банкира и филантропа.
Банкир поневоле
Александр Штиглиц оказался достойным продолжателем дела своего отца, хотя в юности не собирался становиться финансистом, поскольку эту роль прочили его старшему брату Николаю. Но тот рано умер, и именно Александр оказался главным наследником всего состояния, банкирского дома и баронского титула. Последний наказ, который Людвиг Штиглиц дал сыну, звучал так: «Люби Россию, и она будет любить тебя». Эти слова оказались пророческими. Поначалу, однако, неожиданный поворот судьбы стал шоком для молодого человека, который собирался заниматься наукой и искусством, учился в Дерптском университете, увлекался литературой и живописью. И все же в 30-летнем возрасте он принимает в свои руки семейное дело.
И надо сказать, что ему быстро удается сохранить процветание банкирского дома «Штиглиц и К°». Он с успехом добивается выгодных зарубежных займов для строительства Николаевской железной дороги, демонстративно отказывается хранить собственные сбережения за границей — несмотря на то что Крымская война фактически обескровила финансовую систему России. Его пример имел громадное значение: множество богатых россиян оставили свои капиталы в России, поместив их в банк Штиглица. Сам он говорил о тех временах так: «Мой отец и я заработали свое состояние в России. И я готов потерять с ней все свое состояние, если она окажется несостоятельной».
Российский Ротшильд и король биржи
Пресса называла Александр Штиглица «российским Ротшильдом». Он был избран председателем Биржевого комитета Санкт-Петербурга, получил чин статского советника. Ходили слухи о его невероятном влиянии на деловую жизнь столицы, поговаривали, что он сам назначает котировки по векселям.
Банкирский дом Штиглица, наряду с финансами, занимался еще и торговлей: он импортировал хлопок, а экспортировал сало, лес, пеньку. Барон был одним из учредителей Московского купеческого банка, владельцем металлургических заводов и золотых приисков. Предпринимательский талант Александра помог ему увеличить отцовский капитал в четыре раза.
Барон Штиглиц увлекся строительством железных дорог, на его собственные средства был возведен участок от Санкт-Петербурга до Петергофа. В 1857 году он стал учредителем «Главного общества российских железных дорог». У организации были амбициозные цели: связать железными дорогами земледельческие районы империи с двумя столицами, Варшавой и побережьями Балтийского и Черного морей.
Однако через два года после создания железнодорожное общество начало нести убытки. Оно потеряло 4,5 миллиона рублей, стоимость акций упала ниже номинала. Параллельно в биржевом комитете у Штиглица появилась мощная оппозиция, выступавшая против монополии, которая закрепилась за ним. Барону пришлось отойти от коммерческой деятельности, он даже подумывал об эмиграции. Но Россия не хотела, чтобы он ее покидал. Штиглицу предложили пост директора в создаваемой в стране государственной банковской структуре. И он согласился.
В то время перед империей стояла задача реформировать свою финансово-кредитную систему, чтобы поддержать развивающееся в России промышленное производство. Этим и занимались государственный банк и его глава, который сыграл далеко не последнюю роль в создании многих российских коммерческих акционерных банков. Государственный банк принял на себя и функции по ведению международных расчетов и получению внешних займов.
И все же Штиглиц довольно рано покинул свой пост и в 52 года вышел в отставку. Более того — Александр Людвигович совершенно устранился от дел и, имея более трех миллионов рублей годового дохода, перешел на положение рантье. Единственное, от чего не отказался Штиглиц, и то по просьбе императора, так это от членства в комитете финансов, где он отвечал за иностранное отделение канцелярии Министерства финансов. За заслуги перед Россией он был произведен в действительные тайные советники, награжден орденом Святого Владимира II степени, а за заслуги по организации Всемирной выставки в Париже получил от президента Франции орден Почетного легиона.
Благотворитель и отец чужой дочери
Чем же стал заниматься еще полный сил предприниматель? Он наконец смог посвятить себя тому, что так любил с юности: искусству. Театр, особенно опера, влекли барона, он не пропускал премьер.
На его средства были созданы Центральное училище технического рисования с уникальным музеем, построены жилые поселки, школа и больница для рабочих его предприятий в Нарве.
Наследников у Штиглица не было. Единственный сын Людвиг умер в раннем детстве. Вместе с женой Каролиной они воспитывали подброшенную в дом еще младенцем девочку. По слухам, приемная дочь Штиглицев была незаконнорожденным ребенком великого князя Михаила Павловича, брата Николая I. Как гласит легенда, барон нашел девочку в саду своей дачи на Каменном острове. Он дал ей имя Надежда Михайловна Юнева (фамилия была придумана потому, что нашли ребенка в июне). Она и стала наследницей барона после его смерти.
