Сэм Шпигель – единственный продюсер получивший 4 Оскара
Этот самоуверенный человек с ироничной «хитринкой» в глазах был нацелен на успех фильмов, которые он продюсировал, не жалея для этого ни времени, ни средств, ни людей. Актеры испытывали к нему неприязнь, но именно благодаря этому продюсеру становились истинными звездами.
Он обладал способностью открывать таланты. Роберт де Ниро, Джек Николсон, Марлон Брондо, Кэтрин Хепберн, Джейн Фонда, Алек Гиннесс, Лоуренс Оливье, Элизабет Тейлор – это лишь некоторые знаменитости, ставшие таковыми благодаря Сэму Шпигелю. Он до нынешнего времени является единственным продюсером, который получил 4 «Оскара» в номинации «лучший фильм».
Одиннадцатого ноября 1901 в небольшом австро-венгерском городке Ярослав в еврейской семье Симона и Регины Шпигелей появился на свет мальчик, которому в будущем было суждено прославиться и стать знаменитым голливудским продюсером. Его родители содержали небольшую лавку, где торговали табаком. У отца была заветная мечта – дать детям, Сэму и Шалому, высшее образование. Она осуществилась – мальчики Шпигель поступили в Венский университет, где оба увлеклись искусством: Сэмюэль – кинематографией, а Шалом – ивритской поэзией.
Получив образование, Сэм отправился в Берлин, где стал заниматься продюсированием европейских адаптаций американских кинокартин. Но его карьера прервалась из-за прихода к власти нацистов. Сэму Шпигелю пришлось покинуть Германию и переехать в 1933 в Австрию, потом в 1938 – в Мексику, а следом – в Калифорнию, куда он прибыл без вещей, денег и связей, но с большой уверенностью в собственных силах и желанием трудиться хоть целыми сутками для того, чтобы занять свое место в кино. Желание стать для начала «своим парнем», а затем «лучшим из лучших» было превыше всего.
В 1935—1953 продюсер Сэм Шпигель выступает под ироничным псевдонимом, звучащим в переводе как «ЧП ОРЁЛ», в английском варианте SP Eagle. А вот с 1953 он начинает использовать собственное имя, которое зрители видели в титрах.
Сэм был настоящим трудоголиком. Его колоссальная работоспособность стала притчей во языцех. Он трудился, как каторжник, буквально вымогая того же и от других. Особенно жесткие требования предъявлял продюсер к сценаристам и актерам первого плана. Супруга известного американского писателя и киносценариста Ирвина Шоу вспоминала, что однажды в 3 часа ночи, не обнаружив своего мужа в постели, она отправилась на его поиски. Нашла его в ванной комнате, где он брился.
Естественно, что женщина поинтересовалась о причине столь позднего бритья, на что Ирвин ей ответил, что собирается убить Сэма Шпигеля. Надо сказать, что столь необычное желание было связано с его работой над сценарием киноленты «В порту», который Сэм Шпигель просил постоянно «улучшать». Столь изнурительная работа над фильмом, в котором главную роль сыграл Марлон Брондо, а режиссером был Элиа Казан, в конце концов, увенчалась успехом. За кинокартину «В порту» Шпигель получил свой первый «Оскар» в номинации «лучший фильм».
А затем судьба свела Сэмюеля с британцем Дэвидом Лином, с которым продюсер проработал в течение почти десяти лет. Результат их творческого союза – потрясающие киноленты. «Мост через реку Квай», где главные роли сыграли Джек Хокинс, Алек Гиннес, Уильям Холден, получил «Оскар» как лучший фильм в 1958, а «Лоуренс Аравийский» и вовсе 7 таких наград в разных номинациях, в том числе и «За лучший фильм».
У Шпигеля с Лином были непростые отношения. Можно сказать, что между ними был неутихающий конфликт. Однако, что касается творческих идей, то тут они вдвоем вставали на их защиту перед другими. Это и позволило им снимать фильмы согласно собственным представлениям «о прекрасном». А это, прежде всего, – максимальное использование временных, финансовых и человеческих ресурсов. Так, «Лоуренс Аравийский» снимался 4 года. Большая часть времени его создателями и исполнителями была проведена в марокканских и иорданских пустынях. Это, по словам самого продюсера, можно было сравнить с ведением полномасштабных военных действий.
Шпигель являлся противником фильмов, в основу которых были положены спецэффекты. По его убеждению, они, конечно, могли передавать определенные мысли или создавать достоверную ситуацию, но никогда не ставали главной «изюминкой» кинопроизведения. Сэм Шпигель знал, что говорил. Ведь это его кинокартины получили 4 «Оскара» как лучшие фильмы. Кстати, четвертой, стала кинолента, затрагивающая события русской истории, «Николай и Александра».
Шпигель остался в кинематографе как безумно требовательный, в чем-то даже жестокий, продюсер, фанатично преданный делу, безгранично верящий в собственные силы и в искусство, умеющий открывать истинные таланты. А еще он свободно общался на 7 языках: английском, иврите, испанском, французском, итальянском, немецком, польском.
Сэм Шпигель не забывал о своей исторической родине, поддерживая тесные связи с руководителями Израиля: Тедди Коллеком, Ариэлем Шароном, Голдой Меир. Будучи в преклонном возрасте, он стал завсегдатаем синагоги, обратившись в иудейскую веру. Шпигель также щедро финансировал еврейские культурные центры. Часть личного состояния известным продюсером была завещана мэрии Иерусалима с целью развития культуры.
Земной путь легендарного человека завершился в конце 1985 на французском острове Сен-Мартен. После его смерти в Музей Израиля в Иерусалиме была передана огромная коллекция разных произведений искусства, принадлежащая продюсеру. Его имя запечатлено в названии израильской Школы кино и телевидения. Наследниками Шпигеля каждый год делается крупный денежный взнос в это культурное заведение. Сэм Шпигель остался в истории мировой культуры не только как знаменитый продюсер, но и как меценат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий