Борис Гулько
Линия, цвет и
смысл
15.2.2023
Недавно я
побывал на выставке картин известной иерусалимской художницы Маргариты Левин и
её учениц. Непростой вопрос: почему в Израиле количество художниц на душу
населения, по моим прикидкам – не меньше чем вдвое превосходит такое в любой
другой стране?
Самый очевидный
ответ я получил около четверти века назад. Прилетев в Иерусалим из Америки, я
отправился в Израильский музей посмотреть живопись. Вечером я попал в один дом,
и дочь хозяина, конечно художница, спросила меня о впечатлениях об экспозиции
музея.
– Я её не видел
– ответил я. – В музее была временная выставка фотографий Израиля, и я провёл
всё время на ней. Художница не удивилась: в Израиле красота ландшафтов зачаровывает.
Можно рисовать всё.
Первая функция
живописи и родственного ей ваяния, до изобретения фотографии – сохранить
натуру. Откуда бы мы знали – как выглядел Наполеон, если бы не Жак-Луи Давид?
Конечно, всегда
есть сомнения в искренности художника. Пушкин написал, впервые узрев свой
портрет работы Кипренского: «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне
льстит». А кто может сказать: была ли столь загадочной улыбка Моны Лизы, как у Леонардо? Давно нет ни Леонардо, ни
Моны Лизы, а её загадочная улыбка по-прежнему завораживает.
Всевышний,
давая евреям заповеди, второй поставил: «Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху и что на земле
внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им. . .» (Шмот 20:4-5)
В апреле 22-го числа середины 80-х прошлого века я сидел и глазел в окошко
гостиничного номера в Киеве, где участвовал в шахматном турнире. Под окном
кончался бульвар, который венчала статуя Ленина. Неожиданно на безлюдном
бульваре появилась группа людей, которую возглавлял глава ЦК КПУ Щербицкий. Единственный раз в жизни я видел живьём
члена Политбюро. Группа подошла к скульптуре и стала что-то произносить. Через
стекло я не слышал что, и предположил, что молитву. Потом Щербицкий подошёл к
истукану и поклонился тому. Возложили откуда-то взявшийся венок.
Таких
истуканов, которым принято было поклоняться, по стране стояло бесконечно много.
Недаром Галич с его еврейской душой, в духе второй заповеди с таким
сладострастием описал, как он в образе ЗеКа где-то в Воркуте взрывает памятник
Сталину:
Я
упал, и он упал,
Завалил
пол станции.
Недавно
в США прошла кампания борьбы с памятниками. Народ (в основном фашисты Антифы)
поразрушали массу памятников достойным людям. Так недавно в Нью-Йорке был снят
памятник уважаемому президенту США Тедди Рузвельту. Но это не выглядело защитой
второй заповеди Торы: взамен вскоре на фронтон городского суда Нью-Йорка власти
установили золотую статую языческой богини, символизирующей, как они говорят,
победу борцов за свободу абортов.
По
мере отступления иудео-христианства, в США наступает язычество. Недавно на
вручении премии Грэмми, самой почётной в индустрии развлечений, главную премию
получили трансгендерная женщина Ким Петрас и небинарный певец Сэм Смит с
«Безбожной» композицией. На сцене имитировалась сексуальная оргия дьявола.
Лились струи мочи, видимо не настоящей. Спонсировала это искусство компания Pfizer, прославившаяся своей энигматичной «ковид» вакциной.
Америка погружается в будни Римской империи времени упадка.
С
появлением фотографии вторая заповедь Торы подзабылась. Вероятно, люди решили,
что результатам фотосъёмки поклоняться никто не станет. Да и изображение
создаёт не человек, а аппарат. Человек лишь нажимает кнопку. . .
Примерно
в одно время с фотографией и, может быть, под влиянием её появления, в живописи
родился модернизм, от реальности отделившийся. И с ним появились гениальные
художники-евреи. Модернисты вторую заповедь не нарушают. Они не следуют рабски
натуре, они её создают. Выдающийся кинорежиссёр Жан Ренуар в книге о своём отце
Огюсте, заполнившем написанными им девушками все галереи мира, заметил, что
ренуаровских девушек, до того, как их начал писать художник, в природе не существовало.
Одним
из основателей импрессионизма стал Камиль Писсарро. Другие евреи-модернисты,
ярчайшие звёзды в живописи ХХ века: Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал. Ещё
был Исаак Левитан. Живопись его столь одухотворена, столь отлична от творчества
других российских пейзажистов, что некоторые причисляют его к предтечам
импрессионизма.
* *
*
Если
первым шагом еврейских художников-модернистов было недоверие реальности,
следующим стало стремление приблизиться к запредельному. В Ницце есть
замечательная галерея «Библейское послание Марка Шагала», состоящая из работ
художника на темы ТАНАХа. Мне кажется, весь наш мир представлялся гениальному живописцу
иллюстрациями к ТАНАХу. А многочисленные его распятия, написанные после ужасов
Гражданской войны в России и холокоста, связываются в тему: «Еврей и проклятый
ХХ-й век».
Маргарита
Левин, с которой началось повествование, в своём творчестве тоже пребывает в
поиске Божьего промысла. Сама она говорит об этом так: «Основное в моей работе –
явить сокрытое в Творении, проявить Свет в этом мире, дать зрителю ощущение
радости от красоты и осознания Мира. Мы все совершаем здесь и сейчас свою
уникальную работу, необходимую для воссоздания единой картины Мира».
А
доктор искусствоведения профессор Григорий Островский ещё в 90-х годах прошлого
века видел в работах Левин, «по сути исполненных большого символического
значения, прорыв из "реальной" трехмерности в иное измерение
безмерного пространства космоса. . . Поиск изобразительной формулы
нерасторжимого единства макро- и микрокосмоса как свидетельства высшего разума
Творца, приводит к своеобразному синтезу каббалы, науки и искусства, а это в
свою очередь может стать исходной точкой в возникновении принципиально нового
жанра живописи».
Интересно
слушать, как художница говорит о своих картинах, в которых проявляются одновременно
её интеллектуализм и эстетика, глубокие замыслы и подсознание.
Маргарита
предложила недавно чрезвычайно остроумную теорию, характерную для её восприятия
мира, одновременно интеллектуального и визуального – графическое представление
отношения мудрости и ума в интеллектуальном поле человечества. На плоскости,
можем представить, ограниченной рамками картины, места всех возможных умов
определены в системе координат: по вертикали – от нуля мудрости внизу до
бесконечности её вверху. И по горизонтали – от максимума ума и
сообразительности справа до их отсутствия в нулевой точке слева.
Тогда
вверху слева окажется несообразительный мудрец, которому открыты тайны
мироздания, который понимает язык птиц, но не может решить простейшую житейскую
проблему – поменять перегоревшую лампочку или приготовить яичницу. А внизу справа окажется искусный мастер-«левша», способный
подковать блоху, но тупо считающий, что демократия, необходимая Израилю – это
диктатура юридической братии, назначающей друг друга на все судейские посты, и
имеющей власть отменять любые законы, утверждённые выбранными представителями
народа, увольнять не нравящихся им министров. А власть избранного народом парламента,
по мнению таких тупых умников – это диктатура.
Со
времени получения нами десяти заповедей мы изменились, и изменилось наше отношение
к искусству. Художникам стало скучно соревноваться с фотографией, аккуратно
перерисовывая «того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под
землею». А то, сколь успешен мастер в
одухотворении линии и цвета, в проникновении вглубь смыслов Божьего мира,
зависит от доставшегося ему места на графической доске мирового интеллекта в
системе координат Маргариты Левин.
Картины
Маргариты Левин в приложении к е-мэйлу: 1.НАД
ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА 2.Серия ЦВЕТОЦИТАТЫ: "От Эль Греко до Пикассо" 3.ПРОРОК
Двухтомник «Поиски смыслов». 136
избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Комментариев нет:
Отправить комментарий