вторник, 28 августа 2018 г.
Почему Россия отказывается от вооружений пятого поколения
Разрекламированные военные разработки — «Армата», Су-57 и БМП «Курганец» — не пойдут в серийное производство из-за слабости отечественного ВПК
Серии не нужны
В подмосковной Кубинке с помпой прошла выставка вооружений «Армия-2018». Чиновники и военачальники говорили на ней о непревзойденной отечественной военной технике и желали оборонно-промышленному комплексу еще более сокрушительных достижений. Также было объявлено, что военное ведомство подписало с промышленностью «грандиозный» контракт на 130 млрд руб. Правда, о том, что в прошлом году сумма заключенных договоров была на 40 миллиардов больше, при этом не упоминалось.
Минобороны подписало с Объединенной авиастроительной корпорацией контракт на производство всего двух Су-57 на период до 2026 года. А вместо поставок бронетехники на платформе «Армата» «Уралвагонзавод» получил заказ на одну (!) новую тяжелую огнеметную систему ТОС-1А (и транспортно-заряжающую машину к ней), на две бронированные машины разминирования БМП-3МА и три специальные пожарные машины.
Правда, за этим последовали обнадеживающие разъяснения заместителя министра обороны Алексея Криворучко. По его словам, первый серийный Су-57 будет передан Вооруженным силам уже в следующем году. А всего ВКС получат 15 таких самолетов. Кроме того, военные собираются получить 132 единицы бронетехники на платформе «Армата», причем первые девять машин поступят в войска уже в 2018 году.
Замминистра при этом не объяснил, как следует относиться к недавним заявлениям его предшественника на посту, а ныне вице-премьера по оборонной промышленности Юрия Борисова. Тот еще в июле сообщил об отказе от серийного производства «революционного» танка «Армата» и истребителя пятого поколения Су-57.
Собеседники «Открытых медиа» в ВПК и Минобороны полагают, что Криворучко решил не портить праздника и попытался скрасить картину. По их словам, скорее всего речь идет о сотне «Армат», которую давно уже должны были произвести для испытаний в войсках. О объявленных ранее планах по производству до 2020 года 2300 танков на платформе «Армата», теперь не упоминается. Что касается Су-57, скорее всего 2 новых самолета прибавятся к тем, что уже были ранее произведены для испытаний. В итоге в войска будут переданы 12−15 штук. А широкомасштабное производство начинать не будут.
Что известно о «Курганце» и Су-57В БМП «Курганец», как и в «Армате», вооружение и боекомплект должны быть отделены от экипажа. Вооружение БМП объединено в дистанционно-управляемый боевой модуль, включающий автоматическую 30-мм пушку. Утверждают, что оператору нужно лишь указать цель, а дальше роботезированный комплекс будет сопровождать ее до полного уничтожения. Су-57 должен быть построен из стелс-материалов, вооружение убрано в фюзеляж. Утверждают, что благодаря революционной авиаонике он увидит американские ракеты f-22 раньше, чем те его.
Это касается и других вооружений нового поколения. В начале прошлой недели министр промышленности Денис Мантуров заявил, что Москва отказалась от идеи создания собственных вертолетоносцев, хотя о таком проекте говорили в течение трех лет, с тех пор, как Франция отказалась продавать России «Мистралей». Не будет серийно производиться и широко разрекламированная боевая машина пехоты «Курганец».
Борисов объясняет этот поворот в военно-технической области так: «Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения». Одним словом, в оружии новых поколений нет нужды до тех пор, пока удается производить модернизированную советскую технику (Су-35 — модификация Су-27, совершившего первый полет в далеком 1983-м).
Однако в США уже сделано около двух сотен самолетов пятого поколения F-22, а теперь развертывается производство удешевленного варианта — F-35. Су-35 и по вооружению, и характеристикам двигателя никак на 5-е поколение не тянет.
Пятое поколение не по карману
Причины отказа от серийного производства новой техники — в неспособности государства и ОПК такое производство наладить. Дело прежде всего в неподъемных ценах на новые вооружения. В прошлом десятилетии усилиями Владимира Путина и Сергея Иванова все предприятия ОПК были собраны в дюжину вертикально выстроенных госкорпораций — Объединенную авиастроительную корпорацию, Объединенную судостроительную корпорацию, «Ростех», «Корпорация тактическое ракетное вооружение» и прочие. В этих корпорациях существует огромная бюрократическая надстройка, а каждое относительно эффективное предприятие обречено кормить несколько полубанкротов.
При этом рынок как таковой отсутствует вовсе, и производители конкретных видов вооружений и военной техники превращаются в монополистов (чего не было даже в СССР). Естественно, в этой ситуации производитель делает цену немыслимо высокой. В неё включены все неэффективные траты, необходимость содержать предприятия-банкроты и бюрократическую вертикаль. Возможно, настоящей причиной увольнения бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова было то, что в свое время, пытаясь сделать прозрачной цену на стратегические атомные подводные лодки, он настроил против себя несколько кланов самых влиятельных сановников, близких к президенту.
В результате сегодня государство, которое тратит больше триллиона рублей в год на закупки вооружений, не в состоянии получить новейшие изделия. Один танк «Армата» стоит больше 250 миллионов рублей, приближаясь к стоимости боевого самолета. А каждый Су-57 — больше 100 миллионов долларов. То есть на весь российский военный бюджет можно приобрести одну эскадрилью. Распад кооперации
Второй важной причиной является то, что вооружения, объявленные «непревзойденными», даже после 10−15 лет конструкторских работ и испытаний — чрезвычайно сырые. Их неслучайно называют «комплексами» или «системами». Они состоят из доброго десятка компонентов, и неспособность даже одного из них отвечать требуемым характеристикам делает бессмысленными прочие замечательные качества. Что толку в необыкновенной авионике, планёре и вооружениях Су-57, когда для него так и не смогли сделать двигатель пятого поколения. Неслучайно весной 2018-го Индия вышла из проекта создания совместного истребителя пятого поколения, объяснив это несовершенством технологии Су-57.
Наконец, третья, наверное, главная причина, заключается в неспособности наладить производственную кооперацию в принципе. В СССР к ОПК относились только заводы конечной сборки. А компоненты (в Су-27 их было 1500) изготавливались на гражданских предприятиях. К разумной экономике это никакого отношения не имело. Ведь для производства ограниченного количества комплектующих приходилось держать дополнительные производственные мощности и рабочую силу, а затраты на это включались в стоимость гражданской продукции, которая лучше от этого не становилась. Неслучайно требовался Госплан, чтобы в директивном порядке балансировать цены на гражданскую и военную продукцию. С приходом рыночной экономики владельцам производств стал невыгоден оборонный заказ с его сравнительно небольшими объемами, зависимостью от военных чиновников, бессмысленными мерами секретности, которые только осложняли гражданское производство. Сложные цепочки промышленной кооперации рассыпались. А капитаны ОПК, которые все 90-е доказывали, что как только им дадут деньги, они завалят Вооруженные силы суперсовременной техникой, оказались неспособны произвести что-то путное, когда столь долгожданное финансирование началось.
В конечном счете самые богатые военно-промышленные корпорации стали строить дополнительные мощности по производству комплектующих. Таким путем пошел концерн ПВО «Алмаз-Антей», построивший два новых завода. А те, у кого таких возможностей нет, изготавливают комплектующие полукустарным способом на заводах конечной сборки. Что не позволяет запускать крупные серии и делает сами изделия просто «золотыми». Так поступает КнАПО — производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре, главный производитель Су-35 и Су-57.
Если клоны советского истребителя или танка еще худо-бедно делать получается, то серийное производство нового оружия с принципиально новыми комплектующими, как видим на примере Су-57 и «Арматы», наладить не удается. Поэтому, очевидно, решили еще на стадии проектирования отказаться от намерения строить вертолетоносцы.
Конечно, неплохо, что в ситуации бюджетного дефицита страна решила не рисковать и остановила реализацию чрезвычайно дорогостоящих проектов. Но не ясно, кто ответит за миллиарды не рублей, а долларов, истраченные на создание оказавшихся ненужными «прототипов». Единственная, и пока сугубо теоретическая, польза от них в том, что они могут стать «исходниками» для оружия следующих поколений. Но кто даст гарантию, что России удастся в конце концов создать систему производства, способную изготовить эти совершенные вооружения?
Александр Гольц, военный эксперт
Мифы и факты о пиратах
Мифы и факты о пиратах
За время существования пиратства сложилось множество мифов и легенд о морских разбойниках, многие из которых не имели никакой почвы для существования. Люди всегда стремились романтизировать то, о чем имеют довольно слабое представление, но, как правило, действительность куда более сурова. Итак, рассмотрим чертову дюжину самых известных пиратских мифов…
Миф №1: пиратская атрибутика.
Благодаря кинематографу и компьютерным играм в голове обывателя прочно укоренился специфический образ пирата — этакого головореза, с повязкой на глазу, в шляпе или бандане, серьгой в ухе и одетого по последней пиратской моде: камзол, ботфорты и кожаные штаны. Но, как водится, реальность далека от романтики.
Начнем с того, что на самом деле пираты никогда не носили серьги — учитывая количество снастей на корабле, их оторвало бы вместе с ухом сразу же, как только незадачливый флибустьер вышел бы на палубу. Банданы пираты тоже не носили — они «появились» на их головах благодаря художнику Говарду Пайлу, жившему в конце 19го века, и, что характерно, никогда в жизни не видевшего живого пирата.
