воскресенье, 1 июня 2014 г.

ИСПАНИЯ БОЛЬНА СТАРОЙ БОЛЕЗНЬЮ

---
«Спортивный антисемитизм»: испанцы «отметили» победу «Маккаби». Более 17 тысяч антисемитских сообщений в Twitter’е: так в Испании «отметили» победу «Маккаби Тель-Авив» в чемпионате Евролиги. "Маккаби Тель-Авив" празднуют победу "Маккаби Тель-Авив" празднуют победу Flash 90 Спустя всего два дня после без преувеличения исторической победы баскетбольной команды «Маккаби Тель-Авив» в чемпионате Евролиги обозленные испанские пользователи Twitter проявили себя самым позорным образом, буквально завалив (не сказать сильнее) сеть антисемитскими лозунгами и призывами самого низкого пошиба. «Загнать всех евреев в газовые камеры!», «Я надеюсь, что «Маккаби» задохнется в газе после игры!», «При Гитлере этого бы не случилось!», «Израиль – государство апартеида, гадкие евреи нечестно выигрывают в спорте!» - такими комментариями (причем, еще не самые ругательные) испанцы «отметили» свое поражение в спортивном состязании. И не один или два, и даже не десяток-другой, а – немного-немало – 17500 высказываний (!), призывающих повторить Холокост, построить «лагеря смерти» и «на этот раз до конца» уничтожить всех евреев.
Более того, в Twitter’е была создана специальная группа, полностью посвятившая себя антисемитской ругани и вымещению бессильного гнева против евреев и Израиля, «посмевшего» выиграть в баскетбол у «Реал Мадрида». В ответ двенадцать больших и малых еврейские организации Испании подали коллективную юридическую жалобу. «Когда мы увидели реакцию на победу «Маккаби», такую как призывы «евреев – в печи!» или «евреев – в газовые камеры!», мы решили подать жалобу», - сказал Рубен Нобоа, лидер еврейской группы «Израиль в Каталонии» корреспонденту агентства France Press. В жалобе приводятся скрин-шоты, копирующие антисемитские «твиты»; кроме того, организации выделили пятерых человек, подписавшихся своими настоящими именами, которые особо рьяно выступали против евреев, «подстрекая к ненависти и дискриминации», что, по испанским законам, наказывается тюремным заключением до трех лет. Не только в Испании, но и в Милане, где проходили матчи Евролиги, были отмечены антисемитские инциденты: так, чтобы испортить израильтянам праздник, местами были развешаны флаги «Организации Освобождения Палестины» (ООП). На это израильтяне, прибывшие в Италию поболеть за свою сборную, и местные еврейские активисты скандировали про-израильские лозунги и громко пели национальный гимн Израиля – «Ха-Тикву», от чего горе-провокаторам пришлось спешно отступать. (Израиль7. 21.05.2014).
 Испания под власть социалистов и не могла быть другой.

В УКРАИНЕ НЕТ ЯЗЫКОВОЙ ПРОБЛЕМЫ


Смотрю по украинскому каналу С замечательную передачу «В Украине есть таланты» . Танцы, песни, гимнастика. Таланты есть, но самое интересное в другом. Красавица - ведущая говорит на мове. Конкурсант – гимнаст из Донецка - отвечает ей на чисто русском языке. Ведущая и судьи все понимают и никак на это реагируют. Дальше идет обсуждение – тоже двуязычное. Кому-то нравится язык Пушкина, кому-то легче и приятней говорить на языке Тараса Шевченко. Никаких проблем и никакого конфликта. За 20 лет Украина привыкла именно к такому раскладу, в котором нет ничего опасного и страшного. Аристократы в России до переворота 17 года спокойно общались на 2-х (как минимум) языках и тоже не видели в этом никакой проблемы.  Настоящие проблемы в стране начались с победой одного языка, чаще всего - матерного. Что дальше? Да все просто, как это было, к примеру, в Израиле, возродившем иврит. Сумеет Украина, ведомая родным языком, доказать свою дееспособность – и мова станет по-настоящему государственным языком. Не сумеет – потеряет и государственность свою и язык украинский уйдет на задний план. Экономика, увы, всесильна. И вера, и язык, и культура любой страны в огромной степени зависят от того – могут ли эти три составляющие способствовать преуспеянию населения или нет. И здесь никакие законы сверху не помогут. А пока Украина получила еще одну попытку стать независимым государством со своим родным языком. Сумеет её использовать – победит. Нет – исчезнет без всякого вмешательства Путина, НАТО или пришельцев из Космоса. 

ЯНУКОВИЧ И ЧАСТЬ НАГРАБЛЕННОГО


Генпрокуратура: все имущество и деньги семьи Януковича на территории Украины арестованы

31.05.2014

МИФ О СЛАНЦЕВОМ ГАЗЕ


Леонид Бершидский: О тщете сланцевого злорадства

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T-
Америка не могла преподнести путинским пропагандистам лучшего подарка, чем недавняястатья в The Los Angeles Times о том, что официальная оценка извлекаемых запасов сланцевой нефти Монтерейского месторождения в Калифорнии снижена на 96%. Таким образом, было списано около двух третей всех запасов сланцевой нефти в США.
«Пузырь сланцевой революции неожиданно лопнул, — писал некий Иван Рогожкин на портале "Нефть России". — Могущество США как великой державы целиком держится на лжи и промывке мозгов».
Между тем могущество США держалось, конечно, не на рассказах о грядущем энергетическом богатстве. Сколько бы ни говорили о важности сланцевой революции, февральский докладИнститута устойчивого развития и международных отношений при парижском университете Sciences Po четко указал на ее место в общем контексте американской экономики. С 2007 по 2012 год она добавила Штатам лишь 0,88% ВВП, а с 2012 по 2035 год даст дополнительно всего 0,84% ВВП — не ежегодно, а за весь этот срок.
История про сдувшееся в одночасье монтерейское изобилие — как раз про то, что делать из геологии политику не стоит никому. Возможны сюрпризы.
Все началось с отчета о запасах сланцевых нефти и газа в США, выпущенного Управлением энергетической информации США в июле 2011 года. Именно в нем запасы Монтерейского месторождения оценили в 15,4 млрд баррелей, или в 64% от общеамериканских. Эта цифра обещала Калифорнии к 2020 году 2,8 млн дополнительных рабочих мест и $24,6 млрд прибавки к налоговым доходам. Но ее чуть ли не с самого начала оспаривал Дэвид Хьюз, именитый геолог из Канады, которого власти этой страны привлекали к оценке запасов разных полезных ископаемых. В конце прошлого года он выпустил доклад, в котором писал, что на Монтерейском месторождении невозможно пробурить столько скважин, сколько заложило в свою оценку Управление энергетической информации, а их дебет, то есть отдача, будет значительно ниже, чем на уже разработанных месторождениях сланцевой нефти. «Экономический бум на уровне штата маловероятен», — писал Хьюз.
От канадца отмахивались как от записного пессимиста, доверяя официальному прогнозу. А он взял да и изменился. Геологи поняли, что, хотя огромные запасы нефти в Калифорнии имеются, добыть их из тамошней сложной геологической формации нынешними технологиями гидроразрыва и горизонтального бурения невозможно. То есть, может быть, когда-нибудь нужные технологии и появятся, но сейчас лучше закатать губу.
Если уж мы начали — и не без причины — слушать Хьюза, стоит обратить внимание и на другие его выкладки — по американской сланцевой индустрии вообще. В октябре прошлого года он сделал презентацию в Американском геологическом обществе, согласно которой ожидания, что добыча сланцевых углеводородов в США будет расти как минимум до 2040 года, слишком оптимистичны. Скважины выдают почти все, что можно из них получить, за 3-5 лет, после чего добыча резко снижается. На нефтяном месторождении Баккен в Северной Дакоте и Монтане, например, 47-61% всей нефти добывается из скважины в первый год. А газодобыча на всех основных сланцевых месторождениях, кроме Marcellus на восточном берегу, прошла пик в августе 2012 года.
«Сланцевая революция... временно прервала снижение добычи из традиционных источников, — сказал Хьюз в своем выступлении, — но ее долгосрочная устойчивость вызывает много вопросов... Энергетическая независимость США и свобода от импорта нефти... крайне маловероятны, если потребление не снизится радикально».
Политики до сих пор игнорировали мнение Хьюза, выбирая тех экспертов, которых им было приятнее слушать. Благо, такие всегда являются, когда нужно предсказать какой-нибудь бум: ведь очевидно, что если говорить то, что от тебя хотят услышать, заказы на новые  исследования непременно поступят. Да и геологи ведь тоже люди, им хочется верить в лучшее. Отсюда километры колонок о грядущем энергетическом господстве США, о том, как они обгонят Саудовскую Аравию по добыче нефти и заменят Россию в качестве источника энергоресурсов для Европы и Азии. Сейчас ведь на сланцевый газ приходится 40% американской добычи — почему бы не предположить, что будущее еще радужнее?
Впрочем, мы в России ничем не лучше. Прикидывая будущие поставки газа в Китай, Европу, может быть, и в Японию, подсчитывая бюджетные поступления от экспорта нефти через 10-20 лет, мы стоим на столь же зыбкой почве. Чем быстрее поймет Америка, что вечных запасов дешевых углеводородов у нее нет, тем усерднее ее мощные инновационные центры примутся за энергоэффективные технологии и альтернативную энергетику. Предсказать, какие прорывы в этой области мы увидим в следующие два десятилетия, даже сложнее, чем оценить извлекаемые запасы сланцевой нефти.
Энергоресурсы — хлипкая, негодная база для политических стратегий. Сила стран не под землей, а в мозгах. Пока Россия экспортирует свои в Америку и Европу, дома же предпочитает думать совсем не ими. Радоваться, что на Западе навалом энергетических «мыслителей», нам не с руки. Своих бы как-нибудь утихомирить.
Ничем не лучше и новоизбранный президент Украины Петр Порошенко, уверенно утверждающий, что, когда Украина построит терминал для импорта сжиженного природного газа, а международные компании начнут разработку сланцевых месторождений, ей станет не нужен российский газ. Если геология сыграет с ним такую же шутку, как с предсказателями монтерейского бума, «Газпром» припомнит ему эти слова.

БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ СЕГОДНЯ



Эта статья была написана 12 лет назад, задолго до появления термина "либеральный фашизм". В те годы и опасность исламской экспансии не казалась насущной. Сегодня я бы добавил к этим догадкам  только одно: именно глобализация и либеральный фашизм обеспечили в США приход к власти охлоса, а Западную Европу сделали бессильной под натиском мирового джихада. 


 Ситуация для разума человеческого обычная. Хозяева жизни не знают, что они, собственно, защищают, а люди протеста не отдают себе полный отчет в том, что им не нравится.
 Шеренги «черных» людей, в бронежилетах, пластиковых масках, вооруженные до зубов, противостоят восставшей толпе.
 Люди эти больше похожи на роботов, но иногда обретают нечто человеческое, когда вдруг выбегают из строя, размахивая дубиной, и начинают бить демонстрантов по голове.
  Как зовут этих людей восставшие? «Наемники, цепные псы капитала, проклятые жандармы?» Не знаю. Люди в черном работают за деньги, защищая тех, кто им платит. Молодежь бунтует бесплатно, даже приплачивает свои, кровные денежки, оплачивая неблизкий путь к «полю битвы». Среди восставших очень мало нищих, бедных, обездоленных.
 Нищие Европы крепко сидят на цепи пособия, бедные и обездоленные больше всего на свете бояться потерять работу.
 Тем не менее, глобалистов в Генуе штурмовала стотысячная толпа.
 Маркс ошибся в своих пророчествах. Сверхприбыли капитала не погубили мир, империализм благополучно скончался. Человечество раскололось на две части: тех, кто способен потреблять, и тех, кому это не по силам.
  Раскол между имущими и неимущими сохранился, но центр трагедии человечества сместился к сфере духовной. Обществу потребления не нужны люди. Ему нужны потребители, существа с одинаковыми, но обширными потребностями, способные  эти потребности удовлетворять.
 Человек работающий, в результате технической революции, ушел на задний план. В развитых странах становится все больше тех, кто сидит, по терминологии США, на «верфеле», на социальном пособии, способном без насилия гасить социальные конфликты. Люди, живущие подаянием, становятся нормой «цивилизованного» общества.
 Пророчества фантастов сбываются: машины все больше вытесняют человека из сферы труда. Нет «зловещих спрутов мирового капитала». Пролетариев и буржуа. Есть армия невольных бездельников, разлагающая и отравляющая ту среду, которая их кормит.
 И не только машины не дают работать коренному населению развитых стран. Машинам помогает полу-рабский труд зарубежных рабочих. Технический прогресс, техническая революция мстит людям, исподволь уничтожает человечество, живущее, как обычно, страстями, не способное на здравый смысл и великое искусство нормы.
 Само потребление, способность не зарабатывать деньги, а тратить их становится чем-то, вроде профессии «мыслящего тростника». То, что труд создал человека придумал не Чарльз Дарвин. Это написано в Торе, но там не сказано, что безделье способно вернуть потомков Адама и Евы к райским кущам.

 Не помню, где и когда прочитал эту притчу. Мало того, вполне возможно, что сам ее сочинил. Честное слово, не знаю. Бывают истории, живущие в нас странным образом: без даты и места рождения.
 Век восемнадцатый. Атлантика. Парусник везет в Америку рабов, отловленных в Африке. Закованным в цепи чернокожим товаром набит трюм.
 Ужасы подобного путешествия описывать не буду.
 Команда корабля, работорговцы – наверху, под солнцем, на чистом воздухе. Этой публике тоже приходится нелегко. Бури, штили, скверное питание, пираты и прочее.
 Рабы – честные, добрые, простые чернокожие ребята. С одной только поправкой: все они язычники и людоеды.
 Матросы и даже работорговцы – тоже славные парни и добрые христиане, в поте лица своего добывающие кусок хлеба.
 Но тоже с одной лишь поправкой: отловленный раб для них не человек, а скотина. Следовательно, и обращаются они с грузом в трюме, как со скотиной.
 Среди рабов, в убийственной духоте и крысиной сырости корабельного подземелья, есть лидер – вождь племени. Он силен, умен, находчив. Вождю удается разбить цепи, и освободить других. Ночью восставшие нападают на команду корабля. В битве, под огнем мушкетов и пистолетов, они несут серьезные потери, но, в конечном итоге, одерживают победу, и  выбрасывают всех белых за борт.
 Революция победила! Несчастные рабы обрели свободу. Работорговцы, а заодно и вся команда корабля, наказаны смертью за богопротивный промысел.
 Замечательно! Но с рассветом выясняется, что нет на паруснике ни одного человека, способного управлять кораблем. Первый же шторм несет парусник на прибрежные скалы и разбивает его в щепки. Рабы гибнут вместе со своим вождем.
 Впрочем, по одному из вариантов этой притчи, вождю удается выбраться на берег. На берег, где все черные – рабы!
 Закономерный исход любой революции и верная иллюстрация благотворных особенностей эволюционного развития. Те невольники, кто выжил и благополучно добрался до Америки, дали миру свое потомство. И нынче потомок дикаря с Берега Слоновой Кости вполне может подать в суд на белого американца, заподозрив его в расизме.
 Современное «открытое общество», «общество потребителей», казалось, – типичный пример такого, эволюционного развития. Терпение, терпение, терпение – и все будет в порядке. Так ли это?
 Нет, не так. Техническая революция, внезапный скачок вперед – революция очевидная, а только на ней и держатся политико-экономические институты нашей цивилизации.
 Революция свершилась: и за борт полетели прежние ценности, не оправдавшие себя: авторитет одиночки, человеческого гения, сила идей. Все то, что получило несколько пошлое, но точное название в эпоху Хрущева: «Культ личности».
 В ХХ веке культ этот потерпел сокрушительное поражение. Личности, причем любые, не нужны больше человечеству. Новой революции необходимы потребители и только.
 Вот почему глобализация ( казалось, вполне нормальный, эволюционный шаг) стала причиной такой бури протеста на Западе?  Люди, чаще всего на уровне подсознания, хотят остаться людьми, а не безликими потребителями.
 Одни комментаторы склонны считать последние события в Генуе чем-то, вроде обычного бунта прирожденных хулиганов. Чем-то, на подобии «футбольной войны». Чешутся у ребят кулаки, вот и идут «стенка на стенку» с полицией.
 Другие сетуют, что молодежь не в силах постигнуть все выгоды объединения развитых стран. Никак не хочет понять, что только в  случае подобного объединения удастся побороть нищету и голод в странах третьего мира.
 Третьи торопятся придать этому молодежному бунту характер политического выступления  левых, правых радикалов и вконец обезумевших защитников окружающей среды.
 Все эти точки зрения могут иметь место. В 100 тысячной толпе на улицах Генуи были и хулиганы, и недоумки, и радикалы: «каждой твори по паре» – можно не сомневаться.
 И все-таки молодежные бунты 2001 года представляются явлением гораздо более сложным, чем это кажется на первый взгляд.
 Даже внешне эта сложность очевидна. «Черные», одинаковые роботы-люди отражают натиск разномастной толпы. Причем, бунтующие ни только не похожи друг на друга. Они даже говорят на разных языках, но действуют при полном понимании и согласии, превратившись в некий интернационал.
 Мятежники молоды, но и «черная икра» полиции состоит, по преимуществу, из ребят молодых. Как обычно, дети дерутся, проливают кровь друг друга, во имя интересов стариков.
 Старики в безопасности. Они боятся драки. Они, даже по возрасту, не в силах принять в ней участия. Но старики всегда были способны эту драку организовать. «Крестовый поход детей» - так назвал все войны Курт Воннегут.
 Идол молодежи – Эрос. Герберт Маркузе писал, что современная цивилизация «питается энергией, отнятой у Эроса посредством ее десексуализации и сублимации, и, следовательно, ведет к фатальному ослаблению Эроса в пользу Танатоса».
 Эрос – несет любовь. Танатос – божество смерти. Любовь восстает против смерти - так считал Маркузе – один из идейных вождей молодежных бунтов шестьдесят седьмого года.
 Но одним конфликтом «отцов и детей», конфликтом поколений, далеко не все можно объяснить. Юность исповедует мораль Танатоса не реже, чем зрелость принципы Эроса. В науке - исключения далеко не всегда подтверждают правило.
 Вот почему отвлечемся от схем Зигмунда Фрейда. Плодотворнее, как мне кажется, попытка обращения к более конкретным и четким понятиям добра и зла.
 Приведу цитату из книги Эдуарда Самойлова « Фюреры». Один из лучших, на мой взгляд исследователей фашизма, пишет:  « Сущность зла, скорее всего, едина, и определить ее можно как властолюбие. Отношение к власти, как самоцели, как наслаждение властью. Зло есть нравственно необоснованная власть».
 «Сущность зла», возможно, и «едина», но само зло многолико, изменчиво, и в 21 веке, в ходе долгого эволюционного процесса, приобрело характер не личностный, а техногенный и финансовый. Дьявол не дремлет, не оставляет в покое человечество. Охота за душами людскими продолжается с не меньшим успехом.
 Власть денег над человечеством 21 века абсолютна. И в этом своем абсолютизме неизбежно становится «нравственно необоснованной властью».
 У того же Маркузе есть гораздо более точное объяснение молодежного восстания шестидесятых годов: «Бунт внутри страны, обращенный вовнутрь, кажется в значительной степени импульсивным. Его цели трудно определить: тошнота, вызванная «образом жизни», бунт, как дело физической и духовной гигиены. Тело против «машины» – не против механизма, конструируемого с целью сделать жизнь мягче и безопасней, ослабить жестокость природы, но против машины, овладевшей механизмом: политической машины, машины корпораций, культурной и образовательной машины, которая скомкала благословение и проклятие в одно рациональное целое».
 Философ написал это в 1968 году, когда «машина», сама по себе все еще казалась даром небес, а человеческий фактор, вроде бы, мешал техническому прогрессу показать себя в истинном великолепии.
 Прошло всего лишь 33 года, и человечество потеряло ориентацию в том, что первично на путях зла: сама «машина» или то, как использует ее человек.
 Тем рабам, свершившим революцию на одном отдельном паруснике, не хватило чувства меры (могли оставить парочку белых, чтобы благополучно добраться до  берега), но и эволюционным процессам, построенным на технической революции, как выясняется, не хватает этого величайшего чувства. В результате пропасть между развитыми и развивающимися странами становится все глубже, и пропасть эта чревата не предсказуемыми социальными и межгосударственными конфликтами. Мало того, и в самих развитых странах, как показывают последние события, зреет чудовищный раскол между примирившимися с «обществом потребления» отцами и детьми, не способными быть только покупателями, винтиками в этом мире.
 Первый бунт личности случился в конце шестидесятых годов. Нынешние события кажутся гораздо более тревожным сигналом неблагополучия в развитии стран Запада.
 Попытки «глобализма», как это обычно бывает, не подлинная причина, а повод к мятежу. Глобализм – вполне логичен на путях финансовой фашитизации мира, но так же вполне естественно и сопротивление этому процессу.
 Бизнесмены 21 века, как и купцы-промышленники прежних времен, торгуют оружием, но подобный бизнес носит «штучный» характер. Сегодня торговля мирным товаром приносит гораздо больше прибыли. Меркурий - Бог торговли, живет ныне в обнимку с Эросом, если рискнуть на расширенное и вольное толкование любви, как обычного способа получать удовольствие. Скажем проще: миру бизнеса 21 века нужен мир. Легковыми автомобилями, телевизорами, компьютерами, стиральными машинами, пепси и гамбургерами – торговать гораздо спокойней и прибыльней, чем реактивными бомбардировщиками и ракетами с ядерными боеголовками.
 Вполне возможно, этой особенности экономической жизни человечество обязано сравнительно долгому периоду без сокрушительных, мировых войн.
 Но стоимость современного мира, пусть и очень хрупкого, и разбавленного региональными войнами, необычайно высока. Развитые сообщества платят за это очевидным расчеловечиванием человеческого сообщества, без кавычек.
 Так называемые либеральные свободы служат лишь прикрытием этого прискорбного факта. Мнимость полной свободы – синоним рабства. Общество потребления не ставит заслон пороку, просто потому, что порок этот платежеспособен. Общество потребление заинтересовано в демократических свободах, потому что в итоге либеральных свобод должно быть соблюдено самое священное право 21 века – право на покупку. Доллар становится мерилом морали. Нравственно только то, что служит способности потреблять.
 Отсюда ханжество и лицемерие современных учителей морали «открытого общества», полная неспособность противостоять фанатизму и рабству духа системой истинных и вечных ценностей. Мало того, - демонстративное презрение к этим ценностям.  И постоянная на них атака под лицемерными и лживыми лозунгами «свободы и демократии».
 Всевластие денег – всего лишь путь к финансовому фашизму. Но любой фашизм, рано или поздно приводит к тоталитаризму, к насилию над человеком, не защищенным Законами морали и личным трудом.
 Понимают ли это «мудрецы», стоящие у руля власти в развивающихся странах? Не думаю, как не понимали этого вожди всякой зарождающейся формации в истории человечества. Понимают ли это руководители стран третьего мира, только и мечтающие получить подаяние от развитых стран или выбросить за борт тех, кто засел «наверху»? Нет, им - то уж точно не до «фишек». Понимают ли это бунтующая молодежь сытой Европы? Вряд ли. У любой революции нет мозга.
 Понимаем ли это мы, в Израиле? Далеко не всегда, хотя корни нынешней, враждебной Еврейскому государству, политики развитой Европы,  ведут, как раз, от тенденции к глобализму, к унификации, к созданию безликого и безбрежного поля потребителей.
 Новая Европа понимает, что еврей, при всем его старании соответствовать требованиям финансового фашизма, в конечном итоге, непредсказуем, коварен и всегда способен создать систему сопротивления модному порядку вещей.
 Трудно сказать, кто победит в поединке глобалистов и антиглобалистов. Думаю, деньги одержат победу. Революция доллара вновь перевернет человечество. Мы вряд ли способны   встать на путь эволюционного развития, и отказаться от убийственной практики революционных изменений? А, может быть, в этой фатальной неспособности нашей и лежит все несовершенство рода человеческого.
 Возможно, и само изгнание из рая в «юдоль печали» произошло в результате мятежа, революционного бунта Адама и Евы. Несчастная парочка решила вдруг, что достаточно постичь Вселенную, и приблизиться к Богу, сжевав плод с древа познания Добра и Зла.
 Ничего не меняется. Новые формы бытия не способны изменить его сущности. Метод проб и ошибок продолжает быть основой нашего существования. По-прежнему, фантомом, бороздит океан корабль с командой наверху и рабами в трюме. И вечно стремление «нижних» обитателей перебраться «наверх» любыми путями.
 Рано или поздно очередная «рокировка» состоится, и  наш «парусник», пусть даже оснащенный ядерным реактором, в очередной раз разобьется о рифы, и некому будет спасти его обезумевших пассажиров.

  Включаю телевизор: двуногое в черном бьет дубиной по голове другое человеческое существо в яркой рубахе. Избиваемый защищает голову руками. Он бежит, спотыкается, падает. Существо в черном настигает яркое, шевелящееся пятно, и бьет с яростью по нему, бьет, бьет и бьет… Бьет до тех пора, пока к ярким краскам одежды избиваемого не прибавляется цвет крови. 

СОЛЬ В БОРЩЕ С САЛОМ рецепт от Д. Быкова




 В замечательном мультике решил Вини-Пух подкрепиться медом, искупался в грязной луже, поднялся на воздушном шаре к улью, а пчелы не верят в его добрые намерения, готовы к защите.
 - Ну, на кого я похож? – спрашивает медвежонок у Пятачка.
- На медведя, который летит на воздушном шаре, - отвечает верный друг Вини.
- А на черную тучку не похож?
- Нет, не очень, - честно признается Пятачок.
 Каждый раз, когда я вижу откровенного семита, бегущего от своей сути и облика, я вспоминаю этот шедевр Милна, Хитрука, Заходера и Вайнберга. Да сколько не спрашивай, даже по уши в грязи, ты, бедняга, никак не похож ни на какой иной объект, кроме как на себя самого.
  Он слишком озабочен своей идеей, своей доктриной, своей дорогой, чтобы различать хоть что-то по сторонам. Кажется, Платон сказал, что любит ищущих истину, но смертельно боится тех, кто ее нашел. Дмитрий Быков из тех, кто истину держит за рога, причем крепко. И спорить с ним не имеет смысла, но бояться этого человека не следует. Просто говорить нужно не о нем, сиром и грешном, а о времени, о судьбе народа, истории.
 Быков давно прославился, как ниспровергатель основ, назвав не очень умными людьми знаменитых русских прозаиков: Толстого Льва, Достоевского Федора и Чехова Антона, при этом он утверждал, что хорошие поэты все сплошь мудрецы. Он тогда высказал подозрение, что гений прозы Солженицын проявил полную дурость, накатав два тома очередного еврейского навета, тем самым он поставил этого человека в один ряд с великанами прозы земли русской.
 Тут одни вопросы. Солженицын гений - ?. Глупец? Здесь уже не один вопрос, а добрая сотня. Но спорить не будем. Оставим русские разборки коренным литераторам. У нас, потомков Иакова, своих проблем хватает. И проблемы эти, увы, далеки от авторских амбиций, литературоведческих вывертов и филологических находок.
 Года два назад Дмитрий Быков занялся разоблачением  классика еврейской мысли и литературы Зеева Жаботинского. Выглядело это так:  «Владимир (Зеев) Жаботинский – чрезвычайно характерный пример литератора, для которого ассимиляция – нож вострый, поскольку в контексте русской литературы, на ее общем фоне, его данные чрезвычайно скромны. Это поверхностный и хлесткий публицист, чья беллетристика переполнена штампами, смешно смотревшимися уже и в начале века, а на сегодняшний вкус – просто графоманскими».
 Вот так,  пока что с нагайкой, но и с острой шашкой в ножнах. Спорить вновь не будем. Александр Пушкин, которого Быков, наверняка, числит в мудрецах, настоятельно советовал не оспаривать глупца. Скажем вот о чем: В. Жаботинский, умерший в 1940 году, был убежден, что народ еврейский на путях ассимиляции ждет катастрофа. Всю свою энергию политика и публициста он направил на то, чтобы спасти хоть часть, приговоренных к смерти нацизмом евреев. Он не говорил, а кричал, что никакая ассимиляция их не спасет. Мало того, он был убежден, что искать защиту от геноцида у других государств, пусть и враждебных гитлеризму, наивно. Жаботинский был убежден, что только сила единства, национальной обороны в национальном очаге, спасет евреев от чумы ХХ века.
 В те годы ему поверили немногие. После Аушвица Жаботинский стал одним из вождей еврейского народа. Символом возможного сопротивления мировому злу, вожди которого только изменили свою окраску,  просто разбавили коричневый цвет красным, а затем зеленым цветом.
 Вот здесь коснемся главного нерва проблемы. Быков, как и его любимый Б. Пастернак, убежден, что с исчезновением провокации на зло - исчезнет и само зло.   Нужно быть очень наивным, мягко говоря, человеком, чтобы планировать подобный вариант спасения рода людского. Авторы бородатого анекдота, в котором армянам армяне же советовали беречь евреев, потому что, «когда покончат с ними, примутся за нас», явно были прозорливей интеллектуала Быкова.
 Позволю себе напрямую обратиться к коллеге по литературному цеху.
 Дорогой Дмитрий Львович, уверяю вас, как только они  покончат со мной а Израиле, они сразу же примутся за вас, в Москве.  Оставим амбиции, кто хороший писатель, кто плохой? Сколько таких споров было в очередях к газовым камерам. Вам только кажется ( да не только вам, а таким нынешним российским писателям, как Улицкая или Кабаков), что вы сумели спрятаться, замаскироваться. Они видят все. Нужны доказательства? Пожалуйста. Вот что пишет известный критик-черносотенец насчет вашей персоны: "От того, что Дмитрий Быков еврей, его маразматические писания не становятся ни лучше, ни хуже. Обыкновенный выпендреж поколения пепси". Впрочем, вы, конечно, в курсе и более сильных выражений в ваш адрес.
 Не берусь оценивать ваше творчество. Не в оценках дело. Гении прошлого, такие, как Сервантес, Шекспир, Гете. Пушкин не смогли спасти человечество от массового, кровавого психоза  ХХ века. Не станем же преувеличивать наше с вами значение в мировой истории, как и значение всех шедевров разных искусств, появившихся на нашей планете. Каким-то странным, и боюсь, трагическим образом история человеческой цивилизации развивается сама по себе, без учета великих открытий нашего ума и сердца.
 Как же был прав Варлам Шаламов: «Я не верю в литературу, не верю в ее возможность по исправлению человека. Опыт гуманистической русской литературы привел к кровавым казням двадцатого столетия перед моими глазами. Я не верю в возможность что-нибудь предупредить, избавить от повторения. История повторится. И любой расстрел тридцать седьмого года может быть повторен». Добавим, как и любой геноцид века ХХ - го.
 Вы постоянно упоминаете о своем православии. Многие считает, что именно оно и формирует ваш негатив по отношению к иудаизму и Израилю, но это христианство какого-то средневекового толка. Вы же себя считаете человеком современным. Как настоящему христианину может помешать Тора и очевидное еврейство самого Иисуса? Иудаизм – краеугольный камень двух самых крупных современных религий. Это факт, пусть и не совсем приятный для вас. Сотрите еврейского Бога – и ничего не останется от вашей веры, если она, конечно, искренна.
 Отметим лишь очевидное.  Так уж сложилась история мира, что евреи, к великому сожалению, давно уже играют роль плотины на пути мутных, ядовитых волн, готовых захлестнуть все человечество. В этом утверждении нет и тени гордыни. Я бы уступил эту миссию любому другому народу и не думал больше о безопасности своих детей и внучек, но не получается. Вот даже такой очень сильно эмансипированный еврей, как вы, предупреждает меня о смертельной опасности. Скорее, именно ваш пример и ваших единомышленников, а не фанатики террора по границам Еврейского государства, вынуждает смириться с тем, что внучкам моим придется здесь, в Израиле, пройти школу молодого бойца. Видит Бог, я не хочу этого, но Жаботинский и сегодня для таких людей, как вы, всего лишь «поверхностный и хлесткий» публицист. Значит, и сегодня вы не верите, как не верили миллионы евреев накануне Холокоста, что в случае чего на вашу грудь повесят желтую звезду и не сделают скидку за  ассимиляторский пыл ваших идей.
 Дело в том, что за каждым ассимилянтом, особенно воинственным, стоит «правота» юдофобов, «правота» погромщиков разного рода и неонацистов. Ассимилянты – любимое доказательство черносотенцев на их извечном судилище над потомками Иакова. «Смотрите! Они сами ненавидят себя и свой народ! Вот самые главные свидетели их подлинной, зловредной сути». 
Вот почему, не кажется ли вам, что еврейское согласие добровольно исчезнуть – это подпись под договором с дьяволом и  подпись под этой бумажкой может стать очередной трагедией не только евреев, но и всего человечества.

То, что творится в России сегодня, только доказывает правоту Варлама Шаламова и наивность (боюсь только ради корысти) Дм. Быкова.

ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА. УКРАИНА И ХАМАС



Ю.ЛАТЫНИНА: Добрый вечер. Юлия Латынина, «Код доступа», я продолжаю о Донецкой республике, о том, что, все-таки, как-то реальность просачивается через пропаганду. Например там замечательная история на заводе Спецтехстекло. Приходят боевики в балаклавах, говорят, что предприятие национализируется. А поскольку деньги нужны срочно, они ценные вещи сейчас вывезут и продадут. Ну, конечно, их уже в Правый сектор не запишешь и даже самый тупой человек понимает, что это называется не национализация, а грабеж. И что уровень этих людей.

Или приходят на шахту и говорят «Ребята, срочно поднимайте всех шахтеров наверх и давайте их записывайте к нам в ополчение. А если, типа, нет, то расстреляем». Правда, тут же отъезжают. И главное, что видно, что они не местные, потому что местные люди понимают, что на шахту просто так нельзя прийти – надо прийти хотя бы к концу смены. То есть эти люди не знают, что шахтеры сидят под землей и им оттуда долго ехать.

Вот, явно сейчас ставят, конечно, люди с винтовкой в Донецке и в Донецкой области на эту технологию. Если вы сами добровольно к нам не приходите, как жалуется Гиркин-Стрелков в Славянске, то мы вас будем записывать. Будет ли эффективна эта тактика, вот, берите автомат в руки, а если нет, то расстреляем? На самом деле, если вы посмотрите настоящие, хорошие книжки, книжки того же Гогуна о тактике и технологии партизанской борьбы Сталина, то она была организована именно приблизительно таким способом. Партизаны заставляли людей сотрудничать с ними под угрозой расстрела, и после этого людям уже ничего не оставалось, потому что тогда бы их расстреляли немцы.

