четверг, 30 декабря 2021 г.

«Шлеппер, махер, менш» — еврейская мудрость (часть 3)

 

«Шлеппер, махер, менш» — еврейская мудрость (часть 3)

 
  
Сегодня я хочу завершить фрагмент из книги Джо Мараско «IT-проекты. Фронтовые очерки», посвящённый еврейскому видению того, как развивается человек.



Менш

Менш – это джентльмен, «утонченная натура». Но этим не вполне передается чувство, заложенное в фразе: «это настоящий менш!» Сущность понятия менш» в том, что это человек с всеобъемлющим видением, склонный к интроспекции и философии и обладающий добротой. Менш умеет выслушивать и очень хорошо понимает чужую точку зрения. Следует отметить, что слово Mensch в немецком языке означает, во-первых, человека и, во-вторых, мужчину. Хотя в таком смысле эта фаза становится доступной обоим полам, он более расширителен, чем в идише. На идише не все люди «менши».

Между «махерами» и «меншами» есть большая разница. Во-первых, махеры обычно резче в общении; менши добродушнее, мягче и спокойнее. У махеров есть чувство необходимости; у меншей есть чувство неизбежности. Менш серьезно полагает, что все должно уладиться. Шлеппера часто считают бестолковым или глупым, хотя вся его вина может заключаться в невежестве; махера считают толковым или умным; менша всегда считают мудрым. Вы обращаетесь к махеру, когда надо решить задачу сегодняшнего дня; вы обращаетесь к меншу, когда требуется перспективное решение. В каком-то смысле шлеппер не умеет делать ничего, махер – преимущественно тактик, а менш – стратег.

Прежде чем вы придете к выводу, что менш – это воплощенный Йода, должен отметить, что менш не просто источник рекомендаций, но и человек дела. Особое положение менша заключается в том, что он не только знает, что следует делать, но и действует соответственно, даже в ущерб себе.

В отличие от махера, менш нисколько не заинтересован в похвале за получение результата. Его интересует результат ради него самого и его редко волнует, знают ли люди о его участии. Типичным для менша поступком будет, например, крупное анонимное пожертвование.

Иногда из махеров получаются хорошие наставники, но практически всегда это побочный эффект при достижении их главной цели – результата. Махеры чаще обучают более молодых махеров, а не шлепперов. Напротив, из меншей получаются прекрасные тренеры и наставники, потому что они очень хорошо чувствуют потребности других; они всем помогают, потому что к каждому испытывают симпатию. Они также обладают способностью предвидеть существенные черты отдаленного будущего, поэтому понимают значение развития каждого и создания инфраструктуры. Они находят прелесть в том, чтобы привнести в систему энергию, не зная о времени и месте появления положительных последствий этого действия, но не сомневаясь, что они обязательно будут.

Менш также способствует погашению конфликтов в любой организации. Он выше драки, будучи преданным организации и ее целям, но не преследуя личных целей, в отличие от махера, у которого они всегда имеются.

У махера есть своя территория, менш экстерриториален. Менш постарается стать миротворцем, посредником и изобретательно искать решение, когда кажется, что его не существует. Вопреки внешней видимости менш оказывается очень эффективен. Его сила основана на способности дружно работать со всеми и на уважении, которое все испытывают к нему. Можно ли стать меншем, не пройдя стадии махера? Есть две точки зрения.

Первая заключается в том, что переход от шлеппера к меншу равнозначен переходу от ученика к мастеру без промежуточной стадии просто квалифицированного работника. Согласно этой точке зрения мудрость, проявляемая меншем, накапливается за годы бытности махером. Хорошего махера выдерживают годами, и в итоге он становится меншем.

Недостаток этой точки зрения заключается в наличии явных исключений. Наряду с тем, что, как было отмечено, многие махеры никогда не переходят в менши, известно также, что есть люди с качествами меншей, которые никогда не были махерами. Они долгое время занимались черной работой, но не ожесточились при этом, а наоборот, набрались мудрости. Они добрые и надежные, полностью понимают людей и человеческие драмы и не скупятся на сочувствие. Здравость их суждений безупречна. Загадка лишь в том, откуда у них взялась мудрость.

Еще о меншах

Швейцарский физик и эколог Оливье Гизан 30 лет назад сказал мне, что ключ к взрослению в том, чтобы, держа глаза открытыми, не огрубеть сердцем. Важно в процессе созревания, когда мы учимся справляться с подчас отвратительными реалиями жизни, не стать циником. Типичный шлеппер – пессимист, а махер – циник. Менш является оптимистом. Он верит в то, что люди добры, а цивилизация сможет найти решение сложных проблем. Конечно, отчасти это связано с его собственной гуманностью, но он этого не замечает.

Уже упомянутый психолог Михай Чиксентмихайи описал в своей книге «Поток: психология оптимального переживания» некую модель. По его теории существует конфликт знаний и навыков мастерства с решаемой задачей. Если задача слишком проста, людям становится скучно, они несчастны. Если задача очень сложна относительно компетентности, то люди напрягаются, испытывая тревогу. В случае разумного компромисса – не слишком легко и не слишком тяжело – достигается состояние «потока». Чиксентмихайи называет достижение состояния потока каналом потока, потому что при этом охватывается некоторый диапазон компетентности и сложности задач. Поток – это благодатное состояние, в котором велики достижения и испытывается чувство исключительной удовлетворенности; спортсмены называют это «нахождением в зоне».

Интересно, что в этой модели шлепперы будут несчастливы, поскольку постоянно будут ниже канала потока, работая над задачами, которые кажутся им скучными. Махеры, что очевидно, окажутся в тревоге, потому что чаще всего будут находиться выше канала потока: для них типично «превосходить задачи». А вот менши, я думаю, будут счастливы и плодотворны, потому что часто попадают в канал потока. Если главное – поймать поток, то менши, похоже, это поняли.

Любопытно, что меншу не обязательно быть старым, хотя многие из черт, ассоциируемых с меншами, приходят с возрастом. На самом деле менш – это состояние ума, которое доступно каждому при надлежащих взглядах и позиции.

Менши – счастливые люди. Их окружают счастливые люди. Они могут справиться с самыми неприятными неожиданностями в жизни и помочь другим сделать это. Их жизнь очень целостна и уравновешена, и душа их в мире.

Распределение людей по группам

На каждые 100 шлепперов приходится 10 махеров и один менш. Почему шлепперы так многочисленны? Простой ответ можно взять у Линкольна, который сказал бы: «Бог их любит, поэтому создал так много». И все-таки кажется, что неудовлетворенность должна была бы рано или поздно почти всех подтолкнуть к следующей фазе. Увы, это не так.

Во-первых, большую роль играет лень: многие просто не желают делать то, что позволило бы им подняться. Во-вторых, требуется зрелость: для перехода в следующую фазу надо изменить отношение к жизни и взять на себя ответственность за свою судьбу. Проще жаловаться на систему и невозможность продвижения в ней, чем взять дело в свои собственные руки и добиться успеха, несмотря на препятствия. Наконец, чтобы продолжить свой рост, требуется совершить усилие. Выход из зоны шлепперов – фундаментальная перемена, которой многие боятся, потому что новый образ жизни, оказывается, лишен простых радостей, доступных шлепперу. Поскольку ничто не дается без труда, многие шлепперы так и не решаются преодолеть эмоциональный барьер, что необходимо для перехода в следующую фазу. Полагаю, что три эти фактора – необходимость жертвовать, зрелость и фундаментальные перемены в жизни – объясняют, почему шлепперов так много.

Все это помещено в контекст реального и иногда жестокого внешнего мира. Мой опыт говорит, что интеллект и талант играют значительно меньшую роль в продвижении, чем напряженный труд и решительная позиция. В современной глобальной экономике, как мне кажется, открываются большие возможности и нет непреодолимых культурных, социальных или иных барьеров. Если вы уверите себя в том, что всем управляют внешние факторы, то будете обречены на роль шлеппера. Можно осилить тех, кто стоит на вашем пути, но никто не перенесет вас через препятствие, которое вы воздвигли для себя сами. На каждые 10 махеров приходится 100 шлепперов, и это представляется мне невероятной растратой человеческого капитала. Такое положение кажется мне все более неприемлемым по мере нашего дальнейшего движения в сторону информационной экономики. Рабочих мест для шлепперов становится все меньше, но то отношение к жизни, которое позволило им существовать так долго, остается.

Те, кто переходит в следующую фазу, проводят в шлепперах относительно небольшой период своей жизни. В категории махеров они проведут большую часть жизни, поэтому стоит постараться быть хорошим махером. Если бы махеры рассматривали этот период своей жизни как ученичество перед вступлением в менши, всем нам было бы немного лучше. Я не думаю, что они сильно уменьшили бы свою эффективность, а в конечном итоге все мы стали бы жить дольше и счастливее. Но изменить поведение махера трудно, потому что он считает, что его эффективность основана на тех качествах, которые отличают его от менша. Проблема именно в этом.

Я оцениваю соотношение меншей к махерам как один к десяти, но опасаюсь, что эта оценка завышена. Меншей должно быть больше, потому что их нехватка ощущается постоянно. Слишком часто они живут в этом качестве очень недолго, и их дух оказывается долговечнее тела, которое его содержит.

Некоторые завершающие мысли по поводу модели

В модели сделаны определенные допущения. Вы начинаете как шлеппер, вырастаете в махера и надеетесь стать меншем. Это обычный путь, исключения из которого отмечались на протяжении всей главы. Эта модель проста, но она несовершенна: когда имеешь дело с людьми и делаешь обобщения, встречаешься с «неприятными» исключениями.

Я знаю, что надо делать, чтобы стать махером, но дать рецепт, как стать меншем, я не могу. Меншем нельзя стать путем напряженного труда, как можно стать махером. Возможно, меншами рождаются, а не становятся. Спрашивать, как стать меншем, – это все равно что спрашивать, как стать мудрым, или как стать просвещенным.

Помочь может влияние, оказанное одним или двумя меншами, особенно в ранний период жизни, когда они могут служить образцом. Расти в детстве с отцом-махером и дедом-меншем может быть очень поучительно, если ребенок-шлеппер достаточно восприимчив.

Еще очень важно понимать, что всем меншам ничего не надо в обмен на их доброту, кроме того, чтобы вы передали ее следующему поколению. Но разве я что-то знаю?



Вас заинтересовали эти идеи? Тогда читайте книгу «IT-проекты. Фронтовые очерки»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..