Новый
спектакль театра «Маленький» называется «Семейство Тотов», автор – венгерский
драматург Иштван Эркень, адаптация - израильтянина c
1990-х годов Михаила Хейфеца, чьи пьесы сегодня с успехом идут в 20 российских
театрах.
После
вступления Венгрии во Вторую мировую войну на стороне Германии,
Эркень был мобилизован, отправлен в трудовой батальон на Восточный фронт и в
конце концов оказался в советском плену. Он отсидел несколько лет в сталинских
лагерях и на своей шкуре ощутил ужас тоталитарной машины, которая деформирует
людей, превращая их в молчаливых рабов.
Писатель
вернулся на родину в 1946 году – со сборником социологических исследований «Люди
лагерей», десятком рассказов и пьесой «Воронеж». В 1957 году, после
подавления восстания в Венгрии, Эркень был включен в «черный список» – за
дерзкие выступления на радио и в печати. Запрет на публикацию его произведений сняли
в 1963 году, и тогда вышли в свет сборники его рассказов, драмы и повести «Кошки-мышки»
и «Семейство Тотов». Сценические варианты этих повестей, шедшие на
сценах Европы, Америки, Японии и Австралии, принесли Эркеню
международное признание. В ленинградском Большом драматическом театре (БДТ) его
антитоталитарная пьеса шла в 1970-х годах под названием «Тоот, другие и майор»,
пользовалась большим успехом и в 2009-м году была восстановлена.
Пьеса
«Семейство Тотов» – с одной стороны, абсурдна, а с другой – представляет гротескное
изображение реальной жизни маленьких людей в эпоху чудовищных социальных
катаклизмов. Действие пьесы происходит в затерянной в горах венгерской
деревушке. К Тотам приезжает погостить Майор - командир подразделения, где
служит сын Тотов, Дюла. Родные давно не имеют вестей от своего мальчика, очень
за него волнуются и готовы всячески ублажать человека, от которого, как они
полагают, зависит судьба Дюлы.
И
жизнь Тотов превращается в настоящий ад. Майор, который олицетворяет в этом
спектакле государственную машину, заставляет их выполнять самые идиотские
приказы – не спать ночами, резать картонные коробочки, перепрыгивать через
несуществующие канавы и совершать другие, не менее бессмысленные вещи. Близкие
солдата покорно все это выполняют ради того, чтобы сохранить ему жизнь – и не
подозревают, что Дюла уже погиб, и не зависит более ни от каких майоров.
Как
помочь человеку отыскать точку опоры в безысходном поиске постоянно
ускользающего смысла, задается вопросом автор. И мы понимаем, что на войне нет
ни побежденных, ни победителей - и те и другие ее жертвы.
Театр
абсурда имеет долгую историю и своих классиков. Это течение восходит к
гротескным интермедиям Шекспира, драмам Брехта, а также произведениям Камю и
Сартра. Во время войны и после нее эти философы воссоздали мрачную картину
разрушенного и раздираемого идеологическими противоречиями мира.
Михаил
Теплицкий, режиссер этого спектакля объясняет, почему он решил обратиться
именно к этой пьесе: «Это спектакль о войне, которая вокруг и внутри нас. Майор,
в ивритской версии Капитан, приносит ее с собой и как чумой заражает все вокруг:
далекая вроде бы война начинает бушевать в глухой венгерской деревушке и в
семье Тотов. Я вообще-то не занимаюсь актуалиями, но тут мне впервые захотелось
поговорить о том, что творится вокруг – война настолько близко, что невозможно
ее не замечать».
Уроженец
Санкт-Петербурга Михаил Хейфец, ныне живущий в Иерусалиме – призер нескольких
международных литературных и драматургических конкурсов, автор пьес «Спасти
камер-юнкера Пушкина», «В ожидании Его», «Rock n Roll на закате», «Как
Циолковский летал на Луну», «В поисках волшебства», «Веревка», «Добро
пожаловать в Матрасентану», которые пользуются большим успехом на сценах Москы,
Санкт-Петербурге и других городов России.
Премьера
спектакля «Семейство Тотов» состоится 29 и 30 марта в Центре Сузан Далаль в
Тель-Авиве.
Постановка
– Михаил Теплицкий, сценография Вадима Кешерского, композитор Евгений Левитас,
ассистент режиссера – Леон Мороз. Перевод - Элина Штрахман.
В
ролях: Ори Леванон, Виталий Воскобойников, Ксения Маркузе, Адас Эяль, Ицхак
Пекарь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий