Аркадий Красильщиков | Опасность миражей
Любая идея, достигнув фанатичных степеней, становится миражом.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Так было: брел по нашей улице белобородый старик с палкой. Судя по всему, он никуда не торопился. Видимо знал, что не может опоздать. Старика бегом обогнал юноша, вскочил в автобус, и растворился в салоне, будто его и не было.
А старик все шел и шел невозмутимо, медленно, но уверенно переставляя ноги. Он не мог исчезнуть. Как и не могла исчезнуть его цель.
В то утро и придумал эту нехитрую притчу о мираже.
– Вода! – закричал он и изо всех сил бросился к пальмам за барханами.
– Стой! – крикнул старик. – Не беги! Нельзя верить первому взгляду!
Но юноша только отмахнулся. Он мчался вперед, не разбирая дороги, до тех пор, пока не свалился на песок. Тогда он поднял голову – и ничего, кроме жаркого марева, не увидел перед собой.
Тогда юноша отказался от света, закрыл глаза и спрятал голову в песок.
– Это был мираж, – сказал старик. – Ты отдохни, а потом мы пойдем дальше.
Но юноша «сломался» на мираже. Он больше не верил, что цель впереди, и они смогут дойти туда, где ждал их отдых и вода.
Старик отдал спутнику последний глоток из фляги, но и это не помогло. Юноша отказался идти дальше. Он проклял пустыню, весь этот мир, раскаленный безжалостным солнцем. Он сказал старику, что больше нет на свете оазисов. И двигаться дальше не имеет смысла.
Все попытки старика поднять молодого на ноги ничем не кончились. Ночь они привели на горячем песке и в холодном воздухе, а наутро юноша перестал дышать.
Старик похоронил его и отправился дальше. Путь старика был недолог. Вскоре он увидел перед собой настоящий оазис: группу пальм и источник воды.
Он сам себя заставлял не торопиться, когда шел оазису. Он тратил свои силы бережно, по крупице. Он рассчитывал каждый шаг, и выжил, вопреки всему.
– Юность нетерпелива, – думал он. – Ей так хочется принимать желаемое за действительное. Она верит миражам и не любит терпеливо ждать того, что прячется за горизонтом.
Есть еще один финал этой притчи, более реальный, что ли. Надорвавшийся на мираже, остается в живых, но начинает ненавидеть мир, его обманувший. Он не может простить жестокой, человеческой природе несовершенство своего зрения или психики.
Он начинает мстить миру этому за недостижимость миража, даже тогда, когда выходит к оазису.
Случается подобное сплошь и рядом.
Сионизм для многих оказался миражом. Человеку свойственно идеализировать и себя и свою мечту. Он бежит к мнимой цели из последних сил, а, надорвавшись, увидев совсем не то, что он ожидал увидеть, перерождается, начинает презирать и ненавидеть свою собственную цель.
Святой легко превращается в черта. Честный и чистый некогда человек продает душу дьяволу. Не получив за свои идеалы, самоотверженность и даже подвиг, материальную компенсацию, он готов продать не только эти идеалы, но и мать родную.
Среди большевиков тоже было достаточное количество людей светлых, бегущих за миражом. Как эти люди мстили миру за ложность своей же, собственной мечты, общеизвестно.
К великому сожалению и сионизм для многих борцов за его победу оказался иллюзией. И борцы эти превратились в предателей своих же идеалов.
Я думаю, что причина резкого «полевения» нашего общества в начале девяностых годов именно в этом. Толпы безумцев стояли на Площади царей и пели гимн миру, в то время как враг Израиля вооружался и готовил кадры в школах самоубийц.
50 лет непрерывных войн, неизбывная ненависть соседей, межобщинная рознь, нищета одних и фантастические богатство других – все это привело к разочарованию тех, кто не шел к подлинному оазису, а бежал за миражом.
Борцы за социалистические идеалы сионизма превратились в смертных врагов самой возможности победы идеи Герцля.
