Русская идея и евреи
Борис Гулько
Наблюдая споры и
участвуя в них, я не раз замечал, как порой в процессе спора стороны меняются
позициями и незаметно для себя начинают защищать мнения, с которыми поначалу
спорили.
В конце ХIХ-начале ХХ века Россия, казалось, двигалась параллельно в
Соединёнными Штатами к мировому доминированию: бесконечные территория и
природные богатства, огромный резервуар населения, стремительно развивавшиеся экономика,
наука и культура. В стране интенсивно обсуждался вопрос национальной идеи
(термин «русская идея» в 1887-88 годах ввёл Владимир Соловьев). Начать с того,
что тогдашние мыслители затруднялись определиться: Россия – это Запад или
Восток? Владимир Соловьев в стихе "Ex oriente lux" (С Востока свет) обозначил эту дилемму
так:
О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
то есть восточной
деспотией или обществом христианской цивилизации?
Прилежный
последователь Соловьёва Александр Блок в «Скифах», объяснившись Европе в любви:
Мы любим все - и
жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
выразил возможности
России в виде угрозы Европе:
Мы широко по
дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Националистической
версией Русской идеи стало славянофильство. Николай Бердяев в статье 1915 года "Душа
России", описал его так: «Русская национальная мысль чувствует потребность
и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и
место в мире. … С давних времен было предчувствие, что Россия — особенная
страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась
чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы
как третьего Рима, через славянофильство — к Достоевскому, Владимиру Соловьеву
и к современным неославянофилам».
Славянофильство являлось
формой национального мессианства. Религиозный философ Сергий Булгаков в годы
МВ1 писал: «Запад сказал уже все, что имел сказать… Западничество умерло
навсегда под ударами тевтонского кулака… Россия призвана духовно вести
европейские народы».
После МВ1 в среде
русской эмиграции стала развиваться идея евразийского характера и судьбы России,
объединения в специфике русского национального духа европейского и азиатского
начал, поворота к Азии. Возможно, евразийство брало начало от Достоевского, у
которого в «Дневнике писателя» есть упрёк: «Да и вообще вся наша русская Азия,
включая и Сибирь, для России все еще существует в виде какого-то привеска,
которым как бы вовсе даже и не хочет европейская наша Россия интересоваться». Адепты
евразийства тех лет Д.П. Святополк-Мирский и С.Я. Эфрон (муж Марины Цветаевой)
увидели перспективы реализации своих идей в происходящем в СССР. В 30-е годы
они вернулись в советскую «Евразию», где нашли свою гибель.
Идея евразийства обрела в России некоторую
популярность в наши дни. И если бы не ненастья ХХ века, из-за которых Россия
недосчиталась ныне миллионов 300-400 населения, заселение Сибири могло бы
изменить ход истории в её пользу. В нынешней реальности же, при скукоживании
русского населения и происходящем интенсивном освоении южной Сибири китайцами,
актуальным становится пророчество Соловьёва из его апокалиптического
«Панмонголизма»:
От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и
страхе,
Кто мог завет любви забыть…
И третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
Возможно, из-за
этого своего мрачного предчувствия Соловьёв склонялся к западничеству, видя
надежды России в экуменизме, в объединении православия и европейского католицизма
во «Вселенской церкви». Однако более популярной в России явилась
интернационалистская ветвь западничества, та, что обращена к учению Карла
Маркса.
Особенно горячо
приняли марксизм российские евреи, массово покидавшие в ХIХ-начале ХХ века,
вслед за своими европейскими собратьями, иудаизм. В стране антиеврейских
законов – черту оседлости отменила лишь Февральская революция 1917 года, а
также сотен погромов, интернационализм марксизма приглянулся евреям Российской
империи. К тому же он был им привычен, являясь атеистической версией иудаизма:
без Бога и синайских заповедей «не сотвори себе кумира», «не убей», «не
укради», «не завидуй», но с мессианским замахом.
Первой массовой
марксистской партией в империи стал еврейский БУНД, даже перед Октябрьским
переворотом значительно превосходивший численно большевиков. Евреи, отставившие
заповедь «не убей», создали и возглавляли террористическую «Боевую Организацию
эсеров», уничтожавшую правящий класс страны. А еврей Троцкий организовал
Октябрьский переворот, из ничего создал Красную армию и победил с ней несколько
профессиональных армий. Потом евреи-большевики своими телами вымостили путь к культу
Сталина – самого даровитого большевика-убийцы, ставшего символом марксистской русской
идеи. Она, эта идея, слегка видоизменяясь, протянула в России до Августовского
путча 1991 года, с которым исчезла.
В начале ХХ века
российские евреи-социалисты стали экспортёрами марксистской формы русской идеи
по свету. Так в Германии Баварскую Советскую республику, просуществовавшую 20
дней весной 1919 года, возглавляли российские евреи Левине и Левин. Томас Манн,
восхищаясь ими, заметил: «Против этого типа мечтательных, фанатичных,
христоподобных еврейских революционеров может помочь лишь расстрел на месте». В
Испании интербригады времён Гражданской войны 1936-1939 годов состояли в большинстве
из европейских и американских евреев – сталинистов или троцкистов. В Америке
аборигены, испугавшись радикальных идей еврейских иммигрантов начала ХХ века, в
20-е годы законодательно предельно ограничили иммиграцию. Возможно, эти
настроения предотвратили и открытие Америки для еврейских иммигрантов периода
Холокоста. И даже сегодня около 70% американских евреев хранят левые взгляды, модификацию
марксистской ветви русской идеи.
В начале ХХ века
часть еврейских носителей русской марксистской идеи предпочли реализовывать её
не в России, а в своём национальном государстве, которое ещё предстояло создать.
Часть из них, впрочем, вернулась из Палестины в молодой СССР. Так «рабочий батальон»
под руководством М.Элькинда в 1926 году переехал из Палестины в Крым и организовал
там кибуц – коммуну «Войо нова» (это эсперанто, коммунары были интернационалистами
и от обоих еврейских языков отказались). Потом коммунаров сослали в Сибирь, а
Элькинда расстреляли.
Марксисты-интернационалисты
боролись в подмандатной Палестине, в духе русской марксистской идеи, с
националистами, последователями «ревизиониста» Зеева (Владимира) Жаботинского.
Лидер социалистов Бен-Гурион называл Жаботинского «Владимир Гитлер». Социалисты
выдавали ревизионистов-подпольщиков английским властям.
Политическая
жизнь в Палестине копировала советскую, только в миниатюре. Так «убийством
Кирова» в палестинском исполнении стало загадочное покушение на одного из
лидеров социалистов Хаима Арлозорова. Последовавшая за этим убийством волна
морального террора против националистов всё же не вылилась в кровь как в СССР,
и даже еврейского героя Авраама Ставского, имевшего алиби и тем не менее
приговорённого судом «за покушение» к смерти, в конце концов отпустили. А советским
«Большим террором» в израильском исполнении стал расстрел корабля Альталены, в
ходе которого погибли 19 человек. Уничтожить лидера ревизионистов Менахима
Бегина, находившегося на Альталене, социалистам не удалось.
С годами
марксистская версия русской идеи, принесённая в Израиль российскими евреями, снашивалась.
Недаром книгу о рождении и умирании кибуца, превращении его в кладбище, Меир
Шалев назвал «Русский роман». Ещё Голда Меир говорила, что социализм для неё
важнее сионизма. Как министр иностранных дел, она 10 лет моталась по Африке,
считая важнейшей задачей новорожденного Израиля – помогать недоразвитым
народам. После побед в войнах за независимость и Шестидневной, социалистические
еврейские лидеры всячески уговаривали арабов не покидать Израиль. Интернационализм
– важнейшая часть марксистской догмы: «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!». Знаковая
фигура среди отцов-основателей Израиля Шимон Перес почти до конца своих дней
выходил на первомайские демонстрации с красным знаменем. Идеалом для него был «Новый
Ближний восток» с братством евреев и арабов.
Интересное
понимание исторического увядания в Израиле левой идеи мы можем извлечь из
недавней статьи Арье Бараца. Он представил дарование евреям Торы у горы Синай
как засаду, устроенную Всевышним: «Тора свалилась на Израиль свершено внезапно,
без предварительных обетований и знамений».
Аналогично, религиозный
сионизм, ставящий еврейский национализм в библейскую перспективу и определивший
Израилю место в мессианском понимании истории, тоже нежданно настиг евреев,
живших, вроде, в секулярной социалистической стране. Барац, ссылаясь на мнение
современного раввина Ури Шарки, последователя учения рава Кука, пишет: «Религиозный сионизм является таким исправлением,
которое сглаживает исторические деформации, стабилизирует баланс национальных
духовных сил и расставляет все ценности по своим местам».
На последних
выборах партия социалистов, создавших Израиль и долгое время доминировавших в нём,
заработала жалкие 3 места в Кнессете. Сейчас интернационалистские идеи левых
разделяют, в основном, университетские профессора общественных наук, многие журналисты
да судейско-полицейская братия. Поэтому они пытаются сбросить чрезвычайно
успешного и популярного правого премьер-министра страны Нетаньяху. Они стремятся
обратить течение времени вспять, в русло интернационалистской русской идеи
отцов-основателей.
Парадоксальная
ситуация: интернационализм, привнесённый в мир марксистской ветвью русской
идеи, которой евреи верно служили последнее столетие, торжествует в буржуазной
Европе, где народы отказываются от своих национальных государств, разбирают
границы и запускают к себе миллионы мусульманских переселенцев, да в США, где
как манифестацию мультикультурализма её чёрные обитатели сегодня грабят и сжигают
страну. А внесшие в наш мир идеи марксистского интернационализма потомки
русских евреев в сторонке строят своё национальное государство,
представляющееся последним островком реализации национальной идеи в мире размывания
основ западной цивилизации.
Б-же, прости меня атеиста за грубые слова!
ОтветитьУдалитьЕщё один идиот-антисемит отметился призывом видеть в исторических, кровавых процессах вину евреев. Это они выскочили с ржавыми наганами из черты оседлости и погубили весь мир, а заодно и матушку Русь
כלום לא הבנת!
УдалитьЭто Вы не поняли. Видимо не знакомы с кровавыми наветами на евреев в современной России.
Удалитьhttps://ria.ru/20200128/1563986989.html
https://www.interfax.ru/russia/546727
Прочтите.