И это была эффективная технология в конечном итоге. Насилие эффективно, к сожалению.

Если вы посмотрите книги (они сейчас появляются очень интересные книги) о тактике и методах действия партизанской армии Мао, они, на самом деле, были точно такие же. То есть китайцы говорили, что это, типа, добровольцы. Но то, что вспоминают реальные участники, это приблизительно выглядело так, что приходили специальные вербовщики, которых просто расстреливали, если они не набирали соответствующего количества народу, и пытались правдами и неправдами запугать и забрать в армию повстанческую добровольческую соответствующее количество народа. А когда эта добровольческая армия, якобы, начала отступать, то просто уже эти несчастные люди оказались вне своей родной территории, откуда они могли убежать к себе домой, и после этого им ничего не оставалось как грабить, и они даже уже не могли стать дезертирами, потому что армию настолько ненавидели за ее грабежи, что если бы они были дезертирами, то их бы сразу убили.

Так вот как раз история партизанской войны в той же Украине, история армии Мао показывает, что да, вот такие методы вербовки чрезвычайно эффективны. Но, все-таки, я боюсь, что те люди... Гиркин-Стрелков не Мао. Кажется, что, все-таки, кишка тонка.

И совершенно, конечно, мы видим там, комические вещи происходят. Например, попытки расстреливать людей из-за мародерства. Ну, ребята, ну, как же вы можете расстреливать своих приверженцев за мародерство? Это вот как за шубохранилище увольнять из РЖД. В общем-то понятно, что это, в основном, те люди, которые туда сейчас приезжают из России. Ну, за небольшим исключением. Они за этим туда и приезжают.

Конечно, они при этом говорят, что они за великую Россию. Но понимаете, это особенность, что никто так не нуждается в идеологии, чтобы грабить, как люмпен. Вот по этой причине в Чечне очень много людей становилось ваххабитами, потому что: как же, ваххабиты объясняли, что украсть неверного – это правильно, особенно если спросишь разрешения имама. И, вот, сейчас, значит, оказывается, что мы не грабим, мы национализируем.

Или там уже разборки, которые начались внутри этих ребят. Например, последняя история, что Донецкую обладминистрацию взяли из-под контроля Донецкой республики, то есть из-под местного Пушилина. Взяли люди Бородая, условно говоря. А что такое взятие Донецкой администрации? Это вот чисто пришли чеченцы и люди, которые приехали из России, и выгнали из Донецкой областной администрации местный криминал, потому что те слишком мягкотелые.

Вот, всё больше там не местных. Перелом, конечно, произошел, видимо, где-то сразу после майских праздников. Потому что те люди, которые ищут, где бы поживиться внутри конфликта, они не скоро раскачались и они стали туда ехать, видимо, уже после того, как внутри России на высшем уровне было, судя по всему, принято стратегическое решение, все-таки, Донецкую республику не признавать.

И, конечно, 3 прекрасных истории, связанные и с выборами, и с Донецкой республикой, которые я хочу вам напомнить. Одна – это замечательная история про 36%, которые, якобы, получил Ярош на президентских выборах в Украине, которую рассказал Первый канал. Потом, естественно, поправился.

История совершенно потрясающая, потому что, в общем, вся российская пропаганда занималась тем, что объясняла, что в Украине фашисты. Собственно, это совершенно потрясающий случай, способ полной замены одного вида дискурса другим, потому что в Украине произошла революция, которая покончила с коррумпированной диктатурой и, видимо, кто-то в Кремле ужасно испугался за свои собственные золотые батоны. Как объяснить своему собственному народу, что это не коррумпированная диктатура, а что это плохая революция? Ответ: сказать, что ее сделали фашисты.

Началась вот эта тема Яроша. А тут выяснилось, что Яроша поддерживает менее 1% населения. Вот, что с этим делать? Ответ: просто сказать по Первому каналу, что Ярош по нашим данным получает 36%. Конечно, потом окажется, что это неправда, но, понимаете, на что рассчитана эта информация? Эта информация рассчитана на человека, который слушает не внимательно. Информация рассчитана на представителя большинства. Он слушает краем уха, он даже не фиксирует. Когда ему потом говорят, что победил Порошенко, он как-то это смутно фиксирует, но одновременно думает «А, кажется, а Ярош там тоже чуть ли не выиграл».

Вторая история, которая одновременно произошла с выборами, про московского пиарщика Бородая, который объяснил, что они ведут переговоры с Ахметовым по взятию под контроль его дачи.

Напоминаю, что было. Донецк. День голосования, то есть день, когда самое главное – сорвать выборы президента. Это главная задача, которая поставлена, собственно, этим людям. Выборы президента уже просто стрельбой не сорвешь. Значит, там собирается большая толпа перед Донецкой администрацией. И, кстати, обратите внимание, впику всего этого мирная толпа насчитывала до 12 тысяч человек. Это прилично: на миллионный Донецк 12 тысяч человек – ну, это примерно как сколько собиралось там в 14-миллионной Москве на Болотную.

Эта толпа в день президентских выборов насчитывала уже 5 тысяч человек, то есть гораздо меньше. Толпа именно сама пошла на убыль. Пошли к резиденции Ахметова из них где-то 2/3 толпы. И кричали «Брать резиденцию Ахметова!» И, конечно, если б в этот момент толпа взяла резиденцию Ахметова, это абсолютно такой, поворотный момент, потому что Ахметов, хотя уже и потерял титул хозяина Донбасса, но нового хозяина не объявлено. И, конечно, если б толпа взяла резиденцию Ахметова, то господин Бородай стал бы новым хозяином Донбасса, это очевидно совершенно, в глазах очень многих и произошел бы там сильный всплеск сближения.

И вот все эти ребята струсили. Толпа стоит у ворот. Оказалось, что достаточно запереть ворота и поставить у ворот автоматчиков. И Бородай вместо того, чтобы брать резиденцию (а, все-таки, ее бы толпа взяла), говорит «Мы ведем переговоры о передаче нам контроля». Причем, это опять было так смешно сказано, что было ясно, что это пиар-технология. То есть господин Бородай это так сказал, как будто он уже эту резиденцию взял под контроль. Все разошлись, потому что, типа, дело сделано, а, на самом деле, конечно, резиденция ни под какой контроль не была взята. Что там сказал Ахметов Бородаю, там сказал, что голову оторвет или еще как-то выразился, я не знаю. Но суть в том, что всё это схлынуло и стало ясно, что это абсолютный фейк, что, вот, как: Донецкую областную администрацию они могут взять, а резиденцию Ахметова нет.

Ну и третья прекрасная история про Рамзана Кадырова, которому отдали журналистов LifeNews. И, собственно, про чеченцев, которые воюют в Донецкой народной республике. Потому что помимо того, что...

Самое главное в этой истории меня поразило, что Украина отдала этих журналистов. Потому что тем самым Украина (и я об этом говорила в первой части программы), что, к сожалению, у России свои болячки, у Украины – свои. Украина показала себя как чрезвычайно несостоятельное государство, потому что есть 2 способа поведения государства. Один – это где всё решается по закону. Вот, допустим, арестовали людей во время боевых действий, сочли, что они комбатанты, оказалось, что они журналисты. Можно продолжать утверждать, если есть улики, что они комбатанты, и судить их. Хотя, в данном случае это было явно не так. Можно установить, что они журналисты, и отпустить, но всё делать по закону.

И есть другой способ взаимодействия государства с остальным миром, когда людей сначала держат в яме, а потом присылают в подарок на личном самолете. Вот, например, покойный лидер Ливии Муаммар Каддафи именно так обращался с Россией: он сначала держал менеджера Лукойла в яме, а потом, когда Путин чего-то там у него в шатре подписал, прислал этого менеджера Лукойла, который был фактически заложником, на личном самолете, самолете премьера.

Так поступил господин Лукашенко, когда он сначала арестовал Баумгертнера, генерального директора Уралкалия, а потом тоже прислал его чуть ли не на личном самолете премьера. Вот, в данном случае украинские власти, которые могли отдать этих журналистов ОБСЕ, могли их просто освободить, они предпочли их передать на личный самолет Рамзана Кадырова. Я, опять же, не знаю, что Кадыров сказал Яценюку. Наверное, примерно то же самое, что Ахметов сказал Бородаю. Но суть заключается в том, что помимо того, что во всей этой истории с журналистами Украина выглядела очень некрасиво, она перешла некоторые границы.

Понятно, что эти журналисты – те еще журналисты. Ну, извини. Пищи, но терпи: ты государство, а не лавочка.

И самое важное, что когда вы людей бросаете в яму, а после этого сажаете их на личный самолет, то вы тем самым показываете, что вы не государство, а междусобойчик. Не важно, к кому.

И собственно, еще, пожалуй, одна важная вещь, которую я хочу сказать. У меня тут многие спрашивают, чью позицию я в этом споре занимаю, России или Украины. Мой ответ в том, что в данном случае я всегда на стороне более вменяемой силы. В конфликте аятоллы Хаменеи и шаха я на стороне шаха не потому, что хороший шах, а потому что аятолла Хаменеи страшный. В конфликте Израиля и Палестины я на стороне Израиля. В конфликте Бен Ладена и США я на стороне США. В конфликте красных и белых я на стороне белых. В конфликте Путина и Украины, безусловно, я на стороне Украины, потому что как замечательно сказал Семен Семенченко, уже на которого я ссылалась, командир батальона Донбасс (напоминаю, что это русский, который воюет на стороне Украины, он создал свой добровольческий батальон, который сейчас всё большую роль играет), цитирую «Дело не в России и не в Украине, а дело в том, что то, что происходит, называется фашизмом».

Потому что когда с экранов российских телевизоров нам объясняют, что украинские военные расстреливают себя сами, расстреливают тех военных, которые отказываются наступать, то, вот, цитата еще из Семенченко: «Современная война – это война образованных против необразованных. Необразованными людьми очень легко манипулировать».

Я очень рада в этом смысле, что наши пропагандисты приняли на вооружение правозащитную риторику, которую я всегда очень не любила, и описывают происходящее в Донбассе примерно теми же словами, которыми Human Rights Watch описывает происходящее в Палестине, когда Human Rights Watch всё время говорит «Ах, почему же эти кровавые израильтяне стреляют в этих мирных палестинцев? Ну, может быть, палестинцы не совсем мирные, но нас не интересует история конфликта». Вот, когда я вижу (а я постоянно вижу) в разных интервью местных жителей фразы «Вы знаете, вот, в нас стреляют, а мы за мир, а в нас стреляют какие-то нехорошие украинские войска», то вот эта вот позиция «Мы за мир, а в нас почему-то стреляют» мне кажется самой фарисейской из фарисейских фраз. Потому что есть Донецк, который формально сейчас юридически является частью Украины. Соответственно, есть 2 непараноидальных подхода к ситуации. Первый подход, человек говорит «Я живу в Донецке, я считаю себя русским, я хочу в Россию, и поэтому я буду стрелять в украинских военных. Если я выиграю, я попаду в Россию». Это один, не параноидальный вариант сознания.

Другой. Человек говорит «Я живу в Донецке, я чувствую себя гражданином Украины, даже если я говорю по-русски, и я хочу, чтобы мои украинские войска зачистили то, что происходит в этой территории».

А когда подход «Вы знаете, мы ничего не делали, а тут в каких-то мирных людей стреляют и мы хотим, чтобы украинские войска прекратили насилие», то как я уже сказала, это такой же параноидальный подход, как когда Гринпис лезет на нефтяную платформу, а потом говорит «Чего это нехорошие насильственные люди арестовывают нас, когда мы мирно лезем на их платформу?»

+7 985 970-45-45. И последняя история, о которой я хотела поговорить. Собственно, я о ней хотела гораздо больше поговорить, но я не уверена, что у меня останется так много времени. Это то, что происходит в Абхазии. Я об этом подробнее пишу в «Новой газете». Конечно, хочу сказать, что, конечно, судьба Абхазии – лучшая иллюстрация того, что происходит с регионами, попадающими в зону российского влияния. Это к вопросу о Донбассе. И то, что происходит в Абхазии, это очень простая история.

Это история о том, что республика жила на деньги Москвы, а с украинским кризисом деньги кончились в буквальном смысле. Насколько я знаю, 12 миллиардов рублей было запланировано трат на этот год. А после того, как волшебный фонтан начал иссякать, было получено только 2 миллиарда. Как заметил один мой приятель, которого я, к сожалению, не могу назвать (просто он не хочет, чтобы я его называла, ну, он кавказский приятель, который хорошо осведомлен о ситуации в Абхазии, но я просто не буду приписывать красивую фразу себе – у меня свои есть), «Анквабу хватило, а народу нет».

То есть если по порядку. Есть фантастически плодородный край, который называется Абхазия. И в этом краю полная разруха. Сельское хозяйство кончилось. Табачное хозяйство загнулось после конца Советского Союза. Туристический сегмент – ну, это там нищий сегмент, это люди, которые живут в развалюхах, которые остались от советских санаториев. Это люди, которые заказывают один шарик мороженого на двоих. Это ужасающая ситуация с правами собственности, потому что санатории или то, что от них осталось, розданы в управление бывшим полевым командирам, ну и вообще разным всяким друзьям. Причем, мне кажется, если не ошибаюсь, тот же Анкваб объяснял, почему они не продаются, что, мол, вот, придут грузины и всё скупят.

Вот, 2 таких зарисовки личных моих. Сидит бывший абхазский командир, герой войны на веранде своего дома в Гаграх, показывает мне вокруг и говорит «Этот дом я продал, этот дом я продал. А этот дом я продал 2 раза».

Другая история, которая случилась, кстати, с более-менее со знакомыми приятелями в Абхазии. Они дали деньги, чтобы купить санаторий (как раз он продавался). А там, соответственно, могли покупать только абхазы. Дали деньги абхазам. Абхазы купили на эти деньги себе, оформили на себя. Люди говорят «Ну как же так?» Ответ совершенно потрясающий «А вы приведите к нам следующих лохов, мы у них деньги заберем и отдадим вам», типа, санаторий этот продадим второй раз.

Вот это такие, классические описанные Эрнандо Де Сото условия отсутствия частной собственности, узаконенной собственности. Соответственно, главным способом заработка становится пилежка российских субсидий. Субсидии осваивают, естественно, те, кто близки президенту. И я обращаю ваше внимание, что не потому, что президент плох. Как раз Александр Анкваб очень там внутренне порядочный человек.

Ну, такова структура общества, феодального общества. Если у вас деньги не зарабатывают, а пилят, нельзя отдать источник денег кому-то чужому, потому что чужой купит на них автомат и заберет у тебя власть. При этом деньги эти совершенно копеечные. Я там перечисляю некоторые в «Новой» истории. Я не буду их все перечислять. Но как деньги пилятся и что из этого получается, я вам расскажу только одну историю про ту самую железную дорогу абхазскую, которую ремонтируют 3 года.

Денег освоили кучу, дорога до сих пор не ездит, потому что полотно отремонтировали, а мостики забыли. А если кто представляет себе эту прибрежную дорогу, которая проходит буквально над сотнями горных речушек, ну вот, а мостики забыли. Деньги потратили, а дороги нет.

Что очень важно? Что Анкваб – это, как ни странно, не человек, который марионетка Кремля. Вот, Рауль Хаджимба, лидер нынешней оппозиции – это как раз тот персонаж, на которого в свое время Москва сделала ставку. А помните, была первая еще, одна из первых цветных революций в Абхазии, когда Москва как раз ставила на Хаджимбу? А вместо него победил Сергей Багапш, который, на самом деле, был просто альтер-эго Анкваба, потому что тогда было понимание, что Анкваб победит и его просто сняли с выборов в рамках грязных технологий.

И тогда Багапша Патрушев вызвал к себе в кабинет, требовал «Уйди». Багапш послал его на три буквы. Это история, которую мне Багапш лично рассказывал. И, естественно, я не говорю, что это были какие-то независимые политики – наоборот, они полностью легли под Москву и Анкваб, и Багапш. Но, в общем, внимательному наблюдателю было ясно, что они, все-таки, заботятся об абхазском народе.

Вот, моя личная уверенность, что российско-грузинская война в 2008 году должна была начаться в мае с Абхазии, и что абхазское руководство, на самом деле, слило этот сценарий Западу, потому что тогда они рассчитывали на международное признание, потому что, с моей точки зрения, случай Абхазии – это чистый случай Косово. Вот, не хотят абхазы жить в Грузии. По божеским меркам, ну, по тем же меркам, что и Косово, они имеют право на независимость.

И я могу сказать однозначно, что в 2008 году и в Европе, и в США те, кто занимался проблемой, прекрасно понимали, что Абхазия – это не Южная Осетия. Более того, вот такой удивительный слух в свое время ходил и ходит по Абхазии, что Багапша русские убили. Напомню, что он умер после операции в московской больнице. Потому что, вот, дескать существовал проект оттяпать в Абхазии в антитеррористических целях 40 км побережья. И, вот, после того, как Багапш узнал об этом проекте, он поехал в Турцию советоваться там с родственными адыгами. Вот, по возвращению он лег на операцию и умер.

Это совершенно безумный слух. Я его не рассказываю со словами, якобы, чтобы его как-то впендюрить, потому что еще раз повторяю, это... Ну, бред, да? Оттяпать 40 км от Абхазии была бы та же международная головная боль, что оттяпать всю Абхазию. Но это очень характерный слух, который не характеризует действительность, но характеризует отношение значительного количества абхазов, амбивалентного отношения абхазов к русским.

И, вот, самый печальный урок, который можно извлечь из участи Абхазии, о котором я говорю, что Кремль сделал всё, чтобы никаких денег кроме российских субсидий в Абхазии не было.

А потом в условиях надвигающегося кризиса Кремль просто решил на Абхазии сэкономить. И, вот, деньги стали иссякать, и вместо 12-ти пришло 2. Бюджетникам задержали зарплаты. Оппозиция стала собирать многочисленные митинги на тему «Хватит делить Анквабу – дайте поделить нам». И заметьте, что всё это еще происходит до того, как начали действовать реальные экономические санкции.

И почему очень важная для меня с этой точки зрения вещь? Вот, я только что сказала, что регионы, попавшие в поле действия России, с ними ничего хорошего не происходит, и что современное кремлевское понимание геополитики связано с тем, что надо сделать что-то, чтобы унизить и растоптать.

Вот, действительно, унизили и растоптали, и свели на нет достижения режима Саакашвили в Грузии. Получилось? Получилось. Так сказать, Украину унизили и растоптали? Унизили и растоптали. Какие от этого дивиденды кроме психологического удовольствия? Стратегических дивидендов я как раз не вижу.

На примере той же самой Абхазии что можно было сделать? Ну, во-первых, работать, действительно, над международным признанием Абхазии. Если бы Россия была настоящим патроном Абхазии, то она бы сделала 2 вещи.

Первое. Ну, вот, хорошо видно, что в современном мире непризнанные территории живут плохо, даже если это Северный Кипр, а не Абхазия. Там пункт первый, предложить под гарантию России возвращение Абхазии на правах любой расширенной автономии в Грузию со словами «Ребят, ну, вы понимаете, это просто иначе у вас очень большая головная боль, отсутствие прав собственности, отсутствие инвестиций, полное забвение и так далее?»

Хорошо, если абхазы категорически не согласны, действительно, работать над международным признанием Абхазии. Не чтобы какое-то Науру признало, потому что, на самом деле, понятно, что обе непризнанные республики (Абхазия и Южная Осетия) России нужны именно в таком качестве «Не пришей кобыле хвост», чтобы было, чем грозить Грузии, а не чтобы было хорошо абхазам.

Второе. Кроме реального международного признания или, гораздо лучше, интеграции в Грузию под гарантии России, помощи экономических реформ. Потому что то отношение к правам собственности, которое существует в Абхазии, в рамках него невозможна сколько-нибудь процветающая экономика.

Понятно, что здесь виноваты сами абхазы, а не русские. Но есть, все-таки, определенная вещь, которую экономисты могут посоветовать, сказать, что «Вот, вы знаете, в геометрии нет царских путей. Права собственности должны быть обеспечены, если вы хотите хоть что-то».

Вместо этого, как я уже сказала, существовала совершенно другая история. История, при которой из Абхазии делался такой Сектор Газа, которым всегда можно грозить Грузии. И он (Сектор Газа) делался менее успешный, чем Южная Осетия. Вот, Южная Осетия – это уже просто чистый Хамас. Но существовала явная заинтересованность, чтобы непризнанная республика, с одной стороны, полностью зависела от России, и в такой же степени, как в Южной Сицилии нищие крестьяне зависят от местных мафиози. Они обожают местных мафиози, потому что это единственный источник денег. Но при этом, на самом деле, стратегически именно эти самые мафиози являются причиной их общей нищеты.

Вот, собственно, для меня это главная, одна из самых огорчительных причин, один из самых огорчительных итогов нынешней российской политики, потому что самое печальное во всей этой истории, что страны, окружающие нас, проигрывают. Но при этом что выигрывает Россия, я, к сожалению, не вижу.


Всего лучшего, до встречи через неделю.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..