Имя американского журналиста и политолога Дэвида Саттера хорошо известно постоянным слушателям "Свободы" и читателям нашего сайта. Он, отличный знаток постсоветских реалий, охотно делится своим мнением о происходящем в России и российско-американских отношениях, выступая в радиоэфире и на наших дигитальных платформах. За событиями в России Саттер беспрерывно следит почти полвека, что превращает его в одного из патриархов американской политической русистики. Свои журналистские исследования России Саттер начинал с контактов с Андреем Сахаровым и критики советских брежневских нравов, а теперь с той же основательностью и страстью описывает развитие событий в путинской России.
Для книги "Никогда не разговаривай с незнакомцами", недавно выпущенной немецким издательством ibidem Verlag, Саттер отобрал полторы сотни своих текстов о Советском Союзе и России, написанных за десятилетия журналистской работы. Познавательное и местами прямо-таки увлекательное чтение: корреспонденции из Москвы и Ленинграда-Петербурга, из советских Прибалтики и Закавказья, репортажи о поездках в "глубинку" вроде Чернобыля или Шадринска, рассказы о встречах с диссидентами и политиками, аналитические и комментарийные тексты, книжные рецензии – иными словами, многожанровая дотошная летопись жизни огромной страны на коренных сломах её истории. Эти статьи Саттера опубликованы в крупнейших американских и британских изданиях, от The World Street Journal и The Financial Times до Forbes, Readers Digest и Foreign Affairs; вот так англоязычный читатель получал достоверные рассказы о русских переменах (или их отсутствии) от первого лица. Заглавный текст датирован февралём 1977 года, заключительный – июлем 2019-го, но воспринимаются они почти одинаково свежо, как фрагменты общей большой мозаики.
Саттер впервые приехал в СССР в 1969 году студентом, а ещё через семь лет отправился в Москву на постоянную корреспондентскую работу, которую воспринимал как честный отчёт о событиях в стране пребывания, основанный на разных источниках информации, совсем не обязательно официальных. В конце концов советская власть сделала выводы: в 1980-е годы Саттеру было запрещено пребывание в СССР. В 1990-м, в результате перестройки, он получил возможность снова посетить Москву, чтобы увидеть крушение коммунистической империи и написать об этом и о том, что случилось потом. В 2013 году американского журналиста изгнали из путинской уже России – МИД отказал Саттеру в продлении визы под формальным поводом о нарушении миграционного законодательства.
В последние годы Саттер, автор нескольких посвящённых российским событиям книг и документальных фильмов, сотрудничает с американскими академическими институтами и политологическими центрами. В интервью корреспонденту "Свободы" американский журналист рассказывает о своём опыте изучения российского общества, анализирует американскую "кремлёвскую" внешнеполитическую стратегию на протяжении десятилетий и ищет ответы на вечные русские вопросы.
Любая российская власть прикладывала усилия к тому, чтобы люди считали себя счастливыми в условиях отсутствия свободы
– Это особенность, которую иностранные гости замечали, путешествуя ещё по царской России. Они писали о тенденции к созданию фальшивой реальности, причем не только собственно для населения страны, но и для всего окружающего мира. Лишь выдуманная реальность может узаконить наличие абсолютистской власти. Россия никогда не управлялась только с помощью силы. Любая российская власть – царская, советская, постсоветская – прикладывала усилия к тому, чтобы люди считали себя счастливыми в условиях отсутствия свободы. Более того, власть всегда пыталась превратить людей в активных сторонников отсутствия свободы. Чтобы преуспеть в этом, обязательно нужно создать выдуманную реальность, нужно использовать идеологию. Советская идеология в этом отношении представляла собой прямо-таки радикальный пример: выдуманная реальность распространялась на все без исключения сферы жизни и навязывалась силой. В определённом смысле мы и в постсоветской России видим те же тенденции. Я имею в виду прежде всего интенсивное использование приёмов пропаганды и дезинформации. Это действенный способ обеспечить лояльность граждан режиму, который на самом деле действует против их интересов.
– Ваша книга содержит много критики в адрес советских и российских политиков. Однако вы не жалеете и американских лидеров, упрекая их в том, что Вашингтон не смог разработать действенной стратегии влияния на Россию или её сдерживания. Откуда такие жёсткие оценки?
– Правительство любой страны ответственно за безопасность своих граждан, и часть ответственности американских властей перед собственными гражданами состоит в том, чтобы понимать Россию. Недостаточно просто сказать: "Эту страну трудно понять, ну вот мы и не понимаем". Американские политики обязаны понимать Россию. Москва создает проблемы для западного мира, потому что мышление людей на Западе устроено следующим образом: то, что я вижу своими глазами, соответствует реальности. Это мышление не подготовлено к ситуации, когда создается система миражей, назначение которых сводится к подавлению реальности, к ситуации, в которой то, что находится на поверхности, не только не соответствует реальности, но и противоположно ей.
Россия – страна, в которой то, что выглядит как парламент, не является парламентом; в этой стране есть судебная система, но она не работает, как полагается работать судебной системе; есть средства массовой информации, но они занимаются дезинформацией. Людям на западе такое очень трудно понять. Бывший государственный секретарь США Джон Керри как-то публично удивился тому, что министр иностранных дел России Лавров солгал ему, глядя прямо в глаза. Керри был удивлен и обижен этим. Я примерно в то же время принимал участие в слушаниях в комитете Сената и сказал по этому поводу: как такое возможно, чтобы госсекретарь США ожидал от встречи с главой российского внешнеполитического ведомства чего-то иного? Сам тот факт, что Керри удивила ложь Лаврова, является свидетельством эффективности системы российской дезинформации, того, что русские умеют заставлять американцев думать и реагировать именно так, как русские от них ожидают.
Для того, чтобы понимать Россию, ты должен понимать, что общество в принципе может быть организовано совершенно иначе, чем организовано западное общество
Всё-таки самое важное, как и в советские времена, – говорить народу России правду
Кстати, примерно то же самое мы наблюдали в ситуации с гибелью в 2014 году малайзийского лайнера MH-17 над Восточной Украиной. Были все доказательства того, что за преступлением стояли российские власти и что речь шла об акте политического терроризма, ведь в то время, когда ракета "БУКа" поразила самолёт, в небе не было истребителей украинских ВВС, только гражданские рейсы. Раз за разом мы упускаем возможность задавать очевидные вопросы о политическом поведении Москвы и выдвигать в её адрес необходимые обвинения. В результате возникает ситуация, при которой люди, которых вы описываете как гопников, пользуются своей безнаказанностью и нарушают нормы поведения, естественные для западного общества. Так что прежде всего нужно громко говорить с Россией.
– Давайте обратимся к вашим личным воспоминаниям, Дэвид. Вы впервые приехали в Советский Союз в самом конце 1960-х годов, ещё будучи студентом. Как я узнал из вашей книги, Украина – земля ваших предков. У вас были какие-то семейные сантименты, вы намеревались изучать историческую родину своих прародителей или просто были молодым американцем в незнакомой стране?
Повсюду в СССР, куда бы я ни направлялся, меня встречали плакаты, на которых были изображены рабочие со стиснутыми кулаками
– Скорее второе. Родственники моей мамы покинули Киев в 1913 году. Мои бабушка и дедушка знали русский, но не говорили по-русски в своей американской жизни. Так что мною двигали в основном не семейные связи с Россией, которые были для меня далёкими, мною двигала обстановка холодной войны. Советский Союз в ту пору представлял себя как страну Утопию, как надежду на будущее для всего мира, а социализм – как верную дорогу ко всеобщей справедливости, как альтернативу капиталистическому злу. Это была невероятная, совершенно поглотившая меня, неизвестная мне страна. Мне выпала счастливая возможность начать изучение русского ещё в средней школе, среди моих учителей была эмигрантка из России, которая преподавала языковой курс. Так что я начал заниматься русским с 13 лет. Потом поступил в Оксфордский университет, и СССР оказался неожиданно близко, стало возможным сесть в поезд и отправиться в Москву. Я воспользовался таким шансом, поскольку хотел выяснить, что это такое – социалистический мир. Ну и конечно, когда я оказался в Москве, то на меня произвело впечатление всё то же самое, что всегда поражало в СССР любого иностранного путешественника: длинные очереди, невозможность купить самое необходимое в магазинах, темнота на улицах, угрюмость окружения, стандартная архитектура. Даже ширина проспектов в центре города казалась мне нечеловеческой, эти улицы столь широки, что их невозможно было перейти, не пользуясь подземными переходами.
Я познакомился со многими советскими людьми и использовал свои знания русского, несовершенного в ту пору, но всё-таки позволявшего общаться. Каждый иностранец, попадавший в СССР в 1969 году, представал в глазах местных жителей как посланник иного мира, к нам относились очень хорошо. Я несколько раз приезжал в Москву, пока учился в Оксфорде. Я изучал также философию тоталитаризма на основе работ Ханны Арендт, это была тема моей дипломной работы. Повсюду в СССР, куда бы я ни направлялся, меня встречали плакаты, на которых были изображены рабочие со стиснутыми кулаками: они выступали за мир, боролись против пьянства или гонки вооружений. Это была в некотором смысле захватывающая, но сюрреалистическая атмосфера. У меня была возможность понять основы советской идеологии, изучением которой я занимался в университете, да и потом, на протяжении журналисткой карьеры.
Проблема, думаю, состоит в том, что за десятилетия и века политических репрессий, за столетия идеологической дезинформации русские привыкли оценивать самих себя точно так же, как их оценивала власть: как сырьё для достижения каких-то, иногда совершенно сумасбродных, идеологических целей. В советский период такими целями было строительство коммунизма и распространение его благодати на весь мир. Ради этого советским людям полагалось жертвовать своим благосостоянием, своими жизнями и, если требовалось, жизнями других. Даже Путин сказал в одной из своих речей: то, что достигнуто нашей страной, – результат жертв целых поколений, и мы не имеем права забывать об этом. Иными словами, население России существует во имя величия российского государства. Беда в том, что, к сожалению, российским государством управляет кучка негодяев. Получается, что российский народ существует ради преступных элементов, которые пришли к власти.
Человек, увы, не считается в вашей стране самодостаточной ценностью
Итог сводится к тому, что в России нет уважения… ну, скажу так, – нет достаточного уважения к личности, и это находит самые разные внешние проявления. Конечно, и в России возможно построить государство, основанное на верховенстве закона, но возьмите, к примеру, процесс перехода от социализма к капитализму. По данным демографов, в 1990-е годы избыточные потери населения в России составили 6 миллионов человек. Иными словами, умерло на 6 миллионов человек больше, чем можно было предположить, основываясь на демографических трендах. Цена "транзитного" периода – среди главных причин избыточные болезни, разного рода чрезвычайные происшествия, рост преступности, общая обстановка безнадёги – оказалась совершенно ужасной. Однако люди, которые выиграли в результате перемен, – сначала небольшая группа, но со временем она разрослась, – остались к огромным человеческим потерям совершенно безучастными.
– Похоже, и политическая перспектива России представляется вам мрачной и туманной?
– Это мрачная перспектива, но небезнадёжная. В некотором отношении я кажусь себе большим оптимистом, чем многие другие, в частности, большим оптимистом, чем многие русские, которые смотрят сейчас на свою страну извне, поскольку они вынуждены были эмигрировать. Мой покойный друг Владимир Войнович, прекрасный русский писатель, незадолго до своей смерти сказал мне, что в Россию придут изменения. Его мнение нужно принять во внимание. В 1988 году в Париже я встречался с Войновичем и французским советологом Аленом Безансоном. Обсуждали первые реформы Горбачёва, к которым мы с Аленом относились очень скептически. А Войнович утверждал: нет, в СССР произойдут большие перемены! Он оказался прав, а мы оказались неправы. Так что вот к предсказанию Войновича о том, что серьёзные перемены и в России неминуемы, я отношусь очень серьёзно.
В России слишком современное общество, оно слишком далеко продвинулось в своём понимании свободы, страна слишком сильно интегрирована в мировые процессы – для того чтобы навсегда остаться скованной политической системой такого типа, как путинская. Важным обстоятельством является свобода информации – правда должна быть открыта, причём правда не только о преступлениях советского режима, но и о злодеяниях последующего времени. Особое место принадлежит истории со взрывами жилых домов в 1999 году. Эти взрывы были необходимы для консолидации ельцинского режима и перехода власти к Путину. И если станет известна правда о том, что произошло тогда и во многих других случаях, отношение большинства населения к власти может измениться. Точно так же гласность переменила отношение общества к советскому опыту. России нужна своего рода "Комиссия правды", подобная Комиссии правды и примирения, которая боролась с последствиями режима апартеида в Южной Африке. Да, эта южноафриканская комиссия столкнулась с огромными проблемами, но по крайней мере сделала попытку разобраться с прошлым.
При определённых условиях громадные политические и социокультурные сдвиги возможны, и Россия – вовсе не исключение
В 2020 году власти России выслали из страны по крайней мере двух иностранных журналистов. В начале ноября у корреспондента нидерландской газеты de Volkskrant Тома Веннинка, как пояснили в МИД РФ, "по причине административных нарушений", отозвали вид на жительство. В конце августа была вынуждена уехать корреспондент британской телерадиокорпорации BBC Сара Рейнсфорд после того, как российские власти объявили, что она представляет угрозу национальной безопасности. "Россия вступает в тёмный период, когда она более не претендует на роль в укреплении демократии", – написала об этом Рейнсфорд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий