Александр Я. Гордон | Еврейский аспект инфицирующей глобализации
Бездоказательное приписывание евреям преступлений на основании приписываемым им мотивов – типичная начинка всех теорий еврейских заговоров. Старая клевета меняет кожу, но продолжает жить. Ее сочинителям поступил новый материал для юдофобии, им попалась пандемия, имеющая все признаки намеренного уничтожения людей, кроме одного, – полного отсутствия такого намерения.
Еврейскому народу глобализация знакома издавна. Жизнь на глобусе без прочной привязанности к месту проживания, ссылки, изгнания и перемещения способствуют глобальному образу существования. Г. Гейне писал: «Евреи несли Библию сквозь века как свое портативное отечество»; другого отечества не было. Созданием векселя «коммерция обязана евреям», – писал Вальтер Скотт. В романе «Айвенго» он добавляет: «Векселя давали им также возможность перемещать богатства из одной страны в другую, так что, когда в одной стране евреям угрожали притеснения и разорения, их сокровища оставались в другой стране». Если под «богатствами» и «сокровищами» понимать имущество, то вексель был одним из средств борьбы против результатов погромов-грабежей. Вексель не имел родины, он был космополитическим инструментом. Лишенные родины и прав на родину в Европе, евреи, «люди ниоткуда», воспринимали космополитизм естественным образом. Вексель для некоторых представлялся родиной, как впоследствии банк, ставший международным предприятием ряда успешных, богатых еврейских семей. Ненависть к евреям меняла формы – религиозная, расовая, экономическая, – но всегда была вселенской. Антисемитизм, как и иудаизм, был глобальным явлением, так как во всех христианских странах евреи считались богоубийцами, отравителями колодцев, распространителями болезней, грабителями-ростовщиками, кровопийцами, использовавшими кровь христианских младенцев для приготовления мацы, заговорщиками, стремившимися захватить власть над миром. Расовый антисемитизм был и остается универсальным учением. Экономический антисемитизм был и остается реакцией на достаток евреев, на их успехи в материальной сфере и не имеет государственных границ. Современная глобализация для евреев – не новое явление, а новая терминология. Она нивелирует национальные различия, идея борьбы с которыми заложена в марксизме.
Глобализация подразумевает свободный поток вещей, товаров, людей, идей, информации, привычек, нравов, болезней, вирусов во все части Земли. В магазинах европейских и израильских городов продают электротовары, телефоны, автомобили и одежду одних и тех же фирм. Свобода торговли делает города и людей похожими друг на друга. Не только торговля объединяет и использует возможности демократии, но и террор. Террор – это тоже товар. Продается и покупается кровь, страх, и достигается управление жизнью путем запугивания террором. Терроризм – неизбежное следствие глобализации. Начиная с 2011 года, наблюдается явление, которое в определенной степени согласуется с теорией Герберта Маркузе, философа, одного из столпов Франкфуртской школы: «третий мир» двинулся в «первый мир». Однако причины этого движения глобализации отличаются от тех, которые выдвигал философ. «Аутсайдеры» покидают «третий мир» не для улучшения «первого мира», а для того, чтобы спасти свою жизнь и зажить жизнью «первого мира». Национальные меньшинства, населяющие Арабский Восток, хлынули из восхваляемого Маркузе «третьего мира» в критикуемый им «первый мир», благополучный и сытый, чтобы стать «первым миром», благополучным и сытым. Проповедники мира на Ближнем Востоке не осознают, что рука, протянутая для примирения, двоится в глазах местных жителей и представляется двумя руками, поднятыми вверх. Сила мирных идей – мираж в ближневосточной пустыне. Арабский Восток экспортирует в Европу свои проблемы – религиозную замкнутость и нетерпимость, необразованность, неумение работать и создавать, отсталость в науке и технологии – и взгляды на отношения между людьми: презрение к инакомыслящим и верующим других религий, обособленность и агрессию, неуважение к женщине, непринятие демократии как способа управления, милитаризм. Пламя исламской борьбы против глобализации, приводящей к просачиванию Запада на Восток, передается самими террористами, устремляющимися с Востока на Запад, а также европейскими выходцами с исламского Востока, негодующими на содержащий их и ненавистный им Запад. Европа склоняется перед потоком страждущих исламских беженцев в пароксизме «высшего гуманизма». Старый Свет распластывается перед распространяющимся по Европе исламом во имя идей, которые мусульмане не разделяют, и склоняется перед ним в уважительном поклоне, не имея шансов на ответное уважение. Исламские фундаменталисты возмущены глобализацией, ибо она загрязняет «нравственную чистоту» ислама. Они используют глобализацию… для борьбы с глобализацией, с западными веяниями, распространяющимися по всему миру и берущими в плен угнетенных исламским фундаментализмом.
Террористы используют западную свободу передвижения, свободу выражения мыслей и взглядов для борьбы с самой свободой. Иранский философ Ахмад Фардид, один из идеологов Исламской республики Иран, выдвинул в 1976 году понятие «Интоксикация Западом» (Westoxication). Имелся в виду «иудео-масонский заговор», тесно связанный с «помрачением мира» (выражение немецкого философа Мартина Хайдеггера). Хайдеггер, вдохновивший иранского идеолога, так формулирует свою мысль о «помрачении мира» во «Введении в метафизику»: «Духовный упадок Земли зашел так далеко, что народам угрожает потеря последней духовной силы, которая одна бы еще могла помочь преодолеть этот упадок, по крайней мере разглядеть, ибо помрачение мира, скучивание людей в массы, подозрение и ненависть ко всему творческому уже достигло по всей Земле такого масштаба, что пессимизм и оптимизм давно стали смешными». По мнению иранского философа, его последователей и единомышленников, следует бороться против такой интоксикации и составляющих ее элементов – чужеродных прав человека, демократии, терпимости, – мешавших возврату к «подлинному восточному Я». Этот подход оправдывает антисемитизм на основе традиционной теории заговора.
Западная Европа выбрала: еврейская страница ее истории дописана и вырвана, замарана бойкотами товаров еврейского государства, пишется исламская страница. В общественном мнении западноевропейских стран независимые евреи представляют собой нежелательное зрелище. Боязнь сильных евреев, умеющих делать дело, воевать, много и плодотворно работать, изобретать, и пиетет перед социальными элементами с Востока, выраженный в повышенной заботе об устройстве дел одного из арабских племен, синтезированы в модное и «прогрессивное» течение в Старом Свете. Европа принимает «слабых» беженцев, ослабляя себя, и прижимает к сердцу палестинских арабов, осуждая евреев за «противление злу насилием». Старый европейский образ хитрого, жадного, коррумпированного еврея заменил образ сиониста, покоряющего и брутально убивающего захватчика. Желтая звезда загнанного еврея заменяется звездой шерифа. Глобализация антисемитизма успешно продолжается. Он стал частью субструктуры предрассудков на Земле. Число евреев вне Израиля падает, а число антисемитов растет.
Пандемия «испанского гриппа» разразилась после Первой мировой войны и принесла больше жертв, чем породившая ее своей антисанитарией и недоеданием мировая бойня. Пандемия коронавируса 2019 года, в отличие от ее роковой предшественницы, пока приводит к миру: войны, теракты, ракетные попадания в пассажирские самолеты прекратились. Но глобализация, проявившаяся в распространении вируса в 204 странах, засверкала новыми красками и испугала открывшимися новыми возможностями разрушения. Первая мировая война создала пандемию «испанки». Не может ли нынешняя пандемия толкнуть какие-нибудь страны-банкроты к войнам для исправления своего положения? Каким будет поведение миллионов запертых в домах, обедневших и лишенных зрелищ людей после освобождения? В период царствования коронавируса границы закрыты, нации заперты в своих странах. Национализм берет верх над интернационализмом. Взаимообвинения отдельных стран и народов в виновности распространения вируса носятся в воздухе вместе с вирусом. Пандемия показала угрозу, которую представляет глобализация для человечества. Европейский Союз, усиленно двигающий глобализацию, испытывает кризис идеологии. Его единство, заключенное в философии мультикультурализма, выглядит как идея, которая себя скомпрометировала, и которая в какой-то степени содействовала нынешней пандемии. Идеология объединения наций больна коронавирусом 2019 года.
Пандемия коронавируса привела к резкому падению цен на нефть, ударив по странам, живущим за счет нефти, и по государствам, перерабатывающим нефть в террор. Но она ничего нового не внесла в антисемитизм: раньше евреев повсюду обвиняли в распространении смертельных болезней, во время новой пандемии евреев кое-где называют виновниками распространения коронавируса с целью нанесения вреда суннитскому и шиитскому исламу и другим конфессиям и народам. Если можно отрицать Холокост, то с той же степенью достоверности можно утверждать, что пандемия – дело рук евреев. Эти отрицание и утверждение идут из одних и тех же кругов. Евреям вновь приписывают захват контроля над мировыми рынками, как и следует из «Протоколов сионских мудрецов». Обвинения евреев в распространении коронавируса опубликованы правыми и левыми организациями, религиозными деятелями, идеологами национализма, отдельными «аналитиками», любителями теории еврейского заговора и даже некоторыми официальными чиновниками во Франции, Швейцарии, Иране, Испании, Турции и Венесуэле. Каким способом евреи якобы распространяли заразные болезни раньше? Ответ – путем отравления колодцев, рек и родников. Как евреи сумели распространить коронавирус, по слухам, – новое «биологическое оружие»? Биологическое оружие распространяется с помощью боевых частей ракет, авиационных бомб, артиллерийских мин и снарядов, пакетов, мешков, коробок или контейнеров, сбрасываемых с самолетов, с помощью специальных аппаратов, рассеивающих насекомых с самолетов. При сегодняшней технике слежения обнаружить распространение биологического оружия людьми просто. Однако до сих пор сообщений о способах доставки и использования евреями биологического оружия не было. Напротив, число погибших религиозных евреев в Израиле и в Нью-Йорке непропорционально велико. Аргументы кругов и людей, обвиняющих евреев в распространении коронавируса, сводятся к следующему:
Это распространение выгодно евреям, ибо их цель уничтожить как можно больше мусульман и христиан, арабов и персов, испанцев и французов и т. д. и т. п.
Это распространение выгодно евреям, ибо оно обрушивает рынки и уничтожает экономику Турции, Ирана, Испании, Венесуэлы и других стран.
Это распространение выгодно евреям, ибо они собираются нажиться на изобретении вакцины.
Бездоказательное приписывание евреям преступлений на основании приписываемым им мотивов – типичная начинка всех теорий еврейских заговоров. Старая клевета меняет кожу, но продолжает жить. Ее сочинителям поступил новый материал для юдофобии, им попалась пандемия, имеющая все признаки намеренного уничтожения людей, кроме одного, – полного отсутствия такого намерения.
Цивилизация, преодолевшая две мировых войны, переживает цепную реакцию заражения. Скорость переноса болезни превзошла все известные, ожидаемые темпы. Инфекция эффективно распыляется людьми благодаря открытым границам, терпимости, уважению к личности в духе демократии. Но человек человеку вирусный враг, а там, где есть враги, там возникает соблазн врагами представлять евреев. Евреи, овеянные антисемитскими легендами, заработали еще один кровавый навет – вину за распространение коронавирусной инфекции. Рациональный подход к преодолению кризиса нередко терпит неудачу. Пандемия несет с собой панику, волны неврозов, психозов, разорений, самоубийств и разводов в семьях. Она рушит устойчивое, более или менее предсказуемое существование личностей и народов. Ламинарная, упорядоченная жизнь становится турбулентной. Реальные опасности сосуществуют с мнимыми, текут реки верной и лживой информации, а чудовищные слухи, наполовину мифические, получают право на жизнь. Происходят потеря стабильности и головокружение от неопределенности и страха перед неизвестным и непонятным будущим. Вирусное «излучение» вызывает рост температуры страстей, соблазняет экстремистов для поиска простых и разрушительных продолжений жизни. Пандемия коронавируса сбила корону с головы глобализации, лишила ее обширной территории и поставила под сомнение ее ценность в качестве пути развития цивилизации.
Об авторе.
Александр Я. Гордон (публицист, эссеист, ученый, преподаватель).
Уроженец Киева и выпускник физического факультета Киевского университета. До переезда в Израиль работал в Институте физики Академии Наук УССР. Репатриировался в Израиль в 1979 году. В течение 13 лет нес резервную службу в боевой части израильской армии, участвовал в Первой ливанской войне, за что получил медаль. Полный профессор физики на факультете естественных наук Хайфского университета (Израиль) и в академическом педагогическом институте «Ораним» (Тивон, Израиль). Автор около 1000 статей в бумажных и интернетных изданиях. Публиковался в 54 журналах 11 стран на русском, иврите, английском и немецких языках. Порядка миллиона читательских прочтений в интернете. Автор 7 книг о выдающихся европейских евреях, ученых, деятелях культуры и искусства, политиках и революционерах из Германии, Франции, Австрии. Голландии, Испании, Венгрии, Дании, Российской империи и СССР: «Еврейские вариации» (2007), «Этюды о еврейской дуальности» (2010), «Двойное бремя» (2013), «Безродные патриоты» (2016), «Коренные чужаки» (2018), «Урожденные иноземцы» (2019) и «Посторонние» (2020). Книги куплены библиотеками университетов Беркли, Гарварда, Принстона, Стэнфорда, Колумбийского университета в Нью-Йорке, библиотекой Конгресса в Вашингтоне и Британской библиотекой в Лондоне. Сотрудничал с радиостанциями «Голос Израиля» и «Рэка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий