Ушел из жизни известный историк, заслуженный деятель науки Узбекистана, доктор исторических наук профессор Семен Исаакович Гитлин.
Лишь несколько недель он не дожил до своего 90-летия, к юбилею ученого готовились не только его родные и близкие, но и многочисленные коллеги, ученики, которых немало и в Израиле, и по всему миру. Судьба распорядилась иначе: те слова, которые мы готовили к этой дате, теперь говорятся и пишутся в связи с горькой утратой…
Почти шестьдесят лет его жизни связаны с Узбекистаном, где Семен Исаакович вел научную работу, преподавал в Ташкентском государственном университете. Мне запомнилось, как в уже далеком 1968 году (более полувека назад!) в полупустую аудиторию факультета журналистики вошел моложавый преподаватель с ярко выраженной семитской внешностью и представился: “Доцент Семен Исаакович Гитлин”. Низкая явка студентов объяснялась тем, что в расписании на эти академические часы стояло “История КПСС” (а никакой другой истории, начиная со школьной программы, в те времена практически не преподавали – разве что на истфаках). Мы ожидали обычные, уже навязшие в зубах перечисления решений съездов, конференций и пленумов РСДРП–ВКП(б)-КПСС, но…
Гитлин сразу же повел диалог с аудиторией, не просто перечисляя цифры и факты, а тщательно анализируя их, интересуясь мнением студентов, обращаясь к неизвестным широкой публике документам. Нет, Боже упаси, он не диссиденствовал (такое в стенах Ташкентского госуниверситета было просто немыслимо), но учил думать, критически осмысливать написанное в учебниках, делать свои выводы. Неудивительно, что уже на следующей лекции аудитория была полна, а в дальнейшем послушать Семена Исааковича к нам приходили и студенты других факультетов. Да и мы после окончания этого курса нередко посещали «вольнослушателями» лекции Гитлина в других группах – он был одним из пионеров использования технических средств в процессе обучения, свои выступления перед аудиторией подкреплял видеорядом, звукозаписями, демонстрацией на экранах редких кинодокументов. Несколько раз делился с коллегами своим опытом на всесоюзных семинарах и конференциях.
По биографии Семена Исааковича Гитлина можно изучать и историю, и географию. Родился он в рабочей семье в Витебске, старинном городе на северо-востоке Белоруссии, который дал миру много знаменитых людей. В 1934 году родители Исаак Менделевич Гитлин и Гинда Моисеевна Цирлина с пятилетним сыном переехали в Ташкент.
По природе своей активный и любознательный, Семен с юности интересовался происходящим в обществе. И в 1947-м поступил на исторический факультет Ташкентского университета. Там ему посчастливилось учиться у крупных ученых (впоследствии академиков): историка новейшего времени Александра Израилевича Зевелёва, археолога Бориса Анатольевича Литвинского и других.
В 1952-м Гитлин с отличием окончил университет и… отчетливо ощутил на себе государственный антисемитизм: в стране одна за другой раскручивались кампании разгона Еврейского антифашистского комитета, борьбы с «космополитами», на подходе было «дело врачей» Отличник, всегда совмещавший учебу с общественной деятельностью, он несколько месяцев был вынужден искать работу по специальности. Даже скромную должность учителя истории в школе предлагали не в Ташкенте, а в отдаленных областях Узбекистана – а это означало невозможность заниматься наукой. С большим трудом удалось устроиться преподавателем политэкономии в Ташкентском финансово-экономическом техникуме.
Лишь в 1961-м Гитлин получил возможность преподавать в Ташкентском университете, где проработал более тридцати лет, пройдя путь от ассистента до профессора. Молодой ученый решил посвятить себя исследованию национальных взаимоотношений в Узбекистане (что, помимо прочего, открывало доступ к архивным документам, связанным с евреями Средней Азии). Этой теме посвящены более ста его работ, кандидатская и докторская диссертации.
В 1983-м Семен Исаакович защитил докторскую диссертацию, а год спустя получил профессорское звание. Вскоре началась перестройка, казалось бы, появилось больше возможностей для занятий межнациональными отношениями. В Узбекистане был создан научный совет по межнациональным проблемам, и возглавить его было поручено Гитлину.
