Как же я любил Ленфильм и не
только потому, что там работал. Сама атмосфера на студии была удивительной, творческой.
О деньгах, возможно, и думали, но говорить о них считалось дурным вкусом. Главный
клуб был в кафе студии, всегда забитом до отказа, а там Аранович, Герман,
Асанова, Авербах, Мельников… Какие тут суетные дела и заботы? Я, увы, не застал
Григория Козинцева, но с Иосифом Хейфецом был хорошо знаком. Студия в те годы
казалась мне крепостью духа, последним убежищем в душном мире социалистического
реализма. И я был горд, что меня, ленинградца, эта крепость не отвергла,
пустила за свои стены. «Где родился, там и сгодился».
Помню, что озвучание моего первого фильма на
студии мы проводили сразу за сменой Алексея Германа и заставали немым упреком
на экране стоп-кадр из его фильма «Мой друг Иван Лапши». Всего один кадр, но
потом сидел и мучился от стыда, наблюдая за нашим «шедевром». Мне тогда
почему-то показалось, что сам Герман, начиная новый рабочий день, должен
увидеть нашу подделку. И тогда – все! Позор несмываемый! Больше мне на студии
не работать. Я не помню, кто в те годы был директором Ленфильма. Да и зачем это
было помнить, если рядом с нами были подлинные авторитеты.
Помню встречу с Германом в Москве в Госкино.
Он сидел на подоконнике, и на лице режиссера была написана подлинная мука. Мы
поздоровались.
- Сволочи, - вздохнул Герман.
Я кивнул. Все было ясно и без слов. Мы тогда и
не догадывались, что вместо этих чинодралов в старых кабинетах придет публика в
тысячу раз опасней, что жадность и пошлость задушат русский кинематограф. И
никакие авторитеты, таланты, подлинные профессионалы не спасут положение, и
вскоре опустеет кафе на Ленфильме, да и сама студия благополучно скончается в
муках.
Давно нет Иосифа Хейфеца, раньше времени
покинули мир этот Динара Асанова, Илья Авербах и Семен Аранович… Вот и не стало
Леши Германа, Алексея Юрьевича Германа.
Что осталось? Мне так и хочется написать, что
осталась одна пошлость и корысть. Но это не так. Пишут, что скоро появится на
экранах последний фильм Германа «Трудно быть богом». С экранов телевидения
никогда не сойдут «Лапшин» и «Проверка на дорогах», а мужественный, честный,
отчаянно новаторский фильм «Хрусталев, машину!» еще долго будет образцом
творческих исканий в искусстве кино. И пока жив след на земле, оставленный этим
удивительно талантливым человеком, может быть и он незримо присутствует рядом с
нами - не призраком, но надеждой и верой,
что когда-нибудь на экранах кинотеатров и телевизоров вновь появится Бог, доброта и разум.