четверг, 18 мая 2023 г.

Как дочь Романа Вишняка помогла снять фильм об отце

 

Как дочь Романа Вишняка помогла снять фильм об отце

Подготовил Семен Чарный 17 мая 2023
Поделиться136
 
Твитнуть
 
Поделиться

Фотограф Роман Вишняк известен своими культовыми снимками предвоенной еврейской жизни в Восточной Европе — том мире, который исчез после Холокоста, пишет журналистка The Times of Israel Рене Герт-Занд. Он также был пионером «микрофотографии» — метода, который сочетает в себе фотографию и «микроскопию», выявляющую мельчайшие аспекты жизни природы в естественных условиях и живой цвет.

Роман Вишняк и его дочь Мара. Середина 1930-х годов

Вишняк очень чутко наблюдал за миром вокруг себя. И теперь новый документальный фильм поворачивает к нему свой объектив и проливает свет на то, кем он был не только как профессионал, но и как личность.

Американо-израильский режиссер Лаура Бялис делает это в документальной ленте под названием «Вишняк», прослеживая жизненный путь фотографа с точки зрения его дочери Мары Вишняк-Кон.

Мара Вишняк-Кон. Кадр из фильма «Вишняк»

«Мара была удивительным человеком. И увлекательной рассказчицей! У нее был невероятный дар вспоминать вещи «глазами ребенка»: каковы были эти ощущения, на что они похожи. Она никогда не утрачивала связь со своей детской точкой зрения», — рассказывает Бялис.

Фильм, премьера которого состоялась в феврале на Международном кинофестивале в Санта-Барбаре, был показан также на Международном фестивале документального кино «Докавив» в мае. Он рассказывает о сложных отношениях Мары Кон с ее талантливым и своеобразным отцом, а также о биографии самого Вишняка.

Режиссер фильма «Вишняк» Лаура Бялис

«Он считал себя смесью Моисея и Супермена», — замечала Кон о своем отце, склонном к самовозвеличиванию.

Вишняк утверждал, что имеет невероятное количество докторских степеней и говорит на восьми языках. В одной телевизионной программе о его «микрофотографиях» его упоминали как ученого и философа. Другая называла его «знатоком восточного искусства и собирателем средневековых рукописей». Он был непревзойденный рассказчик, но трудно было определить, есть ли хоть зерно правды в его бесконечных приукрашиваниях.

Роман Вишняк

В ленте «Вишняк» Бялис плавно сплетает воедино большое количество из 30 000 фотографий Вишняка (в основном неподвижных, но также есть и движущиеся), его письма, архивные кадры, интервью с историками и родственниками фотографа, а также драматические реконструкции, снятые в Польше и в Калифорнии. (Дочь Бялис эффектно играет Мару Вишняк-Кон в этих сценах.)

В основе всего — воспоминания и рассказ Мары Кон.

Дети в хедере в Карпатах. Фото Романа Вишняка

Роман Вишняк (1897–1990) родился в России, в Павловске, неподалеку от Санкт-Петербурга, а вырос в Москве. Его отец Соломон Вишняк, успешный предприниматель, имел разрешение на проживание в столицах, а не в черте оседлости, как большинство евреев.

Очарованный камерой и микроскопом с юных лет, Вишняк хотел стать ученым и изучал биологию в университете. Однако научные занятия Романа оказались прерваны русской революцией. Его буржуазная семья бежала в Берлин.

Мара Вишняк в Берлине. Фото Романа Вишняка

Культурно и социально свободная Веймарская республика послужила благодатной почвой для изобразительного творчества Вишняка. Не заинтересованный в том, чтобы следовать за отцом и дедом в деловой сфере, он настаивал на своем желании заниматься фотографией и «микрографией». При этом его самого, его жену Луту, сына Вольфа (1922 года рождения) и дочь Мару (1926 года рождения) материально поддерживали родители Вишняка.

Бялис воссоздает трогательные сцены, в которых изображает юных Вольфа и Мару во время прогулок на природе или Вишняка в его домашней лаборатории, полной клеток и аквариумов с животными — от обезьян до ящериц.

Фото Романа Вишняка в довоенной Европе

«Он всегда звал меня, чтобы я увидела те прекрасные вещи, которые видел он сам, — вспоминала Мара Вишняк-Кон. — Он говорил: чем ближе подходишь, тем красивее».

