суббота, 12 декабря 2015 г.

Александр БУЛГАКОВ. КЛЕЙМО КАИНА

                                                  Шагал. Христос в жёлтом цвете

В периоды особо интенсивного нагнетания ксенофобии вопрос о происхождении этого явления вызывает интерес только узкого круга специалистов. Это понятно: для желающих разобраться в таком «вирусе человечества» эти периоды дают много материала, а всем прочим – как пораженным ксенофобией, так и обладающим от нее таинственным иммунитетом, - просто не до того. Тем не менее, ксенофобия тоже бывает разной – этнической, расовой, религиозной, политической, социальной и др.
Сегодня, во время очередного кризиса, будет небезынтересно ознакомиться с размышлениями об одном из самых известных и долговечных штаммов этого «вируса» - многовековой ненависти к евреям.
Проблема генезиса антисемитизма до сих пор остается одним из предметов исследований в разных направлениях науки и теологии. Периодически явления, подобные иудеоненавистничеству возникали и продолжают возникать в новейшей и современной истории, где объектами нацистской ненависти в придачу к евреям становились, например, цыгане, славяне, украинцы, русские или, как это наблюдается ныне, снова украинцы и русские. Однако, большинство таких процессов генерирования ненависти, как правило, сравнительно скоро угасает, оставляя после себя лишь антисемитизм. Поэтому, данный вид ксенофобии допустимо выделить в некую отдельную статью, где продолжение поисков источника его появления выглядит вполне естественно.

антисемитизм
Александр БУЛГАКОВ *


Чтобы избежать отвлечённых рассуждений о проблемах, которым мы посвящаем нашу совместную встречу, хочется говорить на основании своего личного опыта, - ведь Холокост в России мало осмыслен, а злые его корни и в новейшее время отравляют российскую почву.
Конкретно с проявлениями антисемитизма я имел дело в начале 90-х годов недавно ушедшего века, когда весьма странным образом - разом и вдруг - явились на российскую политическую сцену организации вроде «Памяти», идеология которой была круто замешана на антисемитизме. Её боевики, по их Уставу, обязательно исповедовали православие, - то есть свою зоологическую юдофобию они выдавали за христианство. В те годы россияне были ещё вчерашними советскими людьми, по преимуществу неверующими, сбить с толку религиозной фразеологией их было нетрудно, - так что мне как имеющему богословское образование пришлось неоднократно выступать в различных СМИ с разоблачениями этой националистической лжи. Так получилось, что в нашем городе никто не противостоял публичным проявлениям «Памяти», и на мою долю выпало в силу христианской совести делать это в одиночку; говорю об этом с сожалением. Было судебное разбирательство, возбуждённое лидером местных «памятников», и оно закончилось не в пользу упомянутой организации. Потом на авансцену выступило «Русское национальное единство»; снова был суд  по инициативе баркашовцев, на котором я был в качестве эксперта по антисемитизму, и снова решение суда было не в пользу нацистов. Здесь же, в зале суда, свастиколюбивые нас пообещали перестрелять. Этот личный опыт противостояния неонацизму и послужил мне неким отправным пунктом, когда я стал искать исходные мотивации христианского антисемитизма.
Я родился в потомственной семье евангельских христиан, где личностную убеждённость в библейских ценностях получают непосредственно от Библии, т.е. письменного наследия древних еврейских пророков и хахамим (мудрецов), некорректно названного христианами Ветхим Заветом; базовым источником был, разумеется, Новый Завет. Уточняю это для справедливости, потому что есть христиане и есть христиане. Для одних авторитетом служит Св.Писание;  другим достаточно того, что «отцы-деды так жили, и мы так будем жить», - своеобразный, надо сказать, «символ веры», при котором вовсе не нужно знать Библию, но зато можно быть уверенным, «кто нашего бога распял». Ни в моей семье, ни в среде церковной (имею в виду евангельских христиан) яне запомнил каких-либо антисемитских тенденций; более того, мы всегда знали на основании Библии, что Израиль - народ обетований, и эти обетования непреложны, т.е. неотменяемы в силу Синайского Завета. Прожив всю жизнь в той христианской среде, где Библия была настольной книгой, я не слышал о таких понятиях как «теология отвержения» и «теология замещения», - и не потому, что жил в каком-то замкнутом пространстве. Не слышал по той причине, что мы никогда не считали еврейский народ отвергнутым Богом, потому что Библия говорила об этом совсем наоборот. Мы её читали не избирательно, и если в Новом Завете - этом основном христианском документе - сказано «не отверг Бог народ Свой», то мы это так и воспринимали без всякого иносказания. Непреложность подобных утверждений порой звучала не всегда понятно, но мы это принимали буквально. К примеру, в конце своего письма галатам ап.Павел адресует Шалом христианам и… « Израилю Божьему». И если старец Симеон, восприняв на руки младенца Иисуса, сказал, что в нём он видит «светк просвещению язычников и славу народа Израиля», то мы понимали, что говорится хотя о чём-то и непонятном для нас, но о провиденциальном Свыше, - и слава Израиля послужит в будущем к возрождению всего человечества. Это возрождение посредством Израиля ап.Павел сравнивал с торжеством воскрешения из мёртвых, что  вполне согласуется со словами Иисуса: «...мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение - от евреев».
  Я, как видите, целиком ссылаюсь на христианские тексты. Так откуда же появилась идеология отвержения? Ведь, как известно, уже на Первом Вселенском Соборе было определено, что христианам из евреев запрещалось под страхом отлучения от Церкви следовать своим многовековым библейским традициям и исполнять религиозные обряды. Впрочем, памятуя, что этим Собором руководил император Константин, человек совершенно светский, которого по непонятной причине назвали впоследствии равноапостольным,  понемногу становится понятно, что отношение к Израилю определялось скорее всего на психологическом уровне, а не на апостольских наставлениях. Только этим и можно объяснить, что «Отцы Церкви» были просто инфецированы вирусом антисемитизма, который - по словам Николая Бердяева - в своём логическом развитии есть антихристианство. Тертуллиан, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Евсевий Александрийский, Святой Иероним, - все оставили последующим поколениям христиан наставления в юдофобии. Не цитирую в этом зале их антихристианские выпады по той причине, что евреи на протяжении веков достаточно уже наслышаны, а христиане при желании и сами могут всё это прочесть. Непонятно, как же эти «Отцы» читали новозаветные тексты? Во всяком случае, без сомнения следует признать, что основы т.н. «теологии отвержения» были заложены уже тогда. Потом, века спустя, восприемником святоотеческой юдофобии был Мартин Лютер, которого германские фашисты считали своим идеологом в «окончательном решении еврейского вопроса».
Итак, после конкретных судебных процессов с неонацистами начались мои собственные поиски истоков драматического иудео- христианского противостояния, завершившегося трагедией, которую мы называем Холокостом; евреи же говорят «Шоа» - глобальное бедствие, разрушение. Нельзя сказать, что поиски велись с нулевой отметки;  мне были известны  работы христианских философов, таких как Вл.Соловьёв, Вл. Марцинковский, Ник.Бердяев, о.Сергий Булгаков, - но все они сводили разрешение проблемы к тому, что всё уладится, как только евреи обратятся ко Христу. Названные лица весьма благожелательно и сочувственно относились к народу Израиля, но и они не могли в данном вопросе выйти за черту мышления ортодоксального христианства. Мне не давала покоя одна загадка: почему же самая ранняя Церковь представляла собой по преимуществу евреев, а потом произошёл странный откат?  Изучая многочисленную литературу, я с еврейской стороны слышал упрощённый ответ: те ранние христиане из иудеев представляли собой всего лишь маргинальную группу тогдашнего еврейского общества. Правда, тексты Нового Завета говорят нам, что не только «ам хаарец», т.е. простецы, но и многие священники приняли Йешуа своим Машиахом.
Никогда не знаешь, куда приведут поиски. В данной же ситуации они привели к древним мидрашам, которые содержали в себе смутные догадки о природе грядущего Машиаха. Ниже ссылаюсь на исследование Ристо Сантала - авторитетного библеиста, много лет жившего в Израиле, знатока древнееврейского языка; его книгу под названием «Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний» в Израиле издали несколько раз. Так вот, согласно древним мидрашам, Машиах должен быть национальным вождём, но он получался какой-то не совсем земной. Ему давали разные странные мистические имена: «Метатрон», «князь лика Его», « Пентуэл», «Мимра», «Гиннон», - все они говорили о неземной природе ожидаемого Машиаха. Вот лишь небольшой пример, как это обсуждалось; в Мидраш Техилиим 21, т.е. в толковании к мессианскому 21-му псалму (в синодальной Библии это 20-й псалом) говорится следующее, когда идут рассуждения о Царе-Мессии: «Кто же этот Царь? Бог коронует царя не из плоти и крови, но Святой наш - да будет Он прославлен - отдаст Свою собственную корону Мессии-царю...»; «Бог украсит неземного царя Своим венцом; Святой наш - да будет Он прославлен - возложит Свой венец на голову Мессии-царя». Не желая перегружать внимание аудитории, приведу лишь ещё одну ссылку на мидраш Танхума , где мудрецы рассуждали по поводу знаменитой 53-й главы пророка Исайи: «Это царь, Машиах, который восстанет и будет чрезвычайно возвеличен - выше, чем Авраам, величественнее, чем Моисей, выше всех ангелов». Прошу обратить внимание на то, что подобные рассуждения были всего лишь о неземной природе Машиаха, никак не претендующей на божественность. Это не входило в противоречие с монотеистическим иудейским мышлением. Подобные дискуссии и толкования относятся по преимуществу к доталмудической эпохе, и это немаловажный фактор: получается, что в древности неземной образ Машиаха обсуждать было позволительно. Этим, надо полагать, и объясняется та ситуация, когда иудеи первых столетий нашей эры, сравнивая сказанное в своих священных свитках и мидрашах с образом Йешуа, приходили к выводу, что он и есть обетованный Помазанник.
Впрочем, о странном Праведнике, имеющем одновременно человеческую и надмирную сущность, писали и в Средневековье. Я имею в виду в данном случае мистическую в иудаизме книгу «Зохар»,  и вот многозначительная выдержка из неё: «Праведник - это живая реализация объединяющей силы, которая пронзает все миры, связывает все стороны, т.к. находится в постоянном процессе восхождения к изначальным источникам бытия... И верхнее смыкается с нижним, а Божественное - с человеческим... Это мудрец великий и неприметный бедняк; его нельзя назвать ни человеком, ни ангелом, но в нём воплощена каждая из этих сущностей. Это человек, поскольку он жил на земле, а после своей смерти он ходит среди людей и беседует с праведниками этого мира. Это ангел, поскольку наделён миссией, выполняет посланнические функции и способен внезапно исчезать и появляться. Это даже в каком-то смысле проявление самой Божественности, поскольку он руководит мирами и укоренён в самых высших творческих аспектах сущего, носящих Божественное Имя. Это каждая из упомянутых сущностей, это не одна из них, это все они вместе. Это - Праведник, основа вселенной».
Не без основания полагаю, что еврейская часть находящихся в этом зале участников Конференции уже пребывает в недоумении: разве они приглашены для того, чтобы в чём-то их убеждать? Спешу заверить: вовсе нет. Всё это излагалось лишь для того, чтобы показать, куда вёл вектор поиска и где было положение максимального сближения.  С уважением и почтением вникая в еврейскую религиозную литературу, отчасти начиная понимать мышление иудаизма, я обратил внимание, что и Новый Завет стал прочитываться по-другому. Это было ново, но не странно: в самом деле, ведь новозаветный текст был написан, с весьма малым исключением, евреями. Мы об этом всегда хорошо знали, но это знание нас ни к чему не обязывало. Надо было заставить себя прочесть тексты Нового Завета так, как если бы их никогда не читал. Ещё не известно было, что получится из этого эксперимента; он оказался не таким уж и лёгким, как кажется на первый взгляд. Здесь проблема в психологии: памятуя, как конкретный текст понимается в традиционном христианском мышлении, и уже привыкнув к этому пониманию, теперь нужно было воспринимать так, как написано, а не как принято считать. Проблема эта сложная и рискованная для правоверного восприятия. Впрочем, не лучше ли проиллюстрировать для наглядности? - позволю себе весьма и весьма выборочно.
«Что ты называешь меня благим?- говорит Иисус - никто не благ, как только один Бог...» (Матф.19:17). «...да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса...» (Иоанн.17:3).
Конечно, знающие хорошо евангельский текст здесь же могут возразить, припомнив такие места, вроде «Я и Отец - одно», «Видевший меня видел Отца» и что-то в этом роде. Однако, подобные слова Иисуса не являются прямым утверждением им самим, что он есть воплотившийся Бог. Он нигде этого не говорил. Примечательно, что после своих слов «Я и Отец- одно», Иисус поясняет приступившим в нему с обвинениями в кощунстве, приведя слова из Псалмов «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы». Иисус говорит: «Если тех, к кому Бог обратил Своё слово, Он называет богами, как вы можете мне заявлять: «Ты кощунствуешь», когда я говорю: «Я - сын Бога». То есть, как видим, Иисус не называл себя Богом. «Ну как же, - возразят оппоненты, - а совершенно конкретный ответ Иисуса на конкретный же вопрос, заданный ему? Не он ли сказал о себе, что он «от начала Сущий»? (Иоанн.8:25). Но уточнённый научный перевод, сделанный Российским Библейским Обществом (Новый Завет в переводе с древнегреческого, Москва, 2008) даёт иное прочтение: «Так кто же ты?- спросили они его. «Тот, кем я себя называл с самого начала»,- ответил Иисус». Называл же он себя, судя по этой же главе, посланным свыше, что совсем не претендует на божественность.
Христианские богословы в таких двусмысленных случаях объясняют, что Иисус в своей земной жизни всячески скрывал своё божественное происхождение, - хотя никто из них так и не дал внятного объяснения, зачем ему это было бы нужно. Но вот Иисус закончил свою земную жизнь, и кем же он, согласно новозаветным документам, является в своём послеземном бытии? Читаем «Откровение Иоанна Богослова», - так названа заключительная часть Нового Завета, хотя по сути это откровение Иисуса, переданное  Иоанну:
«Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог...» (1:1).
Иисус, вознесшийся в горние миры, совсем не стал там второй ипостасью Бога, как это обычно исповедуется христианами. Он продолжает нести служебную функцию перед Богом, - по данному тексту, Иисус передаёт «откровение», полученное им самим от Бога. Несколько ниже мы слышим из уст Иисуса в том же «Откровении»:
«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего... и напишу на нём имя Бога моего...» (3:12).
Сказанные здесь слова недвусмысленно говорят, что Иисус хотя и особая личность, но над ним, как и над всем существующим миром, стоит Бог.
Может быть, ап. Иоанн, автор книги «Откровение», в глубокой своей старости утратил духовное зрение? А как понимали другие апостолы Иисуса после его земной жизни? Вот ап. Пётр призывает к достойной жизни христиан,
«...чтобы во всём прославлялся Бог через Иисуса...» (1Петр.4:11), - то есть Шимон как истинный еврей понимает, что слава подобает только одному Богу, и Иисус несёт здесь лишь служебную функцию.
Ему вторит другой апостол, Иуда (не Искариот):
«Единому премудрому Богу. Спасителю нашему, через Иисуса Христа...слава и величие...» (1:25),- и здесь мы слышим исповедание строгого монотеизма.
Вот пишет Павел, апостол язычников:
«Один Бог, один и посредник между Богом и человечеством - Иисус Христос» (1 Тим.2:5).
Христиане хорошо помнят цитату из следующей главы данного послания:
«...Бог явился во плоти...». Но мы пользовались многие годы неточным переводом, который на самом деле звучит по-другому (это уточнило Российское Библейское Общество в своём официальном издании Нового Завета, ранее упомянутом):
«...это тот, кого Бог явил в человеческом теле...» (3:16). Разница, как видим, весьма существенная.
«...вы же - Христовы, а Христос - Божий...» (1 Кор.3:23).
«...Христу глава - Бог...» (1 Кор.11:3).
«Он (Иисус) теперь жив - и живёт для Бога» (Рим.6:10).
Ещё одно весьма знаменательное место из этого же послания я прочитаю на современном русском языке, потому что традиционный синодальный перевод страдает стилистическим архаизмом, - хотя смысл остаётся одинаковым; Павел, рассуждая об эсхатологической перспективе, говорит об Иисусе:
«Когда же всё будет покорено сыну, тогда он подчинит себя Богу,..так что Бог станет всё во всём» (1 Кор.15:28).
Конечно, всё не так легко и просто. Вспомнят, разумеется, из этого же послания Римлянам 9:5: «...от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки». Но вот в упоминаемом выше изданном Российским Библейским Обществом Новом Завете для данного текста делается ссылка, в силу чего есть иное прочтение: «...и среди них родился Христос, который превыше всех. Да будет благословен вовекиБог!». Это совсем не «натяжки», всё это давно уже обсуждается.
Понимая, что данная Конференция не является богословской, я сознательно в большой степени сократил  количество схожих  мест из Нового Завета, понимая, что кого-то из присутствующих  в этом зале длинный перечень цитат может просто утомить, - и процитировал лишь малую часть. Подобных же мест в новозаветном тексте намного больше, не считая ещё большего числа повторов. Какой вывод напрашивается сам собой, если мы читали и слышали так, как написано? Если быть честными, то сказать придётся только одно: ранние христиане Иисуса Богом не считали. Если же распят был не Бог, то нет и народа-богоубийцы, не говоря уж о том, что случайная уличная толпа, сбитая с толку саддукеями, вовсе не представляла собой весь народ. Это понимал сам Иисус, когда молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».
Нельзя не учитывать то, что в данном весьма важном для христианства вопросе неизбежно будет стоять мощный психологический барьер. Как же так: две тысячи лет прошло, а мы должны пересматривать то, что с таким трудом было сформулировано в догматах? Неизбежны аргументы, вроде таких, что вот в том же Новом Завете Иисуса часто называют Господом. Например, в «Деяниях» читаем: «Бог сделал Господом и Христом этого Иисуса...»; или в «Ефесянам» : «...чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа...дал нам Духа премудрости...»; или в 1 Кор.: «Бог воскресил Господа...». Но, как видим, и здесь Бог - это Бог, а «Господь» здесь понимается как лицо, подчинённое Единому Богу. Это не есть моя вольная трактовка; достаточно непредвзято вчитаться в тот или другой контекст. Важно иметь в виду то, что часто одно и то же слово имеет разные смыслы в зависимости от контекста. К примеру, слово «папа» в одном случае может пониматься, как «родной отец», в другом же случае это Римский понтифик. Апостолы понимали Иисуса, воскресшего и вознесшегося на небеса, как Правителя, поэтому и называли его Господом, но в общем контексте для апостолов и авторов книг Нового Завета он вовсе не был Богом. Разве не говорил в своё время Павел совершенно недвусмысленно, что настанет некое время, когда Иисус Господь, т.е. Господин, которому до времени всё покорено властью от Бога, сам «покорится Покорившему всё ему, - да будет Бог всё во всём» (1Кор. 15:28).
«Ну а как же, - возразят оппоненты,- еврейские пророчества о Мессии, указывающие на его божественность?». Однако мы знаем, что и в этом вопросе дело обстоит далеко не так, как принято считать. Примечательно, что ещё в первой половине позапрошлого века в Духовных Академиях русской православной Церкви едва не произошёл скандал с переводом книг Ветхого Завета, который обнаружил много такого, что никак не сходилось с догматами Церкви. Под угрозой отлучения авторы перевода отказались от выявившихся противоречий между древними текстами  и традиционным синодальным переводом.
Назовём два-три места из ТаНаХа,  которые у христиан являются наиболее сильными аргументами в пользу «божественного»  статуса Мессии. Вот мессианский Псалом 44-й (в еврейской нумерации -45-й): «...Престол Твой, Боже, вовек.., помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости...» - это традиционный синодальный перевод, якобы подтверждающий божественность Мессии. А вот как гласит этот мессианский текст в переводе еврейском:«...Престол твой - от Всесильного, вовек... поэтому помазал тебя Всесильный Бог твой елеем радости...». Акценты, как видим, расставлены иначе.
Ещё один мессианский Псалом, 109-й (в Теилим 110-й); читаем синодальный перевод: «Сказал Господь Господумоему: сядь по правую руку от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». В еврейском же переводе звучит по-другому: «Сказал Господь господину моему...». Кстати, и в этом упоминании Псалма Рос.Библ.0бщество  согласно с еврейским оригиналом.
Сильным местом в пользу догмата о Боге-Сыне Церковь доныне считает пророчество Исайи в гл.9-й; вот оно:«Младенец родился нам: Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Богкрепкий. Отец вечности. Князь мира» (ст.6-й, в ТаНаХе 5-й). Мы прочитали по синодальному переводу; а теперь прочтём перевод еврейский: «...и нарёк Всевышний, Чудесный, Советник, Богатырь Всемогущий, Отец вечности емуимя: Князь мира». То есть, «Князем мира» Мессию назвал Всевышний, Отец вечности. Даже если присвоить все упомянутые имена Мессии, то это вовсе не означает, что он сам и есть «Отец вечности» и «Всевышний». В еврейском народе есть множество личных имён, которые означают собой свойства Всевышнего. Назовём лишь несколько:
Гедалья («Велик Всевышний»), Ишаягу («Бог-спасение»), Шмуэль («Имя его-Бог»), Эльазар («Всевышний помог»), - и никто не считает из-за этого, что, к примеру, Шмуэль (Самуил) - это и есть сам Бог.
Я полагаю, что вольности в переводах, сделанные под сложившиеся догматы Церкви, были возможны тогда, когда долгие века евреи находились, можно сказать, повсеместно в дискриминационном положении, и с ними можно было не считаться. За эти многие столетия неоспоримость христианских переводов была освящена папами, патриархами, синодами, - и лишь сравнительно недавно стали делаться уточнения в пользу первоисточников. С возвращением евреям политических и социальных прав  стали возможны консультации с нашими братьями-евреями, с теми, кто хорошо знают древнееврейский язык; есть и священные тексты ТаНаХа, изданные параллельно с переводами на русский язык. Сложность же существует по преимуществу в боязни посмотреть правде в глаза и честно признать, что т.н. «теология отвержения», «теология замещения» укоренилась в сознании христиан только благодаря неверному или избирательному прочтению Св.Писания да чрезмерному доверию «отцам Церкви», которые по преимуществу своему страдали пороком юдофобии.
Неизбежен и закономерен вопрос, который, как представляется, уже висит в воздухе: если Иисус - не Бог, то что же остаётся от христианства  без этого основополагающего для него  догмата? Скажем сразу: христианство по своему существу ничего не лишается; оно, слава Богу, основывается не на догматах, а на более прочном краеугольном камне. Христиане об этом знают. Остаётся та же Вера в Единого Творца-Вседержителя. Остаётся та же Вера в спасительную благодать, явленную нам Свыше посредством Иисуса. Если еврейские пророчества не говорили о нём, как о Боге (чего  в принципе  не могло быть в иудаизме), то этого не было и в представлениях ранней Церкви, мыслящей в духе пророков. Почему же мы, христиане, обязаны трепетно оберегать эту «берлинскую стену», искусственно возведённую и разделившую нас с иудаизмом? Ведь ветви, сколь бы они ни были сильными, всё равно держатся соками корней, - так и предостерегал нас апостол Павел.
Если христианский мир представить как некую закрытую систему, то внутри неё не было бы смысла обсуждать эту рискованную тему. Рискованную тем более, что всегда найдутся спекулятивные силы, которые воспользуются этим в своих корыстных целях. Но если мы всерьёз обсуждаем уроки Холокоста, то должны помнить, что российское общество в настоящее время представляет собой подходящую почву для активных проявлений антисемитизма. Неуклонное снижение уровня жизни населения вплоть до нищеты за пределами двух столиц является тем условием, когда старый испытанный клич - «они нашего бога убили» - сработает безотказно. Поэтому-то мной и предлагается прочитать по-новому новозаветный текст, чтобы строить взаимоотношения с еврейским миром, признавая свои роковые теологические ошибки, - иначе мы прямо или косвенно будем соавторами тезиса о «народе-богоубийце».
Совершенно очевидно, что данный доклад обращён в основном к христианской стороне. Здесь находятся те, кто настроен в пользу иудео-христианского диалога и осознаёт вину и долг за долгие времена христианского антисемитизма. Как не вспомнить слова из т.н. «Акта раскаяния», подготовленного Папой Иоанном 23-м на Втором Ватиканском Соборе для прочтения по всем приходам?
«Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали внём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш братАвельлежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости насза то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили».
И Декларация этого Собора «Наше время» совершенно определённо гласит:
«...крестные муки Спасителя не могут быть поводом для обвинения всем евреям,- ни живущим тогда, ни живущим сейчас».
Это понимание закреплено и в недавно изданной книге Папы Бенедикта 16-го под названием «Иисус из Назарета». Приходится только сожалеть, что в России до сих пор не сделано по этому мучительно-больному вопросу какого-либо внятного и здравого официального церковного определения. На Страстную седмицу перед Пасхой до сих пор прихожане могут слышать за литургией неподобающие христианскому духу слова в адрес еврейского народа, что никак не способствует взаимопониманию. Как не повторить только что процитированное из «Акта раскаяния»: «Клеймо Каина стоит на наших лбах..,  мы второй раз распяли Тебя в их лице...». Жгучие, но до глубины души правдивые слова признания.
Что же скажем, подводя итог вышеизложенному? И Синагога, и Церковь живут в напряжённом ожидании одного и того же судьбоносного явления. Позади - сложная и трагичная история взаимоотношений. Прошлого забыть невозможно, но жить одним прошлым нельзя. Совершенно очевидно, что основная доля ответственности за это прошлое лежит на христианах. Когда две стороны затяжного спора хотят всё-таки понять друг друга, они неизбежно обсуждают те исходные позиции, с которых началось противостояние. Основополагающей причиной продолжающегося размежевания является понимание христианами Иисуса как второй ипостаси Бога. Данный доклад предполагает коррекцию этого понимания. Тексты Нового Завета не говорят об Иисусе как о Боге. Таким образом, совершенно неправомочно понятие о т.н.«богоубийстве», как и о «народе - богоубийце». Христианам должно помнить свою вину за этот кровавый навет и быть более открытыми еврейскому миру, исключая миссионерство. Синайский Завет для Израиля остаётся в силе, - так мы читаем у апостола: «Не отверг Бог народ Свой, который Он избрал с самого начала». В том была непостижимая Божественная провиденциальность, что через еврейский народ в лице Иисуса языческому миру была дана возможность обрести свой Завет перед Небесным Отцом. Целесообразно говорить о теологии, которую можно условно назвать «теологией дополнительности». В заключение напомним слова из «Откровения»: «И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!». Как видим, ранняя Церковь мыслила образами некоей симфонии, где дети обоих Заветов - Завета Моше и Завета Йешуа - в дополнение друг друга устремляются ко Всевышнему.

