Оберег в ближневосточном формате
Хамса – это защитный амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы. Только чья рука запечатлена в самом известном на Востоке обереге?
Хамса на все времена
Слово «хамса» имеет семитские корни и означает «пять». Происхождение руки-оберега приписывают разным древним народам. Считается, что она принадлежит богиням греческого и буддийского пантеонов.
Нередко вспоминают о верховном божестве Астарте, которая оставила свой след в истории Финикии, Древнего Египта и других западносемитских народов. Астарта, одна из немногих языческих богинь, упомянута в Ветхом Завете, причем, известно, что ее почитанию содействовал, пытаясь угодить, как минимум, одной из 700 своих жен, царь Соломон.
Уже тогда рука Астарты была известна как мощный щит от дурного глаза, и в этом качестве она прошла через века и тысячелетия. Правда, под другими именами. К примеру, ряд христианских течений объявляют оберег рукой Марии, матери Иисуса Христа. В разные времена и в разных конфессиях находились свои объяснения феномену оберега в виде женской руки. Это – своеобразный блуждающий сюжет многочисленных мифы, легенд, саг.
Если нельзя, но очень хочется
В иудаизме хамса известна как «яд хахамеш» («рука пяти») или «рука Мирьям». В Швейцарском еврейском музее демонстрируется «рука», на которой начертан 67-й псалом, что, по идее создателей, должно настраивать на особое отношение к иудейской традиции. Число пять стало синонимом удачи и успеха, ведь именно руки выполняют работу. Иногда пальцы хамсы сравнивают с пятью книгами Торы. Противники этой теории считают, что сравнение неправомерно: длина пальцев не одинакова, что якобы намекает на то, что какие-то книги Пятикнижия менее значимы.
С другой стороны, вспоминают Мирьям, сестру Моисея и Аарона. За что ей такая честь, не очень понятно: известно, что она за ропот по поводу женитьбы Моисея на эфиопке была поражена Всевышним проказой. Есть версии, что этим делом не ограничилось – некоторые исследователи усматривают в Мирьям одного из организаторов многочисленных заговоров против Моисея и его похода к Земле обетованной, который, как известно, изобиловал трудностями, и именно этим Мирьям использовала в популистских целях. К примеру, не однажды подвергала сомнению единоличное право общения Моисея с Богом, поскольку она – такой же вождь иудеев, хотя Всевышним ее такими полномочиями не наделял. По этой причине трудно согласиться с тем, что рука Мирьям послужила моделью для клонирования столь распространенного защитного средства.
Между тем, высшие люди в государстве охотно прибегали к помощи этих, по Торе, лжепророков. Саул просил колдунью вызвать дух Самуила (I Сам. 28:8). Широко распространены были языческие обычаи в Израильском царстве под влиянием царицы Изевель, в Иудейском царстве в правление Менашше. Ну а если верховные правители не пренебрегали находившихся под строгим запретом средствами и услугами сомнительных личностей, отчего не мог это сделать простой люд?
Сложность была в том, что иудеи хотели если не совмещать Тору и язычество, то отказываться от каких-то установлений и традиций той и другого. Ортодоксы, понятно, исключали использование талисманов – ведь они имели прямое отношение к магии. Можно упомянуть, к примеру, ритуал вызывания духов, чтобы те помогли наполнить глиняную, металлическую или деревянную поделку энергией – это ясно указывало, что такими способностями обладали лишь обитатели ада.
Так что было делать умельцам? Они, ведомые спросом (а тот был, естественно, спровоцирован главными потребителями – женщинами, на которых изначально лежала ответственность за жизнь и здоровье домашних) выслушивали мудреные разъяснения знатоков Торы, и, в конце концов, те, картинно вздыхая, разрешали изготовление талисманов, следуя известной формуле: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
Мусульманская версия
В исламе хамсу называют «рукой Фатимы», по имени единственной дочери пророка Мухаммеда.
Считается, что особую святость рука дочери пророка обрела в тот момент, когда муж Фатимы Али пришел в дом с девушкой, которую объявил новой женой. В это время Фатима помешивала еду в казане. Появление мужа с избранницей, которую не ждали, поразило ее до такой степени, что она уронила ложку в казан и при этом продолжала помешивать еду – не ложкой, а собственной рукой, не ощущая боли. Ислам видит в этом факте символ смирения и веры в необходимость ударов судьбы. Всем этим, по идее, и должна обладать женщина.
По другим источникам, Фатима была столь совершенна, что Али и не помышлял об иной жене. Он не женился даже после того, когда Фатима скончалась в цветущем 26-летнем возрасте. По легенде, Али, прощаясь с супругой, оросил слезами и поцеловал ее руку, многократно отводившую от него напасти.
Что на голубом глазу?
Хамса находится у входа в дом, оберегает здоровье и жизнь в виде браслетов и кулонов, расположена над ветровым стеклом автомобиля, у колыбели ребенка, на шее у дойной коровы. Ее и поныне рисуют на стенах домов и используют в качестве книжной иллюстрации. Хамса красуется на ритуальных барабанах племен Северной Африки.
Существуют любопытные трансформации хамсы. К примеру, женщины южного Марокко и Судана носят на шее пять равнобедренных треугольников из серебра, каждый из которых символизирует палец известного амулета.
Однако в защите нуждается не только гражданское население, но и армия, призванная защищать его. Почти 500 лет рука Фатимы развевалась на флагах янычар Османской империи. Эти головорезы пролили на просторах Старого Света реки крови. Видимо, для того чтобы узаконить насилие и отвести месть, требовался оберег от семьи пророка Мухаммеда. Рука Фатимы должна была ограждать от справедливого возмездия убийц, насильников и мародеров.
В Алжире хамса – это фрагмент государственного герба, в Египте – часть ритуальной церемонии в ходе праздника жертвоприношения, в Судане – обязательный графический элемент на официальных бланках полиции и других государственных учреждений, в Мавритании – популярный декоративный узор на кожаных мешках, в которых кочевники хранят одежду и продукты питания, включая самый ценный груз – питьевую воду.
Изабелла против Альгамбры
Хамса оберегает Альгамбру – архитектурный шедевр Испании времен исламского правления. Над Воротами правосудия, куда входили те, кто ожидал высокого суда, было высечено изображение руки Фатимы.
За долгие века Альгамбра стала олицетворением насилия. Здесь с VIII века 22 султана, сменяя друг друга, уничтожали своих предшественников. За небольшие провинности, не говоря уже о подозрении в заговоре, вырезались целые семейные кланы. Султаны опасались друг друга, но еще пуще страшились суеверий. Они жили двойной жизнью: демонстрировали благочестие в замковой мечети и с удовольствием предавались грехам, едва выходили из нее.
Контраст между внутренним и внешним обликом был разителен. Ведь султаны боялись, что сокровище достанется иноверцам. Они повторяли арабскую поговорку: «Дом, вызывающий зависть, будет разрушен».
Альгамбра оставалась непокоренной, пока в 1492 году королева Изабелла I Кастильская не заявила: «Я нанесу врагу смертельный удар прямо в сердце». А сердцем исламского мира на Западе была Альгамбра в Гранаде.
Победить мусульман оказалось проще, чем традицию. В Испании после окончания исламского правления использование хамсы было распространено настолько, что рука Фатимы создавала нездоровую конкуренцию христианским символам. Поэтому Епископальный комитет, созванный императором Карлом V в 1526 году, издал указ, вводящий запрет на руку Фатимы, а также на все подобные амулеты.
Но она уцелела на портале, у Ворот правосудия. Руку Фатимы в камне Изабелла по праву победительницы пощадила: ведь королеве удалось то, что не удавалось ни одному католическому мужчине-правителю.
Однако рука Фатимы не смогла уберечь мусульманскую цитадель и предотвратить падение эпохи мавров. Королева во плоти оказалась сильнее магического символа.
Но чья бы эта рука ни была, язычницы, иудейки, христианки, мусульманки, – это рука женщины, матери. Она бережет каждого из нас. Неважно, кто она: королева или простолюдинка, если столь сильна вера в силу и добро этой руки, и рука эта всегда готова отвести любую беду, утешить, приласкать, обнять.
И это – навсегда, пока будет жить твоя мать.
И даже, как говорят говорят мудрецы, за порогом ее земного бытия.
Александр МЕЛАМЕД
Комментариев нет:
Отправить комментарий