Открытое письмо писателю Михаилу Веллеру.
Господин Веллер! Как правило, я с интересом слушаю Ваши
комментарии по радио, и до недавнего времени полностью доверял им, поскольку,
иногда проверяя, убеждался в том, что, не зная вопроса, Вы воздерживаетесь от высказывания
мнения. Было приятно, что Ваши доводы убедительны и с ними, на основании
жизненного опыта и собственных конкретных знаний, легко соглашаться.
Обсуждение того, в какой мере мастера культуры
соответствуют своему общественному предназначению, придерживаются высоких
моральных принципов в столь меркантильное время, как наше – важнейшая тема,
вполне заслуживающая внимания столь критически мыслящего человека, как Вы.
Разумеется, обсуждая подобный вопрос, не следует лукавить, и конкретную резкую
критику заменять общими словами о «неких деятелях». В то же время, выбор
анти-героев должен быть очень аккуратен и точен.
Спроси меня об этом кто-то заранее, я бы сказал, что подобная
тема Веллеру по плечу. Однако Ваше недавнее заявление «Вектор культуриш», гуляющее по интернету, резко
изменило моё мнение о Вас. Был бы рад узнать, что этот короткий памфлет
принадлежит целиком или, по меньшей мере, частично – не М. Веллеру, а какому-то
безвестному и безответственному человеку. Понимаю, что это не так, и испытываю
боль разочарования в вас.
Поясню резкость своего утверждения. В обсуждаемом тексте
написано, опуская весьма видные фигуры, мне, однако, лично не знакомые: «Если
такой писатель, как Даниил Гранин. Устойчиво процветает при всех режимах,
партсекретарях и губернаторах, от Хрущева и Толстикова до Путина и Полтавченко,
неизменно награждаясь за честь и достоинство. …Если эти люди есть по заслугам
знаковые фигуры современной русской культуры.
То дерьмо мы народ. И так нам и надо. И имеем то
правительство, которого заслуживаем. И в конце тоннеля – не то расстрельная
стенка, не то свечение болотного газа над обрывом. И провались оно все
пропадом. Потому что когда совести нет у людей, делающих культуру – тогда скоро
не будет вообще ничего». Знаки препинания сохранил ваши, г-н Веллер.
Я точно не знаю – какой лично вы - народ. Мне кажется,
что здесь «мы» – неуместно. Не останавливаюсь на литературном уровне «Вектора
культуриш» - он лишь показывает, что имевшие место довольно давно промедления с
приёмом Вас в Союз писателей, равно как и моё разочарование Вашей повестью «Легенды
Невского проспекта», не случайны. Не буду разбирать Вашу философскую концепцию энергоэволюционизма,
которая с точки зрения научного работника-физика, просто не выдерживает
никакой критики. Но те комплименты, с которых начал, вполне заслуженно, на мой
взгляд, относятся к Веллеру–журналисту, не адресованы писателю или философу.
Речь же здесь я веду о Вас как об авторе конкретного текста не столько литературного
и морализующего, сколько пасквильно-гротескного.
Я массу лет знаю писателя Гранина. Уже задолго до личного
знакомства читал его книги, которые на меня и моих коллег-физиков произвели
сильное впечатление и оказали очень большое влияние, запомнившись на долгие
годы. Важными вехами для научных работников, и не только их, стал и ряд последующих
работ Гранина, в частности, повести о Тимофееве-Ресовском и Любищеве. Отец моей
жены был с ним вместе на фронте, и дружил после войны до конца своих дней.
Гражданская позиция Гранина всегда была достойной, и
демонстрировалась им весьма открыто, во всяком случае на пределе, или даже за
ним, возможностей того тяжёлого времени, на который в основном приходится его
жизнь. Стоит вспомнить, например, историю публикации «Блокадной книги»,
написанной Адамовичем и Граниным. Можно привести и ряд других примеров.
Гранина не удалось «прикупить» и в «новые времена» ни
шикарной квартирой, ни огромной дачей, ни машиной «от начальства». Квартира и
дача Гранина относятся к далёкому докапиталистическому периоду СССР, да и тогда
были весьма далеки от роскоши. А «прикупить» такого человека, как Гранин,
убеждён, да и просто знаю об этом, сегодня хотели бы практически все ведущие
партии. Мы с Вами лично не знакомы, но я был бы приятно удивлён, узнав, что в
быту и Вы, г-н Веллер, столь же скромны.
Не покупаем Гранин и наградами. Такому компетентному в
столь многих вопросах человеку, как Вы, следовало бы обратить внимание на тот
факт, что высшую награду России он не поехал получать в Москву, и она была
вручена президентом Медведевым в Петербурге. Не стоял и не стоит Гранин в
стороне и от современных громких общественно резонансных дел. Так, например, Вы
могли бы заметить его, с тремя другими соавторами, письмо в защиту
Ходорковского. Здесь к месту было бы упомянуть много разных коллизий, которые
прошли (точнее – Вы их прогнали!) мимо Вашего внимания. Например, не знаю,
носите ли Вы свой орден, но многочисленные награды Гранина, и военные и
гражданские, я на нём не видел никогда. Кстати, сам по себе факт получения
наград от власти не обязательно и не всегда есть свидетельство конформизма.
Скажем, государственные премии ордена получали не только привластные блюдолизы,
но и действительно крупные учёные, писатели, композиторы, режиссёры, актёры.
Обращу Ваше внимание и на то, что, откажись в своё время
А. Д. Сахаров от академических регалий и наград, вряд ли стал бы он впоследствии
столь известной и важной фигурой советского диссидентского движения. Без этих
прошлых официальных регалий, от которых Сахаров сам никогда не отказывался, его
протест не был бы услышан буквально во всём мире.
Стоит, в связи с проблемой моральных ценностей общества
упомянуть и те книги Гранина, которые появляются в последние годы, равно как и
его выступления в СМИ. Читая их, видишь, сколь далеки они от апологетики
власти. В то же время, в них видна определённая, понятная, я бы сказал,
эволюция Гранина-человека. Считаю, как и множество других людей, что Гранин в
лучшем смысле слова знаковая фигура российского общества.
Если бы каждый интеллигент России, в своей системе
координат, т.е. с поправкой на способности и общественную значимость, сделал бы
для общества столько полезного, сколько сделал писатель Гранин – за
нравственный климат в среде российской интеллигенции, да и, пожалуй, общества в
целом, не приходилось бы беспокоиться. Можно было бы сказать, следуя за поэтом:
Есть русская
интеллигенция.
Вы думали — нет?
Есть.
Не масса
индифферентная,
а совесть страны и честь.
Обдумывая причины вашей абсолютной к Гранину явной
предвзятости и необъективности, допускаю, что возможно когда-то он не оценил
ваши литературные способности. Мне это неизвестно, поскольку о вас с ним
никогда не говорил. Но, независимо от личных обид, если таковые и есть, прискорбно,
что Вы, вполне прощающий себе комсомольские шалости, не постеснялись так писать
о достойнейшем человеке и интересном, крупном, на взгляд очень многих,
писателе, которому 95 лет, т.е. примерно на тридцать лет больше, чем вам.
Это неуважение к преклонным годам, общеизвестным заслугам
вместе с явной неправдой, тиражируемой столь широко, заставляет меня серьёзно
пересмотреть своё отношение к Вам. Постараюсь распространить своё письмо по
возможности широко.
Конечно, публично и в письменной форме принесённое
извинение кое-что могло бы исправить. Известно, что повинную голову меч не
сечёт. Но сомневаюсь, что у Вас хватит гражданского мужества на такой шаг. Был
бы, однако, рад ошибиться.
Профессор физики М. Я. Амусья, житель блокадного
Ленинграда.
07.01.14. Иерусалим
[1] Несколько более прямолинейная версия этого письма была размещена на блоге
М. Веллера при радио «Эхо Москвы» почти два месяца назад. Продолжение
распространения «Вектора культуриш» по сети и отсутствие извинений со стороны
писателя Веллера понудили меня направить в сеть настоящее письмо.
Мирон Амусья прав. Непонятно, почему это вдруг Веллеру понадобилось пнуть Даниила Гранина (приличного человека и хорошего писателя). Ну, не ссорился он с властями. Даже у Путина взял награду к дню рождения. Вот насчет культуры Веллер прав. Что делать - нет авторитетов, вроде Дмитрия Лихачева или Юрия Лотмана, - нет и культуры. А фигуры, вроде Боярского или Михалкова, и в прежние времена погоды не делали. Здесь произошла некая подмена понятий для красного словца и возможности тряхнуть известными именами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий