После Судного Дня: государства тоже просят прощения
Прощения просят не только отдельные люди, но также премьер-министры и президенты — за исторические прегрешения, совершенные государствами, во главе которых они стоят. Кто у кого просил прощения, когда и почему? За что государства отказываются просить прощения и какое из них привело к прямо противоположному результату?
Минувшим летом Новая Зеландия, с опозданием на 140 лет, попросила прощения у аборигенов из племени маори за совершенные над ними злодеяния.
В 1995 году английская королева Елизавета Вторая тоже взяла на себя ответственность, попросив прощения за грехи британского колониализма в Новой Зеландии: «Королевский дом признает, что его представители и советники вели себя несправедливо… Королевский дом выражает глубочайшее раскаяние и приносит извинения…»
По большому счету, когда речь идет о государствах, их извинения всегда носят политический характер, и лидеры, которые просят прощения (или те, кто от этого воздерживается) — это политики, руководимые партийными, государственными, личными и другими интересами.
Соединенные Штаты Америки сделали существенный шаг в нужном направлении только в 2008 году, когда конгресс извинился перед чернокожими гражданами за преступления рабства. За этой инициативой стоял еврейский конгрессмен Стив Коэн, который сказал, что не имеет ни малейшего представления, почему это не произошло 100 лет назад или 40 лет назад, и добавил, что «на Песах, когда мы говорим об Исходе из Египта, я вспоминаю и тех, кто стал рабами в Америке».
Тем не менее, до сих пор ни один американский президент не попросил во всеуслышанье прощения за рабство. В том числе и чернокожий президент Барак Обама. У этого есть несколько причин, и одна их них — опасение требования компенсации по следам такого государственного извинения. Проф. Брайян Вайнер обсуждает этот вопрос в монографии «Родительские грехи: политика национального извинения Соединенных Штатов». Он отмечает, что в отношениях между отдельными людьми, лицом к лицу, будь то супруги или друзья, достаточно просто понять, насколько искренне извинение. В то же время, когда президент приносит извинение части населения за злодеяния, совершенные более ста лет назад, как можно проверить его честность и честность возглавляемого им государства?
В 2016 году тот же президент Обама, будучи с официальным визитом в Хиросиме, не стал просить прощения у японского народа за бомбы, сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки.
Самый знаменитый случай денежной компенсации, уплаченной государством за его прошлые преступления, это «соглашение о репарациях», которое ФРГ подписала с Израилем в 1952 году. Примечательно, что и в Германии, и в Израиле поначалу было сильное сопротивление соглашению. Одна лишь мысль, что самые ужасающие убийцы в истории еврейского народа теперь выплатят компенсацию за преступления, которым нет искупления, не давала покоя части евреев, переживших Катастрофу. По этой причине для соглашения был выбран ивритский термин «шилумим» (репарации), а не пицуим» (компенсация), дабы не создавать ощущения, что, по мнению Израиля, можно компенсировать переживших Катастрофу и наследников жертв за нацистские преступления.
Первого прорыва в отношениях между двумя государствами добился канцлер Германии Вилли Брандт, который в 1970 году встал на колени перед памятником борцам Варшавского гетто. Он не принес официального извинения, но фотография коленопреклоненного канцлера Германии обошла весь мир. Со временем Брандт объяснил, что встал на колени, потому что потерял дар речи.
С тех пор руководители Германии не раз повторяли слова «стыд», «вина», «ответственность». В 2000 году канцлер Германии Йоханнес Рау выступил в Кнессете на немецком языке и сказал: «Я склоняю голову перед народом Израиля, сдаваясь на милость убитых… Я прошу прощения за то, что сотворили немцы».
В 2000 году, после раскрытия массового убийства евреев из польской деревни Юдвавне, совершенного их соседями в 1941 году, тогдашний президент Польши Александр Квашневский попросил за это прощения от имени польского народа. 15 лет спустя с таким же обращением выступил другой президент Польши, Бронислав Комаровский.
Тем, кто дважды отведал на своем опыте горький вкус спорного извинения, был Эхуд Барак. В первый раз, в 1997 году, будучи председателем партии Авода, он попросил прощения у восточных евреев из городов развития за все муки, причиненные им истеблишментом в 50-х годах. Но восточные евреи уведели в этом только притворство в охоте за их голосами, а ашкеназы восприняли это, как высокомерие и предательство по отношению к отцам-основателям государства.
В 1999 году, уже став главой правительства, Барак снова попросил прощения, на этот раз — у палестинского народа, за страдания, причиненные ему Израилем. Но и это не принесло никаких результатов, а вскоре разразилась вторая интифада.
Офер Адерет, «ХаАарец», Р.Р. Фото: Dario Ayala, Reuters