От сухих, протокольных фраз, иной раз, испытываешь большее наслаждение, чем от изящной словесности, хотя бы потому, что не личность автора, как правило, стоит за документом, а само время в его обнаженности, честности ,чистоте или грязи.
Вышедший сборник полон уникальных документов, часто под грифом «секретно» и опубликованных впервые, необыкновенно полезных не только для освещения отношений Израиля и России, но и для понимания характера нашего государства, его настоящего и будущего. Вот почему и сама книга и этот обзор, как мне кажется, будут интересны всем читателям, а не только тем из них, кто увлекается историей.
( Двухтомник, необходимо отметить, вышел очень маленьким тиражом и до сих пор не попал, к сожалению, на прилавки книжных магазинов Израиля.)
На периоде до Войны за независимость нет нужды останавливаться подробно. Это был период знакомства и определения приоритетов. Отмечу только несколько особенностей. Первый из отчета сотрудника Еврейского агентства Э. Эпштейна о беседе с послом СССР в Турции С.А. Виноградовым в январе 1942 г.: « Я был крайне изумлен и оскорблен, когда Виноградов с наивно-удивленной интонацией спросил: « А что евреи в Палестине действительно работают?» Только тут я в полной мере осознал, какую промывку мозгов устроила враждебная коммунистическая пропаганда, представляющая народам СССР еврейское население Палестины как чисто империалистическое и эксплуататорское движение».
Обычную бытовую юдофобию Эпштейн не заметил. И это тоже характерно.
В связи с этим необходимо процитировать еще один документ, отрывок из записи беседы И. Бен – Цви с первым секретарем посольства СССР в Турции Михайловым. Год тот же: « Вы, русские, испокон века были крестьянами, а мы стали ими только сейчас. Мы боремся против существующей в диаспоре концепции, согласно которой еврей всегда управляет, а нееврей на него работает. Мы решили всю работу делать своими руками. Если мы разрешим арабский наемный труд в коллективном секторе, как мы сможем выступать против него в частных хозяйствах? Ведь так мы своими руками подпилим сук, на котором сидим».
Итак, перед нами совсем забытая заповедь сионизма: « Все своими руками». А чем мы заняты сегодня в нашем сионистском государстве? Старательно пилим сук, на котором сидим?
В том же письме дана точная характеристика коммунистического движения в Палестине: « Палестинская компартия еще жива …, и еще предстоит нам столкнуться с ее происками, с ее предательством, с ее доносительством – да, пожалуй, и в еще больших масштабах, чем прежде».
Еще один документ – письмо одного из лидеров того же агентства Э.Сассона тому же Э.Эпштейну о политике СССР на Ближнем Востоке. За четыре года адресат «вырос» и возглавил Вашингтонское отделение Сохнута: « Они хотят быть влиятельным фактором на Арабском Востоке, вмешиваться в проблемы региона и участвовать в определении решений, не платя за это никому… Нам не только не следует опасаться, что русские займут враждебную нам позицию, но напротив – существуют серьезные основания полагать, что позиция СССР окажется дружественной. Не потому, что они симпатизируют нам или ненавидят арабов, а исходя из необходимости свести политические счеты с англичанами... Если кто-то и проиграет – это будут, в первую очередь, арабы и Великобритания. Первые будут вынуждены смириться с советским контролем над своими действиями, вторые – с советским участием во всех восточных делах. Причем и контроль, и участие будут совершенно законными. Советский контроль способен подорвать все политические и социальные структуры арабского мира, а советское участие в делах региона – еще больше ограничить развитие самоуправления на Арабском Востоке».
Удивительно, еще не возникло государство Израиль, а расклад событий и до и после Войны за независимость прогнозируется с точностью необыкновенной.
Хотелось бы в этом кратком, предварительном обзоре остановиться на документах, связанных Еврейским Антифашистским Комитетом. Документы эти не стоят рядом, но собранные вместе читаются, как трагический эпос. Завязка, впрочем, носит вполне оптимистический характер.
Из записки зама Молотова по МИДу С.А. Лозовского: « 10 марта 1943 г. Нам получена в Куйбышеве следующая телеграмма из Нью-Йорка: « Куйбышев, Совинформбюро, Михоэлсу, Феферу. Убедительно настаиваем на Вашем приезде в США и совершении турне по стране. Фонд помощи России в войне смог бы собрать огромные суммы, помочь достигнуть единства еврейского народа. Еврейский совет фонда помощи России в войне»… В связи с этим я предлагаю командировать тт. Михоэлса и Фефера на 3-4 месяца в США, возложив на т. А.С. Щербакова и на меня выработку инструкций для этой делегации АЕК». /
Инструкции эти последовали незамедлительно из записки Лозовского Молотову: « Настоящим направляю Вам директивы о линии поведения Михоэлса и Фефера во время пребывания в США. Основная цель делегации ЕАК – установить сотрудничество советских евреев с евреями США ( за исключением антисоветских группировок) на основе совместной борьбы против гитлеровской Германии и ее вассалов и развертывания в США компании помощи Красной армии. Никаких других полномочий и заданий делегаты не имеют. … Делегаты ЕАК ни в коем случае … не должны высказываться по вопросу международной политики, каким является вопрос об еврейском государстве свободной Палестины, поскольку Палестина, как известно, является мандатной территорией Великобритании. … По отношению к таким еврейским группировкам, которые выступают против СССР. Михоэлс и Фефер должны отказываться от какого бы то ни было с ними общения и дискуссии и не принимать какого – либо участия в устраиваемых ими митингах, демонстрациях и пр. Во время бесед с представителями организаций ( Джойнт, Амбиджан, Еврейский фон помощи и т.д.) они не должны брать никаких обязательств без предварительного запроса НКИД … В случае попытки польских и еврейских врагов Советского Союза поднять на каком-нибудь собрании дело Альтера и Эрлиха ( Альтер и Эрлих – видные деятели Бунда в Польше. Вскоре после начала войны арестованы НКВД и расстреляны. Прим. А.К. ) Михоэлс и Фефер должны твердо выступать в защиту политики СССР, заявив, что уничтожение 5-ой колонны, независимо от национальной принадлежности ее участников, является предварительным и необходимым условием разгрома гитлеровской Германии. В своих выступлениях Михоэлс и Фефер не должны ограничиваться только еврейской тематикой, а говорить о дружбе народов в Советском Союзе»./
В сборнике нет документов, освещающих работу Михоэлса и Фефера в США. Видно, все шло, как было запрограммировано, суммы были собраны огромными и без нежелательных для Сталина, как тогда казалось, эксцессов. /
Двусмысленность политики СССР, поддерживающих борьбу евреев за независимость при откровенно враждебном отношению к сионизму, породила в обществе, особенно среди евреев, разброд и шатания, о чем и свидетельствует секретная записка из Секретариата ЕАК в ЦК ВКП (б) от 31 мая 1948 г. В записке цитируются письма в ЕАК с адресами и фамилиями неосторожных граждан. Вот отрывки из некоторых писем: « … почему же мы стоим в стороне и не принимаем участия в справедливой борьбе наших братьев, героически борющихся против многочисленного врага. … Примите все меры для создания добровольческого легиона евреев – советских граждан». «… Я хочу помочь евреям, сражающимся с интервентами, и прошу Вас сообщить мне, разрешены ли посылки добровольцев в еврейскую армию?». « Одной моральной поддержки мало. Нужно организовать широкую компанию по оказанию материальной помощи нашим борющимся братьям. Необходимо получить разрешение правительства, чтобы евреи, желающие с оружием в руках помогать нашим братьям, имели возможность это сделать". И так далее./
О, наивный народ! Интересно, что стало с людьми, подписавшими эти письма. Привожу их фамилии. Может быть, кто - нибудь из читателей нашей газеты знает об их судьбе. Итак: Арон Перельмутер. Абрам Серпер. Зельман Тойвич…/
Тут же, по приказу сверху, был собран президиум ЕАК. Присутствовали: Фефер, Хайкин, Рабинович, Шейнин, Квитко, Слепак. Новик…. Вот отрывок из выступления Фефера: « Некоторые письма свидетельствуют о том, что наряду со справедливым гневом по поводу агрессии имеются письма, написанные в духе буржуазного национализма… Люди считают, что сейчас происходит легализация того сионизма, который был нами осужден». Шейнин: « Это вредные настроения, дискредитирующие нас, не только большевиков, но и советских евреев. Евреи здесь нашли свою родину, только в Советском Союзе они чувствую себя равноправными гражданами. И вдруг получается письмо из Жмеринки от группы евреев, что они просят разрешения выехать к себе на родину, в Пвалестину. Ведь это неслыханная, возмутительная вещь!» Рабинович: « У нас завтра идет большая, передовая статья … В этой статье … пишется о нашей могучей социалистической родине. Это родина- мать для всех народов». Квитко: « Мы не можем заткнуть рот тем, которые не понимают, что вокруг них делается. Ведь это самая настоящая истерия. Те элементы, которые притаились до поры до времени, думают, что теперь можно легализироваться».
Собравшиеся решили устроить радио - митинг для лечения еврейской «истерики» в СССР. Список тех, кто должен выступить, оглашает Фефер: « Заславский остается. Вместо Леонова нужно поставить Симонова. Это звучит сильнее. Академик Волгин писал очень популярно против антисемитизма. Писатель Бергельсон должен выступить. Потом Полина Гельман – женщина и герой Советского Союза. … Должен выступить Эренбург, он очень популярен, доктор Шимелиович, потом стахановец Метростроя Вениамин Катаманин, писатель Квитко и академик Тарле».
Михоэлса нет на этом заседани. Он убит в январе 1948 год. Первый тревожный сигнал не был услышан будущими жертвами: Маркишем, Квитко, Бергельсоном… Да и не мог быть услышан. Спор между сионистами и интернационалистами решился сам собой.
Фамилии лидеров ЕАК встречаются снова в документах за 1948 год, в связи со знаменитой статьей Эренбурга « По поводу одного письма». Суть этой статьи инспирированной советским правительством заключается в следующем отрывке: « … «еврейский вопрос» может быть разрешен повсеместно только общим социальным, а следовательно и духовным процессом. Разрешить его могут не утописты, да и не дипломаты, а трудящиеся всех стран. Я восхищался мужеством бойцов Израиля, когда они отражали атаки английских наемников, но я знал, что разрешение «еврейского вопроса» зависит не от военных успехов в Палестине, а от победы социализма над капитализмом». Полный текст этой статьи был предъявлен заказчику. На документе значится помета: « Товарищ Сталин согласен».
В той же статье Эренбург подробно остановился на оценке вождем народов антисемитизма.: « В 1931 году, когда страшная туча находила на Европу – за два года до захвата власти Гитлером. И.В. Сталин предвидя злодеяния людоедов, сказал: « Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма».
Что значат речи политиков? Через 20 лет сам «отец народов» решит стать очередным вождем племени людоедов. Решил, не поморщившись. Но прежде следовало поставить жертву на колени. Письмо Эренбурга стало сигналом к наведению полного идеологического порядка в стиле привычном и методами, давно известными. Весь этот ужас с космополитами, «убийцами в белых халатах», с концлагерями, подготовленными для приема сотен тысяч выживших после войны советских евреев, стал возможен только после основательной промывки мозгов, на фоне поддержки СССР национально-освободительного движения еврейского народа за свою независимость. Чудовищны гримасы истории. /
Илью Эренбурга Сталин не тронул. В связи с этим интересен отчет о встрече с ним М. Намира в МИД Израиля: « В России нет еврейского вопроса, и он дружески советует оставить любые попытки втянуть их в сионизм и репатриацию – иначе на нас разозлятся и власти, и представители местной еврейской общины … Эренбург согласен посетить Израиль, но не сейчас, потому что сейчас это будет расценено как политический акт. Что такое «политический акт» – не объяснил. Беседа, проходившая в сдержанном тоне, показала его укоренившийся антисионизм и беспомощные колебания между чувством, что его долг поддержать Израиль, и страхом, что сионистские идеи проникнут в круги российской еврейской общины. Возможно, его позиция отражает какие-то настроения, существующие во властных структурах».
Конечно же «отражает» целиком и полностью, потому и уцелел Илья Григорьевич. Его отражение наиболее устраивало вождя.
Принято считать, что полным откровением стала для Сталина встреча посла Израиля в СССР Голды Меир. И уже тогда, в 1948 г., зародился в его мозгу план жестокой мести «вероломному племени». Вот как это выглядит в документах. Из телеграммы Голды Меир министру иностранных дел Израиля М. Шертоку: « Несколько встреч с евреями высказывают чувства радости по поводу нашего прибытия». Еще одна телеграмма в МИД: « У меня состоялась встреча с главным раввином Москвы Шлифером, мы посетили синагогу. Были трогательные сцены даже на улице. Работники представительства приглашались к чтению Торы… В свое время в московской синагоге 20 тысяч человек праздновали провозглашение нашего государства».
Тут же последовал подробный отчет ответственных товарищей об этом событии наверх, Молотову. Бумагу составил Д.Д. Полянский – в те годы председатель совета по делам религиозных культов: « … г-жа Мейерсон, находившаяся, как того требует религиозная традиция, во время молитвы на «женской половине» ( на хорах), по окончанию ее сошла в главный зал, подошла к раввину, церемонно поклонилась ему, произнесла на древнееврейском языке приветствие и заплакала. Когда Мейерсон и сопровождавшие ее лица, уходя из синагоги, проходили среди молящихся, то многие приветствовали ее аплодисментами.
4 октября, в день религиозного праздника Рош – ха – шана ( Новый год), г-жа Мейерсон вместе с другими членами посольства снова посетила синагогу. Когда она входила в синагогу, то многочисленная толпа, как в здании, так и на улице, приветствовала ее аплодисментами, которые раввин Шлифер пытался прекратить под предлогом того, что такие формы приветствия не могут иметь место в синагоге – молитвенном помещении. Некоторые лица высказали недовольство этим, заявив: «Мы две тысячи лет ждали этого события, как вы можете запретить нам проявлять свои чувства». В синагоге и около нее утром 4 октября было, по приблизительному подсчету, до 10 тысяч человек Совет по делам религиозных культов дал раввину следующие указания» … Далее идут эти указания. Читатель без труда догадается об их характере.
Голду Меир послали к советскому фараона добиться согласия на исход евреев из СССР. Сделать это не удалось. Сталин придумал иное решение «еврейского вопроса». Голду вскоре отозвали в Израиль.
Трагедия с АЕК в сборнике документов заканчивается просто. Телеграмма временного поверенного в делах Израиля в СССР М. Намира в МИД Израиля: « Вывеска Еврейского антифашистского комитета снята. Считаем, что организация закрыта.