Мечта о каком-то новом, израильском народе, о его нежной любви с арабами, о строительстве особой израильской культуры – все это оказалось блефом самих же конструкторов этого блефа.
И тогда конструкторы стали мстить стране и людям за свои собственные заблуждения и ошибки.
Это они внедряли в массовое сознание страны и мира, что сионизм умер, что в очередной раз «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». И теперь этот, не оправдавший надежды мир, можно отдать или продать по дешевке.
Мало того, прежние сионисты – идеалисты вдруг уверовали в очередной миф либерализма, придуманный Западом, и вновь бросились бежать за мнимым глотком воды на горизонте.
Опасный народ идеалисты, крайне опасный. В случае Еврейского государства не способны они примериться с тем, что впереди все та же, тяжкая дорога, и предстоит бороться за выживание, пока жив народ Торы. И другого пути не будет.
Написано в Пасхальной Агаде, что в каждом поколении будут рождаться те, кто захочет нас уничтожить. Это реальность. Все остальное – мираж.
Не могут бывшие сионисты примериться с невозможностью веры в нового идола. Не могут простить Израилю, что никак он не хочет превратиться в один, огромный супермаркет, где хором поется одна скучная «молитва»: деньги – товар – деньги – товар – деньги….
Высокое с низким соседствует в жизни человека. Но закон миража не оставляет человека не при каких обстоятельствах. Кому-то не до идей национального возрождения. Для него пресловутая рубашка не только ближе к телу, но и срослась с душой.
Теперь вновь вернемся в пустыню. Но не причта очередная последует, а документальная зарисовка.
В Синае привезли нас, группу журналистов, к настоящему оазису в пустыне. Издалека выглядел он прекрасно: дюжина высоченных, величественных пальм, зелень кустов у их подножья, чудный отблеск воды, накопленной в каменной ванне.
Но вот и сам оазис в окружении глинобитных хижин без окон и дверей.
Нам разрешили исследовать пространство. Лучше бы нам запретили это делать.
Откуда не возьмись, появились старухи – бедуинки, похожие на высохшие кактусы, и разложили на камнях свой товар: стандартный набор халтурных украшений, производство которых развернуто то ли в Иерусалиме, то ли на Малой Арнаутской в Одессе.
И все очарование оазиса, этого чуда, пропало: пальмы стали казаться пыльными и бутафорскими, а вода – мерзкой.
Выходит, полдела не попасться на мираже и достичь настоящего оазиса, нужно еще не опоганить его, не испортить своим присутствием.
Не смогли бедуины Синая совладать с небольшим оазисом. Попробуй за полвека справиться с целым государством: не извериться в нем, не устать, а продолжать творить то благое дело, которое начал.
Понимаю, что без высокого идеала нельзя было поднять на подвиги, битвы и лишения первопроходцев Еврейского государства. Но ничего не поделаешь, идеал этот оказался обычной дракой за клочок земли. Пусть земли, принадлежащей народу еврейскому по праву истории и по праву силы, но обычной земли, а не райских кущ, где по мановению волшебной палочки появится утопический Город солнца, заселенный каким-то замечательным, не существующим народом.
Мне кажется, что сейчас приходится платить тяжкую дань за вынужденную ложь пионеров сионизма. Отцы посадили виноград, от которого на губах детей оскомина. Но все проходит. Даст Бог, пройдёт и это.
Социалисты – утописты надорвались в тщетной попытке настигнуть мираж. Они устали, они готовы капитулировать перед врагом. Они в панике. Достаточно познакомиться со статьями в прессе на иврите, чтобы увидеть несчастного, который надорвался в беге за миражом. Но на этих беднягах, к счастью, еврейский народ не кончается, да и не кончался никогда.
Ранним утром встречаю белобородого старика, не верящего в миражи, и знающего твердо, что где-то там, впереди, настоящий оазис и глоток чистой воды.
Старик не знает, каким долгим будет его путь, но он уверен, что проделать его необходимо. Идти вперед, пока держат ноги.
2002 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий