суббота, 27 августа 2022 г.

В БУДУЩЕМ ГОДУ В ИЕРУСАЛИМЕ

      "Единство". Художник Вениамин КЛЕЦЕЛЬ
 

В будущем году в Иерусалиме

Бен-Гурион заметил как-то: "Чтобы в Израиле быть реалистом - надо верить в чудеса". Одно из великих чудес еврейской истории, которая вообще на чудеса плодовита, - сам факт сохранения евреев как народа. Через две тысячи лет жизни среди других народов. Несмотря на гонения, геноцид, насильственное крещение, обращение в мусульманство и всякие другие ужасы, которые постоянно сыпались на их голову. Невероятно! Сказке подобно! Как такое могло произойти? Одни объясняют приверженностью к иудаизму (хотя к бывшему Союзу это явно не относится), другие - антисемитизмом и, как следствие, изоляцией потомков Авраама от других народов, третьи - Божьим промыслом.

Сказанное, впрочем, не означает, что евреи вообще не ассимилировались, т. е., другими словами, не растворялись в культурной, религиозной, политической среде народов, среди которых жили. Ассимилировались и растворялись. Принимали другую религию, вступали в смешанные браки, порой старались забыть о своей национальной принадлежности. И все-таки народ, разбросанный по всему миру, жил. Евреи остались евреями...

А сегодня? В 21 веке? Есть ли будущее у живущих в странах рассеяния потомков Авраама? Вопрос, как говорится, интересный...

Пророки еще во времена существования Израильского и Иудейского царств были категорически против смешанных браков, влияния чужой веры или культуры. "Из-за трех добродетелей,- говорили еврейские мудрецы, - избавились израильтяне от ига египетского: за то, что не изменили языка своего, имен своих и одежды своей". Тем не менее уже в 4 в. до н. э. иудеи попадают под влияние эллинизма. Возникает еврейская литература на греческом языке. Некоторые из эллинизированных евреев даже сотрудничали с сирийским царем Антиохом Эпифаном, захватившим Иудею и преследовавшим иудаизм.

Но настоящая ассимиляция начинается не с тех давних времен, а значительно позднее. С эпохи Просвещения. Именно тогда, в конце 18 века, многие евреи добровольно переходят в христианство, объясняя это приобщением к развитой европейской культуре, за которой якобы не поспевает "закостенелое" еврейство. Особенно сильный размах ассимиляционные настроения приобрели в 19 веке с приходом реформистов. Деятели этого движения многое пытались изменить. В том числе определяли еврейство как принадлежность не к вероисповеданию, а к нации. В те времена появились "немцы Моисеева закона", "французы Моисеева закона" и т. д. Реформисты поддерживали идею ассимиляции, ничего не имели против смешанных браков, удалили из молитв упоминание о надежде евреев на возвращение в Эрец-Израиль. Их не остановила ни Катастрофа, ни отторжение других народов, ни запреты иудаизма. Подобных взглядов придерживались в советское время и многие евреи из бывшего Союза. Мы, в своем большинстве, в синагогу не ходили и, можно сказать, насильственно идентифицировались как евреи по графе в паспорте. Таким образом, главное, что мешало евреям ассимилироваться в советское время, - государственный и тесно связанный с ним бытовой антисемитизм. Отторжение других народов. Процесс, впрочем, был противоречивый. С одной стороны, многие из нас, учитывая, что с неправильной пятой графой попасть на хорошую работу и в престижные институты было непросто, старались изменить эту графу на любую другую (от узбека до чукчи) благодаря смешанным бракам или взятке в паспортном отделе милиции. С другой, инстинктивно или осознанно тянулись к браку с евреем (еврейкой), так как опасались когда-нибудь услышать от жены-мужа "гоев" или их родственников что-то вроде: "Ах ты, морда жидовская!"

Провозглашение государства Израиль, победы и успехи еврейского государства, а также исчезновение государственного антисемитизма изменили ситуацию. Не то чтобы уменьшилось количество ассимиляторов. Вовсе нет. Но даже у самых ярых сторонников слиться с окружающими народами в наднациональном, гуманитарном единстве появилось чувство национальной гордости. Даже они стали подумывать об эмиграции на историческую Родину. Стало ясно, что дни диаспоры сочтены. Сегодняшнее лавинное увеличение количества еврейских общин в Германии в долговременной перспективе вряд ли изменит ситуацию. Об этом говорит и рост числа смешанных браков, и низкая рождаемость в еврейских семьях, и, как это ни парадоксально, отход интеллектуальной молодежи от проблем религиозного еврейства. У значительной части молодежи национальное самосознание заменило религиозную веру. Сказанное подтверждается статистикой. Еврейское население Европы с 1949-го и по настоящее время в процентном отношении к общей численности мирового еврейства уменьшилось от 20% до 14%. Вместе с тем постоянно увеличивается доля евреев Израиля, которая медленно, но неуклонно повышается от 27% в 1985 г. до 30% в 1990 г. и 38% в 2000 г.

Поэтому с появлением государства Израиль, уменьшением государственного антисемитизма и повышением у молодежи национального самосознания еврейство в странах рассеяния у меня все больше сомнений, что еврейская диаспора имеет будущее. Чем прочнее страна обетованная встает на ноги, чем значительнее ее военные победы и успехи в экономике, чем лучше отношения с соседними государствами, тем чаще в аэропорту Бен-Гурион будут выходить на святую землю со слезами радости на глазах немецкие, русские, американские, французские и всевозможные другие евреи. Тем чаще мы, потомки Авраама, живущие в странах рассеяния, будем повторять: "В будущем году - в Иерусалиме". 

Источник: "МАСТЕРСКАЯ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..