В Мюнхене есть несколько адресов, где по традиции собираются выходцы из республик бывшего СССР. Один из них – Фонд имени композитора Александра Глазунова.
Участники встречи в саду мюнхенского Глазуновского Фонда.
На этот раз в саду Фонда по инициативе председателя его Правления Николая Воронцова, собрались потомки первой и второй волн русской эмиграции.
Поясню: Октябрьский переворот (революцию) 1917 г. в России сменила Гражданская война, в ходе которой большевики развязали «красный террор», продолжавшийся с 1918 по 1920 гг. против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против инакомыслящих и лиц обвиненных ими в контрреволюционной деятельности.
С помощью широкомасштабного террора они намеревались сломить у своих противников волю к сопротивлению и радикально переформатировать российское общество.
Тогда страну покинули от 1 до 1,5 миллионов человек — дворяне, офицеры, предприниматели, духовенство, интеллигенция, ученые. Среди тех, кто уехал, было немало выдающихся представителей российской культуры: писателей, музыкантов, художников, философов, а также ученых, инженеров, преподавателе, изобретателей.
Особую страницу в истории эмиграции «первой волны» занимает так называемый «философский пароход». Речь идёт об операции по высылке из страны осенью 1922 г. известных деятелей науки, культуры, писателей, историков, выступавших против советской власти. Их, так как нравы после начала НЭПа немного смягчись, не расстреляли, а насильно выдворили из страны.
Главными центрами русской эмиграции тогда стали Прага, Белград, Париж, Берлин, София, Харбин, Шанхай.
После окончания Второй Мировой войны часть эмигрантов «первой волны», опасаясь возобновления боевых действий и нападения СССР на Германию и другие страны Западной Европы, перебрались в Южную Америку и США. Их сменили эмигранты «второй волны» – преимущественно этнические русские, которые по разным причинам оказались на территории Германии и отказались возвращаться в СССР. Центром русской (советской эмиграции) Западной Европы тогда стал Мюнхен.
Однако задержаться в Германии, чтобы затем перебраться дальше на Запад им было непросто. Специальные подразделения советской армии отлавливали их и насильно возвращали на родину.При этом эмигранты «первой волны», используя своё знание западных нравов, языков, гражданство соответствующих стран, связи, начали борьбу против насильственной репатриации эмигрантов «второй волны». В том числе благодаря их усилиям, весной 1946 г. американский генерал Дуайт Эйзенхауэр подписал приказ, в соответствии с которым лица, не совершившие преступлений и не желающие возвращения на родину по политическим причинам, либо из опасения возможных репрессий, были легализированы под категорией «бес поданные».
По оценкам экспертов «вторая волна» эмиграции составила 500–700 тысяч человек, в том числе приблизительно 50–70 тысяч немцев, возвратившихся на родину своих предков в основном с Украины.
Испытать и пережить беженцам из Российской империи, а затем СССР пришлось многое, тем более что благотворительных организаций, занимающихся оказанием им помощи, тогда не было и они вплоть до начала 1940-х прошлого века могли рассчитывать исключительно на собственные силы, добрых людей, активистов католической и евангелической церквей и удачу.
В том числе об этом тоже вспоминали потомки эмигрантов первой и второй волн, собравшиеся в саду Глазуновского Фонда.
Звучали рассказы и о видной журналистке, профессоре политологии Мюнхенского университета Вере Пирожковой. «Профессор Вера», как ее называли студенты, прославилась тем, что в университете Максимилиана-Людвига под усиленной охраной баварской полиции читала лекции, направленные против коммунистической идеологии, левого радикализма и философии Франкфуртской школы. С ней судились политики и журналисты, ее пытались заставить навек умолкнуть, но «женщина-танк» – еще одно из прозвищ Веры Пирожковой, неизменно побеждала.
Родилась Вера Михайловна в 1921 году Пскове. Ее отец был доцентом местного пединститута. В 1938 году поступила на математико-механический факультет Ленинградского университета.
Война ее застала в Пскове, куда на каникулы она приехала к родителям.
Николай Воронцов (сидит) и Александр Фитц со своим мопсом Гуччи.
Из оккупированного Пскове Пирожкова перебралась на Запад. После окончания войны поступила на философский факультет Мюнхенского университета. Докторскую диссертацию о русском публицисте, философе, революционере Александре Герцене защитила там же под руководством русского-немецкого философа Федора Степуна (Friedrich Steppuhn).
Позже была издателем и главным редактором журнала «Голос зарубежья», который ставил целью объединить монархистов и республиканцев на базе антикоммунизма.
В 1990-х годах приехала в Россию, читала лекции в МГУ. Затем возвратилась в Германию,
Она автор книги «Потерянное поколение» (1998), ставшей бестселлером, а ныне – библиографической редкостью.
Умерла Вера Александровна в 2013 году, похоронили ее на мюнхенском Западном кладбище (Westfriedhof).
С большим интересом участники встречи «за пловом», как можно назвать эти посиделки, мастерски приготовленным сыном осетинской земли Трифоном Тогоевым, окунулись в первые годы послевоенного Мюнхена, который невозможно представить без священника, настоятеля Св.-Серафимовской церкви Анатолия Древинга и его окружения, в большинстве выходцев из Эстонии.
Родился протоиерей Анатолий Древинг в 1910 г. в Москве. Вскоре его семья перебралась в Эстонию, где в 1935 г. он окончил Химический факультет Тартусского университета. С 1939 г. жил в Польше, затем в Германии, где в 1959 г. принял священный сан. Его назначили духовником Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), движения, которое возродилось в Германии параллельно с Русским студенческим христианским движением (РСХД).
Отец Анатолий Древинг известен также как церковный композитор русского Зарубежья. В баварской столице он продолжил дело протопресвитера Александра Киселева, которому в Таллине в 1938 году прислуживал в алтаре Михаил Ридигер –будущий Патриарх Алексий II.
Отец Александр Киселев организовал в Мюнхене Дом «Милосердный Самарянин», в котором, кроме домового храма во имя преподобного Серафима Саровского, действовали гимназия, медицинская лаборатория, школа сестер милосердия, издательство, отдел социальной помощи и т. п. В Доме работали молодёжные православные кружки, читались лекции на различные темы из области православной культуры.
И конечно на встрече вспоминали одного из самых ярких представителей русской эмиграции – Глеба Александровича Рара и его супругу Софью Васильевну, в девичестве Орехову, дочь капитана Василия Васильевича Орехова, участника Первой мировой войны и Белого Движения, одного из основателей Русского Обще-воинского Союза (РОВС), издателя журнала «Часовой» – органа связи русских офицеров в Зарубежье.
Глеб Александрович, с которым я имел честь быть знакомым, происходил из купеческой семьи, относящейся к сословию Потомственных почетных граждан Российской империи.
Отец – Александр Александрович Рар в Первую мировую войну в звании поручика воевал на Галицийском фронте. Октябрьская революция застала его в лазарете, после чего он, как офицер, был интернирован в первый московский концлагерь в Андрониковом монастыре.
Поскольку предки Раров происходили с острова Эзель (ныне — Сааремаа), в 1924 году они была выселена в ставшую после революции независимой Эстонию как «классовые враги», но вскоре переселились в Латвию, где Г. А. Рар закончил немецкую гимназию.
С 1942 года Г. А. Рар учился на архитектурном факультете в Бреслау (ныне — Вроцлав), где участвовал в создании православной общины. Тогда же он вступил в Национально-трудовой союз (НТС).
В июне 1944 года германские власти арестовали ряд членов НТС, в том числе и Г. А. Рара. Сперва он был заключён в тюрьме в Бреслау, затем находился в концлагерях Гросс-Розен, Заксенxаузен, Шлибен, Бухенвальд, Лангензальца и Дахау, где и был освобождён американскими войсками 29 апреля 1945 году
После войны Рары поселились в Гамбурге, где Глеб Александрович закончил архитектурный факультет университета.
С 1957 по 1960 годы он работал на радиостанции «Свободная Россия» на Формозе (Тайване), затем в Токио руководил русскоязычными передачами японского радио и Дальневосточным отделом американского «Университета Мэриленда». С 1963 по 1974 годы трудился в издательстве «Посев» во Франкфурте.
Тогда же вместе с И. И. Агрузовым участвовал в создании Международного Общества Прав Человека (МОПЧ) во Франкфурте. См. тут
Более 20 лет Глеб Александрович работал на радио «Свобода» в Мюнхене, где вёл религиозные передачи, а также программы «Балтийский маяк», «Россия вчера, сегодня, завтра» и «Не хлебом единым».
Долгие годы Глеб Александрович состоял в Епархиальном Совете Германской епархии Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ), стал одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире».
Скончался Г. А. Рар 3 марта 2006 году в возрасте 83 лет во Фрайзинге (пригород Мюнхена) и был похоронен на русском кладбище в Берлине. См. тут
Г. А. и С. В. Рар воспитали шестерых детей. Г. А. Рар гордился, что каждый из них увлёкся одной из его сфер интересов.
… Не оставили участники встречи без внимания и войну, развязанную Российской Федерацией против Украины. Избегая категоричных оценок, значительное большинство осудило военную агрессию и грех Каина – грех братоубийства.
Александр Фитц