вторник, 19 января 2016 г.

ФИЛЬМ ПОЗНЕРА - ОЦЕНКА БОРИСА ГУЛЬКО

Image result for еврейское счастье познер премьера

Познер познаёт Израиль.

 Иногда, очень редко, фильм, телепрограмма или иное явление, выглядящее далеко не эпохальным, может повлиять на ход истории. Зафиксирован даже случай, когда футбольный матч – между Гондурасом и Сальвадором в 1969 году – привёл к реальной войне.
 Фильм Владимира Познера «Еврейское счастье», восемь вечеров рассказывавший своими восемью сериями российским зрителям об Израиле, может значительно повлиять на мир, и не обязательно путём, предусмотренным создателями.
Прежде всего, сам фильм, по-моему, сделан превосходно. Следует иметь в виду, что он снят не для евреев. Этот фильм – для российских граждан, взгляд на мир которых формируется тем, что они каждый вечер видят по телевизору. И фильм Познера интересно попытаться увидеть глазами этих зрителей.
  Владимир Познер представляет собой лучшее, чего достигла когда-то советская журналистика. Это – умение изгибать своё мнение до уровня, приемлемого для власти, но не сильнее, чем требуется; тонко чувствовать грань дозволенного. Это – мастерство намёка, умение показать то, что хочешь, не объявляя открыто свою позицию. То есть это специальный язык, который требует воспитанного этим языком зрителя.
Особенно большого совершенства Познер достиг, судя по тому, что я видел, как интервьюер. Сощурившись, он внимательно вглядывается в собеседника, пытаясь определить, как он может выудить из того что-то интересное, и в какой момент нужно остановиться; чего избегать, чтобы человек не впал в занудство или не понёс ахинею. По аналогии, использованной Гамлетом, беря интервью, Познер играет на собеседнике как на флейте.   
В сериях про Израиль интересно наблюдать скептичного, всё познавшего Познера, постепенно подпадающего под обаяние чуда страны, людей (я имею в виду, понятно, не политиков), с которыми беседует. В первой серии – про Иерусалим – он ещё стоит перед Стеной Плача и разочарованно восклицает: «Я здесь ничего не чувствую!»
Это очень смешная фраза. Познер так часто повторяет о своём атеизме, что начинает казаться, будто он уговаривает себя. Что атеист ожидал почувствовать у сохранившегося остатка подпорной стены Храмовой горы? Фраза Познера подтверждает мою догадку: большинство атеистов – лицемеры. Познер, похоже, ожидал от стены мистического опыта.
Вообще, пытаться понять Израиль атеисту не проще, чем импотенту проникнуть в суть страстной любви. Интересно наблюдать Познера, от серии к серии всё больше ощущающего магию Израиля. В его возрасте 81-го года менять свою картину мира – пагубную доктрину «борьбы народов за освобождение», унёсшую за последние две трети века больше жизней, чем самая кровопролитная война, «научный» атеизм, какие-то остатки социалистических бредней, крайне трудно. В фильме видна сложность для Познера совместить увиденное и услышанное с тем, во что он, вроде бы, должен бы верить. 
Во второй серии – про Тель-Авив – Познер находит в крупнейшем городе Израиля многое от города своего детства – Парижа. Театры, рестораны, ночная жизнь, лёгкая и безмятежная атмосфера. Среда художественной интеллигенции вроде той, среди которой протекала вся его жизнь. Да ещё тёплое море в придачу.
Чудеса начинаются с третьей серии – про кибуцы. То, о чём мечтал его отец-коммунист, оказывается, существует! Грёзы: «по способностям, по потребностям» – вот они ожившие, перед ним.
Эта серия содержит искус для российских жителей. Познер показывает кибуцную семью – муж русский, у жены лишь мама еврейка. Живут в коммунистическом раю, ни о чём не заботясь. В какой российской семье не найдётся кого-то, у кого бабушка или дедушка евреи? Рай – вот он – лишь купи билет на самолёт.
В конце серии скепсис Познера просыпается. Он сообщает: кибуцы в нарушение коммунистической идеи начали нанимать на работу таиландцев, филиппинцев, и присваивать прибавочную стоимость как вульгарные капиталисты. От Познера ещё, видно, утаили размер долга кибуцев перед государством. Одна из руководительниц кибуцного движения мрачно предсказывает: из существующих ныне двухсот кибуцев выживет штук 50. Если так, то сколько выживет после этого из оставшихся 50-ти?
