Съемочную группу фильма о Спинозе не пустили в амстердамскую синагогу
В 1656 году еврейский философ Барух Спиноза дорого заплатил за свои противоречивые идеи, пишет журналист The Times of Israel Рич Тенорио. Признанный еретиком, он был подвергнут херему — ритуалу, аналогичному христианскому отлучению от церкви, руководством еврейской общины его родного города Амстердама.
Представления Спинозы о мире природы, о Б-ге и канонах иудаизма остаются спорными для ряда еврейских общин. Это подчеркивает непреходящую силу херема, который не был снят даже 360 лет спустя.
Его серьезность была подтверждена во время пандемии сovid-19: израильская съемочная группа попросила разрешения снять эпизоды документального фильма о Спинозе в интерьерах исторической португальской синагоги Амстердама. В ответ на эту просьбу “звездному” эксперту документального фильма, профессору Университета Джонса Хопкинса и исследователю Спинозы Ицхаку Меламеду самому запретили посещать указанную синагогу из-за сохраняющейся деликатности темы.
“Запрет — это очень жесткий акт, — заявляет продюсер фильма, израильский режиссер Яир Кедар. — Вроде бы он оберегает правильные религиозные идеи и представления. Но все равно это шокирует, вызывает чувство сопротивления. Место поклонения, в которое запрещен доступ кинематографистам, желающим снять фильм!..”
В настоящее время съемочный процесс завершен, фильм выпущен под названием “Спиноза: 6 причин отлучения философа”. Режиссер фильма — Давид Офек. Фильм стал последней частью большого биографического проекта Кедара под общим названием “Евреи”.
Проект начался с внимания к поэтам и писателям, таким как Авром Суцкевер, великий идишист эпохи Холокоста. Далее распространился на плеяду еврейских мыслителей, включающую Спинозу. Биографический фильм о философе стал также первой частью трехсерийного мини-сериала, в который войдут повествования о Карле Марксе и Зигмунде Фрейде.
“Даже удивительно, как хорошо это сделано, — говорит Кедар. — Философия может становиться популярной в некотором смысле… И мы имеем дело с удивительной историей успеха фильма”.
Выход фильма стал решением ряда проблем, в том числе запрета Меламеду на посещение амстердамской синагоги.
“Нам повезло и не повезло одновременно, что нас бойкотировали из-за херема, — замечает Кедар. — В начале фильма мы сами пережили спинозианский опыт…”
Запрет на съемки попал в заголовки международных СМИ, от Le Monde до BBC. В конечном счете это имело негативные последствия для тогдашнего главного раввина Амстердама Пинхаса Толедано, который на экране делится своими мыслями о свободе слова и ее ограничениях.
Как объясняет Кедар, “синагога поддерживается муниципалитетом Амстердама”, который отнюдь “не одобряет дискриминацию <…> В результате раввин перешел на другую должность и покинул Амстердам”.
Хотя запрет на съемки внутри синагоги в итоге был отменен, создатели фильма не смогли приехать туда второй раз из-за своего сложного графика.
Помимо коллизии с доступом в синагогу, перед создателями фильма с самого начала проекта стояли еще более серьезные проблемы.
“Была задача представить биографию человека, которого уже несколько столетий нет с нами, имея очень скудные свидетельства о его жизни, — рассказывает Кедар. — Это обременительно и очень непросто. Второй, еще более важный вопрос заключался в том, как воплотить философию в документальном кино? Как сложные философские идеи объяснить или представить так, чтобы их могла понять широкая аудитория?”
Создатели фильма смогли преодолеть эти препятствия благодаря неординарным творческим находкам.
Они познакомились с семьей отдаленных потомков Спинозы из Иерусалима: художником Итамаром Мендес-Флором и его матерью, художницей и писательницей Ритой Мендес-Флор, которая может проследить свою родословную до сестры философа Ривки. Пол Мендес-Флор, муж Риты и отец Итамара, — ученый-философ, который в настоящее время работает над проектом, посвященным другому еврейскому мыслителю, Мартину Буберу.
Итамар — “художник с дислексией, очень нежный, чувствительный и просто блестящий”, заявляет Кедар. Как он отмечает, потомок “немного похож на Спинозу”.
Создатели фильма выяснили, каково ключевое свидетельство о внешности философа. Они узнали об обнаружении посмертной маски Спинозы в Колумбийском университете в Нью-Йорке, и Меламед получил возможность в кадре подержать ее в своих руках.
“Ты буквально чувствуешь, что получил в руки «кусочек Спинозы», — рассказывает Кедар. — Это самое непосредственное, что мы получили «от Спинозы», впервые увидев, как он выглядел. Это было удивительно и очень волнующе — прикасаться к этой маске”.
В эпизоде фильма Меламед переворачивает маску с ног на голову, подобно тому, как с ног на голову Спиноза перевернул современное ему мышление.
Как объясняется в фильме, философ родился и достиг совершеннолетия в сефардской семье, имевшей корни в Португалии. Его предки бежали от преследований в толерантную страну, Нидерланды, где евреи могли свободно исповедовать иудаизм. Однако толерантность имела свои пределы. Голландцы выражали недовольство из-за якобы шумных еврейских похоронных процессий и вынудили общину перевозить умерших к месту их упокоения, используя многочисленные водные пути.
Толерантность была ограничена и внутри самой еврейской общины, в том числе по отношению к радикальным идеям Спинозы.
В фильме все это доносится до зрителя несколькими способами. Иногда с экрана рассказывают такие ученые, как Меламед, Джереми Фогель и Ноа Нааман-Заудерер из Тель-Авивского университета, а также Йосеф Каплан из Еврейского университета, который вспоминает анекдот о посмертном обрезании дедушки Спинозы. Хотя это было сделано в соответствии с галахой, возможно, именно это в раннем возрасте оттолкнуло будущего философа от религиозной ортодоксии. Создатели фильма демонстрируют убеждения своего героя в том числе с помощью анимационных сюжетов, один из которых иллюстрирует ограниченность земных представлений о Б-жественном. Так, круг будет думать о Б-ге как об обладающем круглыми атрибутами, кошка будет представлять Его себе в виде кошки, а люди видят себя созданными по образу и подобию Б-жию…
“Мы пытались найти забавные, умные, вдохновляющие способы показать примеры из философии”, — говорит Кедар.
Может быть, сегодня они кажутся забавными, но идеи, стоявшие за ними, представляли серьезную угрозу для еврейских лидеров, современных Спинозе. А может, само нестандартное мышление было причиной херема?
Создатели фильма не уверены — и предлагают еще пять объяснений.
“Все они исключительны, удивительны, оригинальны, — говорит Кедар. — Мы же не знаем наверняка, что именно там произошло”.
Например, а вдруг в основе конфликта были не еретические взгляды философа, а семейные финансы? Как объясняется в фильме, после смерти отца Спинозы молодой Барух добивался, чтобы дело о наследстве рассматривалось не в раввинском суде, а в голландском: это давало больше шансов спастись от кредиторов отца, голландский суд с большим сочувствием отнесся бы к тому факту, что Спиноза теперь сирота. Херем был издан всего лишь несколько месяцев спустя.
“Существующие данные говорят за то, что скорее всего это было именно так, а не по какой-либо другой причине, — заявляет Кедар. — Вы смотрите записи, муниципальные отчеты Амстердама того времени, и это просто детективная история. Не хочу вдаваться в детали — сами посмотрите фильм, вы удивитесь”.
После херема Спиноза отправился в изгнание и написал свои философские труды, которые принесли ему славу и заслуженное место в истории: “Теолого-политический трактат” и “Этику”, причем последний, по его просьбе, опубликован после его смерти, в 1676 году.
Создатели фильма углубились в чтение этих провокационных работ, которые были запрещены и государственными, и религиозными властями, а также исследовали подробности жизни философа в изгнании.
Его приютила христианская семья, позволившая Спинозе жить на чердаке. Он шлифовал линзы, которые использовались в некоторых передовых технологиях той эпохи: микроскопах и телескопах. По имеющимся свидетельствам, такая работа вызвала у него проблемы с дыханием, которые и привели к ранней смерти.
“Было очень любопытно узнать, что Спиноза работал над линзами как раз во времена изобретения микроскопа и зеркала Рембрандта, — замечает Кедар. — Это было захватывающе: используя линзы, можно было заново видеть историю, открывать мир. И это буквально другая реальность — то, что линзы дарят, например, кинематографистам”.
Сквозь множество объективов создатели фильма помогают зрителям увидеть Спинозу в новом свете.
“Мы рады, что у нас была возможность осмыслить наследие этого удивительного мыслителя”, — заключает Кедар.