«Мир – это рынок, где
нужно уметь себя продать». С. Маршак.
Недавно журналист А Караулов,
личность крайне сомнительная, нерукопожатая¸ явно по заказу, вытащил, на прежде
честном и талантливом 5-ом, питерском канале, старую историю с прибыльным вояжем
Д. Быкова, в котором поэт и писатель, по мнению его врагов, продемонстрировал крайнюю
беспринципность и был готов за деньги пиарить кого угодно. Казалось бы, все
ясно: ложь, п…..ж и провокация. Тем не менее, история эта никак не выписывается
черно-белыми красками.
Вот как рассказал о
вояже сам герой скандала на радио «Эхо Москвы»: «Некто Сергей Соловьев
приглашает меня читать стихи. Ни копейки из рук Сергея Соловьева я не беру. У
меня нет такой практики. Все по счетам, абсолютно легально переводится, со
всего выплачивается налог – все это зафиксировано. Больше того, все зрители,
которые там были – там, в Нижней Туре набралось 50-60 человек в зале – все они
слышали, что я говорил, и поехать туда их опросить – элементарная задача, если
ты занят журналистским расследованием».
За поэтический вечер Д. Быков, по его же признанию, берет от
300 до 500 тысяч рублей. Нетрудно посчитать, сколько заплатили граждане в
Нижней Туре за выступление любимого поэта. И здесь, думается, главное не
принципы или беспринципность Дмитрия Львовича, а феномен суммы прописью. Быков бесспорно талантлив и харизматичен, как
теперь говорят, но вспомнилась, в связи с этой информацией, давняя история с
другим, тоже талантливым и харизматичным, А.С. Пушкиным. Как известно, Александр
Сергеевич погиб, оставив семью с огромным, по тем временам, долгом в 150 тысяч
рублей и, если бы не батюшка царь, пошла бы его супруга с детьми по миру.
Пушкин, как известно,
тоже выступал со своими стихами, но не сохранилось ни одного свидетельства, что
он делал это за деньги. В те времена, надо думать, делиться корыстно "горестными заметами сердца", родным, выстраданным, интимным,
было как-то не принято.
Поэт довольствовался гонорарами за печатную продукцию. Мне трудно себе представить, что был у
Александра Сергеевича финансовый
директор, который, к примеру, торговался с неким князем, предлагающим за выступление Пушкина с чтением
«Евгения Онегина» 10 т. рублей, а директор требовал от лица поэта - 15 и
обещал, что Пушкин за это, после чтения, лично поздравит супругу князя с именинами, или прочтет еще парочку новеньких стихов.
Видимо, в Х1Х веке
поэтическое слово значило совсем немного, а ныне народ российский без него и
жить не в состоянии. А вдруг гений Д. Быкова и сравниться не может с даром
автора «Капитанской дочки»? А, может быть, с деньгами у обывателя в
каком-нибудь заштатном городишке в Приуралье стало несравнимо лучше, чем у
упомянутого князя? Могут и поделиться с бедным поэтом.
Видимо, и время
Александра Пушкина ничего не стоило. Не то, что у Д. Быкова. Он так объяснил
свои расценки в той же передаче: «Мне
поступает приглашение выступить с чтением стихов в Качканаре. Я лечу туда,
потому что я, вообще, не отказываюсь выступить с чтением стихов. … Иногда я
делаю это бесплатно, но, в конце концов, мне приходится довольно много
концертировать, и, потому, что много зовут, и потому, что – простите-
возможности для другой работы мне старательно обрубают. Не будем напоминать,
что случилось с моей программой на «СИТИ-FM», что произошло с «Коммерсантом» и
так далее».
В общем – «время –
деньги». За оппозиционность к властям
приходится платить и нужно как-то восполнить потери. Никак без этого. Все нынче
дорого, особенно в Москве.
Пушкин А.С. спорил со
своим веком, не соглашался с его правилами игры, потому и поднялся над всем
тем, что определяло его эпоху, и стал «солнцем русской поэзии». Нынешние
стихотворцы идут с веком в ногу, играть стараются по правилам «общества
потребления», а потому никогда и не поднимутся выше той планки, которую сами
для себя и установили.
И еще мне стало
понятным, почему в ту давнюю поездку Д. Быкову так активно, шумно и безапелляционно
не понравился Израиль и израильтяне. Дело, видимо, не только в том, что представился
удобный повод уйти от своего еврейства. Мало заплатили.