Восторг овладевает Познером в четвёртой серии – об армии. В боевые части израильской армии конкурс желающих как в московские МГИМО или в ГИТИС – по 8-9 человек на место. Молодые люди любят свою страну и рвутся её защищать. Отношения внутри армии – офицеров с солдатами и между солдатами – братские. Познер спрашивает, есть ли в израильской армии дедовщина? Его не понимают: конечно, послужившие и многое уже умеющие солдаты пользуются большим уважением. По сравнению с российской армией – это другая вселенная. Познер произносит: «Я в восторге», «Я горжусь ими» – как будто он уже израильтянин. Правда, идея российского патриотизма присутствует в фильме: Израиль столь хорош, потому, что в нём большую роль играют русские евреи. В СССР нас, правда, не принимали в престижные ВУЗы, мытарили отделы кадров. Но как велика их страна, если даже ненужные ей граждане столь успешны после эмиграции!
От армии – в двух следующих сериях – Познер переходит к конфликту с местными арабами. Здесь с блеском играет мастерство Познера-интервьюера. Главный говорун у него – член кнессета Ханин Зуаби. Страстная, красноречивая – она прекрасно озвучивает демагогию врагов евреев. Особенно на фоне тяжёлых на язык Либермана и Щаранского. Позиция евреев: мы создали из ничего прекрасную страну, с высокопродуктивным сельским хозяйством, с яркой культурой, передовыми наукой и промышленностью, с равными правами для всех, включая арабов. Позиция арабов: это наша земля, мы готовы песок есть, верблюжью мочу пить, но евреев рядом с собой не потерпим.
Позиция Познера? После монолога Зуаби о несправедливости блокады Газы, сарказма главного арабского переговорщика Саиба Ариката о том, что евреев не устроила бы во главе ООП даже мать Тереза, съёмки продолжаются в Сдероте, городке, по которому из Газы, оставленной евреями, были выпущены десятки тысяч ракет. Прелестные еврейские дети, которых стремятся убить освобождённые от «оккупации» арабы. Подчёркивают различие двух миров параллельные монологи еврейской матери, сына которого убили террористы, и арабской, сын которой погиб в беспорядках. Мечта о понимании с арабами одной и неукротимая ненависть к евреям другой.
Опосредованное отношение к природе этого конфликта имеет седьмая серия – о посещении Познером музея Холокоста. Как атеисту, Познеру важно убедить себя и зрителей, что причина возникновения Израиля – это геноцид евреев в Европе в 1933-45 годах. Для него природа Израиля не мистическая – ведь Бога-то нет.
Ничего нелепее, чем искать корни воссоздания Израиля в Холокосте, не придумать. Во-первых, еврейское про-государство начало возникать в Палестине ещё с конца 19 века. Первый сионистский конгресс состоялся в 1897 году. Декларация Бальфура была принята в 1917 году, задолго до Холокоста. И во-вторых – геноцид скорее должен был бы побудить евреев развеяться по миру, а не собираться в одном месте, где новые гитлеры могут накрыть нас одним ударом. Советское Политбюро дважды было на грани приказа о ядерной атаке Израиля, что подтвердило бы стратегический риск израильского предприятия. А если уж собираться евреям вместе, то были безопасные варианты Аргентины, где во второй половине 19 века еврейские колонии организовал барон Гирш, Уганды, проект Гитлера с Мадагаскаром и Сталина с Биробиджаном. За Землю Израиля в последние 3000 лет велись бесчисленные войны. Что кроме мистической связи евреев с этой землёй и предопределения Торы могло привести их в это опасное место?
В последней серии Познер занялся безнадёжным вопросом: что делает евреев евреями? Показал безудержное веселье еврейской свадьбы («тут беспорядок, и совсем не весело» – слукавил Познер), поговорил с еврейскими мудрецами. Как во всех сериях, в этой проходит тема восхитительной еврейской кухни. Познер невольно соблазняет своих зрителей, подобно «Рабби Юда из Наварры» из стиха Гейне «Диспут», уговаривавшего капуцинов принять иудаизм. Тот завлекал возможностью, в день восстания из мёртвых: Рыбы господа, отведать, 

Частью в соусе чесночном, 
Частью в винном. А винцо-то! 
Приготовят эту рыбу 
Наподобье мателота. 

В белом соусе чесночном 
Редька плавает в приправу. 
Я уверен, патер Хозе, 
Что наешься ты на славу. 

Но и винную подливку 
Непременно ты попробуй, 
Если ты, мой патер Хозе, 
Ублажишь свою утробу.

Бог наш знает в кухне толк, 
Так не будь же ты болваном: 
Распрощайся с крайней плотью, 
Насладись Левиафаном!»

Невероятность демонстрации фильма, восхваляющего Израиль, в течение восьми вечеров по первому каналу российского ТВ указывает на возможную смену парадигм в российской пропаганде. Трудно поверить, что этот показ прошёл без санкции с самого верха российской иерархии. Россия и Израиль сегодня – это две страны-аутсайдера. У России в мире нет ни единого друга. Её опасаются бывшие «братские народы СССР», не любят в восточно-европейских странах, которые она насиловала почти полвека. Россия живёт под торговыми санкциями Европы и Америкой, и отвечает им тем же.
Аналогично положение Израиля. Когда Познер в фильме спросил Нетаньяху о причинах враждебности к Израилю европейского сообщества, тот удивлённо поднял на него взгляд и ответил несмышлёнышу: «Антисемитизм». В сенсационной колонке для Jerusalem Post от 14 января Каролин Глик рассказала о подрывной деятельности правительства США против своего «союзника», ставшей публичной благодаря обнародованным е-мэйлам Хиллари Клинтон в бытность её госсекретарём. Бывший посол США в Израиле, а позже один из столпов внешней политики Америки Томас Пикеринг в декабре 2011 года прислал Хиллари проект, как США должны использовать левые антиеврейские израильские НПО (в письме конкретно назван «Мир сейчас»), чтобы дестабилизировать ситуацию в Израиле. Резолюция Хиллари была: распечатать этот е-мэйл. Глик рассказала, как реализовывалась рекомендация Пикеринга, как через НПО оплачивались акции протеста и левых (или нанятых) евреев, и арабов. Строительный рабочий араб удивлялся: пять дней в неделю одни евреи ему платят за работу в Модиин элит (это «оккупированная территория»), а в оставшиеся два он бросает камни в солдат за деньги, получаемые им от других евреев. Бесплатно, он говорит, камнями бы не швырялся.
Сейчас сближение двух аутсайдеров – России и Израиля – взаимовыгодно. России, ведущей войну на Ближнем Востоке против некоторых исламистских движений, полезно иметь в друзьях единственное стабильное сильное государство региона. Израиль становится для России также, из-за разных санкций, важным поставщиком сельскохозяйственной продукции. Израилю нужен покупатель, не озабоченный маркировкой произведённого в Иудее и Самарии, не отягощённый антисемитизмом движения BDS.
История евреев полна иронии, и нам важно научиться её вовремя улавливать. Сто лет назад Россия была воплощением антисемитизма, а Германия страной эмансипированных евреев. Тридцать лет спустя СССР, хоть и невольно, спасая себя, спас евреев от нацистов. Позже СССР был главным покровителем арабских врагов Израиля, а США и её европейские союзники противостояли коммунистической экспансии и поэтому поддерживали Израиль. Сегодня Америка тратит деньги на то, чтобы разрушить Израиль изнутри, пыталась установить в Египте власть смертельных врагов Израиля Мусульманских Братьев, а сейчас переключилась на поддержку другого ненавистника Израиля Ирана. Россия же бомбит некоторые группы исламистов, угрожающих Израилю.

Возможно, сегодня мы стоим перед новой сменой ролей в мировой политике. И талантливый фильм Владимира Познера выглядит знаком этого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..