Трижды встречал этого человека в одном из больших
супермаркетов нашего города. Он никогда, как будто, не молчит, он всегда
проповедует: иногда на иврите, но, чаще всего, по-русски. Вокруг
фантастическое обилие промышленных товаров, продукты на любой вкус, но он
ничего не покупает. Он говорит громко, прерывистым голосом, но достаточно
внятно.
— Бедность — путь к миру, — говорит он. — Отдайте все, ходите в
рубище, ешьте хлеб черствым, живите в пещерах — и тогда они оставят нас в покое,
перестанут убивать и мечтать о нашей смерти. Будьте несчастны, потому что щадит
этот жестокий мир только несчастных. Вы сами наплодили злобных завистников, а
теперь не знаете, что делать с этой армией алчных нищих и
неудачников.
Вот краткое содержание «лекции», прочитанной несчастным
безумцем 16 октября 2006 года. Я запомнил эту дату.
— Нет большего греха,
чем возбуждать в ком-то зависть. Евреи — народ греха, народ порочный от пяток до
корней волос. Вандалы, серийные убийцы и пироманы — где вы? Разрушайте, убивайте
и поджигайте. Живите на пепле и дышите гарью. Пусть лохмотья на вас треплет
холодный ветер. Уйдите в пустыню. Слушайте Б-га. Он спасет вас от ненависти
ближних.
Говорят, несчастный безумец потерял в теракте жену и дочь. Вот
он и стал искать необычные пути к миру с жестокими соседями. Этот необыкновенно
худой человек, одетый аккуратно, но крайне бедно — вызывает у покупателей
понятную жалость. Смотрят на безумца искоса, прислушиваются будто поневоле и
норовят обойти стороной.
Был, правда, свидетелем, как наивный посетитель
попробовал вступить в спор с несчастным. — Чего ты хочешь? — начал кричать
он. — Чтобы мы перестали быть евреями? Чтобы мы стали жить, как эти босяки? Не
дождешься!
Он испугал безумца своей неожиданной атакой, бедный
проповедник закрыл лицо руками и, как мне показалось, заплакал. Наивный
посетитель махнул рукой и быстро ушел по своим торговым делам.
Безумец
поймал мой взгляд, вытер рукавом мокрые щеки и произнес, низко склонив голову:
«Он молодец и умница. Он услышал меня, не стал жалеть — и только. Как легко мы
жалеем несчастного и как трудно радуемся чужому счастью». Он поднял голову, и я
увидел живые мудрые глаза совершенно здорового человека.
Тогда, на этой
ярмарке телесных удовольствий, подумал: есть ли в Торе заповедь, воспрещающая
зависть. Конечно же есть! Последняя, десятая: «Не возжелай дома ближнего твоего,
ни жены его, ни раба его, ни вола его, ничего, что у ближнего
твоего».
Это «не возжелай» и значит — не завидуй. И еще нашел слова Моше:
«Сто смертей лучше мук зависти». Это он произнес, когда Всевышний запретил
Моисею пересечь границу Ханаана, а разрешил это Иисусу
Навину.
Несчастный безумец и говорил об этих муках, на которые мы
обрекаем наших неудачливых соседей. Не они мучают нас ненавистью и жаждой крови,
а мы их своими прекрасными городами, садами и дорогами, фермами и заводами. Мы
во всем виноваты. Мы, не сумевшие учесть человеческий фактор, натуру людскую,
которой не по силам преодолеть кошмар зависти.
Завистник — вампир,
жадный до крови ближнего. Он готов отказаться от всех благ земли, только бы
лишить объект зависти его превосходства. Микробы разрушительной страсти сожрали
мозг соседей Израиля. Они живут одной лишь завистью, жаждой мести и
реванша. Почему Каин убил Авеля? Из зависти, из ревности к Б-гу, принявшему
подношение пастушка и отвергнувшему дар пахаря. Это зависть превратила доброго
работягу Каина в хищного зверя. Он был не виноват в том, что его работа трудна и
захватывает всего человека. Постоянная физическая усталость держала в оковах
душу Каина. Это у Авеля был досуг и время, чтобы смотреть на звезды и слышать
Создателя.
Завистник всегда изнурен физически. Толпы соседей Израиля
только кажутся собранием праздных лиц. Нет, эти бедные люди постоянно в
движении: они роют кротовые ходы, чтобы переправлять из Египта оружие, они днем
и ночью куют «оружие возмездия», начиняя взрывчаткой водопроводные трубы. И это
при том, что им нужно обрабатывать землю, сеять и собирать урожай, чтобы не
умереть с голоду. Им тоже некогда смотреть на звезды.
Сорок веков иудаизм
не без успеха отучает еврея от зависти. Чаще всего еврей-завистник мечтает
превзойти соседа, а не убить его. Вот почему еврей и построил за короткий срок в
пустыне и на малярийных болотах процветающее государство. Вот почему он и в
чудовищной бедности российских местечек старался жить по людским и Б-жьим
законам. Трагедией еврейства была отмечена первая половина ХХ века, когда
забвение последней заповеди привело потомков Иакова в русскую революцию, а
зависть к инородцам, на которой построена ассимиляция, завершилась
Катастрофой.
Что сегодня? Здесь и разгул воинствующего безбожия, и
разлагающее всесилие либеральных идей, построенных на зависти к Б-гу — первейшей
причине атеизма.
Искал и ищу дух иудейства в поэзии Иосифа Бродского и
почему-то до поры до времени не замечал его стихотворение классической силы: «Я
входил вместо дикого зверя в клетку» и эти строки в нем:
«Что сказать мне
о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем чувствую я
солидарность, Но пока мне рот не забили глиной Из него раздаваться
будет лишь благодарность».
В одной из мудрейших книг о каббале
читаю:
«Акт признания единого Б-га обусловлен, прежде всего,
благодарностью. С незапамятных времен вера в Божественное порождалась глубоким
чувством людской признательности, которая тысячелетиями служила выживанию
религиозных и духовных идей».
Благодарность и зависть антиподы. Зависть
делает человека безумцем. Благодарность — творцом.
Мы, евреи, вовсе не
лучшие парни в мире. Да и есть ли такие парни вообще. В любом случае нужно
помнить, что гордыня никого не убережет от зависти и ненависти, а напротив
вызовет эти чувства без промедления. Мы просто другой народ, совсем непохожий на
наших «сводных братьев». Непохожий настолько, что и понять нас трудно. Вот это
непонимание, невозможность понимания — тоже истоки зависти.
Помню, как
светлой памяти Майя бат Ави, учила меня «плохим» словам на иврите: странному,
уродливому, слову зависть — кинъя, слову, произнесенному с разрывом речи, с
горловым спазмом, мучительным для русскоязычного уха.
Благодарность —
дарующее благо, на иврите hакарат тода — и в этом словосочетании содержится
простое спасибо за благо добра. Удивительным образом языки и мудрее и добрее
их носителей.
Евреи живут бок о бок с арабами. Различие между нами не
казалось столь разительным до создания Государства Израиль. Теперь же различия
эти разительны и приобретают оскорбительный для гордого духа араба
характер.
Гордыня и зависть неразлучны. Арабы никогда не смогут побороть
в себе гордыню, евреи не способны перестать быть объектом зависти. Что же
делать? Снова уйти в галут, вновь поселиться среди тех, у кого будет меньше
причин для зависти? Не думаю, что это поможет. Трагедия Холокоста — прямое тому
доказательство.
Магид из Межиричей говорил: «Да не удручит вас жестокое
противостояние. Грабители нападают на обладателя сокровища, а не на телеги с
навозом. И дабы отразить их, мы должны видеть себя, как владеющих этим
сокровищем».
О чем это говорил Магид почти 300 лет назад, чему он учит
нас в веке XXI? Осознайте, что вы владеете сокровищем прекрасного государства, и
богатство это хотят у вас отнять обычные бандиты с большой дороги. Отнять вместе
с вашей жизнью.
На заре современной цивилизации Аристотель говорил так:
«Гневаться может всякий — это нетрудно. А вот воспылать гневом на несомненного
виновника, в должной мере, в нужный час, по истинному поводу и надлежащим
образом — далеко не всякий».
В последнее время все чаще вспоминаю эти
слова. Евреи Израиля, похоже, разучились гневаться. Да и сказанное хасидом из
Межиричей совершенно забыто.
Левые миротворцы внушают народу Израиля,
особенно детям в школах, что богатство принадлежит нам не по праву, что нужно
делиться с людоедами, что завистливые разбойники вовсе не армия террора, а
какой-то «угнетенный народ Палестины». Люди эти делают все, чтобы разрушить
способность своего народа к сопротивлению; делают все, чтобы зависть соседей
превратилась в разрушительную ненависть.
«Мир в обмен на землю» — это
торг идиота с негодяем. У евреев, в итоге, не будет земли, а негодяи неизбежно
превратят отданное в гнилое болото и пустыню.
Политикам Израиля послушать
бы того безумца в супермаркете. Он хоть логичен в своей проповеди: «Уйдите в
рубище, уйдите голодными, отдайте все и тогда вам, возможно, простят, что вы все
еще есть на этом белом свете». Впрочем, наши властные «миротворцы» тоже
предлагают такой выход, но другим, а не себе. Капитал, сбитый на предательстве
национальных интересов, всегда велик… Но, рано или поздно, он тоже рискует стать
предлогом для зависти новых соседей.
2007 г.
|