Швейцарский музей расследует связи нацистов с «королем клоунов» Гроком
Грок стал известен как «король клоунов», но швейцарский артист, который рассмешил мир, теперь находится в центре внимания из-за его связей с Адольфом Гитлером, пишет журналисткам AFP Аньес Педреро.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Швейцарский музей, который недавно приобрел архив Грока, исследует связи между артистом, которого коллеги считают величайшим клоуном своего времени, и диктатором нацистской Германии. В первой половине 20-го века успех Грока соперничал с успехом Чарли Чаплина. Но в то время, как Чаплин высмеивал Гитлера, Грок, кажется, приветствовал его в своей гримерке.
Грок опубликовал несколько автобиографий, а его внучатый племянник Наеф написал книгу и курировал выставку 2002 года о карьере Грока, но до сих пор ни один историк не исследовал характер его связей с нацистами. «Грок говорит в своей автобиографии, что Гитлер приходил к нему в гримерку и что Гитлер видел его шоу 13 раз», — рассказала Вальтер, хотя музей еще не подтвердил это утверждение. Музей не собирался отказываться от его архива, что влечет за собой проведение большого количества исследований – что-то, что Вальтер сравнила с расследованиями, которые учреждения культуры проводят в отношении произведений искусства, изъятых нацистами. «Музей также должен рассказывать истории, которые не всегда безупречны», — заявила директор, утверждая, что прошлое нельзя просто так забывать.
На онлайн – аукционе 12 мая музей попытался купить в исследовательских целях поздравительную телеграмму, которую Грок отправил Гитлеру в 1942 году. «Мы знаем, что он встречался с Гитлером и (Йозефом) Геббельсом», — заметила Вальтер. И что он выступал перед ранеными немецкими солдатами, но были ли у него какие-либо политические пристрастия, остается загадкой. Грок выступал в Германии до того, как нацисты пришли к власти в 1933 году, и музей хочет узнать, менял ли он впоследствии свою программу. По словам Вальтер, Грок всегда говорил, что он аполитичен, и в его автобиографии упоминаются его выступления в Великобритании, Франции и США. «Он играл, когда ему платили. Мы знаем, что Грок был авантюристом, но это не может служить оправданием».
Без шуток
Лоран Дирксен, написавший в 1999 году книгу «Грок: необыкновенная судьба», сказал, что акробат, жонглер и мультиинструменталист «наплевал на политику» и сосредоточился на «успехе». «Мы не можем судить о нем по одному письму, отдельному поступку или одному разоблачению, вырванному из контекста», — заявил журналист AFP, посчитав позорным, что великого артиста мюзик-холла в первую очередь помнят за его «так называемые симпатии к нацистам».
Родившийся в 1880 году, Грок (настоящее имя Адриен Веттах) вырос в горах Бернской Юры над городом Биль на севере Швейцарии. Он выбрал свой псевдоним в начале 1900-х годов, когда заменил Брока в известном дуэте того времени «Брик и Брок». Грок умер в 1959 году в возрасте 79 лет, и его номера были известны публике во всем мире. «Он принес смех в эпоху, когда не над чем было смеяться», — рассказал его внучатый племянник, который, тем не менее, вспомнил, что связи Грока с нацистами вызывали семейные споры. Но он хотел, чтобы коллекция Грока была общедоступна для исторических исследований и выставлялась, добавив, что люди должны различать искусство и артиста. «Мы не разрушаем дома, построенные архитектором Ле Корбюзье только потому, что он тоже был немного фашистом», — заключил Наеф.
Комментариев нет:
Отправить комментарий