Чудо в Париже: найден Святой Себастьян — рисунок Леонардо да Винчи
Находку оценили в 15 млн евро
13 декабря 2016
Представьте себе такую фантастическую картину. В офис аукционера заходит некто с улицы. Он открывает папку с рисунками. Хозяин офиса небрежно просматривает содержимое папки, и вдруг его сердце начинает судорожно биться. В «навозной куче», как у Крылова, он находит «жемчужное зерно» — рисунок работы великого и неповторимого Леонардо да Винчи!
фото: ru.wikipedia.org
Именно это и произошло с Тадэ Пратом, директором отдела картин старых мастеров аукционного дома «Tajan» в Париже. Не верь глазам своим, учит нас народная мудрость. И Прат обратился к своим всезнайкам-коллегам. Куратор Музея искусств «Метрополитэн» подтвердил и объявил, что рисунок принадлежит «тому самому» Леонардо. Находку оценили в 15 млн евро (примерно $15,8 млн.).
В прошлый четверг репортера «Нью-Йорк Таймс» Скотта Рейбарна с фотографом допустили в зал, где пред ними предстал святой мученик Себастьян, привязанный к дереву. Размер рисунка 7 1/2 дюйма на 5 дюймов (19x12,7 см). В золоченой раме итальянского Ренессанса. На деревянном мольберте. Да, мал золотник, да дорог.
Чудо произошло в марте, рассказывает The New York Times. Некий доктор, ушедший на покой, зашел в «Tajan» и представил 14 рисунков. Рисунки, сказал он, коллекционировал его отец-библиофил. (По просьбе врача его имя хранится в секрете.) Среди рисунков был и Святой Себастьян, привязанный к дереву на вершине горы Микеланджело.
«Первым моим впечатлением было, что это весьма интересный рисунок XVI века, требующий дальнейшего исследования», — говорит Прат. «Второе мнение» он запросил у Патрика де Бейзе, независимого дилера и советника по работам старых мастеров. Де Бейзе исследовал Святого Себастьяна в Париже. «Заметили ли вы, что рисунок сделан левшой?» — спросил он Прате. (Леонардо был левшой.) Де Бейзе нашел также на обороте рисунка два маленьких «научных рисунка». Они сопровождались подписью справа налево эпохи итальянского ренессанса.
Мужчины переглянулись. «Неужели вы верите, что это Леонардо? — спросил Прат де Байзе, — но это же немыслимо!?»
Тогда «Tajan» обратился за «третьим мнением» в Нью-Йорк. Речь шла о Кармен Бэмбах, кураторе итальянских и испанских рисунков в Музее Метрополитэн. Бэмбах была организатором выставки «Леонардо да Винчи, Мастер рисунка» в 2003 году. На ней экспонировались два рисунка из музеев Гамбурга и Байонны. Оба рисунка были из серии «Восемь Святых Себастьянов», которые упоминаются в «Codex Atlanticus» Леонардо да Винчи. «Codex» находится в миланской «Библиотеке Амброзиана».
Госпожа Бэмбах была вне себя от радости. «Мои глаза выскочили из глазниц», — сказала она, увидев рисунок. По ее мнению, рисунок полностью дополнял гамбургского Святого Себастьяна. Замечу совсем не в скобках, мнение госпожи Бэмбах по рисункам Леонардо считается определяющим. «Принадлежность рисунка Леонардо неоспорима. Хотя мы не знаем, кто им владел до XX века. Это дело можно считать открытым и закрытым. Это волнующая находка», говорит Бэмбах.
По ее мнению, новый Святой Себастьян – наиболее разработанный и привлекательный из трех известных. В отличие от гамбургского, парижский Святой Себастьян не монохромный. Он сделан двумя оттенками чернил и изображает горный ландшафт на заднем плане.
«Ты словно заглядываешь за его спину. Моё сердце всегда начинает сильно биться, когда я думаю об этом рисунке, — признается госпожа Бэмбах. — В нем столько меняющихся идей, столько энергии. Его спонтанность просто изумительна». По мнению Бэмбах, дата создания рисунка между 1482 и 1485 годами. (Это первая фаза миланского периода Леонардо.)
Согласно Бэмбах, которая считает, что рисунок будет приобретен одним из французских музеев, он представляет первое открытие «Леонардо – и точка» с 2000 года, когда лондонский «Сотбис» предложил на продажу лист, датируемый 1506-1508 годами и выполненный черным мелом и пером. (Геркулес и водовороты.)
А вот портрет молодой женщины «La Bella Principessa», о котором много спорят знатоки и который восемь лет назад лондонский дилер Саймон Дикинсон оценивал в 150 миллионов долларов, Бэмбах не считает работой кисли Леонардо.
Леонардо да Винчи был подлинным энциклопедистом — художником, скульптором, архитектором, ученым. Короче, он был универсальным гением. В наше время цена этого гения — цена его картин. В 1994 году миллиардер Билл Гейтс купил у «Кристис» за $30,8 млн знаменитый «Codex Hammer» — альбом, содержащий 300 рисунков и научных записей. Мне посчастливилось держать в руках этот Кодекс, когда я работал над биографией его владельца Арманды Хаммера.
Как пишет The New York Times, в 2013 году миллиардер Дмитрий Рыболовлев купил картину Леонардо «Христос, Спаситель мира» (около 1499 года) за умопомрачительные $127,5 млн у швейцарского бизнесмена и дилера Ива Бувье. Ну, а за рисунки Леонардо самая высокая цена на аукционах равнялась $11,5 млн.
В сентябре Прат съездил к анонимному владельцу Святого Себастьяна. «Я надеюсь, что вы всем этим не шокированы?» — спросил он отставного врача. На что тот хладнокровно ответил: «Я очень доволен. Но у меня в жизни есть и другие интересы кроме денег».
Кураторы Лувра уже осмотрели рисунок Леонардо. Франция имеет, как говорится, право первой ночи. Она может объявить рисунок «национальным достоянием» и остановить его вывоз за рубеж.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий