Обратная сторона праздника
Праздник света, разгоняющего тьму, чудо огня, не угасавшего 8 дней подряд, победы доблестных Макавеев и торжество иудейской веры над греческим язычеством. Так выглядит лицевая сторона прошедшего праздника, но есть и обратная – мрачная сторона этой истории. Про неё можно было бы благополучно забыть, если бы она не была так сильно похожа на то, что происходит сегодня.
Процесс эллинизации начался в древней Иудее задолго до восстания Маккавеев. Eвpeи – в основном аристократы и военачальники, сами перенимали языческие обычаи и образ жизни греков, их склонность к роскоши, к пирам, вину и оргиям. Кроме того, среди eвpeев началась борьба за власть и, в частности, за пост первосвященника. Один из них – Ония, заручившись поддержкой царя Птоломея под властью которого была тогда Иудея, выгнал из Иерусалима своих конкурентов. Те отправились в Сирию к царю Антиоху и предложили ему захватить Иудею, если он поставит их военачальниками.
Царь Антиох с радостью воспользовался помощью предателей. Он ворвался в Иерусалим, разграбил Храм, остановил богослужение, запретил обряд обрезания, празднование субботы и приказал приносить в жертву на алтарях свиней. Тех, кто отказывался подчиняться нововведениям наместники Антиоха подвергали мучениям и убивали. Так, в результате предательства самих же eвpeев, власть над ними перешла в руки их ярого ненавистника.
Жестокие религиозные преследования привели к народному восстанию, которое поднял Маттитияу Маккавей из рода Хасмонеев и его сыновья. Двадцать пять лет длилась война с греками под предводительством Макавеев. После смерти Матититьяу во главе повстанцев встал его сын Иехуда. Семь лет он отражал атаки греческих армий, освободил Иерусалим, очистил храм и возобновил богослужение. Тогда и случилось то самое чудо с кувшином масла, в честь которого был установлен праздник.
Когда погиб Иуда, борьбу возглавил второй сын Маттитияу – Ионатан, потом третий – Шимон, который и довел войну до победного конца. Греки признали Шимона правителем Иудеи и заключили с ним союз. Народ в лице «великого собрания» признал его правителем, первосвященником и главнокомандующим. Так после более чем 25 лет войны Иудея обрела независимость, которой у неё не было более чем 400 лет.
Новое Хасмонейское государство быстро набирало силу. Оно отвоевало все прежние eвpeйские земли и прибавило к себе прилежащие области. Живущие там ceмитские племена приняли иудаизм и влились в eвpeйский народ. Был заключен военный и политический союз с набирающим силу Римом. Однако, меньше через 80 лет eвpeи опять потеряли самостоятельность и значительную часть отвоеванной территории и оказались под властью Рима. Как это произошло?
Судите сами – всего через пять лет после прихода к власти Шимона Макавея, он и два его сына были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона Птоломеем. Почему? Он сам хотел стать правителем Иудеи, заручившись поддержкой Антиоха 7-го. То есть готов был ради власти вновь привести в Иудею греческого царя, после всех тех бед, которые принесло eвpeям прежнее греческое владычество.
Этот переворот не удался. Во главе Иудеи, при поддержке народа, стал Третий сын Шимона – Иоханан, прозванный Гирканом. Гиркан 1 успешно правил 30 лет и умер естественной смертью, представив собой неожиданное исключение из правил. Его наследники взяли себе эллинские имена, устроили жизнь при дворе на греческий манер, отошли от eвpeйского образа жизни и погрязли в братоубийственной борьбе за власть.
Старший сын Гиркана 1 Аристобул провозгласил себя царем и бросил в темницу мать и всех братьев кроме одного, с которым воевал бок о бок еще при жизни отца. Позже, по ложному обвинению, он приказал убить и его. Узнав о своей ошибке, он затосковал и умер. Оставшиеся братья опять не поделили власть и опять один убил другого. Пришедший к власти Александр Янай расширил владения Хасмонейского царства, но окончательно восстановил против себя народ и с небывалой жестокостью подавлял восстания истребив десятки тысяч иудеев.
Два его сына Гиркан 2 и Аристобул 2, по доброй семейной традиции воевали друг с другом, обращаясь за помощью к царю набатеев Арету, к римскому полководцу Помпею и к Парфянскому царству. Рим оказался сильнее других. Используя вражду между братьями, он поддержал сначала одного из них, потом другого, потребовав за помощь часть земель Хасмонейского царства, обложив его данью и поставив в вассальную зависимость от Рима. Так завоевания отцов были утрачены из-за безумной жажды власти, овладевшей сыновьями.
Сыновья Александра Яная продолжали воевать, и римляне поставили царём уже подвластной им Иудеи Ирода – человека с абсолютно римским воспитанием. Так завершилась династия Хасмонеев, начавшаяся борьбой за свободу, за свою идеологию и веру, она закончилась братоубийственной войной и угнетением собственного народа.
Я бы не стал сегодня вспоминать историю падения Хасмонеев, если бы она не проявилась в наши дни опять так выпукло и ярко. Параллели напрашивается сами собой. Становление современного Израиля, дух первых поселенцев, военные победы в обороне страны, напоминают время Макавеев.
Та неуемная борьба за власть, которая развернулась сегодня, напоминает закат Хасмонейского царства. Бесконечные выборы, защита партийных интересов в ущерб интересам народа, привлечение политических рычагов для сведения личных счетов, все это разоряет и ослабляет страну. Сегодня внешнеполитическая обстановка благоприятна, но если она обострится, то слабый Израиль – без единой политической воли – может оказаться в большой опасности.
Проблема в том, что нет у нас объединяющей идеи. Она была у первых Макавеев, те сражались за выживание народа, который бы исчез, потеряв свою тору, растворился бы во времени, как многие другие племена. Народ выжил, а потомки Макавеев продолжали воевать и укреплять царскую власть ради собственной власти и опустились до прямого предательства.
У cиoнистов тоже была идея, они создавали страну – убежище для всех eвpeев. После событий катастрофы было ясно, что только собственное государство способно защитить eвpeев от угрозы уничтожения. Угроза как будто прошла, и нам теперь, чтобы не развалиться надо найти новую идею, объединяющую всех eвpeев: светских и религиозных, западных и восточных, бедных и богатых, правых и левых. Это возможно будет новым пониманием того, что же такое вообще eвpeйский народ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий