Человек
и война.
Борис
Гулько
Первый
человек на Земле Адам ни с кем не воевал. Он был один. Но уже в следующем
поколении – двоих – Каин убил Авеля. С тех пор войны не кончаются, они лишь
сменяют одна другую.
Старейшие
известные нам знаки войны были обнаружены в Натаруке близ озера Туркана в Кении. Лезвия, вонзенные в кости, проломленные черепа – всего 27 скелетов. Бойня
произошла примерно 10 тысяч лет назад, в период, именуемый сельскохозяйственной
революцией – люди начали тогда возделывать землю. Военный историк Азар Гат и эволюционный психолог Стефен Пинкер утверждают, что войны
существовали и ранее.
Неоднозначен
вопрос: насколько участие в войнах – убийства вражеских солдат, соответствует
духовному устройству людей. Неожиданны материалы исследований, ставших основой
сериала, снятого журналом «National Geographic». Опросы, проведённые в 1947 году среди
американских ветеранов Второй мировой войны из пехотных частей выявили, что во
время реальных боёв менее 25% солдат и офицеров стреляли в сторону противника.
И только 2% сознательно целились в людей. Аналогична картина в ВВС: более 50%
сбитых американцами самолетов противника приходилось на 1% летчиков.
Примерно
у 25% солдат и офицеров наступал временный паралич руки или указательного
пальца, именно тех, которые нужны для стрельбы. У левшей паралич касался левой
руки. В архивах Рейха обнаружили документы, что та же напасть преследовала
немецких солдат. На Восточном фронте примерно у 25% состава постоянно случалось
«обмораживание» руки или пальца, нужных для стрельбы.
Выяснилось,
что в тех видах боев, где противник воспринимается как человек и личность
(пехотные бои, авиационные дуэли истребителей), практически весь урон,
причиняемый противнику, совершают только 2% личного состава, а остальные 98% не
способны убивать.
Важно
отметить, что тут речь идёт о «войне правительств». Куда выше ожесточение
воюющих в гражданских войнах, когда противник – не анонимный иностранец, а ненавистные
сограждане. Мотивация участников гражданских войн и жестокость этих войн несравненно
выше. В России «на той единственной Гражданской», о которой пел Окуджава, были
убиты своими согражданами около 10,5 миллионов человек, а двум миллионам после войны пришлось покинуть страну.
Историк Леонид Млечин высказал мнение, что ввиду таких потерь своих лучших
людей Россия уже тогда оказалась обречена на тяжёлую деградацию, произошедшую с
ней в ХХ веке.
Психологи
предположили, что 2% эффективных бойцов, о которых говорит исследование «National Geographic» – психопаты. Зачастую у таких парней и до
поступления в армию имелись проблемы с психикой.
Но
именно от действий этих бойцов зависит эффективность вооруженных сил. Такое
заключение определило ныне политику предпочтительного рекрутирования в
американскую армию людей с психопатическими тенденциями. Сейчас они составляют
не 2% бойцов ударных подразделений, как во Вторую мировую, а 60-70%. Подобный
отбор возможен, понятно, лишь для наёмной армии.
Такая селекция полезна не только для армии, но
и для гражданского общества, избавляющегося от тех своих членов, которые в
большей степени склонны к агрессии. Историки отметили странную
непоследовательность диктатора Испании Франсиско Франко. Он – единственный
лидер страны континентальной Европы, устоявший во время Второй мировой войны перед
бесноватым фюрером и не пропустивший немецкие войска через свою территорию к
Гибралтару, что, вероятно, оказало решающее влияние на исход войны (об этом моё
старое эссе «Один нос чего стоит»). Но позже Франко охотно отправил
добровольческую «Голубую дивизию» отборных бойцов, позволивших ему победить в
Гражданской войне, на Восточный фронт, где герои в большинстве своём и
завершили земной путь. В Испании эти ребята, рвавшиеся в бой, угрожали бы
процессу примирения.
ТАНАХ
говорит нам о парнях, годных и не годных для войны. В Книге судей описана
удивительная победа войска еврейского полководца Гидона над мидианитянами: «И
сказал Господь Гидону: слишком много народу с тобою, чтобы Я предал мидианитян
в руки их, дабы не возгордился предо Мною Исраиль, сказав: "Моя рука
спасла меня". Итак, возгласи в слух народа и скажи: "Кто боязлив и
робок, пусть возвратится рано утром с горы Гилад". И возвратилось из
народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гидону:
все еще много народу… И сказал Господь Гидону: тремястами… спасу Я вас и предам
мидианитян в руки твои, а весь народ пусть идет, каждый на свое место» (Книга
судей (7:2-13). Меньше 1% из ополченцев оказались достаточными для победы.
Характерно,
как отбирались эти 300 победителей: «И сказал Господь Гидону: всяк, кто будет
лакать воду (из ручья) языком своим, как лакает пес, того поставишь особо,
равно и всякого, кто станет на колени, чтобы пить» (7:6). Кандидат в войско
должен был показать тенденцию вести себя по-звериному.
Через
несколько поколений после Гидона, «когда воевали аммонитяне с Израилем, пошли
старейшины Гилада взять Ифтаха из земли Тов. И сказали Ифтаху: иди и будь у нас вождем, и сразимся с
аммонитянами» (11:5-6). Ифтах, сын блудницы, был атаманом разбойников, парнем
лихим. Конечно, он победил в войне. Что отличило еврейского разбойника от коллег
по ремеслу: перед боевыми действиями Ифтах обратился к аммонитянам с посланием,
продемонстрировавшим его хорошее знание Торы и истории.
Тора
повелевает отбор в армию бойцов особого склада: «Тот, кто построил новый дом и не
обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и
другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть
идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не
воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и
возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще
объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и
возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его
сердце». (Второзаконие 20:5-8).
Комментаторы объясняют, что упоминание о новом доме, винограднике и жене
сделаны, чтобы дать людям, неподходящим для войны, достойный повод покинуть
рать.
Войны
с внешним врагом способны объединить нацию. Американский писатель начала ХХ
века Рэндольф Бёрн по этому поводу иронизировал: “Война приносит здоровье
государству. Она автоматически устанавливает во всем обществе динамику
непреодолимых сил единообразия, усердного сотрудничества с правительством в
соединении с послушанием меньшинств и индивидуумов, у которых иначе
отсутствовало бы это чувство стада”. Примером использования войны для
единения народа вокруг единой цели, хотя бы уже давно достигнутой, является
сакрализация Россией её победы над Германией в войне 1941-45 годов. Чем дальше
по времени отстоит та война, тем большую роль в национальном самосознании
пытается придать ей власть. Не смотря на масштаб национальной катастрофы в той
войне, унёсшей, как признали только сейчас, 42 миллиона её жителей, (проигравшая
Германия, воевавшая на два фронта, потеряла менее 5,5 миллиона человек), Россия
всё же победила. В последние полвека мы наблюдаем создание народа, который
объединяют лишь унизительные поражения, которые арабская нация несла от евреев
в трёх больших войнах. Даже название для арабов, образующих этот новый народ –
«палестинцы» – было выбрано посторонними – где-то в недрах КГБ.
В
то же время отсутствие войн растворяет чувство единства народа. Западные
европейцы, после двух континентальных боен ХХ века и полувека мира, утратили
волю к существованию. Они отказались от государств-наций и образовали аморфный
Евросоюз, а сейчас охотно смешиваются с многочисленными переселенцами из Азии и
Африки, спасающими Европу от её демографического вырождения, тоже
свидетельствующего о нежелании народов продолжать своё существование.
В
Израиле, в котором из-за постоянных угроз враждебных соседей, армейская служба
является общенародной, в боевые части набирают добровольцев. При этом,
благодаря технической оснащённости армии, основной ущерб врагу наносит оружие,
не требующее непосредственного контакта с ним. Похоже, в последних конфликтах израильская
армия тратит больше усилий на то, чтобы избежать потерь среди враждебного
населения, заранее объявляя цели бомбёжек, чем на уничтожение неприятеля.
Современная
проблема армий – должны ли в ней служить женщины – недавно стала в Израиле
предметом конфликта между министром обороны Либерманом и главой военной йешивы
рабби Левинштейном. Женщины значительно менее пригодны к насилию, чем мужчины –
в мирной жизни они совершают только 5% насильственных преступлений. Ясный
пример: любой американец насторожится, обнаружив идущего за ним в безлюдном
месте чернокожего парня, но не почувствует угрозы от негритянки.
Но,
возможно, с евреями дело обстоит не совсем так. О женственности евреев-мужчин повествует
знаменитая книга Отто Вайнингера – «Характер и пол». Про воинственность же
евреек много рассказывает ТАНАХ. Например: пророчица Дебора направила на войну
с вождём кананеян Сисрой полководца Барака. «И сказал ей Барак: если ты пойдешь
со мною, то я пойду, а если не пойдешь со мною, я не пойду. И сказала она:
готова я пойти с тобой, только ведь не твоей будет слава на этом пути, которым
ты идешь, ибо в руки женщины предаст Господь Сисру» (Книга судей, 4:8-9). И
действительно: Сисра бежал после разгрома и спрятался в шатре Яэйль, жены
Хэвэра. «Когда он уснул уставший» (по мнению некоторых комментаторов – Яэйль
семь раз соблазнила его), … взяла Яэйль кол от шатра и молот взяла в руку свою,
и подошла к нему тихонько, и вонзила в висок его кол, и воткнулся тот в землю;
… и он умер» (4:21). Нигде в ТАНАХе не видел я столь подробного и красочного
описания убийства.
В
Книге Эстер есть поразительное место: после дня войны 13 адара, годовщину
которой мы отмечаем в Пурим, «Сказал царь царице Эстер: «В крепости Шушан погубили иудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана;
что же сделали они в остальных областях царских!.. (Скажи,) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено... И
сказала Эстер: «Если угодно царю, то пусть
бы и завтра разрешено было иудеям, которые в Шушане, действовать по указу
нынешнего дня»; … Также и в
четырнадцатый день месяца адара собрались иудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек…» (9:12-15). Поэтому поныне празднуют
Пурим в Иерусалиме, имеющем стены как древний Шушан, 14 адара, отмечая тем воинственность
царицы Эстер.
Напрашивается
вопрос: а как же насчёт пропорциональности ответа – ведь враги евреев могли за
день одуматься? Похоже, что пропорциональность ответа – это мужское.
Современная
история: 6 сентября 1972 года арабские террористы убили 11 израильских
спортсменов, участников олимпиады в Мюнхене. По приказу премьер-министра Голды
Меир почти все организаторы этого преступления были ликвидированы израильскими
спецслужбами.
2
марта 2016 года сержант Эльор Азария застрелил раненого
террориста, то есть совершил точно то, что сделали по приказу Голды Меир израильские
агенты с организаторами теракта в Мюнхене. Все начальники Азарии, мужчины,
начиная с министра обороны, предали сержанта и настояли на военном суде над
ним.
Важно иметь в виду, что террористы нарушают
все законы войны и мира. Они убивают мирных жителей, поэтому выпадают из
юридического поля общества и не находятся под защитой каких-либо международных конвенций.
Совершивший теракт отвергает базовую человеческую мораль, поэтому право на
жизнь теряет. Поднятые террористом руки значат не больше, чем ковыряние ими в
носу, и защитой ему служить не должны.
Но, конечно, обладающие властью могут
изменить этот подход. Несчастье для террориста, если его судьба окажется в
руках женщины вроде Голды Меир, а не рефлексирующего генерала.
Красильщикову мне тоже надо напоминать, что НЕСМОТРЯ (в данном контексте) пишется вместе?
ОтветитьУдалитьЖиву в Израиле с 1971 года.
ОтветитьУдалитьНе поленился рассказать своим друзьям пехотинцам, участникам войн в Израиле
о "менее 25% солдат и офицеров стрелявших в сторону противника и только 2% сознательно целившихся в людей".
И о "предположении психологов, что 2% эффективных бойцов, о которых говорит исследование «National Geographic» – психопаты".
Они только пожали плечами.
Осмелюсь сказать, что не подобает многоуважаемому Борису Гулько , чьи статьи я давно читаю с большим интересом и
благодарностью, в таком важнейшем вопросе, как участие в войне, доверять безответственным, сомнительным опросам и заключениям.