Даниэль Пайпс. Прогнозируя "сделку века" Трампа
воскресенье, 14 января 2024 г.
Даниэль Пайпс. Прогнозируя "сделку века" Трампа
Даниэль Пайпс. Прогнозируя "сделку века" Трампа
НЕКРОЛОГ В ЭПОХУ ПУТИНИЗМА
Некролог в эпоху путинизма
Смерть Юрия Соломина вновь ставит неприятный вопрос, как относиться к знаковым деятелям культуры, поддержавшим войну
На церемонии вручения государственных наград РФ, Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени награждён художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Фото: kremlin.ru
Уход из жизни «народных» (и в кавычках, и без них) деятелей культуры, часто обретших этот статус еще в СССР, в 2020-е остается одним из немногих факторов консолидации общества — хоть и чрезмерно зыбкой и ситуативной. Если сегодня у условного читателя газеты «Завтра» и потомственного западника-демократа и может найтись точка эмоционального соприкосновения, то искать ее следует в культурном бэкграунде. Вероятно, они оба смотрели знаковые «Живет такой парень», «Начало» или «Мимино», из-за чего новости о смерти Леонида Куравлёва, Инны Чуриковой и Вахтанга Кикабидзе «по разные стороны баррикад» воспринимались как общая утрата.
Это проявляется и в манере подачи некрологов СМИ с полярной редакционной политикой и аудиторией, от «Комсомольской правды» до «Медузы». Когда умер Кикабидзе, «любимая газета Путина», сделав ремарку, что «доброму Бубе» народная любовь готова простить все «спорные политические высказывания» (Кикабидзе с 2014-го года публично поддерживал Украину и называл Путина сатаной), взялась описывать его как уникального артиста «из нашего прекрасного советского прошлого». А, например, в некрологе «Медузы» общественная позиция Куравлёва, ярого симпатизанта российского президента и аннексии Крыма, не упоминается в принципе — в заметке BBC же о ней присутствует крохотный последний абзац.
Стилистически схожим выдалось информационное сопровождение смерти Юрия Соломина, худрука Малого театра, министра культуры РСФСР (1990–1991) и титулованного актера, широкой публике известного в первую очередь по ролям Павла Кольцова в «Адъютанте его превосходительства» и Владимира Арсеньева в оскароносном «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. И сервильные «Известия», и «нежелательная» «Медуза» воспели харизму и талант 11 января ушедшего из жизни артиста. Антон Долин, правда, снабдил свой текст тремя заключительными предложениями: «В переломном 2012-м стал доверенным лицом Путина на президентских выборах. В 2014-м публично поддержал аннексию Крыма. А в 2022-м — уже полномасштабную войну России и Украины».
В сюрреалистическом созвучии «Комсомолки», BBC, «Известий» и «Медузы» можно разглядеть прекрасное свойство искусства, о котором в своем знаменитом эссе писал еще Лев Толстой, — способность объединять людей.
Вот только достижение подобного созвучия есть следствие компромисса: игнорирования или «вынесения на маргиналии» политических позиций деятелей культуры — как чего-то малозначительного или неуместного.
«Если характеризовать его (Соломина. — Прим. ред.) как театрального политика и худрука, то он был не просто лоялистом, но строгим, убежденным, последовательным консерватором… Сегодня — самый неудачный день для того, чтобы возражать его взглядам и критически анализировать сомнительное творческое состояние Малого», — отметит Эсфирь Штейнбок из «Коммерсанта», опять же в самом конце некролога.
И эту точку зрения можно понять. Не только в «самый неудачный день», но и в любой другой редкий театральный или кинематографический критик захочет портить материал о талантливом артисте ложкой дегтя в виде анализа его сомнительной общественной позиции. Для публики это тоже процесс не из приятных: каково, например, человеку, чье мировоззрение когда-то определил блистательный фильм «Курьер», обнаружить, что его режиссер ныне призывает отправлять «противников буквы Z» в концлагеря на стерилизацию? Быть может, из-за социокультурной специфики путинской России, выражающейся в принуждении артистов к кооптации через репрессии, отмены спектаклей или запреты на издание книг, стоит вовсе понимающе абстрагироваться от всех политических жестов и заявлений деятелей культуры — и просто ценить их за их творчество?
Художественный руководитель Государственного академического Малого театра России Юрий Соломин (в центре). Фото: kremlin.ru
«Поэт в России больше, чем поэт»
Крылатая фраза Евгения Евтушенко при специфической интерпретации приобретает неожиданную актуальность для современной России. Поэту в ней действительно дозволяется больше, чем кому-либо еще, — но не в области творческой свободы, а в праве на определенного рода безумие.
Когда Юрий Дудь спросил режиссера Рому Либерова о его отношении к пропутинской позиции актера Виктора Сухорукова, Либеров прокомментировал его цитату о «жизненной необходимости» войны так: «Очень горько слышать об этом. Делаем скидку на то, что это говорит артист, человек увлекающийся». Вспомним иной пример такой «скидки за креатив» — заявление Михаила Ходорковского о Владиславе Суркове в 2013-м году: «Сурков — исключительно одаренный пиарщик, а я за талант могу простить всё — ну, почти всё».
В России действительно сумела сформироваться культура некой сакрализации творческих персоналий как людей не от мира сего, импульсивных и инфантильных, которым можно простить «почти всё». Достаточно написать странный постмодернистский роман «Околоноля» и многозначительно поставить в кабинете на Старой площади портреты Че Гевары и Тупака Шакура — и обобщенная либеральная интеллигенция станет снисходительно воспринимать то обстоятельство, что ты несешь непосредственную ответственность за утверждение в России диктатуры и начало войны в Украине.
ПОДДЕРЖАТЬ НЕЗАВИСИМУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ
Либеров был, несомненно, прав, когда говорил, что из-за особенностей профессии и колоссального тщеславия «артисты в своем большинстве сохраняют детскость… готовность во что-то поверить: в сказку, в легенду, в игру», что часто приводит их в стан увлеченных сторонников или идеологов самых людоедских политических режимов. Однако предоставление им безусловной бессрочной «скидки» на эту детскость может закончиться тем, что артисты начнут пользоваться своим статусом как оправданием «по умолчанию». Хрестоматийный пример — приближенная к Гитлеру режиссер Лени Рифеншталь, построившая карьеру как искусная пропагандистка Третьего рейха и использовавшая для своих картин его ресурсы (например, бесплатный труд цыган из концлагеря Максглан). Когда режим Гитлера пал, свой роман с национал-социализмом Рифеншталь объяснила «наивностью и легковерием», заинтересованностью исключительно в искусстве — и была оправдана.
Если в постпутинской России персоны вроде Владимира Машкова, ныне размещающие на своих театрах огромные буквы Z, открыто поддерживающие аннексию территорий Украины и выдвижение Путина на очередной срок, преуспеют в «рифенштальской» стратегии самозащиты — через художественную наивность и увлеченность — Россия еще больше дистанцируется от построения того, что принято называть институтом репутации.
Пикетчик Александр Мец у здания театра Табакова в Москве. Фото: ОВД-Инфо
Homo Conformis
В чём состоит принципиальное различие между актером-путинистом, скажем, вроде Сергея Безрукова — и немецким писателем и мыслителем Эрнстом Юнгером, сочувствовавшим национал-социализму и поддержавшим оккупацию Франции?
Взгляды Юнгера можно охарактеризовать как ответственную позицию, а взгляды Безрукова — как расчетливый конформизм. Имея статус уважаемой Гитлером фигуры, воинское звание в вермахте и авторитет в НСДАП, Юнгер считал своего поклонника Йозефа Геббельса «банальным», в целом презирал гитлеровское движение и даже был близок к заговорщикам, пытавшимся убить фюрера 20 июля 1944 года. Воззрения Юнгера можно критиковать, однако его отказ от встраивания в гитлеровскую систему, в которой он легко мог быть звездой и идеологом №1, но стал объектом расследования на причастность к операции «Валькирия», как минимум вызывает уважение за приверженность принципам.
В какой-то мере ответственной позицией можно назвать и карьеру дирижера Герберта фон Караяна — фигуры, по сей день провоцирующей широкие дискуссии из-за членства в НСДАП (куда он, вероятно, вступал даже дважды). При этом, в отличие от Рифеншталь и Юнгера, он не был замечен в симпатии или прославлении национал-социализма. «Караян, конечно, не был нацистом. Он был попутчиком», — охарактеризует его 5-й канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. И способность построить головокружительную карьеру в гитлеровской Германии, не «запачкавшись» в нацизме и после завершения войны начав гастролировать по всему миру, тоже может вызывать уважение.
Однако подобным образом оценить политическую активность Сергея Безрукова и множества схожих деятелей не удастся даже с натяжкой. Их отношения с властями строятся на взаимовыгодной почве, не подразумевающей искренности или принципиальности. Еще в 2002-м Безруков вступил в «Единую Россию» и с того момента от «линии партии» не отступал: становился доверенным лицом Владимира Путина, агитировал за поправки в Конституцию, выступал на концертах в поддержку оккупации украинских территорий. Взамен Безрукову выдавали премии, ордена и звания.
Сергей Безруков. Фото: kremlin.ru
Политическую позицию Безрукова (читай: Дюжева, Охлобыстина, Машкова) нельзя в полной мере назвать позицией, поскольку она не предусматривает какой-либо ощутимой ответственности. Это тактический инструмент, используемый публичными персонами по всем признакам из осознанного расчета. В феврале 2012-го года, в разгар «Болотных протестов», Безруков отказался сниматься в ролике в поддержку Путина, пояснив: «Здесь должен быть личный выбор каждого».
Конформизм, резкую смену риторики по принципу «куда ветер подует» и желание находиться на стороне власти среди артистов тоже можно объяснить «особенностями профессии». Но такой подход приводит к абсолютной нормализации конформности как естественного состояния творческого человека, делая сотрудничество с властью безобидным и выгодным предприятием, а самих артистов — легитимным пропагандистским инструментом. И довольно эффективным.
Репутационный капитал
Склонность администрации Путина к поиску доверенных лиц среди известных актеров и музыкантов (как и, например, использование «Почта Банком» в своих рекламных роликах Сергея Гармаша) — это следствие феномена, обозначенного в начале: колоссальной народной любви.
Ее можно назвать репутационным капиталом, причем того же типа, которым обладают харизматические лидеры. Если Юрий Соломин на широкую аудиторию заявляет, что украинское руководство творит «уродство и безобразие», федеральные СМИ тиражируют его точку зрения не из-за ее аргументированности или самобытности — и даже не из-за ее «идеологической выверенности» — а из-за того, что в 1969-м году спикер исполнил роль обаятельного чекиста Кольцова и обрел народное признание. Это, собственно, подвид маркетинга влияния — для политтехнологий явления более чем распространенного и используемого не только Кремлем. Такую ставку на харизму, к примеру, в 2011-м году оргкомитет протестных акций сделал на фигуру Бориса Акунина, предвыборный штаб Михаила Прохорова — на Аллу Пугачёву, а команда Джо Байдена в 2020-м — на Леди Гагу.
Трамп заявил о небывалой близости Третьей мировой войны
14 января 2024, 08:12
Трамп заявил о небывалой близости Третьей мировой войны
Мир еще никогда не был так близок к началу Третьей мировой войны. Устрашающий прогноз озвучил бывший президент США Дональд Трамп во время выступления перед своими сторонниками в штате Айова.
«Я не думаю, что мы когда-либо подвергались такой опасности развязывания Третьей мировой войны, как сейчас», — цитирует политика «РИА Новости».
По мнению Трампа, если конфликт планетарного масштаба все же начнется, он не будет похож на те, что были в начале и середине XX века. Бизнесмен считает, что Третья мировая война будет «полной аннигиляцией» человечества. Восстановить мир на планете можно «через силу», добавил Трамп.
При этом экс-глава Белого дома заверил американцев, что он в «состоянии предотвратить мировую угрозу». Нынешний американский лидер Джо Байден превратил США в слабую страну, с которой перестали считаться в мире. «Байден крайне некомпетентен. Единственное, что он хорошо умеет делать, это жульничать на выборах», — заключил Трамп.
Выборы президента США состоятся 5 ноября 2024 года.
Ранее американский сенатор назвал возможную победу Трампа на выборах «концом демократии».
100 дней войны: митинги в поддержку Израиля проходят по всему миру
100 дней войны: митинги в поддержку Израиля проходят по всему миру
Несколько сотен человек прошлись маршем по улицам Берлина. Они несли плакаты с надписями "100 дней в аду", "Верните заложников домой немедленно".
В Париже возле Эйфелевой башни проходила серия мероприятий, посвященная Израилю и похищенным.
Впервые за 900 лет: в Дании состоялось историческое событие. Собрались тысячи людей
Впервые за 900 лет: в Дании состоялось историческое событие. Собрались тысячи людей
Сегодня в Копенгагене прошла церемония передачи трона от королевы Маргарет II ее сыну, кронпринцу Фредерику.
Королева Дании в золотой карете в сопровождении конной эскадрильи гвардейского гусарского полка прибыла из замка Амалиенборг во дворец Кристиансборг — огромный комплекс, в котором расположены королевские приемные и королевские конюшни, а также датский парламент, канцелярия премьер-министра и Верховный суд.
Перед зданием парламента, где Маргарет II подписала свое отречение, собрались тысячи человек с датскими флагами. Новоиспеченный король Фредерик Х с балкона поприветствовал своих подданных.
83-летняя Маргрет II — первый датский монарх, добровольно отказавшийся от престола почти за 900 лет.
"Тысячи людей пребывали в ликующем настроении, поскольку скандинавская нация пережила первую за более чем полвека королевскую преемственность, вызванную не смертью монарха", — пишет информагентство "Ассошиэйтед пресс".
Королева Дании объявила о своих планах отречься от престола в новогоднем обращении. Она была коронована в 1972 году. После смерти британской королевы Елизаветы царствование датского монарха стало самым длительным в Европе.
В течение 2023 года королева перенесла операцию на спине, и это дало повод задуматься над тем, не пришло ли время передать ответственность следующему поколению, о чем было сказано в новогодней речи.
Если Израиль не справится, у всего цивилизованного мира будет проблема
Карикатура из ФБ
Если Израиль не справится, у всего цивилизованного мира будет проблема
Гений проявит себя и в неволе. Гениальность - в генах. А вот средний уровень интеллекта, в неволе усыхает. Именно поэтому, страна, первой полетевшая в Космос, не могла сделать нормальную стиральную машину.
Да. Демократия мешает военным действиям. Но зато, техника, которой демократические страны снабжают свои армии, компенсирует помехи, порожденные демократией.
Но и это преимущество сходит на нет.
Тирания нашла ответ на технологии демократов. Фанатизм, жестокость, готовность убивать всех подряд. Женщин, детей, стариков. Чужих, своих.
Антидемократы поддерживаются автоматическим большинством антидемократов, недемократов и псевдодемократов во всех международных форумах. Иран решает вопросы прав человека.
Россия, Китай, Ливан, Сомали решают, кто устраивает геноцид, и кто его жертва.
Да и демократические страны побаиваются антидемократов внутри и вне собственных границ. И потому, всегда готовы им уступить.
Если Израиль не справится, у всего цивилизованного мира будет проблема.
Какие-нибудь хутим будут отравлять жизнь, а что с ними делать?
Выискивать их среди мирного населения Йемена? Снабжая при этом их же «гуманитарной помощью»? Не имея права ответить. «Там же непричастные»!
Против этого технологии бессильны.
Интересно. Отдавая требуемую дань антидемократам, сами демократы, в глубине души, дома, плотно занавесив окна шторами политкорректности, заполнив аккаунты соцсетей аватарками солидарности и толерантности, молятся ли за то, чтобы Израиль опалил бы крылья, пообломал бы когти, пообтрепал бы панцирь антидемократического дракона?
Блог автора на Facebook