После распада СССР и провозглашения независимости Узбекистана он еще два года продолжал читать лекции в университете как для студентов на кафедре политических партий, так и для профессорско-преподавательского состава в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук. Но не всем слушателям и их начальникам нравилось содержание его лекций, стремление объективно разобраться в обстановке, сложившейся в республике. К тому же некоторых, видимо, не устраивала его национальность…
И в августе 1993 года Семен Гитлин с семьей репатриировался в Израиль. Он очень надеялся здесь, на земле предков, осуществить свою давнюю мечту — создать большие труды по новой и новейшей истории евреев и других национальных меньшинств в Узбекистане. И не ошибся: именно в Израиле профессор получил возможность обобщить результаты своих многолетних исследований в фундаментальных монографиях, основанных на скрупулезном изучении множества исторических источников и содержащих ряд важнейших выводов.
Он познакомился с профессором Тель-Авивского университета Яковом Рои, знающим русский язык, и поделился с ним своими планами. Рои заинтересовался работой ученого-репатрианта и предложил ему прочесть пробную лекцию на русском языке для израильских специалистов, изучающих историю СССР и государств СНГ. Эта лекция вызвала интерес израильских коллег. В 1996 году Семен Гитлин был принят на работу в качестве научного сотрудника в Институт Каммингса по изучению России и Восточной Европы при Тель-Авивском университете, где проработал пять лет.
Первым результатом работы Гитлина в Институте Каммингса стала его книга “Национальные отношения в Узбекистане. Иллюзии и реальность” (Тель-Авив, 1998, 456 стр.), вышедшая всего через два года после прихода ученого в этот институт. Это первое большое достижение ученого на израильской земле вызвало ряд откликов в Израиле и других странах. Среди них был отзыв давнего учителя — профессора А.Зевелёва на страницах московской “Независимой газеты”, где отмечалось, что “90-е годы оказались для автора, как и для многих других честных исследователей, переломными в его мышлении и творчестве. Однако он не стал механически менять “плюсы” на “минусы”, не спешит лишать нимбов одних и изображать их над головами других. Это честная позиция историка, и ее нельзя не приветствовать”.
1998 год оказался тяжелым для Семена Исааковича. Ушла из жизни супруга, Галина Семеновна Кунавина, кандидат исторических наук, ученица академика Исаака Израилевича Минца, коллега, единомышленница и верная спутница жизни, мать его двоих дочерей. Более сорока лет супруги делили вместе свои радости и невзгоды. Эта невосполнимая утрата тяжело отразилась и на здоровье самого профессора. Но он с еще большей настойчивостью продолжал работу сначала в институте, а потом и дома. К материалам, собранным в свое время в советских архивах, добавились документы на русском языке из Центрального Сионистского архива в Иерусалиме.
Одна за другой вышли в Израиле, России, США, Узбекистане, Швеции полтора десятка монографий и полторы сотни научных работ. Приведу перечень лишь некоторых из них: двухтомник “Национальные меньшинства в Узбекистане (Тель-Авив, 2004 г., 920 стр.), “Исторические судьбы евреев Средней Азии (Тель-Авив, 2008 г., 873 стр.), “Страницы еврейской истории в документах. 1860-е гг. – 1940 г.” (Москва, 2011 г. 720 стр.), “Очерки истории евреев Средней Азии. 1860-1940 гг” (Тель-Авив, 180 стр., на иврите), «Воспоминания историка о жизни в СССР и Израиле» (Москва, 2016 г., 768 стр.; Тель-Авив, 2016 г., 692 стр.)…
Статьи и отрывки из книг Семена Исааковича Гитлина неоднократно помещались в сетевом журнале «ИсраГео», неизменно привлекая внимание не только тех, кто жил и живет в Узбекистане, но и самый широкий круг наших читателей – отклики на эти публикации приходили из многих стран. В том числе – от его бывших студентов и коллег, которые ныне живут и работают по всей планете.
* * *
Редакция онлайн-журнала «ИсраГео» глубоко скорбит в связи с кончиной нашего давнего автора и выражает искренние соболезнования родным и близким покойного.