23.02.2019 06:53 Фото: 9 Канал
Провалы национальной памяти
Селективная память для народа с такой историей, как наша – это опасная вещь.
В политических страстях конца недели мы забыли ее начало. С польской темой. В которой мы опять наступили на грабли поляков и Катастрофы. Хотя прежде чем напоминать полякам их историю, нам стоит убедиться, что нашу часть мы сами не забываем. И нет лучшего повода, чем 22 февраля. В 110-ую годовщину со дня рождения Александра Печерского. Руководителя восстания в Собиборе.
Печерский – это свидетельство нашей собственной селективной памяти. Командир единственного успешного восстания в нацистских лагерях смерти – в честь которого не названа ни одна улица в Израиле. Драматическая история и восстания, и судеб его участников знакома среднему израильскому школьнику на порядки меньше, чем, например, восстание в Варшавском гетто. Если вообще знакомо. И тот факт, что восстания в других гетто так же мало знакомы среднему израильтянину, утешает мало. А этих восстаний было несколько. Более 14-ти! И каждое было чудом героизма.
Да и сама история Варшавского гетто тоже однобока и ущербна. Всем известно имя Мордехая Анилевича, командира восставших в Варшаве. Но мало кто помнит Павла Френкеля. Или поручика Давида Апфельбаума. Основавших в первые же недели оккупации Еврейскую Военную Организацию – боевое подполье бейтаровцев и ревизионистов. Они вместе с левосоциалистической организацией Анилевича сражались и умирали на улицах Варшавы, но левосоциалистические вожди Израиля первых лет вычеркнули их из национальной памяти. Как идеологических врагов народа.
И поэтому в Варшаве есть площадь Апфельбаума. А вы сейчас впервые услышали про него. Здесь, в Израиле.
Селективная память для народа с такой историей, как наша – это опасная вещь. Именно национальная память сохранила нас как народ все годы рассеяния. Связывая нас с Эрец-Исраэль и со всеми вехами нашей истории. Без знания которых мы не понимаем, почему нынешнюю столицу недвижимости назвали Тель-Авив, а соседний ортодоксальный город – Бней-Брак? И что означает название больницы “Ассута”. Или даже почему национальная монета – это шекель. А не израильский доллар или фунт.
Есть вещи, которые мы обязаны помнить, как минимум. Просто чтобы иметь право называть себя израильтянами. И понимать ход событий вокруг нас. И не пропускать самое интересное. Иначе многое пройдет мимо, и многое другие решат за нас. Те, кто знает – и не хочет, чтобы знали мы. И для этого нужна реформа преподавания нашей истории в наших школах. Реформа изучения нашей истории в университетах. Превратившихся в подпольные лаборатории по выпуску паленой – пропалестинской – “истории”.
Нужно создание и поддержка независимых центров сохранения национальной памяти. Таких, как “Фонд Александра Печерского”, созданного по инициативе энтузиаста д-ра Ильи Васильева, отчаянно сохраняющего память о восстании в Собиборе. Это государственная задача, а не проект одиночек. И мы должны требовать вмешательства министерств просвещения и культуры в этот процесс.
Без этого мы не попадем туда, куда хотим, по нашей национальной дороге. Провалы нашей национальной памяти – это ямы на этой дороге. И хватит уже в них падать…
Источн
В политических страстях конца недели мы забыли ее начало. С польской темой. В которой мы опять наступили на грабли поляков и Катастрофы. Хотя прежде чем напоминать полякам их историю, нам стоит убедиться, что нашу часть мы сами не забываем. И нет лучшего повода, чем 22 февраля. В 110-ую годовщину со дня рождения Александра Печерского. Руководителя восстания в Собиборе.
Печерский – это свидетельство нашей собственной селективной памяти. Командир единственного успешного восстания в нацистских лагерях смерти – в честь которого не названа ни одна улица в Израиле. Драматическая история и восстания, и судеб его участников знакома среднему израильскому школьнику на порядки меньше, чем, например, восстание в Варшавском гетто. Если вообще знакомо. И тот факт, что восстания в других гетто так же мало знакомы среднему израильтянину, утешает мало. А этих восстаний было несколько. Более 14-ти! И каждое было чудом героизма.
Да и сама история Варшавского гетто тоже однобока и ущербна. Всем известно имя Мордехая Анилевича, командира восставших в Варшаве. Но мало кто помнит Павла Френкеля. Или поручика Давида Апфельбаума. Основавших в первые же недели оккупации Еврейскую Военную Организацию – боевое подполье бейтаровцев и ревизионистов. Они вместе с левосоциалистической организацией Анилевича сражались и умирали на улицах Варшавы, но левосоциалистические вожди Израиля первых лет вычеркнули их из национальной памяти. Как идеологических врагов народа.
И поэтому в Варшаве есть площадь Апфельбаума. А вы сейчас впервые услышали про него. Здесь, в Израиле.
Селективная память для народа с такой историей, как наша – это опасная вещь. Именно национальная память сохранила нас как народ все годы рассеяния. Связывая нас с Эрец-Исраэль и со всеми вехами нашей истории. Без знания которых мы не понимаем, почему нынешнюю столицу недвижимости назвали Тель-Авив, а соседний ортодоксальный город – Бней-Брак? И что означает название больницы “Ассута”. Или даже почему национальная монета – это шекель. А не израильский доллар или фунт.
Есть вещи, которые мы обязаны помнить, как минимум. Просто чтобы иметь право называть себя израильтянами. И понимать ход событий вокруг нас. И не пропускать самое интересное. Иначе многое пройдет мимо, и многое другие решат за нас. Те, кто знает – и не хочет, чтобы знали мы. И для этого нужна реформа преподавания нашей истории в наших школах. Реформа изучения нашей истории в университетах. Превратившихся в подпольные лаборатории по выпуску паленой – пропалестинской – “истории”.
Нужно создание и поддержка независимых центров сохранения национальной памяти. Таких, как “Фонд Александра Печерского”, созданного по инициативе энтузиаста д-ра Ильи Васильева, отчаянно сохраняющего память о восстании в Собиборе. Это государственная задача, а не проект одиночек. И мы должны требовать вмешательства министерств просвещения и культуры в этот процесс.
Источн