Как защититься от зависти
— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Можно ли хвалить или хорошо отзываться о человеке в его отсутствие? Сейчас, в случае успеха — столько зависти развелось, и она реально работает (разрушает), так можно навредить ему. Т.е. вообще человеку по жизни лучше быть безликим и серым на практике? Но еврейское воспитание как раз призывает не проживать жизнь в серости и безликости, сидя в своей норке до кладбища, а наоборот, проявлять инициативу…
— В Вашем письме, по сути, содержатся два вопроса:
- До какой степени можно хвалить человека?
- Что лучше, быть безликим и серым, или жить активной, насыщенной жизнью?
Разберемся во всем этом по порядку.
- В законах Торы, посвященных запрету на лашон hа-ра (в условном переводе — «злословие») говорится, что во многих случаях публично высказанная похвала или позитивная оценка тех или иных поступков, достижений и т.п. человека, может стать нарушением этих законов.
Как же так? — спросят меня.
Дело в том, что на острие зла, которым лашон hа-ра целится в человека, негативное изменение мнения о нем, его имиджа, понижение его авторитета в глазах тех, кто это выслушивает. Если среди них есть хотя бы один человек, который испытывает по отношению к объекту повествования чувство зависти или какие-то еще более сильные низменные чувства — в этом случае рассказ о правильных, хороших деяниях «объекта» способен только распалить зависть и ненависть. А, может, и того хуже. Следовательно, если известно, что кто-то испытывает к некому человеку негативные чувства, в присутствии завистника, нельзя рассказывать что-то хорошее об этом человеке.
При этом надо, конечно же, руководствоваться здравым смыслом и понимать, что обычная позитивная информация, не выходящая за рамки рассказов о «нормативном» поведении, вряд ли спровоцирует зависть или ненависть. Но что-то, так сказать, «над этим» уже таит в себе немалую опасность. Поэтому говорить о таком вслух, как правило, не стоит.
И еще. Поскольку Вы подразумеваете в своем письме не какую-то конкретную группу возможных слушателей, но общество, в котором, как Вы пишете, «развелось столько зависти», необходимо проявлять сдержанность в похвалах даже в хорошо знакомой компании, среди хороших, независтливых людей. С учетом, что информация может уйти далеко за пределы узкого круга.
- Надо, безусловно, выстраивать свою жизнь так, чтобы она не была пустой и серой, но, наоборот, была бы интересной и содержательной..
При этом — ни в коем случае не следует заниматься саморекламой, не рассказывать о каких-то своих добрых делах, умных поступках и т.п. — если о них практически никто не знает. А если даже знают, то в случаях, когда ты вынужден о них упомянуть, надо всегда стараться приуменьшать их объем и значимость. Впрочем, если нет крайней необходимости, лучше вообще не рассказывать о собственных достижениях и т.п. Помня еврейскую мудрость — браха (благословение) распространяется только на то, что скрыто от посторонних глаз. Так что, как видите, можно вести интересную, насыщенную жизнь, не нарушая принципы нашего мировоззрения и поведения и оставаясь при этом максимально скромным человеком.
Не «серым», но скромным. Ибо надо совершать максимальное количество добрых дел, но распространяться о них — по самому минимуму.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС
Комментариев нет:
Отправить комментарий