Борис
Гулько
Яаков
против Эйсава. Наши войны
23.3.2023
Существует
мнение, его высказывал, например старый английский писатель пастор Лоуренс
Стерн, что судьба человека закладывается во время зачатья или, по крайней мере,
в период беременности матери. Похоже, это относится и к судьбе еврейского народа.
Рождением
нашего главного праотца Яакова и его близнеца Эйсава (Эдома) мы обязаны молодой
праматери Ривке и шестидесятилетнему праотцу Ицхаку. «И толкались сыновья в
утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И
сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся;
и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему. . . отроки выросли, и стал Эйсав человеком,
сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков – человеком кротким, живущим в
шатрах. И Ицхак любил Эйсава, потому что дичь его была ему по вкусу; а Ривка
любила Яакова» (Брейшит 25:22-28).
Пути братьев
разошлись: «. . .взял (Эйсав) в жены Игудит, дочь Биэйра Хетийца, и Басымат,
дочь Эйлона Хетийца. И они были душевным огорчением для Ицхака и Ривки»
(26:4-35) Яаков же отправился в единственный дом, в котором в то время водились
еврейские невесты – в дом дяди своего Лавана.
С
того первого внутрисемейного расхождения у евреев сложилась практика: одна часть
наша ориентирована национально, чтит еврейскую традицию как Яаков, другая – «люди поля», обращена лицом к внешнему миру,
интернациональна. И это чревато серьёзными семейными конфликтами.
Первая
гражданская война случилась у евреев в конце Периода судей между коленом
Беньямина и объединившимися против него остальными коленами. Причиной было
сексуальное непотребство беньяминян. В этих сражениях евреи едва не лишились
целого колена.
После
этого, чтобы упорядочить свою жизнь, евреи установили царство. В результате правления
первых царей евреев Шаула, Давида и Шломо их государство достигло небывалого
могущества. Но после ранней смерти Шломо оно распалось на два – северное –
Израиль, «людей поля», не соблюдавших строго еврейский закон, и южное – Иудея,
хранителей Храма. Царства эти враждовали между собой, иногда объединялись против
другого с врагом.
В
722 году до н.э. Ассирия покорила Израиль и рассеяла его евреев по неведомым
странам. В 586 году до н.э. Вавилон захватил Иудею, разрушил Первый храм и переселил
евреев в Вавилон. Через 70 лет евреи начали возвращаться в Иудею, отстроили
Второй Храм и восстановили свою национальную жизнь.
Новая
гражданская война вспыхнула в Иудее в 167 г. до н.э. между эллинизированными
евреями, сторонниками греческой культуры, включая распространение педерастии, и
защитниками традиций иудаизма под руководством Хасмонеев. Победили последние и
установили свою династию царей.
Второй
из них Гиркан I Иоханан в конце 2-го века
до н.э. завоевал идумеев, потомков Эдома, брата Яакова, с которыми евреи вели
постоянные войны со времён царя Давида, и обратил их в иудаизм. Так потомки
праотца Ицхака, после более полутора тысячелетий врозь, вновь соединились.
Вскоре случилась новая гражданская война, из-за конфликта
между сектами ультраортодоксов прушим и просто ортодоксов цдуким.
Расхождение заключалось в различии понимания Галахи: в Суккот во время моления
о дожде можно вылить воду непосредственно на землю, как сделал принадлежавший к
цдуким царь Александр Янай, или необходимо
использовать для этого специальное отверстие в жертвеннике, на чём настаивали
прушим. Прушим пригласили сирийского царя Деметрия III с огромной армией. Сирия в те времена была греческим
государством. Совместными усилиями в битве при Шхеме они разбили армию еврейского
царя. В ходе войны погибло более 50 000 евреев.
Тут
бы история еврейской Иудеи и закончилась, но в Сирии вовремя вспыхнуло
восстание. Деметрий III вернулся домой и был убит. А Александр Янай после этого, помирившись с прушим, завоевал
для евреев территории от Нила до горы Хермон, на которых в 1948 году был
основан современный Израиль, и ещё немало оставалось.
Следующей
стала гражданская война за царский пост между сыновьями Александра Яная Гирканом
II и Аристобулом II. Эти призвали разрешить их конфликт воевавшего
поблизости великого римского завоевателя Помпея, и тот в 63 году до н.э. пожаловал
в Иудею и превратил её в протекторат Рима. Тоже не уникальная ситуация: призыв
иноверцев разрешить наш внутренний спор – в духе Эйсава.
Новая
гражданская война евреев вспыхнула во время осады Иерусалима римлянами в период
иудейской войны 66 – 70 годов н.э. Осаждённые поделились на три фракции, две – за
войну, и одна – за мир. Сами сожгли склады с продовольствием, которого хватило
бы на 60 лет, пишет Иосиф Флавий, и умерли от голода.
После
этой катастрофы между евреями на века наступил относительный мир. Можно припомнить
при желании отлучение Спинозы от еврейства в 1656 году, антагонизм между
хасидами и митнагдим во второй половине 18 века, ещё между сионистами и
антисионистами в европейских странах в первую треть 20 века.
Современные
гражданские войны между евреями вспыхивают и гаснут в стране Израиля. Роль
Эйсава, «человека поля», обращённого к миру, играют в сионистском движении
социалисты. Для многих из них маяком был сталинский Советский Союз. Первая рабочая коммуна в Эрец-Исраэль, «рабочий батальон имени Иосефа Трумпельдора»,
была создана осенью 1920 года. Часть её в 1926 году, в
поисках «настоящего социализма» уехала в СССР, где в Крыму создала коммуну. В
начале 30-х коммунаров отправили в ГУЛАГ, а лидер их, член Коминтерна Элькинд,
был расстрелян в феврале 1938 года.
Национально
ориентированным, представлявшим тенденцию Яакова, было движение
«ревизионистов», созданное Жаботинским. Его конфликты с социалистами касались
многих вопросов: отношений с англичанами, имевшими мандат на управление Землёй
Израиля, с арабами, тактики и стратегии войны за независимость, экономическое
устройство ишува. Непосредственным вооружённым конфликтом двух частей еврейства
стал известный расстрел социалистами Альталены. Жертвы в разных ситуациях приносили
и другие раздоры сионистов.
Поначалу
в молодом Израиле доминировали социалисты. Голда Меир, министр иностранных дел
Израиля в 1956—1966
годы, провела их, мотаясь по африканским странам. Её правительство считало,
пишет она в мемуарах, важнейшей национальной задачей Израиля развитие этих
стран. В конце африканцы разорвали отношения с еврейским государством. «Суета
сует», как писал царь Шломо.
Но
в ключевые дни вокруг Шестидневной войны обе части израильского еврейства,
Яаков и Эйсав, объединились. И произошло чудо небывалой победы. Потом опять
разъединились.
Едва
избегнутая катастрофа войны Судного дня произошла из-за стремления
премьер-министра Голды Меир удовлетворить пожелания американской администрации
не наносить упреждающего удара по врагу. Госсекретарь Киссинджер (видно, из
потомков Эйсава) отрицал такое требование США, но Марк Солонин в фильме об этой
войне продемонстрировал послание госсекретаря с таким требованием и его
подписью.
Близость
поражения в той войне и огромное количество жертв показали израильтянам, что
полагаться на интернационалистов в управлении страной нельзя, они обратились к
традиции Яакова и, как правило, стали избирать с той поры национально
ориентированных лидеров.
Завершением
тенденции Эйсава – доминирования социалистов в управлении Израиля, стала их
победа на выборах 1992 года и «ословская» капитуляция перед арабскими
террористами и поддерживавшим их прогрессивным миром. Подтвердила эту поддержку
«Нобелевская премия мира», вручённая создателю организованного убийства евреев
Арафату и капитулянтам-евреям Рабину и Пересу.
Победа
национально ориентированной части израильтян на выборах 1996 года могла создать
впечатление, что интернационалистские тенденции Эйсава в обществе иссякают, и в
Израиле отныне будут торжествовать национальные идеалы сионизма. Однако два
фактора нейтрализовали в значительной степени эту победу. Первый – это
юридическая революция середины 90-х годов, проведённая главой БАГАЦа Аароном Бараком, постановившим: «Всё подсудно». Самоназначаемая
клика юристов присвоила себе право решать все вопросы в стране. Последние
недели демонстрируют, что невзрачная чиновница «юридический советник
правительства» более влиятельна, чем всё правительство вместе. Она может
запретить, например, премьер-министру Израиля заниматься важной для страны темой
под тем предлогом, что через несколько лет это поможет тому на очередных
выборах.
Другой
фактор – податливость Эйсава давлению мира, в целом враждебного Израилю. В декабре 2007 года газета Нью-Йорк
сан сообщила: главный редактор израильской
газеты "Гаарец" Давид Ландау подтвердил, что умолял госсекретаря США
Кондолизу Райс "изнасиловать" Израиль. Ландау мечтал тогда о
территориальных уступках арабам. Сейчас просьбы о такой сексуальной услуге
летят заграницу от последователей тенденции Эйсава с просьбой остановить
юридическую реформу. И «заграница» принимает просьбу. Германия, США, сами
имеющие вполне вменяемые системы судебной власти, призывают правительство
Израиля оставить функционировать у нас существующую здесь невменяемую.
Речь не ограничивается уговорами. За секс без любви, даже
политический, нужно платить. «Протесты» против реформы, бушующие в Израиле, уже
обошлись организаторам, по оценке прессы, в
четверть млрд шекелей. Плата, достающаяся организаторам «протестов» от врагов
Израиля, в эту сумму не входит и наверняка высока.
Тенденция развития израильского общества, рост доли в нём
религиозных евреев, провалы прогрессивных политиков, когда они дорываются до
власти, как случилось с «правительством перемен» 2021-2022 годов, позволяют
ожидать в будущем торжества тенденции Яакова в жизни Израиля.
По крайней мере, хочется на это надеяться.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных
эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле.
Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать
и другие книги Бориса Гулько