(из книги Алика Гомельского “История. Поиск истины”)
Меня часто спрашивают: “Как ты находишь все эти невероятные факты о известных всему миру людях?”. Я отвечаю: просто я пристальнее, чем другие приглядываюсь к этим людям, анализирую и просеиваю все факты из их жизни, и таким образом создаю необычный портрет известного человека.
Это преамбула.
Итак, расскажу вам, друзья, о человеке по имени Вильям Вайлер.
Кое-кто из киноманов знает его имя, но думаю, что и им будет интересно узнать об этом человеке побольше.
Вначале визитка:
Вильям Вайлер (William Wyler) родился 1 июля 1902 года во французком городе Мюлуз — умер 27 июля 1981 года в Лос-Анджелесе. Американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Один из самых успешных режиссёров в истории Голливуда. Номинировался на «Оскар» 12 раз. Актёры и актрисы под его руководством номинировались на «Оскар» 36 раз, из них — 14 побед. Лауреат трёх «Оскаров» за режиссуру: «Миссис Минивер» (1942), «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и «Бен Гур» (1959). За этими скупыми цифрами спрятана невероятная жизнь!
Начну с того, что Вильгельм Вайлер родился в еврейской семье. Его отец, Леопольд Вайлер, выходец из Швейцарии, был коммивояжёром, затем ушёл в галантерейное дело, в котором весьма преуспел. Мать Вильгельма, Мелани Ауэрбах, уроженка Германии, приходилась двоюродной сестрой Карлу Ламмле, основателю киностудии “Universal Pictures”. Так как Вильгельм не проявлял интереса к семейному бизнесу, его мать обратилась к кузену Карлу с просьбой пристроить парня. Это в принципе совпадало с привычками Ламмле, ежегодно посещавшего Европу в поисках талантливой молодёжи для работы в США. Но не подумайте, что по мановению волшебной палочки доброго дядюшки, Вильгельм завоевал Голливуд. Да, в 1921-м он плыл 1-м классом, но по прибытию в Америку обнаружил, что должен выплачивать часть своего, недельного заработка посыльного на нью-йоркской студии (около $25) в счёт погашения стоимости проезда… Лишь спустя несколько лет, Вильгельм, натурализовавшийся в “Вильяма”, переехал в Голливуд и стал режиссёром короткометражных вестернов в Лос-Анджелесе.
Теперь о фильмографии. Очень важным (во всех отношениях!) стал фильм «Миссис Минивер» (1942), за который Вайлер получил своего первого “Оскара”. Режиссёр открыто признавал, что снял фильм для пропаганды. Еврейский уроженец Европы, он был убеждён, что США должны вступить в войну против нацизма и что политика изоляционизма окажется губительной, поэтому снял фильм, демонстрирующий рядовым американцам, через что пришлось пройти их британским собратьям. Но так считал не только он. Три политика разделяли это мнение полностью:
Уинстон Черчилль (который говорил, что “фильм значит больше, нежели 100 боевых кораблей”),
Франклин Делано Рузвельт и… главный идеолог-пропагандист рейха, Йозеф Геббельс (который считал фильм “блестящим пропагандистским шагом”). Как подтверждение этому, речь викария в финальной сцене фильма, стала текстом листовок, которые Союзники разбрасывали над оккупированными Германией странами. По собственным воспоминаниям, такую листовку читала, будучи подростком, Одри Хэпберн, находившаяся во время войны на территории оккупированного королевства Нидерландов.
Этим участие в войне, Вильяма не ограничилось. В 1942-1945 годах, Вайлер служил майором американских ВВС (закончил он войну подполковником). В 1943-1944 он снял фильм “Мемфиская красотка” лично участвуя в бомбардировочных вылетах Б-17 (“Летающая крепость”) на вражескую территорию. Это не были увеселительные прогулки! Во время одного полёта, Вильям потерял сознание от кислородного голодания, во время другого, самолёт на котором находился помощник Вайлера, кинематографист, лейтенант Харольд Танненбаум (ветеран 1-й мировой), был сбит над Францией (16 апреля 1943-го), а сам Танненбаум пропал без вести. А во время очередного вылета, от воздействия шумовых волн Вильям потерял сознание и оглох на одно ухо (из-за этого он был признан инвалидом войны).
Но вернёмся к кино…
Помимо упомянутого уже “Бен Гура”, который к слову получил 12 (!) номинаций, в итоге завоевав 11 “Оскаров”, следует упомянуть, раскрытые Вайлером незаурядные актёрские таланты:
1953 фильм
“Римские каникулы” – по сути дебют Одри Хэпберн (с получением “Оскара”).
1968 фильм “Смешная девчонка” – дебют Барбары Стрейзанд (с получением “Оскара”).
Притчей стал перфекционизм Вайлера: он снимал множество дублей одной сцены, стремясь выверить всё до малейшего нюанса, за что получил прозвище «90-дублевый Вайлер».
8 февраля 1960 года, Вильям Вайлер удостоился персональной звезды на голливудской Алее славы.
Такая вот история жизни еврейского мальчика Вильгельма Леопольдовича Вайлера, подполковника американской армии и покорителя Голливуда….