* Доклад, сделанный на научно-практической конференции «Развитие толерантности российского общества.Иудео-христианский диалог и сохранение памяти жертв Холокоста», состоявшейся в Санкт-Петербурге 27-28 апреля 2011 года

ЭТО ЧУДО!


Какой сценарий, какая точная режиссура, какие гениальные актеры! Вы этот фильм видели, конечно, но он такого качества, что возвращаться к нему можно, как к любимой книге. Съёмки 1944 года. Идет война, страшная война, но совсем рядом смешной и трагичный мир, мир обычный, давно ушедшего времени, где была пошлость, глупость, жадность, гордыня, но не было всего этого кровавого ужаса, сломавшего хребет прежней, безмятежной жизни людей. Я пересматриваю этот фильм еще и затем, чтобы не забывать, что когда-то существовало кино исключительных качеств, а не тот ужас и навсегда, заполнивший большие и малые экраны сегодня.

http://kinofilms.tv/film/svadba1944/25908/
 Ссылку нужно выделить и "перейти по адресу..."

ЕВРЕЙ ИЗ ГИТЛЕРЮГЕНД

Соломон Перель со своей книгойСоломон Перель со своей книгой
ВГермании вышло второе издание книги бывшего члена гитлерюгенда Соломона Переля. Автор скандальной книги дал интервью РС. 

...Когда гитлеровец с автоматом громко спросил мальчика: "Юде?", тот вдруг, неожиданно даже для себя, ответил: "Нет, я немец". Так Соломон Перель, подросток из ортодоксальной еврейской семьи, спас себе осенью сорок первого года жизнь и вскоре попал в школу гитлерюгенда. Там он провел почти четыре года, воевал на стороне гитлеровцев в вермахте, был в плену, а в сорок восьмом эмигрировал в Израиль. Об этой истории Соломон Перель и написал автобиографическую книгу.

- Господин Перель, ваша известность сомнительного характера. Одни называют вас героем, другие - предателем. Вы сами себя кем считаете?

- Я не выбирал этот путь. Судьба подсунула мне шанс выжить, и мне было ясно: если я хочу выжить – а я хотел – то надо идти этим путем. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Тогда расскажите, как все началось. Как могло случиться так, что сын раввина стал ярым членом гитлерюгенда?

- Ох, это длинная история. Давайте лучше я расскажу хронологически. В конце 1936 года, после того как Гитлер пришел к власти, мы бежали из Германии в Польшу, в город Лодзь. Не успели мы выучить польский и начать новую жизнь, как 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Всех евреев начали сгонять в гетто. Мне было четырнадцать, и мои родители решили, что я и мой старший брат Исаак не должны идти в гетто, они предложили нам бежать в восточную Польшу, куда вступила Красная Армия. Как раз был подписан пакт Молотова-Риббентропа, а точнее Гитлера-Сталина.

- Родители понимали, что, вероятно, никогда больше не увидят своих детей?

- Наверное. Прощание было душераздирающим. В восточной Польше меня, как несовершеннолетнего беженца, советская комендатура определила в детский дом города Гродно, и там я провел два года. Моему брату было тридцать, и он поехал дальше в направлении Вильно – там он женился и осел. Позже он попал в гетто Вильнюса, потом его отправили в Дахау, а его жену - в концлагерь Штутов. В детдоме я изучал социализм, стал вдохновленным комсомольцем. Мне тогда и в голову не приходило, с какой другой идеологией мне придется столкнуться в самое ближайшее время. 22 июня 41 года Германия напала на Советский Союз. Все еврейские дети должны были опять немедленно бежать. Теперь -  в направлении Минска. Это был ад на земле – Красная армия бежала вместе с нами. Неподалеку от Минска немцы нас нагнали и окружили.

- Я так понимаю, что в это время вы были активистом-комсомольцем и понимали, что вас ждет в плену? Или вы уже тогда знали, какой выберете путь для своего спасения?

- Всех пленных построили в ряд для допроса, но ведь евреев в плен не брали. Евреев и комиссаров. Когда дошла моя очередь, немец спросил: "Ты еврей?". Я знал, что если скажу правду, то буду через несколько минут мертв. Тогда я просто сказал: "Нет, я не еврей, я – фольксдойче". И произошло чудо – он поверил мне. Меня отправили в расположение немецкой части. Там я работал для вермахта как переводчик .

- Господин Перель, эта история не совсем правдоподобна. Ведь все знают, что гитлеровцы заставляли мужчин снимать штаны. Если обрезан – значит еврей. Вам не пришлось, извините за вопрос, расстегивать свои брюки? 
- Так было и в моем случае. Всех спрашивали про еврейство. Почти все отрицали то, что они евреи, хотя их внешний вид говорил о другом. Тогда их заставляли снимать штаны. На мое счастье, вероятно потому, что я говорил превосходно по-немецки, меня не заставили пройти эту унизительную процедуру. После войны я встречался с тем солдатом, который поверил мне, что я не еврей. Он живет сейчас под Любеком. Я спросил его, почему он не потребовал, чтобы я снял брюки? Он сказал, что помнит тот момент. "Что-то заставило меня поверить тому подростку", - рассказал он мне при нашей встрече. Что это было? Можно спорить до сего дня – голос бога, судьбы, везения?

