понедельник, 1 апреля 2024 г.

Человек – ничто, государство – всё

 

 Человек – ничто, государство – всё,

0

или Жизнь – театр, и мы в ней — актеры

Изабелла СЛУЦКАЯ

Фоторепортаж Александра Ханина

В начале была прелюдия к спектаклю «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Собравшаяся публика становится свидетелем величайшего в истории события прошлого века… На экране – документальные кадры: Москва. Красная площадь. Страна прощается с любимым вождем. Нескончаемым потоком идет толпа скорбящих людей, провожающих отца народов в последний путь. Здесь звучит похоронный марш в исполнении музыкантов, и мы эмоционально чувствуем атмосферу тех давних событий. Эта традиция нынче исчезла, зато многое из того времени возрождается в самом невероятном варианте.

Когда-то в переломные 80-е годы вышел потрясающий фильм «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе, в котором пытались похоронить Сталина, но он вновь воскресал… И все же, у нас тогда была надежда – не повторится такое никогда. Но в России, похоже, покаяние не произошло…

Итак, пьеса «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» Артура Соломонова. Гротеск, любимый жанр автора – трагифарс. Основная фабула, вокруг которой разворачивается весьма динамичное действие, — это предпремьерный показ спектакля, посвященный последним дням жизни Сталина, над которым долго работал некий столичный театр. Помимо прессы, как принято в той стране, где мы жили, на просмотре присутствует представитель министерства культуры. Смелая постановка режиссера, возможно, была бы принята благополучно, если бы вдруг не оказалось, что незримо шла трансляция прогона спектакля для первого лица нынешнего государства, с мнением которого пришлось считаться.

Режиссер Юваль Илин назвал представление — концерт для 12 персонажей (из которых 8 актеров и 4 музыканта).В ролях – российские актеры, покинувшие страну, развязавшую войну с Украиной.

Совершенный остроумный текст пьесы Артура Соломонова, хоть и назван условно «читкой», на мой взгляд, дал возможность открыть новый современный жанр прочтения пьесы, и предоставил возможность проявить мастерство всем участникам этого захватывающего действия.

Мне очень понравилась фантазия режиссера – постановщика: Юваль Илин придумал лаконичное оформление оригинальных мизансцен, где актеры работают исключительно со стульями, с куклами…

Великолепная работа Анатолия Белого, который играет две роли – режиссера спектакля и Сталина, — тонко, умно, талантливо. Мы наблюдаем, как режиссер, нормальный постановщик спектакля, вынужденно выполняя абсурдные требования президента, начинает переделывать концепцию спектакля, при этом нервничая сам и третируя актеров, драматурга, он сам становится тираном, и вся труппа постепенно сдает свои позиции, потакая ему.

Замечательный состав актеров, безукоризненно сыгравших преображение каждого в образе, предательство самих себя в отношениях с режиссером. Благо, блестящий текст пьесы дает им простор для творческой фантазии.

Артур Соломонов – мастер виртуозного диалога. Через диалоги действующих лиц видны разные характеры персонажей и трансформация их сознания, меняющаяся под влиянием обстоятельств и страха, который постепенно овладевает ими.

Актерам удается воспроизвести, как в условиях уродливого тоталитарного режима меняется их психика, как они, не желая того, становятся безвольными, сдают свои принципиальные позиции в трактовке образов.

Но надо отметить, что не случайно эта пьеса – трагифарс: огромное удовольствие получаешь от эзопова языка, аналогий с сегодняшним днем и иронией, которая присутствует в игре актеров и даже в музыкальном сопровождении.

И еще я обратила внимание, что из нынешней России, видимо, уехали не только актеры, но и публика, которая заполняет залы на этом спектакле — значит, единомышленники!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..