воскресенье, 27 июня 2021 г.

Израиль на грани крупной ссоры с Польшей из-за еврейского имущества

 

Израиль на грани крупной ссоры с Польшей из-за еврейского имущества

Израильское дипломатическое ведомство всячески выказывает Польше недовольство из-за нового законопроекта о возврате (реституции) еврейского имущества, отобранного в период Второй мировой войны.

Новый министр иностранных дел Яир Лапид, сын югославского еврея Томислава Лампела (Томи Лапида), одобрил демонстративно унизительный акт в отношении польского посла Марека Мегировского. Того вызвали в МИД в его выходной день (воскресенье) и устроили "дипломатический выговор".

Обидчивые поляки не остались в долгу и вызвали на завтра первого секретаря израильского посольства в Варшаве (посла там пока нет) на аналогичную беседу.

Позицию Польши в этом вопросе четко выразил премьер-министр этой страны Матеуш Моравецкий, сообщивший в пятницу, что "Польша точно не будет платить за преступления Германии, ни злотого, ни доллара, ни евро".

Отметим, что этот законопроект не нов, как и реакция израильских властей. Еще в 2017 году наш МИД направлял официальный протест параллельному польскому ведомству по поводу данной инициативы.

Законопроект, уже давно продвигаемый в Сейме и утвержденный на днях, предусматривает возврат имущества, конфискованного в период нацистской оккупации Польши или пришедшим ей на смену прокоммунистическим режимом Польской рабочей партии (ПОРП), лишь гражданам страны или лицам, проживавшим в Польше в период оккупации и после нее.

Очевидно, что для подавляющего большинства еврейских уроженцев Польши эти условия невыполнимы, поскольку они покинули страну до нацистской оккупации, во время нее или через короткое время после разгрома вермахта.

Помимо этого, право на возврат имущества имеют лишь прямые наследники — дети и внуки, тогда как в большинстве случаев живыми наследниками погибших в Холокосте евреев являются их братья, сестры или племянники.

Новый законопроект о реституции не предусматривает также компенсацию стоимости акций компаний, держателями которых являлись польские евреи в дооккупационный период.

Кроме того, устанавливая срок подачи заявлений на возврат имущества — год с момента вступления закона в силу, — польское правительство не оставляет времени на сбор всех необходимых документов.

Поляки придерживаются концепции, согласно которой они – жертвы нацистской оккупации, и всю ответственность за преступления, совершенные на польской территории, в том числе и экономическую, несут исключительно немцы. Вместе с тем, по оценкам экспертов, еврейского имущества, экспроприированного и впоследствии перешедшего к полякам или к государству, в сегодняшних ценах в Польше имеется на 300 миллиардов долларов.

Это дома, земельные участки, а также предприятия, отобранные немцами, впоследствии национализированные коммунистами и не возвращенные владельцам или их наследникам и после падения коммунистического режима.

Польское население, считающее себя жертвами немецкого фашизма, отнюдь не настроено возвращать евреям собственность, отобранную в середине прошлого века. Еще три года назад польский президент Анджей Дуда и министр иностранных дел Яцек Чапутович заявляли, что Польша не должна компенсировать ущерб, нанесенный нацистами, развязавшими войну и оккупировавшими Польшу. Политики говорили и о том, что имущество погибших поляков, не имевших наследников, также национализировалось и впоследствии не возвращалось и что нельзя ставить поляков и евреев в неравные условия.

В 2019 году после тогдашних слов премьер-министра Биньямина Нетаниягу по поводу вины поляков за Холокост польский премьер Моравецкий отказался ехать в Иерусалим на саммит "вышеградской четверки", из-за чего это мероприятие пришлось отменить.

В том же году в Польше проходили массовые демонстрации против возвращения еврейской собственности по следам визита госсекретаря США Майка Помпео, который призвал поляков вернуть евреям отобранное имущество, а если наследников не осталось – передать его в специальный фонд.

На фоне этих жарких дискуссий два года назад в Тель-Авиве израильский еврей польского происхождения Арик Ледерман плюнул в польского посла Марека Мегировского.

Блинкен – Лапиду: у США и Израиля общие цели

 Блинкен – Лапиду: у США и Израиля общие цели

Блинкен – Лапиду: у США и Израиля общие цели


Отношения между Соединенными Штатами Америки и Израилем основаны на общих ценностях и интересах.

Об этом в ходе встречи с министром иностранных дел Яиром Лапидом сказал государственный секретарь США Энтони Блинкен в Риме.

"У нас одни и те же цели, но иногда мы расходимся в тактике. Я считаю, что мы весьма прямолинейны друг с другом, когда и должно быть", – сказал Блинкен.

По словам американского госсекретаря, он предложит Лапиду более "обнадеживающее будущее для всех, как палестинцев, так и израильтян".

По его словам, Америка поддерживает расширение Соглашений Авраама. Также Вашингтон намерен помочь в урегулировании израильско-палестинского конфликта.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАМПА

 


Возвращение республиканского короля

Дональд Трамп провел митинг впервые после ухода с президентского поста

  •  
  •  3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
 от 

Дональд Трамп вернулся: бывший президент США устроил первый с момента ухода с поста полноценный политический митинг. Он безжалостно критиковал нынешнего президента Джо Байдена, ругал оппонентов внутри партии и намекал, что словосочетание «президент Дональд Трамп» вновь может стать актуальным. На фоне падающего внутрипартийного рейтинга начало нового турне некоронованного короля Республиканской партии может стать очередным этапом битвы за ее душу.

«Да пусть бы все то же самое говорил, что и всегда, но побольше!» — так одна из участниц митинга в штате Огайо описала журналисту Politico свои ожидания от встречи с любимым политиком. Любимый политик не подвел: озвучивал он, правда, почти те же тезисы, что и обычно. «Мы уже выиграли выборы два раза, и, возможно, нам придется выиграть их в третий раз. Это возможно»,— заверил он собравшихся, пообещав, что республиканцы вскоре «вернут себе Палату представителей, Сенат и всю Америку». Конкретных планов по своему собственному политическому будущему экс-президент, однако, не обозначил.

Куда важнее ему, казалось, было прошлое: об этом говорил сам характер митинга. В Огайо господин Трамп приехал не просто так — он выступал в поддержку республиканца Макса Миллера («отличного парня и патриота»), который бросил вызов конгрессмену-республиканцу Энтони Гонзалесу — одному из десяти конгрессменов, в свое время проголосовавших за импичмент Дональду Трампу. Экс-президент пообещал, что отступникам придется заплатить за свое решение.

Но выборы будущие, опять же, интересовали его, похоже, не так активно, как выборы прошлые: господин Трамп подробно и обстоятельно рассказал о голосовании, на котором, по его словам, он точно победил. «Это был обман века, преступление столетия»,— жаловался господин Трамп. «Выборы президента 2020 года были мошенническими. Мы выиграли эти выборы с огромным отрывом»,— объявил он толпе, которая под овации начала скандировать: «Трамп победил!» В полуторачасовой речи нашлось место многому — вспомнил Дональд Трамп и маску спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, и нелегальных мигрантов, и Израиль.

Это был характерный для политика перформанс, своего рода мастер-класс и прямая линия без конкретных задач, лишь формально приуроченные к выдвижению господина Миллера и его соперничеству с Энтони Гонсалесом.

Атмосфера встречи напоминала предвыборные митинги прошлых лет: о былых славных днях Дональда Трампа свидетельствовали и дизайн сцены, и подборка энергичных, духоподъемных песен, и даже скандирование толпой фразы «За решетку ее!», обращенной к оппоненту господина Трампа образца 2016 года — Хиллари Клинтон. Не хватало разве что борта номер один на фоне, которого не было по объективным, но непризнанным многими посетителями причинам. По опросу Монмутского университета, лишь 36% республиканцев полагают, что Джо Байден выиграл президентские выборы честно, в то время как 57% из них уверены, что настоящий президент — Дональд Трамп. (.pdf)

«Настоящий президент» Дональд Трамп при этом не намерен останавливаться на достигнутом: его айовский митинг стал лишь началом очередного турне. Ожидается, что вскоре он поедет на границу с Мексикой (где в очередной раз выступит с осуждением миграционной политики Джо Байдена), а также проведет митинг в штате Флорида, посвященный Дню независимости США.

Если следовать формальной логике, Дональд Трамп выполняет данное партии обещание: вскоре после ухода с поста, когда в США муссировался слух о создании бывшим президентом некой третьей политической силы — «Партии патриотов», между ним и Республиканской партией наладилось своего рода сотрудничество.

Республиканцы фактически сделали трампизм своим единственным учением, занявшись чисткой рядов и изгнанием из партии нелояльных бывшему президенту политиков. Ярчайшим примером этого стало лишение поста председателя конференции республиканцев в Палате представителей США видной противницы Дональда Трампа — конгрессмена Элизабет Чейни.

Дональд Трамп, в свою очередь, пообещал помогать кандидатам-республиканцам на выборах, агитируя за них и «предоставляя» свою высокую личную репутацию среди рядовых американских консерваторов. Этот политический бартер работал, даже несмотря на некое политическое отшельничество, к которому перешел Дональд Трамп после выборов, фактически запершись в своих гольф-клубах и редко появляясь на публике. Тем не менее примечательный опрос NBC News, проведенный в конце апреля, показывает наметившуюся перемену, которая ставит под угрозу всю договоренность: впервые с начала 2019 года (когда этот опрос стал вообще проводиться) большая часть опрошенных республиканцев поддерживает скорее партию (50%), нежели Дональда Трампа (44%).

Потому новая серия митингов и публичных выступлений может стать началом нового этапа битвы за партию: господин Трамп будет сражаться, чтобы остаться руководящей и направляющей ее силой, а «антитрамповцы» (вроде сенатора Митта Ромни или конгрессмена Лиз Чейни) могут попытаться убедить простых избирателей ставить во главу угла именно партийные интересы.

Алексей Наумов

Толпа — лучший способ борьбы с заразой

  , 27 июня 2021


Толпа — лучший способ борьбы с заразой

Юбилейный год — прекрасная традиция, существующая в католической церкви. Он считается годом милосердия и прощения, когда грешникам отпускаются все их грехи.

Вообще-то, эта идея существовала еще в Ветхом завете, но в христианском мире она получила распространение с конца XIII — начала XIV века. Очень характерно, что примерно в это же время начинает укрепляться идея чистилища — представления о том, что не все грешники будут обречены на вечные муки, что можно отмолить душу, добиться прощения — пусть не сейчас, пусть через сотни лет, но все-таки смогут и грешники вздохнуть спокойно.

XIV век был очень сложным и тревожным временем. Происходили сильнейшие климатические изменения — зимы становились все холоднее, а летом все чаще шли дожди, европейцы, еще не знавшие ни картофеля, ни кукурузы, оказывались перед угрозой голодной смерти. Все быстрее развивались города, расширялась торговля — возникали совершенно новые экономические явления. Старинные, веками существовавшие экономические отношения рушились — ослабевали цеха, объединявшие ремесленников, крестьяне жаждали все большей свободы.

В городах зарождались, развивались и получали все большие привилегии университеты, укреплялось более рациональное и светское мышление, в Италии уже сияла культура Возрождения.

Все эти столь разные — в чем-то прекрасные, а в чем-то ужасные — изменения, естественно, вызывали рост тревожности. Сложно жить, когда вокруг все меняется. А потом еще на общий неспокойный фон наложилась Черная смерть — ужасающая эпидемия чумы.

В общем, четырнадцатый век был не лучше, а может, и хуже двадцать первого.

И в этих обстоятельствах любое проявление милосердия и прощения, конечно, было прекрасным. Правда, последствия этих проявлений бывали разными…

В 1299 году множество пилигримов, пришедших в Рим, убедили папу римского, что, мол, сто лет назад тоже приходило много народу, и тогдашний папа всем даровал отпущение грехов. Решили повторить. И тогда Бонифаций VIII объявил, что те, кто будут в течение 1300 года посещать базилику святого Петра или святого Павла в Риме в течение тридцати дней для римлян и пятнадцати для пришлых, — получат отпущение грехов. Правда, надо было еще искренне раскаяться и покаяться в своих грехах.

Кающиеся потянулись со всех сторон, среди них было множество знаменитостей, например — великий художник Джотто или Данте. Изначально предполагалось, что такие события будут происходить раз в сто лет, но первая половина XIV века была настолько ужасной, что следующий юбилейный год провозгласили в 1350 году — как раз в тот момент, когда в Европе бушевала Черная смерть.

Естественно, тысячи людей ринулись в Рим, чтобы умолять Господа остановить эпидемию или во всяком случае замолить собственные грехи перед лицом неминуемой гибели. Результат был предсказуем: в тот момент, когда в других местах чума уже потихоньку шла на спад, в Риме, переполненном паломниками, умирало по 600-800 человек в день. Те из них, кто успевал отправиться в обратный путь, разносили заразу в другие места…

Я вот думаю — может, организаторы «Алых парусов» в Питере тоже считают, что, собрав кучу народа в одном месте они отгонят заразу? Что если молодые люди потопчутся в огромной толпе, посмотрят на кривляющихся перед ними исторических персонажей, то тут-то и будет все счастье? При этом сегодня губернатор Санкт-Петербурга заявил, что к людям, нарушающим санитарные нормы, следует относиться с «нулевой толерантностью».

С логикой-то у нас похуже, чем у людей XIV века… И там хоть в грехах своих каялись, а не устраивали бессмысленные тусовки.

Оригинал

Командующий КСИРа: "У Ирана есть дрон с радиусом действия 7000 км"

 

Командующий КСИРа: "У Ирана есть дрон с радиусом действия 7000 км"

Иранские вооруженные силы располагают беспилотными летательными аппаратами с дальностью действия 7 тыс. км. 

Об этом, как сообщает иранское агентство ИРНА, заявил, выступая на торжественной церемонии презентации иранской вакцины от коронавируса под названием "Нура", командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) генерал-майор Хоссейн Салами. 

Он добавил, что сверхдальние иранские дроны способны возвращаться домой и приземляться в любом месте, где это потребуется. Других подробностей о тактико-технических характеристиках персидского "чудо-беспилотника" генерал не сообщил.

Салами подчеркнул, что Иран находится в авангарде не только в области военных технологий, но и в гражданских отраслях – и в первую очередь в медицине. 

По его словам, доказательством этого являются разработанные иранскими учеными вакцины от коронавируса, которыми Иран может поделиться с другими странами. 

"Настало время отправить вакцины американцам, если им это потребуется и у них возникнут проблемы", – заявил генерал. 

Он подчеркнул, что "иранский народ по праву может считать себя исключительным народом", поскольку добился впечатляющих успехов во многих областях вопреки введенным против него жестким экономическим, научным и техническим санкциям. 

"Ничто не сможет остановить иранский народ, и его способность вынести любые невзгоды является плодом тех великих достижений, часть которых мы видим сегодня", – приводит агентство слова командующего КСИРа. 

Фотоиллюстрация

Трагедия в Майами: число жертв возросло до девяти

 Трагедия в Майами: число жертв возросло до девяти

Трагедия в Майами: число жертв возросло до девяти

Число жертв обрушения здания в Майами возросло до девяти.

Об этом стало известно вечером, 27 июня.

По словам мэра округа Майами-Дейд Даниэллы Левин Кава, из девяти подтвержденных жертв к настоящему времени были идентифицированы четыре.

"Мы опознали четырех жертв и уведомили родственников. Мы прилагаем все усилия, чтобы идентифицировать тех, кто найден, и, кроме того, связаться с членами их семей, как только мы сможем это сделать", - сказала она.

Губернатор отметила, что израильская поисково-спасательная группа уже работает на месте происшествия.

"К нам приехала небольшая команда из Израиля. Этого хотели многие семьи, пропавшие без вести", - подчеркнула она.

ДеСантис добавил, что следователи изучат обломки, взятые с места обрушения здания.

"Очевидно, что этот мусор имеет криминалистическую ценность, поэтому он будет проверен", - констатировала она.

Поездки в эти страны будут караться штрафом в 5000 шекелей

 


Поездки в эти страны будут караться штрафом в 5000 шекелей

Поездки в эти страны будут караться штрафом в 5000 шекелей


Правительство одобрило введение больших штрафов для израильтян, посещающих опасные с точки зрения безопасности в сфере здравоохранения из-за коронавируса стран.

В честности, граждан будут штрафовать на 5000 шекелей, если они поехали в государства, входящие в "черный список". 

В настоящее время, в него входят: Аргентина, Бразилия, Южная Африка, Индия, Мексика и Россия. 

Также были сделаны "строгие" предупреждения о поездках в другие страны из-за опасений по поводу штамма коронавируса Delta, однако поездки туда не запрещены.

Ранее минздрав добавил в список "опасных" стран Беларусь и Киргизию. Также ведомство предостерегает от поездок в Непал и на Мальдивы.

Ранее министр туризма Йоэль Развозов сказал журналистам, что порекомендует резкое повышение штрафов для нарушителей карантина среди прибывающих из-за границы. 

"Те, кто нарушают карантин, должны знать, что их ждет такой штраф, что они тридцать раз подумают, прежде чем его нарушить", – сказал он.

РОЗЕНБАУМ ЗАБИВШИЙ И ДРУГИЕ

 1. Александр Розенбаум. На седьмом десятке

https://www.youtube.com/watch?v=ePgfsIIhIIs

********************************************

2. Tintarella Di Luna - Hetty and the Jazzato Band

https://www.youtube.com/watch?v=BzB071_VhO4

***************************************

3. Остра Тирнина. ФАЙНО [ПРЕМ"ЄРА 2019] (сл. та муз. Д. Варга)

https://www.youtube.com/watch?v=LuEXgCTOLRE

********************************

4. Avalon Jazz Band - I love Paris (Cole Porter)

https://www.youtube.com/watch?v=-hU_X6Vr1MY

******************************************

5. Sunshine – Avalon Jazz Band

https://www.youtube.com/watch?v=q_4CgHT95-E

Обнаруженный загадочный саркофаг изъяли сотрудники полиции. Самые необычные находки

 

Обнаруженный загадочный саркофаг изъяли сотрудники полиции. Самые необычные находки

https://www.youtube.com/watch?v=JotVHcyVU7w



ИНТИМ ПОЛЕЗЕН. ПЯТЬ ПРИЧИН

 Оказывается, интим — это не только порой любопытная и иногда приятная штука, но еще и всегда полезная!

1. Интим — натуральное болеутоляющее

Недавнее исследование, опубликованное в «Вестнике экспериментальной биологии и медицины», доложило, что эндорфины — гормоны радости, с избытком вырабатывающиеся организмом во время интима, — быстро и эффективно притупляют боль. Так что отныне оправдание «У меня болит голова» не работает! (А вот оправдание «Я тебя разлюбила, давай поживем отдельно», к сожалению, по-прежнему актуально.)

2.Интим укрепляет иммунитет

Если верить исследованию, проведенному в Пенсильвании и пересказанному в «Психологическом обозрении», те, кто занимается интимом один или два раза в неделю, имеют на 30% более высокий уровень иммуноглобулина А (то есть противостояния иммунитета болезням), чем те, кто пренебрегает совместными физическими нагрузками в пользу просмотра сериала. Но будь осторожен! Интим три раза в неделю и чаще, согласно данным того же исследования, ведет к стремительному падению уровня иммуноглобулина А.

3. Интим побеждает стресс

Журнал «Биология психологии» рапортует: мужчины, которые занимаются интимом регулярно, более устойчивы к стрессу, чем их женатые товарищи. Мы сказали «женатые»? Тьфу, мы имели в виду «холостые». Хотя… неизвестно еще, кто чаще занимается сексом. Эх!

4. Интим сердце бережет

Исследователи из Научного университета Новой Англии, что в штате Массачусетс, следили за 1000 мужчин, регулярно обследовали их и задавали неудобные вопросы вроде «Как часто вы занимаетесь интимом?». Оказалось, что те мужчины, которые отвечали: «Ну, не реже раза в неделю» — имели более здоровое сердце по сравнению с теми, кто, услышав вопрос, отводил глаза и тяжело вздыхал.

5. Интим — залог долголетия

Этот тезис своим исследованием подтвердили ученые из Королевского университета в Белфасте. «Сексуальная активность, очевидно, оказывает на здоровье мужчины положительное воздействие», — пространно выразился доктор Джордж Дейви-Смит. Его слова соответствуют давнему американскому исследованию, согласно которому мужчины, которые уделяют интиму хотя бы полчаса каждую неделю, живут в среднем на восемь лет дольше своих менее сексуально активных ровесников.

Егор Максимов



Как православные сожгли …Библию

 

Как православные сожгли …Библию

Категория:  Общественно-политическая жизнь в России

Автор: Леонид Спивак

Переводчики — почтовые лошади просвещения.

А. С. Пушкин

Весной 1826 года в Санкт-Петербурге случилось нечто из ряда вон: по приказу Святейшего Синода сожгли …Библию. Тысячи увесистых томов в красивых переплетах, сделанных с любовью и тщанием, бросили в огонь - дабы простой народ (интересное объяснение своему варварству) не соблазнился текстами Писания.

Не все псалмы - Давидовы

…Эта драматическая страница русской истории связана с ныне почти забытым именем Герасима Павского, выдающегося ученого, лингвиста и просветителя. Жить ему довелось в не лучшие времена (впрочем, времена всегда так себе, их и не выбирают) - вступив в конфликт с сильными мира сего, что на Руси никогда не приветствовалось, он дорого заплатил за свое стремление стяжать истину.

Родившись 4 марта 1787 года в семье сельского дьякона в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, Герасим Петрович Павский уже десяти лет отроду по воле отца начал свою священническую карьеру. Выбор, как выяснится в будущем, снайперски точный – богословие оказалось его судьбой и предназначением. Вначале он окончил Александро-Невскую семинарию, а затем поступил в только что созданную Санкт-Петербургскую Духовную академию. Вот здесь-то и проявилось его необычное для здешних мест и нравов увлечение – особая любовь к еврейскому языку.

В дипломной работе «Обозрение книги Псалмов, опыт археологический, филологический и герменевтический» вчерашний студент первым из русских ученых выдвинул идею о том, что значительная часть псалмов Псалтири не принадлежит царю Давиду - как полагал Павский, тщательно исследовав предмет, псалмы составлены разными лицами и в разное время. Но в ту пору (как, собственно, и в наше время) любое мнение о Библии, расходящееся с каноном, воспринималось настороженно – чтобы настаивать на нем, требовалось немалое мужество.

Сам Герасим Павский, которого после окончания Духовной академии оставили на кафедре преподавать иврит, вспоминал: «Язык я узнал наилучшим образом, как никто не знал из моих соотечественников и даже из чужеземцев… Удалось узнать много, что противно толкованию наших мудрых толковников. А думать противно нашим толковникам беда, великая беда!»

 

Язык разврата и театра

После изгнания Наполеона образованная часть русского общества жаждала особых культурно-просветительских инициатив.

В декабре 1812 года по указу императора Александра I в Санкт-Петербурге было учреждено Библейское общество - с целью перевода Писания на разные языки и распространения его среди населяющих Россию народов. Президентом общества был избран друг царя, министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын.

…Сейчас в это трудно поверить, но в России еще относительно недавно Библии на русском не существовало, а богослужения велись на малопонятном простым людям старославянском. Скажем, Пушкин, да и сам Александр I прочли ее по-французски. Поэт Василий Жуковский, находясь в Германии, тайно пытался переводить Библию на русский, что по тем временам считалось опасным вольнодумством.

Церковная верхушка всячески противилась переводу на «простонародный» русский. Сама мысль о распространении текстов Писания среди крестьянства и мещанства казалась злостной крамолой - по мнению иерархов Церкви это могло уронить авторитет слова Божьего. Как будто истинно верующий должен быть в чинах, смешно, ей-богу.

Но особой ненавистью к инициативам Библейского общества отличался адмирал А. С. Шишков, в ту пору президент Российской академии. Добиваясь закрытия общества, Шишков писал:

«Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей принесло бы более вреда, чем пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином».

Шишков считал «кощунством» перевод сакральных старославянских текстов, «языка духа», на современный русский – «язык разврата и театра». (Получается, что этот Шишков, как унтер-офицерская вдова, сам себя высек, припечатав родной язык как вульгарный и «бездуховный»).

 

Рука еврея

Но, несмотря на интриги ревнителей Святой Руси, работа над переложением Библии на литературный русский язык всё же началась. Столь важный для отечественной культуры труд растянулся на годы - наибольшее сопротивление, конечно, испытывал Павский, ответственный секретарь Библейского общества, который продолжал настаивать, что переводить Ветхий Завет необходимо с древнееврейского. Православие же признавало только Септуагинту – древнегреческий (александрийский) перевод Писания, с которого впоследствии были сделаны переводы на старославянский.

Но протоиерей Павский, истинный радетель богословской науки, твердо стоял на своем - переводы нужно делать напрямую с оригинала, ибо греческие и церковнославянские тексты содержат множество ошибок и искажений.

Иврит, как известно (по причинам идеологическим, а проще говоря из-за государственного, да и бытового антисемитизма), в Государстве Российском был полузапрещен, его замалчивали, будто этого явления культуры вовсе не существовало.

Как это ни смешно, но идея признания иудейских текстов в качестве подлинного языка Библии …приводила в бешенство Митрополита Филарета, который как-то написал, что «самой принужденностью состава слов и смысла [чтение это] обнаруживает повреждение текста, в котором не без причины можно подозревать неблагонамеренную руку еврея, искавшего средства уклоняться от силы пророческого свидетельства о распятии Господа».

Упертого славянофила бесило и то, что идея перевода Библии на русский (как и сама идея Библейского общества), пришла из Англии, «гнездилища всех ересей, сект и революций».

Вообще о состоянии умов охранителей народной нравственности можно судить по инициативам известного литератора М. Л. Магницкого, еще одного из противников русского перевода Библии. В 1819-м его послали, с правами попечителя, ревизовать Казанский университет. Так вот, в своем беспрецедентном по торжествующей глупости отчете он обвинил руководство университета в «безбожном» направлении преподавания и предлагал «торжественно разрушить» само здание университета (!).

В результате по доносу этого «культуртрегера» были уволены лучшие профессора, а преподавание римского права заменили изучением Кормчей книги. Магницкий, не стесняясь обвинений в мракобесии и отсталости, предлагал уничтожить предмет философии в российских университетах, а перевод Ветхого Завета с иврита называл «соблазнением в жидовство».

Ничего не напоминает?

 

Православные жгут Библию

…Однако Герасим Павский, человек идеи и твердого характера, шел свои путем – он, ко всему прочему, первым в России создал грамматику еврейского языка для учебных заведений и некоторое время был законоучителем в Царскосельском лицее. Пушкин и другие лицеисты, вспоминая учительство Павского, отзывались о нем с неизменным уважением.

Став одним из директоров Библейского общества, Павский занимался переводами с иврита и окончательным редактированием текстов Ветхого Завета. Главной целью своей жизни он считал сохранение не только структуры оригинала, но и эмоциональной выразительности древних текстов.

К 1825 году Павский сотоварищи успели закончить русские переводы, до книги Руфи включительно.

1825-й, как известно, вошел в историю России подвигом декабристов и восстанием на Сенатской площади. При Николае Первом, жестоко подавившем бунт и разгромившим декабристское движение, политический климат в стране резко поменялся. Мракобесие вошло в силу, сбылись мечты Шишкова с Магницким - Библейское общество было закрыто. Более того, ортодоксы-буквоеды из Синода добились от императора «Указа об охранении книг Священного Писания в настоящем их виде неприкосновенными».

Ко времени этого высочайшего указа тираж в пять тысяч экземпляров Ветхого Завета на русском, отныне запретный, был уже отпечатан.

Синод, ничтоже сумняшеся, немедленно распорядился уничтожить все пять тысяч экземпляров.

Кажется невероятным, но это все-таки произошло - результат титанического, кропотливого труда варварски сожгли, словно в кромешные времена Савонаролы. Позорная акция (через сто лет здесь будут жечь иконы и храмы, а в культурной Европе и великие книги) происходила в начале 1826 года, в печах кирпичного завода Александро-Невской лавры.

Представляете себе это ночное аутодафе?

Православные (так и хочется сказать «православнутые»), осенив себя крестным знамением, на тачках подвозят священную Книгу книг и бросают в огонь все пять тысяч образчиков величайшего культурного наследия! Вот уж кто настоящие кощунники…

 

Мокроступы и тихогромы

Главным же поборником чистоты русского языка был некто адмирал Шишков, который называл старославянский «исшедшим из уст Божиих». Президент Российской Академии в пылу полемики, видимо, подзабыл, что церковнославянская Библия – все же перевод еврейского изобретения.

Пушкин, находясь тогда в кишиневской ссылке, едко высмеивал шишковский новояз: «шаротык» (бильярдный кий) и «топталище» (тротуар), эти неуклюжие попытки адмирала полностью искоренить из русского языка слова западноевропейского происхождения. Среди других филологических изобретений Шишкова дошедшие и до нас в качестве казуса «мокроступы» (то бишь калоши) и даже, господи прости, «тихогромы» (фортепьяно). Ну а в довершение еще одно яркое свидетельство редких филологических способностей г-на Шишкова, то бишь - восхитительное слово «колоземица» (атмосфера).

Лысенковщина, как выяснилось, имела своих предшественников.

Эти уродливые лексические выверты, слова-инвалиды, были бы, в сущности, безобидны (мало ли кому медведь на ухо наступил), но Шишков, к несчастью, возглавляя цензурное ведомство, объявил настоящую войну русскому языку, запрещая «чуждые веяния» и не считаясь с естественными заимствованиями, которых полно в любом языке.

Василий Жуковский, называвший Герасима Павского «другом просвещения», в 1826 году рекомендовал образованного священника и педагога в качестве законоучителя самому наследнику, цесаревичу Александру Николаевичу, будущему императору Александру II.

По прошествии многих лет царь-освободитель с благодарностью вспоминал его уроки. Однако недреманное око иерархов-ортодоксов вскоре узрело «западную ересь» и здесь - по настоянию Санкт-Петербургского митрополита Серафима и Московского Филарета «сторонник рационализма» Павский был уволен (получается, что перед поповским волюнтаризмом был бессилен и сам монарх, и здесь всего один шаг до теократии).

По свидетельству современников наследник и его сестры прощались с отцом Герасимом со слезами на глазах. В дневнике Пушкина в феврале 1835 года появилась запись:

«Филарет сделал донос на Павского, будто бы он лютеранин. – Павский отставлен от великого князя. Митрополит и синод подтвердили мнение Филарета... Жаль умного, ученого и доброго священника!»

Но и этого показалось мало - Павского еще и отстранили от преподавания в Духовной академии, сохранив за ним чисто номинальную должность при церкви Таврического дворца. Но такого человека, мономана, одержимого своей целью, трудно было остановить: на протяжении почти двадцати лет, нарушая царский указ, он тайно работает над переводом Нового Завета на русский.

 

Богословский подвиг

На склоне лет Павский в своей автобиографии вспоминал о работе над переводом, о колоссальном труде, деле его жизни:

«В богословии я должен был лицемерить, лукавить, притворствовать, а здесь – говорить правду, и только изредка, чтобы не оскорблять лукавых, промалчивать».

Некоторые исследователи сравнивают его работу с подвигом Иеронима, который в VI веке перевел на латынь всю Библию. Пушкин писал в своем дневнике:

«Павского не любят. Шишков, который набил академию попами, никак не хотел принять Павского в числе членов за то, что он, зная еврейский язык, доказал какую-то нелепость в «корнях» президента».

Поэт имел в виду книгу Шишкова «Славянорусский корнеслов», в которой тот утверждал, опровергая Павского, что, дескать, русский язык – первооснова мировых языков.

Павский же, в отличие от самодеятельных и необразованных волюнтаристов, держался, будучи зачинателем русской библейско-исторической школы, строгих принципов. Основой Святого Писания он считал иудейские масоретские рукописи.

Слово «масорет» происходит от ивритского מסורה‎, масора, что означает «традиция». Еврейские ученые-книжники в школах масоретов из поколения в поколение с особым тщанием переписывали священные тексты. А чтобы при переписывании случайно не вкралась мельчайшая ошибка, в каждом книжном свитке подсчитывались слова и буквы.

Так, количество букв в Пятикнижии Моисеевом равно 305607, в прочих книгах — 846600, а сумма букв всего Ветхого Завета составляет 1152207.

Такой маниакальный перфекционизм и невероятное усердие книжников-масоретов могут показаться излишними, но именно благодаря им мы и по сей день располагаем надежным и достоверным текстом Библии.

А поскольку древнееврейский язык постепенно выходил из употребления и в ежедневном обиходе не использовался, масореты выполнили еще одну колоссальную, нечеловеческую работу, снабдив все слова Книги знаками гласных звуков. Это было необходимо, поскольку в иврите графически изображаются только согласные. Современный человек всецело обязан масоретам, ибо сегодня мы знаем, как произносились слова в библейские времена…

 

Иеромонах в погонах

…В конце 1841 года на имя иерархов Русской Православной Церкви поступил анонимный многостраничный донос, подробный и велеречивый. Как позднее выяснилось, автором его был иеромонах Агафангел, будущий архиепископ Волынский. Доносчик с притворным гневом фарисея резюмировал:

«Змий начал уже искушать простоту чад святой православной церкви и конечно станет продолжать свое дело, если не будет уничтожен блюстителями православия...».

Речь шла о новых переводах Павского с иврита. Выяснилось, что еще во времена преподавания отца Герасима в академии, студенты записывали его лекции, а затем размножали их литографским способом. Эти литографированные экземпляры раздавались самым близким людям по предварительной подписке, но спрос на историко-филологические лекции «ученого священника» всё возрастал и возрастал.

После того как к делу подключился обер-прокурор Синода граф Н. А. Протасов, в отношении Павского было начато следствие. Комиссию возглавил его давний недоброжелатель митрополит Филарет Московский.

Пушкин в дневнике отзывался о нем как о «старом лукавце», а историк С. М. Соловьев писал, что Филарет хитростью «мог превзойти самого ловкого иезуита».

Отцу Герасиму учинили суровый допрос. Вставили в вину перевод Песни Песней «в рационалистическом духе», но были обвинения и посерьезнее: Павский, дескать, назвал книгу Ионы «повестью» и располагая еврейские тексты, не следовал порядку, в котором они расположены в Ветхом Завете, руководствуясь принципом хронологии.

Иеромонах Агафангел донес начальству, что, мол, там, где слово «Мессия» всегда передавалось как «Христос», Павский перевел «Помазанник», что, возмущается иеромонах, является «умолчанием имени Иисуса Христа в Пророчествах» и потому представляет собою «злоречие древнего змия».

Разумеется, комиссия не стала обвинять подследственного в незнании библейского языка, ибо тут мог бы приключиться досадный конфуз - для инсинуаций такого рода потребны знания, каковых у этих решительных и строгих судей отродясь не было. Преступление Павского заключалось в преподавании и распространении перевода с иврита, противоречившего догматам православной Церкви. Ибо эти переводы недвусмысленно демонстрировали, что «свидетельства Ветхого Завета о пришествии Христовом» являются подлогом - в пророческих книгах речь идет о совсем другой эпохе.

Так, у пророка Исайи, согласно толкованию Павского, говорится об избавлении еврейского народа, а вовсе не о пришествии Христа, а в книге Иоиля - не об «излиянии святого духа на апостолов», а о «предречении иудеям Божьего благословения».

Филарет лично трижды допрашивал протоиерея, вырвав у него покаянные письменные признания.

«Дело Павского, – писал через семьдесят лет профессор Санкт-Петербургской Духовной академии И. Е. Евсеев, – вызвало темные силы доносителей, и при чтении его, например, в митрополичьем архиве, получается впечатление, будто находишься в душной атмосфере сыскного отделения».

От заточения в отдаленный монастырь Павского спасло лишь то, что он был давно «отставлен от преподавания» и не имел отношения к распространению своих лекций.

Как выяснило следствие, экземпляры его переводов обнаружились не только у студентов, но и у архиепископов Литовского, Тульского, Курского, Саратовского, Харьковского, да и множества других духовных лиц (!)

Мало того, они даже попали в Соединенные Штаты Америки! И вот тут началось обширное дело об изыскании и изъятии во всех епархиях «испорченных еврейских текстов».

Так во второй раз научные труды Герасима Павского были приговорены к сожжению…

За два месяца до смерти Пушкин написал Чаадаеву:

«Что касается духовенства, оно вне общества, оно еще носит бороду. Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе, оно не принадлежит к хорошему обществу. Оно не хочет быть народом. Наши государи сочли удобным оставить его там, где они его нашли. Точно у евнухов – у него одна только страсть к власти. Потому его боятся… Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью…»

 

Он один стоил Академии

Остаток дней Герасим Павский жил уединенно и в общественной жизни не участвовал. Углубленно занимался безопасной областью науки – русской филологией.

Итогом его кабинетного затворничества стала публикация «Филологических наблюдений над составом русского языка», которая вышла в четырех томах в сороковые годы. За этот гигантский труд он удостоился премии Академии наук, но в саму Академию его избрали лишь в 1858-м, когда на престоле уже восседал его воспитанник Александр II.

Как сказал Белинский, гонимый Павский «один стоил Академии».

Уже сильно немолодой Герасим Петрович тоже недвусмысленно высказался по поводу своего позднего членства в Императорской Академии:

«Не делали академиком пока работал, а сделали, когда уже не в силах продолжать ученые занятия». Хорошо хоть не посмертно, и на том спасибо.

Умер Павский 7 апреля 1863 года, а в его бумагах нашли неоконченную объемистую рукопись под названием «Материалы для объяснения русских коренных слов посредством иноплеменных». Это был первый опыт создания этимологического словаря в России.

В 1876-м, через семь лет после смерти Павского и с соизволения императора Александра II издана наконец Библия на русском, та самая, которой пользуются и по сей день. По настоянию Филарета Московского русский перевод с иврита был сделан не дословно, как того хотел Павский, а «приведен в соответствие» с привычными древнегреческими и церковнославянскими переводами.

Но даже это, «компромиссное», издание русской Библии вызвало протест консерваторов. Ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Феофан был настолько убежден в порочности «новомодной Библии», что надеялся довести это «синодальное сочинение» до «сожжения на Исаакиевской площади», сетуя: «Совсем все обмасаретились, отпротестантились… Помилуй нас, Господи! Гибнет Православие».

Как видите, синодальная истерия власть предержащих церковников преследовала ученого и подвижника Павского и после смерти…

Какая, однако, ирония: многолетний гонитель Павского, митрополит Филарет Московский (Дроздов), был канонизован Русской Православной Церковью, и в 1994-м его мощи перенесли в храм Христа Спасителя, главный собор официального православия.

Зато место захоронения Герасима Петровича Павского на кладбище Фарфорового завода в Санкт-Петербурге со временем было утрачено…

фото: Герасим Павский,Topfoto/FOTODOM



Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..