Ей особенно нравилось проводить время в фотолаборатории вместе с отцом, наблюдая, как возникают изображения: сначала в виде темных областей…

Мара и Вольф Вишняки

Несмотря на счастливые воспоминания, Кон говорит и о напряжении между ее родителями, закончившемся разводом. Она упоминает, что мать, брат и она сама были единым целым, живущим обычной жизнью, в то время как отец вечно был погружен в собственный мир. Кроме того, в 1932 году Вишняк начал длительные внебрачные отношения с молодой нееврейкой по имени Эдит.

 

Выбраться из Европы в самый последний момент

Происходившее дальше в семье Вишняк было как раз тем, из-за чего Бялис в итоге сняла свой документальный фильм. 

В 1996 году Бялис познакомилась с Марой Кон на лекции пережившего Холокост лауреата Нобелевской премии Эли Визеля в Санта-Барбаре (Калифорния, США).

Фото Романа Вишняка в довоенной Европе

«Мара и я, мы обе жили в Санта-Барбаре. Поэтому неудивительно, что мы в конце концов встретились. Еврейская община там довольно маленькая», — замечает Бялис.

Женщины сидели рядом друг с другом, и перед началом лекции Кон рассказала Бялис о том, как ее семья в самый последний момент сбежала из Европы в Нью-Йорк.

Крестьянин-еврей в Карпатах. Фото Романа Вишняка

Роман Вишняк и Лута развелись в 1935 году, но не подали документы об этом в надежде получить семейную визу для выезда из нацистской Германии. После погрома «Хрустальной ночи», в ноябре 1938-го Вишняки отправили 16-летнего Вольфа к родственникам в Ригу, в Латвию, а 12-летнюю Мару — в детский дом для беженцев в Швеции. В конце концов Мара воссоединилась с матерью в Стокгольме, а Роман, добравшийся до юга Франции, в сентябре 1939 года оказался в лагере для интернированных.

Поскольку все четверо членов семьи были гражданами Латвии, а не Германии (Лута родилась в Риге), Лута сумела добиться от латвийских властей организации освобождения Вишняка. Поскольку США все еще принимали граждан Латвии (но не немецких евреев), они смогли получить визы. Луте и детям пришлось рискнуть поехать через Берлин, чтобы добраться до Лиссабона, в Португалию. Там они встретили Романа и все вместе сели на корабль, прибывший в Нью-Йорк 1 декабря 1940 года.

«Я от волнения сидела на краешке стула, когда она рассказывала мне эту удивительную историю», — говорит Бялис.

 

Обстоятельства диктовали стиль фотографии

Прослеживая развитие Вишняка как фотографа, Бялис включает в фильм его ранние работы в русском живописном стиле, а также модернистские изображения веймарской эпохи с сильными углами, резкими контрастами и геометрией.

Фото Романа Вишняка в довоенной Европе

Когда нацисты пришли к власти и ввели антиеврейские расовые законы, Вишняк часто стал фотографировать маленькую дочь Мару перед плакатами и другими видами пропаганды. Это был способ документировать происходящее, не привлекая внимания.

После того, как нацистский режим запретил большинству евреев работать, Вишняк стал снимать еврейские учреждения, созданные для найма еврейских специалистов и заботы об общине. К ним относились школы, больницы, бесплатные столовые и хахшарот (сельскохозяйственные программы по подготовке молодых евреев к репатриации в Палестину).

Фото Романа Вишняка в довоенной Европе

В то же время он начал путешествовать по Восточной Европе, дабы запечатлеть жизнь в городах, поселках и маленьких местечках. Он добрался и до отдаленных  общин евреев-крестьян в Карпатах.

Эти поездки, заказанные Американским объединенным распределительным комитетом Джойнт, позволили получить не только потрясающие фотографии, но и документальные свидетельства бедности восточноевропейских евреев. Для Вишняка они казались средством защиты своих собратьев-евреев, а для Джойнта были инструментом сбора средств для помощи этим людям.

Фото Романа Вишняка в довоенной Европе

Хотя эти фотографии были точкой зрения ассимилированного западноевропейского еврея на Ostjuden, они предоставили Вишняку возможность стать ближе к собственной еврейской идентичности.

«Он чувствовал тесную связь с людьми, которых фотографировал», — говорила Кон.

Бялис отмечает, что модернистские фотографии Вишняка показывали его стремление быть частью мейнстрима. А его работа в Восточной Европе обозначила сдвиг в сторону партикуляризма и понимания духовной и традиционной еврейской жизни.

«Когда мы просматривали его фотографии и письма, мы видели, как он буквально влюбляется в свой народ», — рассказывает она.

Во время войны Вишняк организовал три выставки этих фотографий, чтобы привлечь внимание к бедственному положению европейского еврейства. А после войны Джойнт спонсировал его возвращение в Европу, чтобы задокументировать разрушения и сотни тысяч еврейских «перемещенных лиц». 

(Уже разведясь с Лутой, Вишняк воссоединился с Эдит, женился на ней в Германии и привез в США.)

 

Занял нишу с помощью микрофотографии

Вишняку, оказавшись в Америке, пришлось спешно чем-то кормить семью. Он снимал портреты и успел получить несколько журнальных работ. Так, он взял с собой свою дочь-подростка, когда неожиданно появился в кабинете Альберта Эйнштейна в Принстонском университете. Он убедил Эйнштейна позволить ему сделать несколько снимков.

«Ему была свойственна огромная наглость», — замечала Кон.

Микрофотография Романа Вишняка

Бялис рассказывает, что видела эти фотографии за пару десятилетий до начала работы над «Вишняком». Это было, когда она и ее родители навещали Кон вскоре после знакомства. В то время все фотографии, негативы, журналы и другие материалы Вишняка хранились в ее доме, в котором Мара жила со своим вторым мужем Вальтером Коном, австрийским евреем-беженцем, лауреатом Нобелевской премии по химии и физике.

«Она открыла шкаф, где было множество разных вещей, и из него просто выпал портфель Эйнштейна», — вспоминает Бялис.

Желая попасть на обложку журнала LIFE, Вишняк сосредоточился на микрофотографии и технике раскрашивания, которую, как он утверждал, сам и изобрел. Его настойчивость в наблюдении за вещами в естественных условиях и в движении, а не за раздавленными предметами между двумя кусками стекла, была его законным вкладом в науку и помогла получить крупный грант от Национального научного фонда для создания широкоизвестной серии фильмов «Живая биология».

Микрофотография Романа Вишняка

Вишняк много читал лекции и считал себя настоящим ученым. Однако научная общественность думала иначе, видя в нем лишь фотографа и романтического рассказчика. У него была привычка описывать природу в повествовательном жанре, а не в виде фактов и данных.

Даже собственному сыну Вишняка Вольфу, ставшему известным микробиологом, не нравились теории отца. 

(Вольф трагически погиб в 1973 году в возрасте 51 года, упав со скалы во время научной экспедиции в Антарктиду.)

 

Выбор среди десятков тысяч фотографий

Бялис, которая сблизилась с Кон за те годы, что брала у нее интервью для фильма, получила полный доступ к архиву Вишняка в Коллекции еврейского искусства и жизни Магнеса в Калифорнийском университете в Беркли. До 2018 года этот архив курировала Майя Бентон, она же выставляла его в Международном центре фотографии в Нью-Йорке.

Микрофотография Романа Вишняка

Большая часть научной фотографии Вишняка хранится в Коллекции исследований движущихся изображений Университета Южной Каролины. Кон предоставила Бялис доступ и к этому архиву.

Столкнувшись с обилием фотографий, Бялис было очень трудно выбрать, какие именно фотографии включить в ленту.

«Все его фотографии потрясающие. Было огромной привилегией иметь доступ к каждому кадру, который он снял, и возможность выбирать. Они удивительны, особенно с точки зрения того, как он запечатлевал лица людей. Я чувствую, что между ним и его визави всегда существует какая-то магическая связь, это видно по тому, как они смотрят на него. Он всегда мог уловить сущность», — замечает она.

Микрофотография Романа Вишняка

Кон умерла в 2018 году в возрасте 92 лет и не дожила до завершения работы над фильмом. Бялис рассказывает, что это был сложный опыт, но в результате она рада реакции дочери и внучек Мары Кон. Они же благодарны за то, что фильм дал Маре — самоотверженной и цельной личности — шанс выйти из тени успешных и знаменитых мужчин в ее жизни.

«Дочь Мары выступила на премьере фильма и сказала, что это история, которую хотела рассказать ее мать. Это вознаградило меня», — говорит Бялис.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..