Еврейство США ассимилируется ускоряющимися темпами. Это было бы печально, если бы не было так опасно.
Евреи по названию и евреи по призванию
Ассимиляция происходит повсюду, это естественный процесс. Однако в Америке она откровенно «разбушевалась». Привычное еврейское сообщество Соединенных Штатов раскалывается и исчезает у нас на глазах.
Уже к 2013 году доля смешанных браков среди американских евреев возросла до 58%. По данным Pew, в смешанные браки вступали 79% нерелигиозных евреев и 36% религиозных – причем с годами цифры продолжают расти. Что касается проживающих в США израильтян, их ассимиляция достигает сегодня невероятных 75%.
Но и это, к сожалению, только часть картины. Свежие данные показывают, что почти половина (47%) взрослых евреев Америки неженаты. Ничего не поделаешь, таковы тенденции, охватившие Западный мир.
Главное же состоит в том, что всё меньше людей отождествляют себя с еврейством в традиционном смысле. Чувство принадлежности к народу ослабевает, прежние рамки и связи трещат по швам. Лишь 47% опрошенных считают «очень важным» свое еврейство. Остальные придают ему меньшее значение, либо не придают никакого.
Молодежь стремительно отходит от еврейских корней: 53% молодых не причисляют себя к евреям «по религиозному признаку» – по сравнению с 32% еще четыре года назад. В целом, этот показатель упал с 2013 года с 78% до 65%. Нет сомнений в том, что для большинства «евреев по названию» и для их потомства следующим этапом станет окончательное растворение.
Важно понять: речь идет не о религиозности, а о внутренней самоидентификации. Массовый переход из категории «евреев по призванию» в категорию «евреев по названию» стал одним из наиболее драматичных поворотов в истории еврейства США. Но не единственным.
Предсказуемые сюрпризы
Да, ассимиляция – естественный процесс. Но не для евреев. Наш народ уже много раз наступал на эти «исторические грабли». То ли мы слишком ловко и рьяно вписываемся в местное общество, то ли подсознательно не можем избавиться от чего-то внутри… Так или иначе, для нас ассимиляция несет реальную, непосредственную угрозу.
Два самых известных и показательных примера – средневековая Испания и Германия прошлого века.
В Испании после великого исхода и массовых крещений осталось порядка полумиллиона обращенных в христианство евреев-прозелитов. В какой-то момент казалось, что страсти утихли. Но нет, вовсе нет. Об этом пишет отец нашего премьер-министра проф. Бенцион Нетаниягу в своей монографии:
«Испания отреагировала на абсорбцию евреев, как организм реагирует на вирус. В качестве антитела она выработала расовую теорию».
Ее закономерным следствием стала очередная резня 1449 года. Заметьте, резали даже не евреев по названию – резали номинальных христиан и их детей, вообще не контактировавших с еврейским наследием.
А затем, в XX веке, нацисты расчетливо и методично избавились от нас по аналогичной, расовой схеме, хотя уровень ассимиляции евреев «просвещенной» Германии составлял порядка 65%. Вполне сравнимо с американскими показателями, верно?
Самое удивительное то, что подобные события всегда заставали нас врасплох и вызывали неподдельное изумление. Не идут нам впрок уроки истории…
Почему разит меч?
Нет, я не запугиваю американских евреев – только привожу факты, которые стоит принять во внимание. Ведь мы все-таки достаточно поднаторели за тысячелетия, чтобы не отмахиваться от реалий мира.
«Этого не может быть?» Еще как может. Сколько ни вытесняй из сознания судьбу собственного народа, она не сжалится над нами, не «амнистирует» нынешнее поколение. Для мира мы – по-прежнему чужеродный элемент.
Почему? На этот вопрос есть множество ответов, и все неполные, ущербные. В лучшем случае, они объясняют детали, специфику – но не исконные причины явления.
Если мы хотим докопаться до корней, до сути и навсегда обезопасить себя от «закланий», надо всего лишь открыть книги каббалистов. Они описали феномен антисемитизма еще до его возникновения и объяснили, как правильно бороться с ним.
Нас ненавидят не за то, что мы чем-то отличаемся, и не за то, что хотим стать своими. Все их резоны – суть отговорки. На самом деле они чувствуют за нами неоплаченный долг. Нечто бесценное. Сокровище, которого мы их лишаем.
Как такое может быть? Ведь мы, наоборот, столько сделали для мира…
Но постойте. «Мы» – это кто? Кто ты, народ Израиля?
Ты появился на свет не как остальные народы – тебя «слепил», собрал, спаял Авраам из древних вавилонян. А потом сплачивали, формировали другие каббалисты, пока ты не получил методику единства и взаимопонимания, науку каббала.
Лишь тогда ты нашел свою землю – осознал свое призвание, свою роль в мире. И нес эту искру всегда, падая и поднимаясь, связуясь в одно и распадаясь на осколки.
Ты построил два Храма любви и отдачи, ты жил по законам доброй взаимосвязи и уходил в изгнания, в раскол и распри. Презирая любовь, ты сам себе был палачом и инквизитором, сам вызывал на себя меч. Можешь сколько угодно винить других, но открой свои книги и почитай. Открой свое сердце и прислушайся. Ты единственный силен не оружием, не традициями и даже не интеллектом – но только внутренним единством, которое возвышается над всеми твоими противоречиями. Оно – твое спасение.
Там, за поворотом
Нет, Америка не исключение. Этот «светоч» западного мира не оставит евреев в покое. Тот же опрос ясно продемонстрировал, куда дует ветер: 41% евреев США считают антисемитизм самой серьезной проблемой современной Америки. Еще недавно, в 2014-м, таких было всего 14%.
Этот поворот нам уже знаком, мы уже знаем, куда он выведет. И нам туда не надо. Миру – тоже.
А потому пора отбросить всё то, что делает нас чужаками друг другу, мешает почувствовать друг друга, несмотря на разность мнений, взглядов, идеологий. Всё хорошее и уникальное в нас послужит настоящему делу, только если мы вместе возведем Храм. Нет, не здание из камня, а единство сердец, которое поможет всему миру найти наконец такую социальную модель, в которой есть достойное место каждому.
Лишь мы знаем, как это делается. Мы умеем «устраиваться», «выбиваться в люди», возрождаться почти из небытия, отстраиваться на руинах катастроф – потому что несем в себе частицу вечности, искру единства, заложенную испокон веков. Как же мы ее реализуем?
В ней наша сила и наша слабость, наша беда и наша надежда. Лишь там, на территории непреходящего единства, всему, что в нас есть, найдется достойное применение.
И вот за это нас оценят. За это нас будут «носить на руках». Ведь именно этого недостает всем – здоровых отношений, доверия, уверенности в будущем.
Это и есть наш долг. Не для себя живет народ Израиля, а для мира. Наша уникальность, наша избранность – в высоком служении другим. И никогда народы не простят нам пренебрежение этим долгом, хотя и не понимают его до конца.
Вот о чем стоит подумать уже сейчас, пока открыто окно возможностей и поворот еще не превратился в опасный вираж. Наступает Судный день – особый момент, когда мы сами судим, поверяем себя. И сами выносим вердикт – решаем измениться, возродить наше единство. Не на словах – на деле. Не для себя – для всех.