Вопросы, вопросы…
Чем жило в минувшем месяце еврейское сообщество России
Еврейскому сообществу, как и отдель- но взятому еврею, свойственно за- даваться еврейскими вопросами. «А
он таки да?» Вот сменил Медведева
(еврея по версии антисемитов) Ми- шустин, так мало того, что у него мама
армянка, у него еще и папа Моисеевич.
«А нам это надо?» Ну и так далее… И
вот какие вопросы были актуальны в
прошлом месяце.
Стоит ли Кремль на страже
еврейских законов?
На другой день после того, как была
отмечена 75-я годовщина освобож- дения концлагеря Аушвиц, в Москве
открылся съезд Федерации еврейских
общин России (ФЕОР), приурочен- ный к 20-летию этой организации.
ФЕОР возникла на заре «нулевых»
годов, когда лидеры российского
«Хабада» воспользовались ситуаци- ей, сложившейся из-за наезда нового
российского руководства на олигарха
Владимира Гусинского, возглавляв- шего Российский еврейский конгресс
(РЕК). С тех пор раввины ФЕОР Берл
Лазар и Александр Борода регуляр- но встречались с Путиным и были
главными бенефициарами благо- склонности президента России к сво- им подданным Моисеевой веры. И
хотя на съезде ФЕОР говорилось о ее
больших достижениях в общинном
строительстве, телеграмм-канал «Не- зыгарь» сообщил о менее отрадных
для организации обстоятельствах:
«Церемония открытия съезда стала
очередной демонстрацией того, как
руководство ФЕОР все больше теряет
контакт с АП. Лидеров ФЕОР снача- ла полностью отстранили от участия
в организации масштабного форума
в Иерусалиме (по случаю очередной
годовщины освобождения Аушвица),
затем полностью исключили из сдел- ки по освобождению Наамы Иссахар.
На открытии съезда было озвучено
приветственное слово Путина, но на
съезд никто из АП не приехал. Виной
такому ухудшению отношений между
ФЕОР и АП послужил скандал, развер- нувшийся вокруг председателя ФЕОР
Александра Бороды в ноябре прошло- го года. Борода, как рассказывают,
бросил жену и ушел к любовнице. Но
сделал он это с существенным наруше- нием религиозных законов». Особен- ностью анонимных телеграмм-каналов
является то, что проверка достоверно- сти сообщаемых фактов лежит не на
источнике, а на потребителе информа- ции. Честно говоря, не очень верится в
то, что в Администрации президента
РФ очень озабочены соблюдением ев- рейских религиозных законов о браке.
Однако в свое время журналисты из- дания «Проект» утверждали, что хо- зяином «Незыгаря» является не кто
иной, как первый замруководителя АП
Алексей Громов.
Так кем же был отец Чаплин?
Скоропостижная и безвременная
кончина известного московского свя- щенника протоиерея Всеволода Ча- плина неожиданно оказалась в центре
внимания еврейской общественно- сти. Казалось бы, покойный был вы- разителем крайне консервативных
взглядов внутри РПЦ, оправдывал
стяжательство церковных иерархов,
чем возбуждал неприязнь со стороны
либеральной интеллигенции, а уж ев- реям точно было «с ним детей не кре- стить». Но, как выяснилось, новопреставленный тепло отзывался о евреях
и об Израиле, считал Иерусалим еди- ной и неделимой столицей еврейского
государства. К тому же он очень ценил
творчество Псоя Короленко – музы- канта непонятной конфессиональной,
но очень понятной культурной и эт- нической принадлежности. Дальше –
больше! Непременный оппонент «Ча- плина в рясе» Александр
Глебович Невзоров предал
огласке тот факт, что по- чивший протопресвитер
и автор фантастической
беллетристики Арон Ше- майер – одно и то же лицо.
Отозвался на прискорбное
известие и Матвей Членов,
сын патриарха еврейско- го движения Михаила
Членова, тоже еврейский
функционер. На своей
странице в Facebook он на- писал: «Лет 12 подряд со- лидные американские
ев-реи встречались в Да- ниловом монастыре с цер- ковным начальством, а перед встречей
шли в книжную лавку монастыря и по- купали там что-то вроде „Протоколов
сионских мудрецов“. На второй год
о. Всеволоду и митрополиту Кириллу
надоело извиняться и объяснять, что
церковные антисемиты их самих счи- тают за евреев. „А знаете что, Матвей,
а давайте в следующем году вы мне
позвоните накануне встречи, и я спу- щусь в лавку и все там уберу“, – пред- ложил Чаплин. Отец Всеволод потом
уже завязал с истеблишментом, и
встречал я его в основном на концер- тах в „Летчике“. На пиво ему не всегда
хватало, кстати... царствие ему небес- ное».
Место ли Б-гу в Коституции?
Протоиерей Чаплин был в минувшем
месяце не единственным клириком
РПЦ, попавшим в сферу внимания
еврейского сообщества. Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл в
речи по случаю 11-й годовщины сво- ей интронизации предложил внести
в обновленный текст Конституции
РФ упоминание о боге (или все-таке
Б-ге?). То есть голосование по по- правкам в Конституцию может стать
голосованием по вопросу о том, есть
ли Б-г. Инициативу патриарха поддер- жали российские мусульмане. А вот
евреи в лице президента РЕК Юрия
Каннера высказались против. «В Кон- ституцию хорошо бы включать терми- ны, по которым у большинства граж- дан России одинаковое понимание.
Под словом „бог” патриарх понимает
одно, муфтий понимает немножко
другое, раввин понимает немножко
третье, а буддист, атеист или агностик
понимает что-то четвертое, пятое. А
все эти люди – граждане России. По- тому это толкование будет достаточно
разным. А Конституция должна быть
одинакова для всех», – сказал Каннер
в радиоинтервью. Это правда, что буд- дист, атеист, шаман и агностик пони- мают что-то разное. Но вот патриарх,
раввин и муфтий понимают не разное,
а одно и то же – Б-га Авраама, Ицхака
и Якова. Так может, так и запишем в
Конституции?
Что будет с «Еврейкой»?
Возможно, упоминание в Консти- туции о «еврейском Б-ге» могло бы
стать компенсацией за исчезновение
из нее упоминания о Еврейской ав- тономной области? В ходе дискуссий
о возможном укрупнении российских
регионов серьезно обсуждается во- прос о слиянии ЕАО с Хабаровским
краем. Как пишет в сетевом издании
«Дейта» политолог Илья Гращенков,
объединение ЕАО и Хабаровского
края вполне органично, ибо так называемая «Еврейка», созданная лишь в
1934 г., а к 1970-м гг. уже довольно осво- бодившаяся от присутствия «титуль- ной нации», начавшей перебираться из
СССР в Израиль, сегодня пребывает в
бедственном положении. «Это один из
беднейших регионов, который являет- ся субъектом РФ де-юре, но по факту
существует как районный придаток
мощной хабаровской экономики. Се- рьезное внимание со стороны Китая,
который растит в ЕАО соевые культу- ры, вызывает определенные опасения
по замене еврейского населения китай- ским (сегодня евреев в округе менее
1% населения). Так что официально
еврейская автономия перестала суще- ствовать самостоятельно, создание ев- рейского государства на территории
ДВФО (как это было в планах Сталина
до войны) явно не предвидится, а зна- чит, нужно идти по пути оптимизации
и дать возможность ЕАО войти в состав
края с сохранением своего автономно- го статуса (как когда-то Корякский АО
вошел в Камчатский край). Это есте- ственный процесс, но даже он реали- зуется довольно медленно, и не думаю,
что до 2024 г. это объединение может
закончиться, если не будет какого-то
специального поручения от федераль- ного центра». Конечно, упразднение
«Еврейки» – вопрос очень щепетиль- ный, может, даже неполиткорректный.
Когда-то Еврейскую автономную об- ласть назвал «анахронизмом» Евгений
Примаков. Разве что такой политиче- ский тяжеловес с еврейскими корнями
мог поставить подобный вопрос.
И Путин тоже?
Известный еврейский генеалог Вла- димир Палей опубликовал в Facebook
интересную архивную находку. Жил,
значит, в селе Клинцы Брянской обла- сти Вульф Абрамович Путин... В ответ
на комментарии к посту, настойчиво
утверждавшие, что в опубликованном
рукописном документе значится не
Путин, а Гутин, Палей привел ссылку
на сайт pamyat-naroda.ru, где присут- ствует сын Вульфа Абрамовича – Ио- сиф Вульфович Путин, который был
призван в Красную армию в 1939 г.
Клинцовским военкоматом и дважды,
в 1941 и 1943 гг., был награжден меда- лью «За отвагу».
Виктор ШАПИРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий