Борис Пастернак
«Опять Шопен не ищет выгод...»
Опять Шопен не ищет выгод, Но, окрыляясь на лету, Один прокладывает выход Из вероятья в правоту. Задворки с выломанным лазом, Хибарки с паклей по бортам. Два клена в ряд, за третьим, разом – Соседней Рейтарской квартал. Весь день внимают клены детям, Когда ж мы ночью лампу жжем И листья, как салфетки, метим, Крошатся огненным дождем. Тогда, насквозь проколобродив Штыками белых пирамид, В шатрах каштановых напротив Из окон музыка гремит. Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его эффект Прямя подсвечники каштанов, На звезды смотрит прошлый век. Как бьют тогда в его сонате, Качая маятник громад, Часы разъездов и занятий, И снов без смерти и фермат! Итак, опять из-под акаций Под экипажи парижан? Опять бежать и спотыкаться, Как жизни тряский дилижанс? Опять трубить, и гнать, и звякать, И, мякоть в кровь поря, – опять Рождать рыданье, но не плакать, Не умирать, не умирать? Опять в сырую ночь в мальпосте Проездом в гости из гостей Подслушать пенье на погосте Колес, и листьев, и костей. В конце ж, как женщина, отпрянув И чудом сдерживая прыть Впотьмах приставших горлопанов, Распятьем фортепьян застыть? А век спустя, в самозащите Задев за белые цветы, Разбить о плиты общежитий Плиту крылатой правоты. Опять? И, посвятив соцветьям Рояля гулкий ритуал, Всем девятнадцатым столетьем Упасть на старый тротуар. 1931
Да ладно: ну, не любил Борис Пастернак самого себя. Точнее - не любил в себе еврея, о чем и писал. в отчаянии преодоления своей сути. Евреем был Пастернак во всем: в миролюбии своем, в мужестве и страхах, в любви к земле... И в стихах:
Опять трубить, и гнать, и звякать,
И, мякоть в кровь поря, – опять
Рождать рыданье, но не плакать, Не умирать, не умирать?
Какой русский поэт мог написать такое?! Самого Шопена тоже любят рядить в одежды антисемита, хотя и нет тому документальных доказательств, но более еврейской музыки, чем музыка этого поляка не знаю, так что понятно, почему Мейербер и Мендельсон боготворили Шопена. Так что, пусть и Пастернак и Шопен останутся великой выгодой нашей жизни, в мире большой музыки и большой поэзии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий