В недельной главе «Дварим» Моше напоминиает народу Израиля о его скитаниях в пустыне, и в том числе о так называемом «грехе разведчиков»: «И сказал я вам: Смотри, дал тебе Господь, Бог твой, землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих; не бойся и не страшись. Но вы все подошли ко мне и сказали: «пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем»… И они отправились и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и разведали ее…. Но не захотели вы подняться и воспротивились повелению Господа, Бога вашего. И возроптали вы в шатрах ваших, и сказали: «по ненависти Господа к нам вывел Он нас из земли Египетской, чтобы предать нас в руки Эморийцев на истребление. Куда тут подняться нам? Братья наши расслабили сердце наше, говоря: «народ больше и выше нас, города большие и укрепленные до небес, даже сыновей великанов видели мы там»… И услышал Господь голос речей ваших, и разгневался, и поклялся, сказав: «Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим» (1:20-34).
В книге Бемидбар в этой связи рассказывается: «Калев успокаивал народ пред Моше и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую обозрели, между сынами Израиля, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы обозреть ее, это земля, поедающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди великорослые. Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах. И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Господь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Бемидбар 13:30-14:3).
День, в который народ отказался подняться в Эрец Исраэль и оказался осужден за это на сорок лет скитаний в пустыне — был, как известно, 9-ым ава… — ставшим со временем черным днем еврейского календаря.
Позже именно в этот день был разрушены Первый, а за ним и Второй Иерусалимский Храмы, да и в дальнейшем в эту дату происходило немало бедствий. Так девятого ава было произведено изгнание евреев из Испании. Первая мировая война началась 5-го ава с объявления Австро-Венгрии войны Сербии, но именно девятого ава Германия объявила войну России, в которой в ту пору проживало большинство мирового еврейства. С того момента бедствия полились на еврейский народ рекой.
В нынешнем году эта трагическая для еврейского народа дата приходится на субботу, и связанный с этим днем траур переносится на следующий, первый день недели. И это обстоятельство предоставляет относительно редкую возможность (во избежание омрачения субботнего покоя) сосредоточиться на… положительных сторонах девятого ава.
Прежде всего, следует отметить, что было бы неверно говорить об этом дне как об «объективно» неудачливом для евреев. «Объективно» день этот как раз вполне хорош. Ведь исходно он все же предназначался для вхождения сынов Израиля в свою землю, и только мнительность, только беспричинные страхи и слезы превратили задуманный Всевышним праздник в траурную дату.
Более того, по слову пророка, день этот когда-нибудь все же станет праздничным: «Так сказал Господь Цваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Иеуды радостью, и весельем, и праздниками добрыми» (Захар 8:18).
Пост пятого месяца – это как раз пост девятого аба. Однако и остальные посты связаны на самом деле с теми же событиями – с разрушением Божьего Дома. Так, пост четвертого месяца, 17 тамуза привязан к пробитию первой бреши в городской стене. Два других поста седьмого месяца – пост Гедалии и пост десятого — 10 тевета, так же приурочены в первую очередь к различным этапам этих же катастроф.
Итак, по слову пророка, девятое ава, день, исходно задуманный Всевышним как день вхождения в Эрец Исраэль, еще станет когда-нибудь праздничным днем. Да и ныне в этот день еврейский народ не только скорбит и постится, но также надеется и протестует: надеется на восстановление Храма, протестует против «приговора истории».
В этой связи уместно обратить внимание на то, что в действительности дата девятого ава в определенной мере уже давно выправила свой потенциал, уже давно проявила свою готовность превратиться во время «радости и веселья».
В Иерусалимском талмуде (Таанит 4) рассказывается о том, когда и при каких обстоятельствах Всевышний простил еврейскому народу грех разведчиков. Приведу этот фрагмент по сборнику «Агады», изданному в прошлом веке под редакцией Бялика:
«Ежегодно в канун девятого ава, во все время пребывания народа в пустыне, Моше объявлял по всему стану Израилеву: – Выходите копать могилы! Выходите копать могилы!
Каждый израильтянин, выкопав себе могилу, ложился в нее на ночь. По утрам выходил глашатай, провозглашавший:
– Живые, отделитесь от мертвых!
В живых оказывалось каждый раз меньше на пятнадцать тысяч человек. Так продолжалось до тех пор, пока число умерших не достигло шестиста тысяч. В последний, сороковой год из могил встали все до единого. «Не произошла ли ошибка в счете дней?» – подумали они и легли в могилы также и на следующую ночь, но и на этот раз ни одного мертвого не оказалось, тем не менее они повторили то же самое и в ночь на одиннадцатое, и так еженощно, до пятнадцатого ава. Когда же и на утро последнего дня встали все живыми, народ понял, что эта тяжелая кара Господня прекратилась навсегда, и этот день сделали праздником.
Этим объясняется сказанное мудрецами нашими: «Не было у израильтян высших праздников, чем Пятнадцатое ава и Иом-Кипур».
Итак, грех разведчиков был прощен Израилю 15 ава, как 10 тишрея ему был прощен грех золотого тельца. Между тем из приведенной истории совершенно ясно видно, что прощен Израиль был именно 9 ава, и что если днем искупления греха разведчиков было объявлено 15 ава, то не по сущностным, а по внешним причинам.
Другими словами, в ожидании тех слез, которым предстояло пролиться в дальнейшей еврейской истории, прощальная дата была перенесена с 9 на 15 ава, подобно тому, как переносится на 10 число пост, когда 9 ава выпадает на субботу.
И в такую субботу, — субботу, в которую евреи радуются 9 ава за праздничным столом, вполне уместно вспомнить о будущих, положительных сторонах этой — пока все еще самой трагической даты еврейского календаря.