Рассказывают, что был среди хасидов р.Зуси состоятельный торговец тканями. Очень предприимчивый был товарищ: организовал, фактически с нуля, и производство (в нескольких странах!) и сбыт. Торговал со всей Европой. И при этом — ученый, без преувеличения (не будем разбрасываться титулами), набожный (в те времена в хасиды еще другие не шли) еврей. Который, в свободное время, не шил, а делал нуждающимся в этом обрезания. Безвозмездно. Вот такой замечательный человек.
Каждый год этот замечательный человек ездил на ярмарку в Лейпциг. На это дело была завязана очень значительная часть его бизнеса. Именно там он сбывал большую часть своей продукции. Там встречался со своими контр-агентами, банкирами и много еще с кем. И каждый год он получал от р.Зуси благословение на поездку.
С годами замечательный человек, подсознательно, начал относиться к этому благословению...нет, ну, не как к формальности, не дай Б-г! Но как к чему-то само собой разумеющемуся. Сначала завершал все приготовления и только затем шел за благословением к ребе.
Можно попробовать представить себе, каким было потрясение замечательного человека, когда однажды р.Зуся на просьбу дать благословение на поездку в Лейпциг ответил категорическим и экспрессивным отказом. Мало того, сопроводил отказ своим ребским запретом ехать.
Замечательный человек растерялся. С одной стороны, ребе сказал — хасид сделал. С другой стороны, лейпцигская ярмарка — это лейпцигская ярмарка. Она даже не на год вперед все определяет. А на долгие года.
Конечно, чистая и непоколебимая вера в слова праведника и твердое упование на милость Творца — это прекрасно. Но и деньги, товарищи, еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах, как говаривал классик. Короче говоря, сломался замечательный человек и пошел к р.Зусе переспрашивать. Вдруг что-то изменилось в раскладе?
Но р.Зуся завернул его и в тот раз. И в следующий тоже.
Отчаяние замечательного человека было столь велико, что, конечно не сразу, но в течение нескольких дней, он позволил домочадцам уговорить себя поехать в Лежайск и попробовать получить благословение на поездку у р.Элимелеха. Вот настолько ему было нужно в Лейпциг.
Нужно отдать ему должное, р.Элимелеху он все рассказал как на духу. B том числе и про то, сколько раз и в каких выражениях р.Зуся высказал свое мнение по поводу предмета разговора.
Подумал р.Элимелех немного и говорит:
-Р.Зуся, безусловно, знает о чем он говорит. Но р.Зуся видит только до реки. Включительно. А Мелех смотрит дальше. И Мелех говорит: езжай. И с б-жьей помощью, преуспеешь Сверх всякого ожидания преуспеешь.
Очень обрадовался замечательный человек такому ответу. Аменькнул и поскорей к двери. Как чувствовал, что разговор еще не закончен и последует продолжение.
Р.Элимелех перехватил его уже у самой двери:
-Вы ведь обрезания делаете? Вам, думается, стоит знать, что есть поразительное средство, чтобы остановить кровотечение, если никакие другие средства не помогают: посыпать рану пеплом мыша или жабы.
И р.Элимелех объяснил как именно заготавливать пепел и еще кое-какие нюансы, делающие средство столь действенным.
Поблагодарил озадаченный замечательный человек р.Элимелеха за совет. А себе пожелал, чтобы тот ему никогда не пригодился. И до дому.
Дома ждало самое сложное: объяснение с р.Зусей.
Впрочем, на деле, все прошло, как по маслу. Услышав о том, что р.Элимелех поездку одобрил, р.Зуся тут же согласился с тем, что его брату виднее и, безусловно, следует принять его благословение и ехать.
А затем была река. Переправа. Неожиданная и неслыханная в тех местах буря. Перевернувшийся паром. Множество погибших. Не говоря уже об остальных потерях.
Но замечательный человек, каким-то чудом, выжил. Выплыл. Выбрался на берег.
У него даже хватило сил на поиски людей. Иначе замерз бы насмерть. Но нет. Заметил (буря то продолжалась!) огоньки. Вышел на них. И постучался в первый же дом, на косяке двери которого увидел мезузу.
Владельцем дома оказался один очень-очень-очень богатый, но при этом исключительно приятный еврей. Который не поленился открыть на стук, несмотря на погоду и неурочный час. С первого взгляда вошел в положение стоящего перед ним человека и предоставил тому свое гостеприимство.
Замечательный человек приходил в себя несколько дней. На протяжение которых хозяин дома регулярно навещал его и окружал всяческой заботой и вниманием.
Люди одного круга, одного склада, одного возраста и т. д. они очень легко и быстро сдружились. Замечательный человек рассказал новому другу о произошедшем с ним. От финансовой помощи категорически отказался: не в его это привычках. И продолжил рассказ.
А когда упомянул, что делает обрезания, хозяин дома помрачнел. И, после долгих расспросов, признался, что у него трое необрезанных детей. А до них было еще двое истекших кровью после обрезания. Он обет дал, что половину своего огромного состояния отдаст тому, кто сможет сделать его сыновьям обрезание, сохранив им жизнь. И всем, кому мог, делал соответствующее предложение. Но никто не решился согласиться.
И тут замечательный человек понял, что пришло время делать свой ход.
Слава Б-гу, хозяин дома не был параноиком. И своей интуиции и умению разбираться в людях доверял. Плюс, на всякий случай, пригласил на церемонию самых лучших врачей того времени (в Центральной Европе, по крайней мере).
Но все прошло как обещал замечательный человек: немного секретного ингридиента на место обрезания и кровь остановилась, как Солнце над Гивоном.
Половина состояния счастливого отца трех обрезанных детей оказалась , прям, монтекристовского масштаба. На ткани замечательный человек таких денег за три жизни не заработал бы.
По дороге домой, он, естественно, заехал в Лежайск, поблагодарить р.Элимелеха за благословение. И удостоился разъяснений.
Р.Элимелех объяснил ему, что, на самом деле, конечно, и р.Зуся видел все не только до реки но и далее. Просто, он, р.Зуся, по своей мягкости, всегда считал, что, если есть возможность этого избежать, нечего подвергать еврея суровым испытаниям. Не стоит оно того. А р.Элимелех как раз полагал, что еще как стоит. И оба, два, были правы.
_________________________