- А документов у вас не потребовали? Везде ведь стояла национальность.

- Когда я стоял в очереди на допрос, то бросил документы и втоптал их каблуком глубоко в землю.

- И что было дальше? Вам поверили, но вы ведь придумали себе немецкое имя и фамилию?

- Когда меня спросили, как меня зовут, я понял, что если скажу правду, что меня зовут Шломо – это будет самоубийство. Я назвался Йозефом. И вместо фамилии Перель – Периэль. Я и не подозревал, что эта маленькая ложь приведет меня через пару месяцев в гитлерюгенд. Такое может придумать только сама судьба.

- Вы попали в школу гитлерюгенда под Брауншвейгом. Вокруг арийские голубоглазые "бестии" - и маленький чернявый подросток. Неужели никто не догадался?

- Никто ничего не подозревал. Когда я бываю в Германии, я встречаюсь часто с моими одноклассниками из школы гитлерюгенда – никто ничего не знал. То, что меня пугало до смерти, – так это ежедневные уроки по расовой теории. Речь все время шла о евреях. Например, о том, как выглядят евреи, какие признаки отличают евреев. Разумеется, мне было страшно. Но вырабатываются какие-то защитные механизмы. На уровне инстинкта. Инстинкт самосохранения говорил мне, что я должен делать. Так мне удалось почти три с половиной года играть в школе гитлерюгенда свою роль.

- Вы рассказывали мне о вашей подружке, которая была настоящей национал-социалистской. А ее мать подозревала, что вы еврей?
- Да, она однажды спросила меня об этом. До сих пор не понимаю, почему мои защитные механизмы в этом случае отказали и я признался, что еврей. В ответ она меня предупредила об опасности общения со своей дочерью. Я ни в коем случае не должен был ей ничего говорить о моей национальности – она была настоящей наци.

- Вы рассказывали, как прятались от своих товарищей во время купания в душе. Неужели за все эти годы никто не заметил, что вы обрезаны?

- Когда я был в вермахте, один офицер гомосексуальной ориентации начал ко мне приставать. Это происходило в душе, и во время борьбы он внезапно увидел, что я обрезан. Странно, но впоследствии он стал моим близким товарищем. Он никогда больше ко мне не приставал и не выдал меня. Он погиб под Ленинградом.

- Давайте вернемся в школу гитлерюгенда. Чем вы там занимались?

- Школа была размещена в казармах в Нижней Саксонии. Утром, до занятий военным делом, мы выбегали под звук горна на плац, потом - подьем флага. Затем завтрак, и все расходились по классам. После обеда мы занимались спортом. Нас кормили обыкновенной пищей. В Германии были проблемы с продуктами, но нас кормили хорошо – эрзац-масло, эрзац-мед, маргарин, кофе. Обычно давали брюквенный суп и немного мяса, но можно было пойти в открытый ресторан и купить себе картофельное пюре и овощи. У нас был еще собственный огород с овощами.

- Можно ли считать, что в определенной степени вам это все даже нравилось? 

- Да. У нас была парадная форма – красивая. Зимой черная, летом - коричневая, со свастикой, кожаными ремнями и кортиком. Называлась форма "кровь и честь".

- ...и кричали "Зиг хайль"?

- Постоянно. Я даже пел вместе со всеми ужасные песни. Например, мы пели: "Если еврейская кровь с ножа течет привычно, значит у нас у всех все идет отлично". Я и сегодня спрашиваю себя, как я мог?

- Правда, как вы могли?

- Это известная штука, когда жертва в течение многих лет находится вместе со своими мучителями и каждый день ест с ними из одной тарелки... Этот путь прошел и я. В течение дня я был идейным гитлерюнге, забыв, кто я на самом деле. Ночью приходили мысли о гетто, в котором мучаются мои родители. Так я и жил в этих двух мирах. Потом все само по себе стало рутиной, так что мне удалось при этом не заболеть шизофренией. Мне говорят – бог хотел, чтобы ты выжил. Почему я, а не остальные шесть миллионов ?

- Как закончились приключения гитлерюнге Соломона?

- В конце войны меня призвали служить в фольксштурм, носить фаустпатрон. Я почти сразу попал в плен к американцам, но и там я не стал признаваться, что я еврей. Представьте себе эту сюрреалистическую картину: еврейский парень в униформе солдата вермахта в плену у американцев. Но гитлерюгенд не была признана преступной организацией, и меня выпустили на свободу. Позже мне удалось найти в Дахау моего старшего брата – он пережил концлагерь. Я немедленно все рассказал брату. Он сказал: "Салли, мне все равно, как ты выжил, главное, что ты жив". А в 1948 году я эмигрировал в Израиль.

- Думается, что в Израиле вам было нелегко. Предателем называли?


- Немногие. Кто-то сказал мне, что на моем месте он бы покончил жизнь самоубийством, но не носил бы свастику. Я ответил ему: "Ты сидишь напротив меня в удобном кресле, и сегодня тебе легко представить себя героем. Мне было шестнадцать – в этом возрасте добровольно не выбирают смерть, а делают все, чтобы выжить. И почему вообще я должен был покончить жизнь самоубийством? Тогда счет был бы не шесть миллионов, а шесть миллионов плюс один".

СТУКАЧ быль


 Больниц в моей жизни было предостаточно. В России и в Израиле. Проклятый опыт имеется, но и случаев, достаточно любопытных, было не мало. Лежал однажды в одной, московской клинике. Народ в палате, на 18 душ болящих, собрался замечательный, крайне удачный. Человек пять халатников травили анекдоты постоянно. Смех до колик, тут же и стоны от боли, были постоянным, звуковым фоном. Говорили, что. в результате, и палата наша считалась рекордсменом по выздоравливающим. Так вот, лечился в нашей обители мрачный тип... Как ни странно, запомнил его фамилию - Хмельницкий. Мне как-то сосед сказал, что этот Хмельницкий, наверно, писатель, потому как по ночам заносит он что-то в толстую, общую тетрадь. Болел он, судя по всему, серьезно. Врачи подолгу стояли у его койки. Хмельницкий анекдоты никогда не рассказывал, и в общей ржачке участие не принимал.
 И вот однажды стало ему плохо. Увезли болящего на коляске, и вскоре пришла наша палатная сестра прибирать койку Хмельницкого. Спросили. что там с ним?
 - Помер, - вздохнула сестра, доставая из-под подушки толстую, общую тетрадь, раскрыла, что-то прочла, вздохнула... Повертела тетрадь в руках, будто не знала, что с ней делать дальше. Потом решилась и отдала тетрадочку главному юмористу в нашей палате. Юморист тоже вник в текст , а потом стремительно выскочил из палаты. Долго он не возвращался по месту исцеления.
 Со временем выяснилось, что на первой страничке значилось крупно: В КГБ СССР, а дальше - с точностью и аккуратностью бухгалтера - дата, фамилия, рассказавшего антисоветский, или просто подозрительный, анекдот с кратким изложением. Наш главный юморист долго, в закрытой кабинке сортира, рвал ту тетрадку и топил доносы в унитазе.
 Я тогда подумал о тщете жизни. Вот человеку до смерти дни оставались, а он доносил, подличал, стучал до последнего часа. Год тогда был не особо страшный, со времен зверств Сталина прошло лет 20, а этот Хмельницкий, даже помирая, хотел навлечь беду на других. А потом я подумал, что, может, потому он и помер, а мы, люди веселые, еще поживем в свое удовольствие. Не знаю, как все остальные соседи по палате, а я точно пожил.

ПРОЦЕНТЫ МАШИ КАЦ

 В пятницу,11 декабря, по первому каналу телевидения Р.Ф.. в конкурсе "Голос", Мария Кац спела на идиш известную песню "Аидише-мама". Следом за ней пел иеромонах Фотий. Хорошо пела Маша и Фотий пел никак не хуже. Потом было голосование зрителей. Маша получила 5% голосов зрителей, Фотий - 80, остальное досталось первому певцу - Мише. Кац ничуть не расстроилась. Она, судя по всему, была готова к результату. Умница - Маша. И я подумал, неужели  политики, журналисты, политологи - евреи в России - не знают рейтинг своей поддержки в народе, на благо которого они. как им кажется, работают. Да "пойте" вы лучше Карузо и Шаляпина, а больше 5% голосов не получите никогда.

ВИРУС СМЕРТИ


 Вирус смерти...
BY PRESSFOT · ДЕКАБРЬ 4, 2015
http://pressafoto.ru/wp-content/uploads/2015/12/kgh969.jpg
Мерзкая больная проклятая религияВирус смерти.Вот эти двое мусульманСаед Фарук и Ташфин Маликмуж и женапрекрасно живших в Калифорниипосле посещения Саудовской Аравии в прошлом году сошли с умарадикализировалисьвернулисьподготовилисьзабеременели,родилиа вчера расстреляли толпу работников местного административного центраубив 14 человек и ранив 17, после чего были найденыокружены и расстреляны полицией.В их доме было найдены: 6-месячная дочкамамаша одного из них и оружейный арсеналвключая 12 самодельных бомб и патроновкоторых бы хватило на убийство населения небольшого городка.Опять и опять я повторяюнет такой вещикак мирный исламКак смертельная инфекционная болезньон может находиться в инкубационном состоянии как угодно долго в организме мусульманинано достаточно малейшего триггераи эти люди превращаются в безумных убийцнесовместимых с человеческим существованиемматеринствомсмыслом и инстинктами самосохранения. 
Немного фактов о супружеской мусульманской парерасстрелявшей группу людей в калифорнийском административном центре.За государственную службу американское правительство платило мужу 70,000 в год и предоставляло полные элитные бинефитыкоторым пользуются государственные служащиевключая полное здравоохранение и хорошую пенсию.Они жили в хорошем доме в одном из самых дорогих штатов страны.Ему позволялось покидать работу несколько раз в день для совершения молитв.Ему позволялось уезжать раз в год на месяц в Саудовскую Аравию с полной оплатой.Когда его жена была беременнаего сослуживцы устроили бэби-шауэр традиционное празднование приближающихся родовкогда будущих родителей заваливают практическими подаркамиоблегчающими первые месяцы ухода за новорождённымИменно многих из этих сотрудников он и убилОн убил бы много больше людейесли бомбукоторую они с женой принеслине заклинило.Даэти люди шикарно жили даже по американским стандартамНо они были мусульмането есть люди с разрушенными мозгами и отравленым ненавистью сердцемЗомбиКаждый мусульманин  это зомбикоторый может  функционировать как простой человекпока не услышит сигнал-активизатор,который включает в нём слепого убийцу и выключает сознаниечестьсовесть,инстинктыразум.
Marta March
А.К. Хотелось бы верить, что это не так. Может вирус опять заснет, как спал века. Или зло начнет пожирать само себя, как уже было в истории землян. Иначе, смерть человеческой цивилизации на нашей планете.
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..