16:40 16 ноября | Новости — С.Петербург
Михаил Веллер заявил, что новых "легенд" не будет
Знаменитому сборнику новелл исполнится четверть века
В 2018 году знаменитому сборнику новелл "Легенды Невского проспекта" исполнится четверть века. На эту и другие темы с автором можно пообщаться лично. 18 ноября Михаил Веллер проведёт встречу с читателями в новом магазине "Буквоед" в ТРК "Питер Радуга"
"Легенды Невского проспекта" – это сборник баек о людях XX века. Но в аннотациях издатели называют книгу "не теряющей актуальность"...
Я даже не знаю, как на это реагировать. "Легенды" отражают реалии советского времени, которые нынешнему поколению нужно объяснять. Спустя почти четверть века истории, содержащиеся в книге, могут потребовать комментариев. И с каждым годом их нужно будет всё больше. Из актуального остаётся лишь уровень поэтики. Весёлое за это время не перестало быть весёлым, лёгкое – лёгким. Такие книги превращаются в документ эпохи, а герои – в ископаемых, которые навечно влипли в янтарь.
Я даже не знаю, как на это реагировать. "Легенды" отражают реалии советского времени, которые нынешнему поколению нужно объяснять. Спустя почти четверть века истории, содержащиеся в книге, могут потребовать комментариев. И с каждым годом их нужно будет всё больше. Из актуального остаётся лишь уровень поэтики. Весёлое за это время не перестало быть весёлым, лёгкое – лёгким. Такие книги превращаются в документ эпохи, а герои – в ископаемых, которые навечно влипли в янтарь.
Вы написали московские "Легенды Арбата" как идейное продолжение книги. Не было желания выпустить вторую питерскую часть?
Мне всегда было неинтересно что бы то ни было, в жизни или литературе, повторять. Первый раз всегда острее, интереснее, свежее. Те же "Легенды Арбата" я в значительной степени написал потому, что в течение 15 лет издатели меня об этом просили. Но третью книгу на эту тему, полагаю, не напишу никогда.
Мне всегда было неинтересно что бы то ни было, в жизни или литературе, повторять. Первый раз всегда острее, интереснее, свежее. Те же "Легенды Арбата" я в значительной степени написал потому, что в течение 15 лет издатели меня об этом просили. Но третью книгу на эту тему, полагаю, не напишу никогда.
С 2000 года вы живёте в Москве. Каким вам видится Петербург спустя почти 25 лет?
Российские города в целом достаточно уродливы. Петербург изначально был для страны исключением. Его на колоссальные деньги имперской казны строили блистательные зодчие. Я бы объявил весь исторический центр городом-музеем, чтобы не смели трогать. "Реконструкция" Летнего сада, "улучшение" улицы Восстания и некоторые другие "модернизации" не выдерживают критики. В остальном город почистили к юбилею, но в корне он не изменился.
Российские города в целом достаточно уродливы. Петербург изначально был для страны исключением. Его на колоссальные деньги имперской казны строили блистательные зодчие. Я бы объявил весь исторический центр городом-музеем, чтобы не смели трогать. "Реконструкция" Летнего сада, "улучшение" улицы Восстания и некоторые другие "модернизации" не выдерживают критики. В остальном город почистили к юбилею, но в корне он не изменился.
Тема года – 100-летие революции. Но в Петербурге до начала ноября она была слабо заметна. Не превращается ли революция из исторической в былинную?
Мы в любом случае живём в мире мифологизированном, знаем не то, что было, а то, что домыслили, приписали, дофантазировали. Создаваемые сегодня сериалы, фильмы, книги имеют косвенное отношение к событиям 100-летней давности. Но идеализировать революцию в принципе опасно. В ней нет романтики.
Мы в любом случае живём в мире мифологизированном, знаем не то, что было, а то, что домыслили, приписали, дофантазировали. Создаваемые сегодня сериалы, фильмы, книги имеют косвенное отношение к событиям 100-летней давности. Но идеализировать революцию в принципе опасно. В ней нет романтики.
Почему русской литературы сегодня нет на мировой карте?
Не согласен, что мы на этой карте были. Россия всегда находилась на обочине европейского культурного прогресса. Так сложилось исторически. Роль русской литературы в мировой всегда была скромной. Толстого и Достоевского читал на Западе узкий круг интеллектуалов. И влияния они оказали не так много. Единственное исключение – Чехов с его драматургией. И сегодня, когда западная литература находится в кризисе, русская отнюдь не худшая её часть. Качественно она даже находится выше.
Не согласен, что мы на этой карте были. Россия всегда находилась на обочине европейского культурного прогресса. Так сложилось исторически. Роль русской литературы в мировой всегда была скромной. Толстого и Достоевского читал на Западе узкий круг интеллектуалов. И влияния они оказали не так много. Единственное исключение – Чехов с его драматургией. И сегодня, когда западная литература находится в кризисе, русская отнюдь не худшая её часть. Качественно она даже находится выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий