суббота, 18 ноября 2023 г.

Рина Вассерман: Древние синагоги Газы

 

Рина Вассерман

Древние синагоги Газы

Под большой мечетью города Газа, воздвигнутой на месте более ранней христианской церкви, французские археологи 19 века нашли еще более древнюю, чем церковь, колонну с выгравированными изображениями меноры, шофара, лулава и этрога, под которыми на иврите и на греческом языке указывалось, кто преподнёс этот дар: «Ханания бен Яаков».

Большинство исследователей пришли к выводу, что вышеупомянутая колонна была в своё время привезена в Газу для повторного использования при возведении христианской церкви. Однако, наряду с этим, существует также мнение, что эта самая колонна установлена в этом месте, потому что именно здесь находилась древняя еврейская синагога, на месте которой позднее была построена церковь крестоносцев, ну, а после этого - мусульманская мечеть.

В Еврейском университете в Иерусалиме хранится обломок древнего мрамора, который тоже был найден недалеко от города Газа. На этом мраморном обломке также выгравирована менора, лулав и шофар. Предполагается, что это останки украшений ковчега синагоги (арон акодеш ), построенной в Газе во втором веке новой эры. Израильский краевед Зеев (Жабо) Эрлих, занимавшийся до размежевания 2004 года исследованиями древних еврейских поселений в Гуш Катиф и секторе Газа, в своей статье «Синагоги Талмудической Газы» настаивает на том, что в Газе было по крайней мере две старинные синагоги: одна в самом центре города, а другая - на берегу моря к югу от Площади Рыбаков по пути в Шейх Аджалин (Sheikh Ijlin – южный приморский пригород города Газы).

Древняя синагога в центре города Газа была разрушена после наполеоновского завоевания (24 февраля 1799 года), а Ибрагим-паша, сын, соправитель и преемник Мухаммеда Али, паши Египта, в 1835 году построил из камней разрушенной синагоги Газы цитадель Ашкелона. А вот двери этой древней синагоги Газы, сделанные из платанового дерева (эц шикма ), были тогда же отправлены и установлены в синагоге Хеврона. Однако, после еврейского погрома и еврейских убийств, устроенных арабами в Хевроне и других городах Подмандатной Палестины в 1929 году, эти древние исторические двери исчезли из Хевронской синагоги навсегда!

В этой же древней синагоге Газы был тот самый великолепный мозаичный пол с изображениями фигур различных африканских животных и царя Давида в образе Орфея, играющего на арфе, о которых я уже рассказывала в своём прошлом посте. Интересная деталь: когда синагога была найдена египтянами в середине 60-х годов, то египтяне попытались утверждать, что это всего лишь пол церкви периода крестоносцев (и это несмотря на то, что на мозаике были найдены надписи на иврите!). Однако, за период исследований с 1967 по 1988 годы (от победы в Шестидневной войне и до первой палестинской интифады) израильские археологи-исследователи сумели всемирно доказать, что это место использовалось как синагога, обращенная в сторону Иерусалима, задолго до возведения христианской церкви.

Еще одна интересная деталь: Северный Негев, тот самый район, который волею ракетных обстрелов был переименован Службой тыла 10 лет назад в Отеф Аза и куда 7/10/2023 сумели прорваться террористы Хамаса. Именно в Северном Негеве еще в конце 50-х годов прошлого столетия (а это, примерно, за десять лет до присоединения Сектора Газы к Израилю по итогам Шестидневной войны; за 45 лет до одностороннего размежевания Израиля от Сектора Газы и почти за 70 лет до нынешних трагических событий Кровавой субботы Симхат Тора) израильские археологи раскопали три удивительно похожих мозаичных пола: в Хурват Маон, возле кибуца Нирим, в Хирбэ Нахаль Бсор и возле киббуца Бээри. Израильский журналист и краевед Хагай Губерман высказал на этот счёт предположение, что в древней Газе всегда проживали мастера, которые возводили мозаичные полы на заказ как для евреев, так и для христиан.

Известно, что во второй половине 15 века (т. е. более пятисот лет назад) итальянский раввин Мешулам Бен Менахем из Вольтерры (это возле Пизы) совершил путешествие в Эрец Исраэль, во время которого он побывал и в Газе. В 1481 году этот раввин опубликовал книгу «Путешествие Мешулама из Вольтерры в Эрец Исраэль» (сегодня оригинал этой книги хранится в Библиотеке Медичи Лауренциана во Флоренции). Описывая город Газу, Мешулам Бен Менахем сообщает: «Земля хорошая и плодородная, и плоды ее отборны. Там есть хлеб и вино, которые производят только евреи. Население большое. Там проживает около 70 еврейских семей, а также четыре семьи самаритян». Далее он описывает, что евреи живут в верхней части города: «во главе города (находится) [район] Иудика, а в ней - дом Далилы, и тут же жил Самсон-герой», до того, как разрушил своей силой и мощью это место. Мешулам Бен Менахем утверждал в своей книге, что он очень растрогался от сознания того, что видит двор того самого места, где и произошли легендарные события, описанные в ТАНАХе. Я, лично, слабо верю, что он увидел именно это место. Но знаменателен факт того, что и в 15 веке н. э. в том же районе города Газы, что и в танахические времена, проживали евреи. Местное арабское население называло этот район Ард Аль Ягуд – «Еврейская земля» - традиционное название еврейских районов в Палестине, с древних времён и вплоть до создания Государства Израиль.

Именно на месте старинного еврейского района, высоко над всем городом, сегодня возвышается католическая церковь Святого Семейства, единственная в Газе христианская церковь. Очень странным образом молитвы в этой церкви направлены на запад, явление, которому нет равных ни в Израиле, ни в мире. Не менее интересным является тот факт, что эта церковь была воздвигнута в 1974 году, т. е. в период израильского правления в Газе. Хотя в этот период в христианском мире всё время муссировались фейки о том, что израильтяне повсеместно разрушают христианские церкви и храмы.

Но вернёмся к месту предполагаемой древней синагоги города Газы, над которым и сейчас возвышается Большая мечеть. После победы в Шестидневной войне во дворе мечети были обнаружены фрагменты решеток, на одной из которых имеется надпись на греческом языке, гласящая: «Мир Иакову бен Елиазару и сыновьям его, благодарящим Б-га за святость места». А на фрагменте столба, который был найден там же, начертано: «Ангел, который избавит меня от всяческого зла, позволит мне взойти в Иерусалим». Эта надпись, по мнению специалистов, выражала стремление евреев города Газы совершать паломничество в Иерусалим в три паломнических праздника (Шлошет А Регалим), так как в другие периоды года им не удавалось это воплотить. Историк Ицхак Бен Цви, в последствии занимавший пост второго Президента Государства Израиль, пытался выкупить эту колонну у христианских священников еще в начале Британского Мандата в Палестине, но те, якобы, отказались её продавать. И только после вмешательства английского консула они согласились на продажу. Цви Гиршфельд, основатель Хават Рухама - первого еврейского ишува в Негеве, должен был доставить эту колонну из Газы в Иерусалим и передать Ицхаку Бен Цви, но случилось непредвиденное: Гиршфельд заболел брюшным тифом, свирепствовавшим тогда в уже подмандатной Палестине, и скоропостижно скончался. А потому эту колонну установили в качестве памятника на его могиле в Ришон-Ле Ционе, добавив к старинной надписи всё, что полагается выгравировать на еврейской могильной плите.

По некоторым другим обломкам мрамора, которые были найдены в 70-е годы прошлого столетия во дворе мечети и на которых была изображен семисвечник менора, израильские археологи пришли к выводу, что, вероятнее всего, в этом месте с конца XV ??по XIX век располагалась синагога.

Согласно исследованиям краеведа Зеева Эрлиха, в городе Газа, начиная с периода начала Британского Мандата и по 80-е годы прошлого столетия были обнаружены следующие предметы, подтверждающие постоянство еврейского присутствия в Газе:
- Колонна «Ханания бен-Яаков», установленная в Большой мечети города.
- Колонна «Ангел-спаситель», установленная на могиле Цви Хиршфельда в Ришон-ле-Ционе.
- Имеются свидетельства того, что из Газы на территорию Эрец Исраэль были переправлены дополнительные мраморные колонны из синагоги.

На всех этих колоннах имелись надписи древнееврейскими буквами, в колонне, установленной в мечети – также надпись на арамейском, а на колонне, использованной как могильный памятник на кладбище Ришон Ле Циона имеется и добавление надписи и на иврите.

По описаниям и фотографиям, сделанным израильскими специалистами до середины 80-х годов прошлого столетия, понятно, что колонна «Ханания бен-Яаков», находившаяся в Большой мечети в Газе, отличалась от колонны «Ангел-спаситель», привезенной из Газы на кладбище в Ришон-ле-Цион. Увы, колонна в Большой мечети подверглась вандализму, вероятнее всего, во время первой палестинской интифады 1988 года.

Что же касается второй синагоги Газы – приморской, то она, по мнению специалистов, была гораздо крупнее центральной синагоги и, будучи расположенной на Юге Эрец Исраэль, обладала такой же «паломнической аурой», какую имела Тверия, расположенная на Севере. Имеются письменные свидетельства и записи рассказов очевидцев, что были такие годы, когда евреи из арабских стран, которые не могли совершить вовремя паломничество восхождения в Иерусалим в период трех паломнических праздников, добирались именно до приморской синагоги Газы и здесь совершали паломнические обряды. В Энциклопедии Краеведения Эрец Исраэль, изданной под редакцией профессора Зеэва Вильнаи в 50-е – 70-е годы 20 столетия, приведен план Большой Мечети в Газе, включая указание на историческое расположение колонны с надписью «Ханания Бен-Яаков» и изображениями меноры, шофара, лулава и этрога.

Израильские политики и часть израильского общества решили в 2004 году, что Газа отныне не еврейская земля. Так было совершенo одностороннее размежевание от палестинской Газы и с корнем вырваны поселения Гуш Катифа. А также преданы официальному забвению археологические исследования и материальные находки не прекращавшегося с библейских времён еврейского присутствия в Газе. И всё это в надежде на мир и ради отсутствия еврейских жертв, как среди гражданского населения, так и среди военнослужащих.

Последствия такого решения мы, израильтяне, испытываем воочию в последние 13 лет, а кульминацией стала нынешняя полномасштабная война с ХАМАСом за наше право жить в Государстве Израиль. Но всё это – сиюминутная политика.

В очень редкие времена Газа была свободна от еврейского присутствия, и то это отсутствие евреев всегда заканчивалось для Газы разрухой (это тема для отдельной статьи). И, как видно, такое или иное присутствие евреев в ней всё равно понадобится. А потому, надо знать правду о древней еврейской истории Газы, помнить её, и передавать эту историю нашим детям, внукам и будущим поколениям.

"И РАССКАЖИ СЫНУ СВОЕМУ!"

(в статье использованы материалы публикации Исраэля Шапира в "Кикар Шабат" 09/11/2023)

ФБ Рины Вассерман, 11.2023

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..