Вместо них пираты надевали туго сидящие плотные шапки с клапанами для ушей, с веревочкой для подвязывания снизу — без нее их сорвало бы первым легким ветерком (по этой же причине пираты не носили шляп с пером и прочих цилиндров). Одевались пираты тоже не слишком изысканно — одежда в то время была очень дорогая, и часто морские разбойники могли позволить себе только один комплект, который носили буквально до полного уничтожения.
То же самое касалось и обуви — пираты по палубе бегали босыми, причем независимо от звания. Легким исключением, которое хоть как-то оправдывает этот миф было то, что капитаны при сходе с корабля старались одеваться чуть более роскошно, и вполне могли пощеголять в модных шмотках — но только на берегу.
Миф №2: пиратский попугай.
Почему-то принято считать, что на корабле пиратов всегда был попугай, который сидел на плече у капитана и кричал дурным голосом что-то вроде: «Пиастры! Пиастры!».
Конечно же, это полная чушь — бедную птичку съели бы при первых признаках голода, не говоря уже о том, что гадящая птица на плече у пиратского капитана вряд ли бы сильно укрепила его авторитет.
Впрочем, очень-очень редко случалось так, что некоторые пираты заводили себе экзотического питомца и иногда это и были попугаи, но чаще всего — обычные обезьянки.
Миф №3: поединок на шпагах.
Многие фильмы о пиратах часто демонстрируют поединок на шпагах — обычно во время манерной схватки двух капитанов, но на самом деле шпаги — довольно редкий гость на пиратском корабле. Впервые шпаги начали появляться в начале 17го века, но широкое распространение получили значительно позже, когда эпоха пиратов начала клониться к закату.
Практичные пираты предпочитали кутлассы и различные виды коротких сабель — ими было гораздо удобнее орудовать на борту корабля и они куда легче в освоении. Впрочем, некоторые пираты, особенно из числа бывших дворян, вполне могли позволить себе ими орудовать, но это было скорее исключение из правил.
Миф №4: пушечные дуэли.
Принято считать, что пираты, настигнув свою жертву, вступали с ней в перестрелку, и в итоге часто просто топили своего противника. На самом деле все обстояло иначе — пушки того времени не отличались большой точностью, скорострельностью и вообще эффективностью, поэтому часто их использовали просто, как подготовку к абордажу.
Приблизившись к своей цели, пиратский корабль давал залп, целясь преимущественно по парусам и палубе (часто при этом заряжая пушки картечью, которая наносила огромный урон живой силе противника), и не тратя времени на перезарядку, его команда сразу же приступала к абордажу. Вообще говоря, пираты старались захватить судно при минимуме повреждений — какой смысл тратить дефицитный порох и ядра, если от добычи остаются рожки да ножки?
Миф №5: женщины на корабле.
Сложилось мнение, что пираты боялись женщин, как огня, и если та случайно оказывалась на палубе, бедняжку сразу бросали на корм рыбам. В реальной жизни все обстояло не совсем так — частенько пираты брали их в качестве любовниц и, пардон, проституток. В истории сохранились упоминания даже о женщинах-пиратках, наводивших ужас на гражданское население многих островов.
Впрочем, доля истины в этом есть — часто присутствие дам на корабле приводило к раздорам среди экипажа (если кому-то не доставалось своей доли любви, ласки и внимания), плюс не все из них могли легко переносить отсутствие всяческой гигиены и удобств, так что на некоторых кораблях женщинам действительно находиться запрещалось, во избежание неприятностей.
Миф №6: пиратская ругань.
Часто в фильмах можно услышать, как пираты все как один высокопарно ругаются фразой: "Разрази меня гром". Причем здесь гром? А оказывается, совершенно не причем — на самом деле в оригинале это звучало как "Shiver my timbers".
При ударе о подводный риф корабль начинал сотрясаться и вибрировать («shiver» - «дрожь»), отсюда и пошло это ругательство, как выражение крайнего неодобрения и удивления. Впрочем, никаких доказательств использования этой фразы пиратами не существует — остается предположить, что пираты ругались вообще как попало, в зависимости от национальности и словарного запаса.
Миф №7: береговое братство.
Во многих фильмах и книгах часто упоминается некая централизованная организация, благодаря которой пираты могли организовываться и собирать большие силы, а так же имеющей собственные законы и даже своеобразную «честь пирата».
Но, в реальности никакого пиратского братства не было и в помине — пираты предпочитали действовать своими силами, не говоря уже о том, что любая централизованная организация быстро привлекла бы к себе внимание военных флотилий множества государств.
Вообще данный миф появился «благодаря» французскому историку Шарлевуа, который выражался в своих трудах несколько высокопарно, что было неверно истолковано потомками впоследствии и породило миф о могущественном «Береговом братстве», хотя на самом деле это выражение было использовано в переносном смысле.
Миф №8: прогулка по доске.
Часто можно слышать о том, что пираты казнили своих пленников, заставляя тех идти по доске, которая торчала прямо в море с палубы корабля. Конечно же, пиратам был чужд подобный пафос — тех, кому не посчастливилось быть их пленниками, обреченными на смерть, ждала более печальная и кровавая участь: их медленно закалывали ножами, стараясь отсрочить момент, когда жертва теряла сознание от боли.
Либо пираты попросту выкидывали жертв за борт, не особо церемонясь — доски вообще были довольно ценным материалом на борту корабля, чтобы их тратить на пленников. Ни одного реального свидетельства казни посредством доски не существует — скорее всего данный прием был попросту придуман писателями (считается, что впервые об этом упомянул небезызвестный Стивенсон).
Миф №9: повязка на глаз.
Черная повязка на глазу часто мелькает в фильмах и литературных произведениях, из-за чего порой кажется, что все пираты были одноглазыми. Но историки нашли факты, которые начисто опровергли представления о поголовной инвалидности — те пираты, которым не повезло в бою, плевать хотели на свой внешний вид и не скрывали своих увечий, а повязки на самом деле носили здоровые пираты для того, чтобы быстро адаптироваться к темному трюму, не тратя времени впустую.
Спускаясь в трюм, пираты снимали повязку — глаз, закрытый ею, уже привык к темноте, что позволяло лучше ориентироваться в пространстве. Подобный прием давал пиратам немало преимуществ и во время абордажа, когда оставшиеся защитники прятались в недрах корабля и приходилось спускаться в полумрак захваченного судна в поисках уцелевших жертв.
Миф №10: пиратский флаг.
Считается, что пираты плавали под черным флагом, на котором был изображен череп с костями - «Веселый Роджер», наводя этим ужас на своих жертв. В действительности же все было несколько иначе — да, пираты перед абордажем часто поднимали флаг, призванный деморализовать противника, но череп с костями - чистая выдумка.
Обычно для этих целей использовался просто черный или даже красный флаг без каких-либо изображений вовсе. Кстати, само название «Веселый Роджер» - «Jolly Roger», пошло от искаженного французского jolie rouge, что в переводе означает «ярко-красный».
Впрочем, среди пиратов попадались и эстеты, которые малевали на своем флаге песочные часы, символизировавшие неотвратимость смерти, рогатых чертей, воинов с мечами и просто оружие. Иногда попадались даже изображения животных, например осла и овцы, что, согласитесь, вообще как-то не сочетается с пафосным обликом пирата в кино и книгах.
Миф №11: в пираты шли одни разбойники.
Считается, что пиратами становились отъявленные головорезы и бандюки, которых привлекали жестокость и насилие. Но на самом деле все было куда прозаичнее — в то время моряки считались чуть ли не самой низшей кастой, и их жизнь была поистине невыносимой.
Более того, нередко команду на военные корабли набирали попросту похищая людей, нанимая для этого головорезов в порту, и отправляя несчастных за борт при любой попытке неповиновения! Большая часть этих людей умирала в течении первых двух лет — служба на военном корабле мало чем отличалась от каторги, остальные пользовались любой предоставившейся возможностью, чтобы сбежать, и часто пираты были единственным шансом для этого.
Миф №12: пираты закапывали сокровища.
Это один из самых распространенных мифов — считается, что пиратов хлебом не корми, но дай позакапывать клады где ни попадя, нарисовать карту позаковыристей и помереть после этого — в общем, сделать все, чтобы разным искателям приключений было как можно интересней искать их сокровища.
Но реальность сурова — пираты никогда не зарывали свои богатства в одном месте, хотя бы потому, что они никогда настолько не доверяли друг другу, и даже когда сходили на берег брали с собой свою часть добычи. Если им и приходилось временно оставлять где-то часть добычи, ее забирали уже чуть ли не на следующий день, чтобы не было повода для недовольства среди команды.
Впрочем, несколько кладов все-таки существовали, например — небольшой сундук с золотом капитана Томаса Тью. О зарытых пиратских сокровищах до сих пор ходит немало легенд, но подтверждений им так и не поступило — большинство пиратских сокровищ отправились на дно вместе со своими владельцами.
Миф №13: пираты охотились за золотом.
Часто в фильмах и книгах рассказывается о том, как пираты целенаправленно охотились за огромными богатствами: золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг... Даже возникает чувство, что в то время все корабли перевозили исключительно сундуки с золотыми монетами.
Естественно, все было совсем не так — такие корабли были большой редкостью и охранялись так, что пришлось бы собирать целую пиратскую флотилию, чтобы их захватить.
На самом деле грузовые корабли перевозили товары для колоний — мыло, инструменты, пенька, продовольствие, то есть все самое необходимое для существования людей, оторванных от цивилизации. Впрочем, пираты были рады и этому — большая часть захваченного (а то и все сразу) без проблем сбывалась в ближайшем порту, а уж еда и особенно - дефицитные медикаменты морскими разбойниками считались едва ли не ценнее золота.
Так же на ура шли ядра для пушек и порох, и если очень сильно повезет — навигационные приборы и подзорные трубы. Это и было основными «сокровищами», за которыми охотились пираты, а вовсе не золото, которое большая часть пиратов в глаза не видела за всю свою (правда, не самую длинную) жизнь.
АВАНТЮРИСТКА, ОДУРАЧИВШАЯ АНГЛИЮ
Принцесса Карабу: авантюристка одурачившая Англию
В начале XIX века в Европе возрос интерес к экзотическим странам. И чем дальше была страна, тем лучше. На этой «романтической» волне в Старом Свете то и дело появлялись самозванцы, утверждавшие, что они – выходцы с экзотических островов. Одной из таких была авантюристка Мэри Бейкер-Уиллкокс, выдававшая себя за принцессу Карабу…
Девушка выглядела уставшей и больной. Бедный сапожник заметил ее, бредущей по дороге возле Бристоля. Он бы не обратил внимания — мало ли нищенок бродят вблизи городов, выпрашивая милостыню.
Но было в незнакомке что-то необычное: хотя ее одежда и была грязной, она не походила на обноски обычных попрошаек, а на голове девушки был надет пестрый тюрбан. Когда сапожник спросил у путницы, нужна ли ей помощь, она ответила ему на незнакомом языке.
На дворе стоял апрель 1817 года. Не зная, к кому обратиться и как помочь растерянной незнакомке, сапожник отвел ее к приходскому попечителю по призрению бедных Самюэлю Уорэллу.
Уорэлл привык иметь дело с нищими, но такой случай был и для него в новинку: девушка не знала ни слова по‑английски, зато узнала нарисованный ананас. Она указала на него пальцем и четко произнесла: «ananas». Это следствию не слишком помогло, ведь так это растение называется на многих языках.
Эдвард Бэрд «Карабу, принцесса Явасу». 1817 г.
Все, что Уорэллу удалось понять, так это то, что девушку зовут Карабу и она явно не англичанка. Понятия не имея, что делать с Карабу дальше, Уорэлл передал ее властям, а те, в свою очередь, поместили ее в больницу Св. Петра,предназначенную для бродяг и бедняков.
Судьба потерянной могла бы сложиться совсем печально, если бы ее лепет случайно не услышал португальский моряк. «Я знаю, что она говорит!» — сказал он и перевел слова Карабу. Она рассказала, что она принцесса крошечного королевства, затерянного на острове в Индийском океане.
Ее пленили пираты, но в Бристольском заливе девушке удалось прыгнуть за борт. Проделав долгий путь до берега и выбившись из сил, она все-таки спаслась.
Позже ее историю записали так: «Принцесса Карабу родилась на острове Явасу в Индийском океане. Она была дочерью некоего высокопоставленного лица, китайца по происхождению, и „модинки“(малайской женщины), позже убитой во время столкновения „бугу“(каннибалов) с малайцами.
Однажды она прогуливалась в саду своего отца на острове Явасу, когда её выманили наружу несколько „самин“ (женщин), а далее она оказалась в руках пиратов под командованием некоего Чи-Мина. Связанную принцессу отправили на корабль,причём отец пустился за ней в погоню и сумел поразить стрелой одну из женщин-пираток.
Сама принцесса, освободившись, расправилась с двумя из похитителей,заколов одного из них насмерть малайским крисом и серьёзно ранив другого. Жизнь ему смог спасти только местный „джасти“ (врач).
Факсимиле принцессы — язык и письменность острова Явасу.
Через несколько дней пленная принцесса была продана капитану Таппа Бу. Шлюпкой её доставили на бриг. Корабль этот плыл затем в течение четырёх недель, потом в каком-то порту принял на борт четырёх женщин-путешественниц и высадил их ещё через пять недель в другом неизвестном порту.
Потом корабль отправился в Европу и добрался до берегов Англии ещё через одиннадцать недель, но принцесса, доведённая до отчаяния дурным обращением, прыгнула за борт и вплавь сумела добраться до берега.
Далее она сумела обменять (видимо, на еду) свою украшенную золотом одежду и тюрбан у английской женщины, живущей в зелёном доме, и получила вместе с тем рубашку и шаль, в которой она явилась в Глостершир. И вот, наконец, после шести недель скитаний она обрела крышу над головой».
Ее высочество
Власти, узнав, что в их руки попала королевская особа, пусть даже с далекого безымянного острова, быстро выпустили ее из тюрьмы. Так как поселить ее было негде, девушку взял под свое крыло Уорэлл. Миссис Уорэлл быстро окружила Карабу своей заботой. Она познакомила ее с местными джентри, и принцессу приняли тепло.
Ей принесли ткани, и принцесса соорудила себе причудливую одежду с рукавами до земли, широким вышитым поясом и тюрбаном.
Всех завораживали ее странные привычки, совершенно не характерные для девушки XIX века. Она отлично стреляла из лука, умела фехтовать, нагишом плавала в озерах, молилась «Аллах Таллах», одной рукой закрывая свои глаза, и пила и ела только из посуды, которую вымыла своими руками.
Слуги дома Уорэллов, да и не только они, поначалу скептически отнеслись к незнакомке, считая ее не больше чем авантюристкой. Но принцесса играла свою роль блестяще: она ни разу не перепутала слова и не сбилась на другой язык, даже во сне она бормотала на своем наречии.
А еще ее возили в Лондон, где художник написал ее портрет. Который и стал причиной ее разоблачения.
Из принцессы в нищую
Судя по всему, Карабу все же боялась разоблачения, потому что однажды даже пыталась бежать из дома Уорэллов. Безуспешно, впрочем. А после побега она заболела тифом и несколько дней находилась между жизнью и смертью.
В это время ее портрет появился в газете, и его узнала некая миссис Нил. Женщина рассказала, что на портрете никакая не принцесса, а Мэри Уиллкокс, по мужу — Бейкер. Обыкновенная дочь нищего сапожника из Девоншира. Мэри, по ее словам,служила в нескольких домах и снимала комнату у миссис Нил, развлекая ее детей языком собственного сочинения.
Деваться было некуда, и Мэри Бейкер созналась в своей выходке. Интересно, что она никогда не использовала свою ложь ради наживы, потому что во время побега даже не пыталась забрать с собой дорогие подарки или драгоценности из дома Уорэллов. Все говорило о том, что Мэри просто была наделена удивительной фантазией, из-за которой весь окружающий мир казался ей тесным.
Мэри неохотно говорила о своей жизни прислугой и каждый раз меняла свой рассказ так, что даже тем, кто знал ее, не удавалось определить, где правда, а где вымысел. Скорее всего, Мэри была дочерью нищего сапожника, и в самом нежном возрасте ей приходилось работать, не покладая рук.
Когда Мэри подросла, она нанялась прислугой в богатый дом. Работа показалась ей слишком тяжелой, и она даже собиралась повеситься, но «голос свыше» остановил ее.
Рассказы Мэри пестрели яркими подробностями, и отличить правду от вымысла было невозможно: в них появлялись бандиты и клятва на кинжале, внебрачный ребенок и цыгане. Ее бывшие работодатели называли ее девушкой «необузданной и странной».
Торговка пиявками
Рассерженные и опозоренные, мистер и миссис Уорэлл отправили бывшую принцессу на корабле в Америку. Спустя несколько лет девушка вернулась в Англию и пыталась зарабатывать публичными выступлениями в роли принцессы. Но интерес к Карабу успел улетучиться, знаменитой Мэри так и не стала. В конце концов Мэри осела в Бедминстере и вышла замуж.
Ещё один сохранившийся портрет «принцессы Карабу»
«Последнее, что мне довелось о ней слышать, — отметил городской библиотекарь Джордж Прайс, — было то, что она вышла замуж и окончательно осела в этом городе,где провела остаток жизни, окончательно остепенившись и сделавшись поставщицей пиявок в Бристольскую больницу, причем сама же и ставила их по желанию пациента».
В наши дни Мэри могла бы стать писательницей, актрисой или режиссером — ее фантазия не знала границ. Родись она в другую эпоху или в другой семье, все могло бы сложиться иначе.
Месть Гайдна, шутки Баха, нетерпимость Бетховена…
Месть Гайдна, шутки Баха, нетерпимость Бетховена…
В школьных учебниках и специальной литературе можно найти обстоятельные биографии великих композиторов, которые дают подробную информацию о всех событиях их жизни. Но иногда незначительные случаи, остающиеся «за кадром», формируют куда более полное представление о личностях музыкантов. Ниже - самые забавные истории из жизни знаменитых композиторов – Бетховена, Баха, Шуберта, Паганини, Гайдна, Моцарта...
Эти истории звучат анекдотично, сложно сказать, какие из них действительно имели место в реальности. Но зная о том, какие черты характера проявляли великие композиторы в общении с окружающими, можно предположить, что они достоверны.
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».
Так, все говорили о неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми.
Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился. Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец».
Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».
Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер.
Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?».
Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши».
Бах вообще был известным шутником. Иногда он переодевался бедным школьным учителем, и в какой-нибудь захолустной церкви просил разрешения сыграть на церковном органе.
Его музыка была настолько великолепной и мощной, что многие прихожане в испуге разбегались, решив, что в церковь зашел переодетый дьявол.
Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Самого масштабного его заработка – 800 флоринов за концерт – хватило всего на несколько недель: Шуберт купил фортепиано (раньше инструмент приходилось арендовать), раздал долги – и деньги опять закончились.
После смерти композитора опись всего его имущества уместилась в 4 строчки, там были упомянуты лишь одежда и постельное белье.
Никколо Паганини — великий итальянский скрипач-виртуоз, композитор.
Однажды, опаздывая на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика и был очень удивлен, когда тот вместо обычной платы назвал сумму в десять раз большую.
На вопрос о причине извозчик ответил: «Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как Вы играете на одной струне».
Паганини ответил: «Хорошо, я заплачу Вам 10 франков, но только в том случае, если Вы довезете меня до театра на одном колесе».
Франц Йозеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Йозеф Гайдн, дирижируя оркестром в Лондоне, знал, что часто слушатели приходят на концерты по традиции, а не ради любви к самой музыке. Такие ценители прекрасного на концертах часто засыпали.
Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям: исполняя новую симфонию, он включил в нее оглушительный барабанный бой в те моменты, когда публика успокаивалась и расслаблялась.
С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр», или «Сюрприз».
Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов.
На вопросы о творчестве Вольфганг Амадей Моцарт отвечал с детской непосредственностью. Иногда это действительно объяснялось возрастом: когда ему было лет 14, после выступления к нему подошел подросток и спросил, как научиться так играть.
«Это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать», – ответил Моцарт. Собеседник сказал, что у него лучше получается писать стихи.
Композитор предположил, что это еще сложнее, чем писать музыку. «Перестань! Это совсем легко, ты только попробуй», – возразил ему юноша, которым, по легенде, оказался Гете.
ПРОПАВШАЯ КОЛОНИЯ
В Англии конца XVI — начала XVII века было не так уж много энтузиастов, которые хотели возглавить колониальную экспедицию в Новый Свет. Каждый понимал, с какими огромными рисками связано такое путешествие. Впрочем, желающих было немного, но всё же они были: первым разрешение от королевы на создание колонии получил сэр Хамфри Гилберт. В 1578 году он отплыл, собравшись покорить остров Ньюфаундленд.
Сэр Уолтер Рэйли. Источник: stihi.ru
Первая попытка с треском провалилась: все дело в том, что англичане столкнулись с испанским флотом, который их чуть ли не полностью потопил. Гилберт вынужден был вернуться на родину, однако через пару лет собрал новую экспедицию. На этот раз колонизаторы были чуть успешнее: они доплыли-таки до Ньюфаундленда, однако поселенцам не понравился климат острова, и они покинули своего командира. Гилберт попытался опять вернуться в Англию, но погиб во время шторма.
Провалившиеся попытки колонизировать непокорный континент не добавляли оптимизма авантюристам, которые мечтали об этом. Однако нашелся продолжатель дела Гилберта — им стал его двоюродный брат Уолтер Рэйли. Он отправил экспедицию из семи судов, которые успешно достигли берегов небольшого островка Роанок. Там основали первое поселение, а флот отправился в Англию за новыми поселенцами.
Исчезнувшая колония на острове Роанок. Источник: darkbook.ru
Поначалу индейцы были дружелюбно расположены к колонистам, однако все изменилось, когда у европейцев начала заканчиваться оставленная провизия. После того, как на просьбу поселенцев выдать им еду, индейцы ответили отказом, англичане взяли нескольких из них в заложники. Не желая вступать в открытое противостояние с колонистами, индейцы решили просто забрать всю провизию и переселиться дальше от опасных соседей. При этом на самом деле столкновения избежать не удалось: англичане начали преследовать индейцев, а те в ответ устроили засаду.
На этом конфликт англичан и индейцев не закончился: европейцы решили применить известную хитрость — под видом переговорщиков послали в столицу племени Дасамонкупек нескольких своих солдат, которые убили вождя и сожгли весь город. Слухи о беспощадности колонистов поползли по всему континенту, а еды у поселенцев больше так и не стало. В итоге все они сбежали на корабли проплывавшего мимо Френсиса Дрейка ровно за две недели до того, как к ним с запасами еды и новыми поселенцами приплыл английский флот. Колонизировать остров Роанок впоследствии пытались и ещё, однако каждый раз после отплытия английских кораблей поселенцы практически бесследно исчезали. Вероятнее всего, индейцы мстили за те невзгоды, которые им ранее учинили англичане.
Джеймстаун. Источник: terraoko.com
Первая колония, которая смогла выжить и закрепиться на американской земле, носила название Джеймстаун и находилась на территории современного штата Вирджиния. Её основали в 1607 году. Проблема заключалась в том, что в Новый Свет теперь забросили людей благородных и состоятельных, которые, в целом, не собирались работать и не умели возделывать землю. Это опять же обусловило голод, который наступил в начале XVII века на колонизированных землях: во время конфликта с местными племенами индейцев Джеймстаун оказался осажден.
Примерно к этому периоду специалисты из Национального музея естественной истории относят первые случаи людоедства среди колонистов. Останки обглоданных человеческих костей нашли в форте Джеймс (позже поселение будет называться Джеймстаун). Также установлено, что поселенцы ели лошадей, собак, кошек, крыс, мышей и змей. Кто-то даже пытался есть кожаную обувь.
Следующая английская колония в Северной Америке появилась лишь спустя 10 лет. Колонисты — большинство из них были пуритане — основали там поселение Плимут.
Ученые: загрязнение воздуха плохо сказывается на мыслительных способностях
Ученые: загрязнение воздуха плохо сказывается на мыслительных способностях
Долгое пребывание в местах с загрязненным воздухом плохо влияет на когнитивные способности, говорится в совместном исследовании ученых из Китая и США.
По мнению авторов исследования, негативное влияние загрязнения атмосферы на когнитивные способности растет с возрастом и особенно касается мужчин зрелого возраста и людей с невысоким уровнем образования.
В ходже эксперимента ученых из США и Китая, около 20 тысяч жителей Китая в течение четырех лет регулярно выполняли контрольные работы по математике и языкам.
Результаты этого эксперимента могут касаться большинства населения планеты, уверены ученые: 80% населения земного шара живет в местах с опасно высоким уровнем загрязнения воздуха.
В основе исследования лежали замеры уровня диоксида серы и азота и микрочастиц размером меньше 10 микрон. Их проводили в местах, где жили тестируемые. В какой степени каждый из этих трех загрязнителей ответственен за нарушение когнитивных способностей, ученые пока не установили.
Уровни угарного газа, озона и более крупных частиц в воздухе в расчет не принимались.
По статистике ВОЗ, из-за болезней, вызванных загрязнением воздуха, каждый год в мире преждевременно умирают порядка семи миллионов человек.
"У нас есть свидетельства того, что воздействие загрязнения на показатели языковых тестов становится более заметным с возрастом, особенно для мужчин и для менее образованных", - говорится в исследовании.
Кроме того, из-за загрязнения растет риск возникновения дегенеративных болезней, таких как болезнь Альцгеймера и другие формы деменции, говорится в исследовании.
"Долгое пребывание в загрязненной атмосфере может отбросить человека назад в развитии на один год образования, а это очень много", - говорит один из соавторов исследования, Си Чэнь, сотрудник Йельской школы общественного здравоохранения.
Предыдущие исследования также подтверждают, что загрязнение воздуха плохо влияет на умственные способности студентов.
В ходе более раннего исследования ученые давали людям старше десяти лет, обоих полов, тесты по математике и на узнавание слов. Эксперимент проводили в период с 2010 по 2014 годы.
Загрязнение воздуха: статистика по миру
- Около семи миллионов человек во всем мире ежегодно умирают из-за загрязнения воздуха
- В 2016 году количество таких смертей оценивается в 4,2 млн.
- 91% населения Земли живет в регионах в создухом, который по стандартам ВОЗ считается загрязненным.
- Среди 20 самых загрязненных городов мира, 14 находжятся в Индии.
- Девять из десяти жителей нашей планеты дашит загрязненным воздухом.
Источник: ВОЗ
Исследователи видят одну из причин того, что мужчины со средним образованием и ниже больше подвержены вредному влиянию грязного воздуха, в том, что они в основном работают на улице, занимаясь тяжелым физическим трудом.
"Наши выводы о негативном влиянии загрязнения воздуха на когнитивные способности, особенно на стареющий мозг, означают, что косвенные последствия загрязнения с точки зрения социального благополучия могут оказаться куда более серьезными, чем мы считали раньше", - резюмируют ученые.
"В случае с пожилыми (в нашем исследовании таковыми считаются люди в возрасте 55-65 и 65+) последствия накопленного долгосрочного воздействия среды на организм очень трудно нейтрализовать", - говорит Си.
"Это очень тревожно, потому что нам известно, что в старшем возрасте людям часто приходится принимать крайне важные решения - например, когда уходить на пенсию или какую медстраховку выбрать", - добавляет он.
Хотя исследование касалось только Китая, оно может пролить свет и на ситуацию в других развивающихся странах с высоким уровнем загрязнения.
Авторы отмечают, что в развивающихся странах, жители 98% городов с населением больше ста тысяч человек дышат воздухом, не соотвутствующим стандартам ВОЗ по загрязнению.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..