Не обошел барон в завещании и главные свои «детища»: больницы, училища, приюты… А своему любимцу — Училищу технического рисования барона Штиглица — он оставил 5 миллионов рублей на создание художественного музея и библиотеки. Сейчас это Государственная художественно-промышленная академия, которая с 2006 года носит имя своего основателя.
Барон пережил жену на 10 лет и умер в 1884 году от пневмонии. Как и отца, его хоронили с особыми почестями. Отпели барона в лютеранской Церкви Петра и Павла и отвезли в Нарву. Рабочие его фабрик несли гроб на руках в семейную усыпальницу, где он завещал себя похоронить.
В жизни Александр Штиглиц руководствовался наказами своего отца, который когда-то написал в завещании: «Любезный сын мой, Александр! (…) Имя, которое носишь, — второй для тебя капитал. (…) Сохрани это имя, дабы оно перешло и к тем, которых однажды после себя оставишь».
И он оставил это имя тому, что оставил после себя: училищу и музею. И всем тем, кто до сих пор пользуется плодами «просвещенной благотворительности» барона Штиглица.
Материал подготовила Анна Кудрявская
СОАВТОР ШЕКСПИРА
Соавтор Шекспира
15.06.2015
Из эстрадного юмориста он превратился в одного из сильнейших драматургов. Легко путешествовал во времени и пространстве. Был на «ты» с бароном Мюнхгаузеном, Тилем Уленшпигелем, Джонатаном Свифтом и Тевье-молочником. Театральная и литературная жизнь в Москве была заполнена им, его искрометным талантом. Он был живой легендой в буквальном смысле этого слова. Трудно представить себе, что со дня смерти Григория Горина прошло уже 15 лет.
Григорий Израилевич Офштейн родился 12 марта 1940 года в Москве в семье военнослужащего. Склонность к литературному творчеству проявилась у Гриши уже в детстве. Писать рассказы, фельетоны, сценки на актуальные школьные темы он начал еще в школе. Но карьеру профессионального писателя поначалу всерьез не рассматривал и после окончания школы поступил в медицинский институт.
Став дипломированным врачом, Григорий Офштейн работал на «скорой помощи» и записывал забавные случаи из своей практики. Впоследствии он любил рассказывать такую историю.
Приехав по вызову, он обнаружил у старого еврея аппендицит. Два здоровенных санитара уже выносят на носилках стонущего старика с сомкнутыми от боли глазами. И вдруг он приоткрыл глаза, глянул на врача, стоявшего над ним, и еле слышно прошептал:
– Скажите, доктор, вы а ид?
– Да, я еврей,– растерянно ответил молодой врач.
– Скажите, доктор,– очень тихо прошептал старик,– а может ли аппендицит быть оттого, что слишком много съел мацы?
– Конечно, нет,– ответил Горин.
И старик вдруг привстал на носилках и, откуда только взялись силы, воскликнул, обращаясь торжествующе к роскошной пышнотелой блондинке, своей невестке:
– Слышишь, мерзавка?– и снова впал в беспамятство.
Ничего не предвещало врачу «скорой помощи» стать блестящим комедиографом, разве что аналогии с уже известными до него литературными докторами – Чеховым и Булгаковым. В свободное от работы время молодой медик остроумно играл идеями и словами, слагая забавные миниатюры, шутки, скетчи и репризы. Он делал вид, что его волнуют еще встречающиеся у нас порой отдельные недостатки. Сатирик-юморист тех лет имел право клеймить оружием смеха только нерадивых официантов, идиотов закройщиков и обнаглевших дворников. Горин исправно клеймил, пока не сочинил рассказ «Остановите Потапова!», который вывел его из юмористов в писатели. После своей первой пьесы «Свадьба на всю Европу», написанной совместно с Аркадием Аркановым, последовал «Банкет», запрещенный партийной цензурой.
Кстати, именно творческому союзу с Аркановым Гриша Офштейн и обязан своим псевдонимом. Как гласит легенда, однажды они принесли в какое-то издательство свой рассказ, и его даже согласились опубликовать, но потом редактор взглянул на фамилии авторов и решил, что это уж чересчур. После чего Гриша и взял псевдоним Горин, причем выбрал его с присущей искрометной самоиронией – Горин не что иное, как аббревиатура выражения «Григорий Офштейн решил изменить национальность».
Позднее Горин скажет устами Патрика из фильма «Дом, который построил Свифт»: «Поэтам бросают цветы, сатирикам – булыжники. Сатирик, который перестал раздражать, – кончился». Но Горин только начинался. В 1970 году он сочинил комедию «Забыть Герострата!», где зримо заявил о своем парадоксальном стиле со всем вытекающим из него горинским своеобразием. «Работник Министерства культуры с выразительной фамилией Калдобин, – вспоминал Горин, – задал мне уникальный по идиотизму вопрос: “Григорий Израилевич, вы же русский писатель? Так? Зачем же вы тогда про греков пишете, а?” Я не нашелся, что cказать в ответ, да и как можно было объяснить этому чиновнику, что кроме его учреждения существует иное пространство, имя которому – Вселенная, и кроме его календарика с красными датами существует иное время, имя которому – Вечность...»
Следуя практике Шекспира и Шварца, Горин-драматург работал в жанре ремейка, используя уже хрестоматийные сюжеты, полагая, что полезнее исследовать миф, уже существующий во Вселенной. Шекспир без зазрения совести брал старинную британскую легенду о короле Лире и, учитывая многочисленные литературные разработки, сделанные до него примерно двенадцатью авторами, смело и вдохновенно писал свою собственную версию. Горин брал «Ромео и Джульетту» и начинал там, где Шекспир останавливался – описывал события, произошедшие с семействами Монтекки и Капулетти после гибели юных влюбленных.
В 70-х сложился блестящий творческий союз Горина с режиссером Марком Захаровым, возглавившим и, по сути, создавшим знаменитый театр «Ленком». Именно здесь, в «Ленкоме», Захаров поставил лучшие пьесы Горина – «Тиль», «Королевские игры», «Поминальная молитва». «Нам с Гориным отлично работалось вместе, – вспоминал Марк Захаров. – Он, как никто из современных драматургов, тонко чувствовал саму природу театра. Конечно, у нас не обходилось без творческих споров, иной раз достаточно бурных, но, в конечном счете, именно в этих спорах рождалась истина, рождался спектакль».
Творческий тандем Горина с Захаровым перекинулся с театральных подмостков в кинематограф и создал такие шедевры, как «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона». Но в кино Горин работал не только с Захаровым: вместе с Аркадием Хайтом он написал сценарий к лирической комедии «Мой нежно любимый детектив», а над сценарием к фильму «О бедном гусаре замолвите слово...» он работал с Эльдаром Рязановым.
К началу 80-х популярность Горина приобрела международный масштаб. Однажды ему позвонили из сирийского посольства.
– У нас в Дамаске, – почтительно сказал ему какой-то деятель сирийской культуры, – состоится премьера вашей пьесы. Я уполномочен пригласить вас. Вы окажете нам честь.
– За чем же дело стало? – спросил драматург. – Я готов и с удовольствием.
– Я заполняю тут на вас анкету, – пояснил невидимый собеседник. – Знаю ваше имя и фамилию, а отчество, простите, не знаю.
– Очень простое отчество, – бодро ответил Горин, – Израилевич.
С полминуты в трубке висело тяжкое молчание, после чего уныло скисший голос собеседника сказал:
– Ну, всё равно приезжайте.
Сам Горин своей лучшей пьесой считал «Поминальную молитву», написанную по мотивам «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема. «Пьеса появилась в тот момент, – рассказывал Горин, – когда страсти по национальному вопросу обострились до такой степени, что получилось, будто мы специально сделали спектакль, чтобы осмыслить выселение евреев в начале века, разделение деревень на русские, украинские, еврейские. А главную роль – Тевье – играл абсолютно русский человек, Евгений Павлович Леонов. Актеры играли без характерных еврейских интонаций, акцента и бород. На сцене было два настоящих хора – русской православной церкви и синагоги. И от этого звучала настоящая боль двух народов – и Б-г, к которому они стремятся. Потому что, как говорится, Б-г един, только дороги к нему разные. Зал плакал и приходил в отчаяние».
В день похорон Горина из печати вышел сигнальный экземпляр шестого тома «Антологии сатиры и юмора России ХХ века», в которую вошло всё лучшее, что было написано драматургом за всю жизнь, в том числе и последняя пьеса «Шут Балакирев». Свои пьесы сам Горин называл комическими фантазиями. Люди в них и смешны, и трагичны. Кажется, что Григорий Горин сам обладал чертами многих своих героев – такой же добрый, как сказочник из «Обыкновенного чуда», такой же правдивый, как Мюнхгаузен. В его уста Горин вложил слова, бывшие девизом всей его жизни: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо – это еще не признак ума, господа! Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
Материал подготовил Роберт Берг
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..