Проваленная интеграция и показная солидарность
Зачем делать вид, что юдофобия возникла в Германии лишь сейчас?
О том, что антисемитизм широко распространен в первую очередь среди мусульманского населения Европы, известно давно. Согласно исследованию, проведенному в 2013 г. берлинским Центром социальных исследований, почти половина европейских мусульман (и менее 10% христиан) считает, что евреям нельзя доверять. При этом практически нет различий во взглядах между первым и вторым поколением мусульман в Германии, Франции или Великобритании. Религиозный фундаментализм, антисемитизм и фанатизм широко распространены и глубоко укоренились. Неудивительно, что, согласно исследованию Фонда Бертельсмана, проведенному в 2019 г., 52% жителей ФРГ считают ислам угрозой.
Еврейское население Германии не понаслышке знает о враждебности мусульман. В ходе исследования, проведенного в 2017 г. в Билефельде Институтом междисциплинарных исследований конфликтов и насилия, 81% опрошенных евреев заявили, что подвергались нападкам со стороны мусульман, а 61% сталкивался с вербальными оскорблениями или угрозами. По мнению многих экспертов, причины этого кроются в исламе. Еще одной из причин распространения антисемитизма в мусульманской среде в Европе ученые считают влияние арабских, иранских и турецких СМИ, в которых, как сообщает Институт демократии и гражданского общества (IDZ), антисемитизм часто выражается открыто. Кроме того, имеется влияние финансируемых из-за рубежа исламистских организаций на имамов и ассоциации мечетей в Германии. Физические нападения на евреев, осквернение синагог совершаются в основном молодыми мусульманами, преимущественно арабского происхождения, сообщает IDZ. Мусульманские преступники также несут ответственность за многочисленные антисемитские убийства, совершенные в Европе в последние годы. Нераскрытые антисемитские происшествия в полицейской статистике автоматически приписываются правым экстремистам, хотя известно, что это не всегда соответствует действительности. Политики предпочитают ограничиваться прочувствованными речами, заверениями евреев в солидарности и громкими обещаниями, но не предпринимают реальных шагов по исправлению ситуации. А после ее очередного обострения вновь изображают удивление. И так повторяется уже много лет.
Поскольку мой отец более десяти лет работал раввином в Гельзенкирхене, я знаю многих евреев из общины, с некоторыми мы дружим семьями. Я очень переживала за них и была потрясена, но не удивлена. Такие эксцессы насилия, которые мы недавно наблюдали на улицах Германии – в Гельзенкирхене, Берлине, Кёльне, Бохуме и других городах, – разумеется, отвратительны и постыдны, но не являются неожиданностью. Тот, кто считает, что эти агрессивные орды внезапно свалились с небес, проспал события последних лет. Еще в 2014 г. во время операции в Газе на улицах Германии происходило нечто подобное. В том числе и в Гельзенкирхене, где в окно синагоги бросили крышку от канализационного люка, а на улицах кричали: «ХАМАС, ХАМАС, евреев – в газ!».
Однако я удивлена тем, что, по моему субъективному восприятию, нынче среднестатистические жители Германии проявляют больше солидарности с Израилем и живущими здесь евреями, чем в 2014 г. Положительно следует оценить также то, что по крайней мере некоторые политики демонстрируют солидарность с Израилем, вынужденно нарушают многолетнее молчание по поводу исламского антисемитизма в Германии, а некоторые города даже водрузили флаги Израиля на административных зданиях, хотя во многих местах этому противодействует антисемитский вандализм. Опять же, это меня не удивляет: публично заявлять о своей поддержке Израиля в Германии нынче опасно.
В таких беспорядках всегда есть козел отпущения: полиция. Будучи евреями в Германии, мы с детства научились ценить полицию и ее работу по обеспечению безопасности синагог и еврейских учреждений. В нынешних беспорядках полиция снова была на передовой, защищая прохожих или журналистов и арестовывая хулиганов, а также фактически обеспечивая квази-разгон демонстрации в Берлине. Полиция всегда оказывается под перекрестным огнем: политики считают ee ответственной за соблюдение закона и порядкa на улицах, но на деле ее последовательные действия часто подвергаются осуждению как неуместное полицейское насилие. Судебные органы также не оказывают полиции необходимой поддержки, потому что почти у каждого из «демонстрантов» имеется полное дискриминации прошлое и, безусловно, трудное детство. И, конечно, работа полицейских на таких демонстрациях сама по себе чрезвычайно опасна: только в Берлине пострадали 93 защитника порядка.
Я благодарна полиции за то, что она вопреки всему защищает еврейские учреждения и принимает меры против подобных беспорядков, хотя они слишком часто остаются без внимания со стороны политикoв и общества. На мой взгляд, только строгость и верховенство закона смогут изменить это положение. В настоящее время многие политики настаивают на проведении более активной просветительской работы и дискуссий с мусульманами в Германии. Дискуссии – это средство западной цивилизации. Однако, когда я смотрю на фото со сценами эксцессов насилия, у меня не возникает впечатления, что на них запечатлены потенциальные партнеры для дискуссии. Возможно, мой взгляд слишком пессимистичен, но арабо-исламская социализация и культура не сильно славится своими рабочими группами, панельными дискуссиями и кружками приверженцев мира. Стратегия, не учитывающая менталитет целевой группы, обречена на провал.
Бесчисленные проекты против антисемитизма также малоэффективны. Тратятся деньги налогоплательщиков, создаются рабочие места для проведения очередной кампании, назначаются уполномоченные по борьбе с антисемитизмом, но успех весьма незначителен на фоне растущего числа случаев антисемитского насилия. В лучшем случае эти проекты – типичныe благиe намерения, в худшем, как в ситуации с объявленной ХДС неделей «От шаббата до шаббата», они являются чистой инсценировкой себя любимых. С точки зрения саморекламы подобные проекты похожи на день открытых дверей в приюте для животных: одни фотографируются с животными, другие – с евреями.
В действительности же мы в дебатах об антисемитизме все еще ограничиваемся громкими фразами. Хваленое высказывание «Антисемитизму нет места в нашем обществе» оказывается одной из самых больших неправд, поскольку антисемитизм явно занимает в Германии достаточно много места. Повторение этой фразы, как заученной молитвы, не меняет реальности. Точно так же, как утверждение: «Тот, кто здесь живет, должен признать Основной закон ФРГ и право Израиля на существование». Однако мне не известно ни об одном случае депортации за нарушение этого условия. Между тем последовательным шагом была бы высылка всех антисемитских участников этих демонстраций ненависти, не имеющих германского гражданства.
Михаль Корнблюм, «Еврейская панорама»
Комментариев нет:
Отправить комментарий