Вверх по лестнице, ведущей к Климту
Венский Музей истории искусств повторил свой невероятно удачный проект — подъем к росписям Густава Климта. Временный подиум массой четыре тонны — «мост Климта» — позволил зрителям подняться на высоту 12 метров к откосам арок и интерколумниям парадной лестницы музея, где художник поместил аллегорические изображения самых значительных эпох в истории европейской живописи.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/687/606463@2x.jpg)
Вена охвачена «климтоманей». Густав Климт — символ столицы Австрии наряду с Моцартом. И турист, невольно заразившийся этим вирусом, уже не может пройти мимо аттракциона, который повторится, в лучшем случае, года через четыре — пять.
![](https://artchive.ru/res/media/img/hy800/article/b82/606464@2x.jpg)
Впервые посетители музея смогли рассмотреть знаменитые климтовские фрески вблизи в 2012 году. Тогда подиум был воздвигнут в честь 150-летия со дня рождения художника. В этом году повод более печальный — 100-летие со дня его смерти.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/7f6/606482@2x.jpg)
Фрамент работы Густава Климта.
Сегодня в это трудно поверить, но еще каких-то полтора века назад в Вене не было специально созданных музеев. Ценнейшие произведения искусства хранились в частных коллекциях знатных семей Австрии — не только Габсбургов,но и Лихтенштейнов, Черниных, Гаррахов. Если зрителей и допускали посмотреть эти коллекции, то делалось это по предварительным письменным заявлениям,доступ давался всего несколько часов в день.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/be6/606310@2x.jpg)
слева: Музей истории искусств. Источник фото venagid.ru
20 декабря 1857 г. император Франц Иосиф I подписал указ, согласно которому, во-первых, были разрушены городские стены, которые окружали старый центр города. Родился новый европейский мегаполис. Во-вторых,были построены новые музеи. Архитектору Готфриду Земперу была поручена реконструкция городской резиденции Габсбургов — Хофбурга. Он создал проект в стиле необарокко,включающий два музея (Музей истории искусств Kunsthistorisches Museum и Музей естествознания), новый театр, манеж, монумент австрийской императрицы Марии Терезии.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/242/606469@2x.jpg)
На «Мосту Климта».
Основу экспозиции Музея истории искусств (к слову, ныне доступной онлайн) составила коллекция Габсбургов. На первом этаже расположено собрание декоративного искусства. Картинная галерея размещена на втором этаже в серии больших галерей со стеклянными потолками и анфиладой небольших комнат.
Украсить лестницу изначально было поручено Хансу Макарту, ведущему художнику эпохи Рингштрассе и любимцу венского общества. Его попросили исполнить«потолочную роспись и 12 люнетт на холсте, небольшие спанрели и картины для пространств между колоннами на золотом фоне, нарисованные прямо на стене». Но художник скончался в 1884 году, не успев завершить работу.
Когда директор Австрийского музея искусства и промышленности Рудольф фон Эйтельбергер познакомил Карла фон Гаснауэра, архитектора, отвечающего за оформление императорских музеев, с работами молодых художников — Густава Климта, его младшего брата Эрнста, Франца фон Мача — тот воскликнул: «Я буду использовать вас, ребята!».
К тому времени «Компания художников», как называло себя трио, уже имело достаточно богатый опыт оформления общественных зданий. Они разрабатывали занавесы и потолочные картины для театров в Райхенберге, Гермесвилле, Карлсбаде и Фиуме. В новом здании венского «Бургтеатра» в 1886—1888 гг. друзья создали потолочные фрески и междуколонные картины, мозаичное панно. За последнюю работу император Австрии наградил Густава Климта «Золотым орденом за заслуги».
Компании художников в Музее истории искусств досталась самая композиционно сложная и неблагодарная часть украшения лестницы: им были заказаны в общей сложности сорок картин в крайне непривлекательном месте — более двенадцати метров над уровнем пола в спандрелях высоких аркад и в пространствах между двойными колоннами, разделяющими их.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/b0d/606480@2x.jpg)
28 февраля 1890 г. Хофбауский комитет (Императорский строительный комитет), ответственный за расширение города, подписал контракт с тремя молодыми мастерами, которые пообещали исполнить заказ «вместе, то есть один за всех и все за одного» и «оправдать самые высокие требования искусства».
За свою работу «Компания художников» должна была получить в общей сложности 14 тыс. гульденов. Это была самая высокая плата художникам, работавшим над внутренним убранством музея. Для сравнения: в 1891 г. государственный служащий среднего звена зарабатывал 1 тыс. 690 гульденов в год. Впрочем, высокая оплата включала выполнение эскизов и картин, подбор готовых картин, доставку полотна и транспортировку готовых картин в музей, а также любую необходимую ретушь после помещения картин на их места.
Этот проект был сложной задачей не только в техническом отношении, но и потому,что на его выполнение отводилось всего пять месяцев: все картины должны быть закончены и установлены на место к концу июля 1890 года.
Сюжеты 40 картин, которые предстояло написать «Компании художников», отобрал Альберт Ильг, выдающийся историк искусства и куратор музея. Роспись стен задумывалась как серия тематических картин, изображающих разные художественные стили и иллюстрирующих историю основных художественных центров Европы, включая античные Грецию и Рим, а также древний Египет. Позы,костюмы и отдельные объекты должны были точно отражать стиль и изделия,типичные для каждого периода.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/dc2/606470@2x.jpg)
Фрагмент работы Густава Климта
Братья Климт и Франц Мач украшали по одной стене лестницы; четвертая, западная стена, была поровну разделена между ними — по жребию. Тринадцать из сорока картин написал 29-летний Густав.
Это все работы, расположенные на северной стене (напротив зала под куполом), а также картины между колоннами и в спандрелях аркады в левой дальней части западной стены (напротив второго внутреннего двора). Эскизы почти всех его картин сохранились. Шесть из них из них теперь находятся в Музее истории искусств. Еще один — написанный для пространства между колоннами,посвященный искусству древнего Египта — хранится в Музее Вены.
Художники писали картины в своей студии на Сандвиртгассе в Вене. Картины были закончены в 1891 году и приклеены к стенам в апреле того же года, за полгода до открытия музея. Для их крепления использовалась техника маруфляж(от французского «намазывание клеем») — полотна наклеивались на голую стену или грунтованную слоем свинцовых белил на масле или ржаным клейстером. Обычно такой метод применяли для приклеивания больших потолочных полотен и декоративных фризов.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/cf7/606458@2x.jpg)
Общий вид фресок в музее (источник фото — www.khm.at)
Фрески, выполненные Густавом Климтом, подписаны «G.K.» или «GUSTAV KLIMT».
В этих работах впервые проявились черты, которые станут характерными для стиля художника: декоративность, линеарность, склонность к орнаментализации. И,конечно же, Климт любил женщин, что отражалось в его творчестве. Говорят,сначала он писал на картине обнаженную женскую фигуру, а затем «одевал» ее.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/302/606471@2x.jpg)
Климтовские фрески в Музее истории искусств часто сравнивают с женской византийской иконой. Но разве можно сравнить лица смиренных святых на иконах с полными жизни, чувственными моделями художника? Пышные формы,распущенные волосы, роскошные одежды, тщательно выписанные тела и гениталии — героини работ Климта, предстающие перед взорами посетителей музея, не выглядят пошло. Позже эта сдерживаемая чувственность и жизненная сила, которые проявились в женских образах на фресках, найдут отражение в портретах Эмилии Флёге и Адель Блох-Бауэр.
«Ранняя итальянская живопись» (период треченто и кватроченто: XIV — начало XV века. Период Проторенессанса и раннего Ренесансса). В спандрелях мужская и женская фигура обращены друг к другу, их изогнутые тела повторяют изгиб арки.
Молодой человек, держащий книгу, поворачивается к женщине, одетой в платье из золотой парчи с орнаментами. Она подняла правую руку, пытаясь привлечь его. Бронзовый бюст Данте парит над крылатым путто с нимбом, сжимающим щит. Эта картина символизирует единение литературы и изобразительного искусства.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/8b1/606472@2x.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/154/606473@2x.jpg)
Древний Египет. Слева изображена абсолютно нагая женщина, сжимающая в правой руке «анх» (египетский крест, символ жизни, был культовым объектом и амулетом). Она — приносящая жизнь. Между колоннами скрывается Смерть: погребальные артефакты, среди которых доминирует большой разноцветный деревянный саркофаг. В качестве моделей для этой фрески Климт использовал изображения археологических находок в большом атласе древнего египетского искусства и цивилизации, опубликованном в 1877 г. в Париже, а также каталог египетского музея в Каире. В очерке о Густаве Климте и Древнеегипетском искусстве Эрнст Черни утверждает, что объединение места происхождения (обнаружения) этих артефактов, времени их создания и функции отражают географический хронологический порядок древнеегипетского художественного искусства.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/869/606372@2x.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/ffe/606484@2x.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/432/606485@2x.jpg)
Древняя Греция. Эта работа — дань уважения скульптору Фидию. Справа Климт изобразил богиню мудрости и войны Афину, которая является центральным элементом композиции. Зрелая богиня, полностью осознающая свою красоту и мудрость, смотрит на зрителя. Художник объединил две скульптуры Фидия,дошедшие до нас лишь в мраморных копиях: Афину Промахос и Афину Парфенос.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/679/606373@2x.jpg)
Женская фигура, изображенная в пространстве между колоннами, известна как«девушка из Танагры» (моделью для нее послужила статуэтка, найденная на раскопках древнего горда Тангары). Девушка на фреске наклоняется вперед,ее голова слегка повернута в сторону зрителя. Интересно, что Климт не копировал артефакты из богатых фондов императорской коллекции для декоративных объектов на заднем плане. Он использовал в качестве модели афинскую черную вазу с изображением Аида, которая сейчас хранится в Музее Ватикана.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/fe9/606478@2x.jpg)
Римское и венецианское кватроченто. Начиная со Средневековья, «Экклесия», Церковь, как правило, изображали как женскую фигуру с нимбом в длинном плаще. Ее атрибутами являются чаша, кубок, крест и хоругвь с крестом.
Экклесия Климта — молодая женщина. Накидка, богато расшитая сценами из жизни Христа, даже не намекает на контуры ее тела, оставляя открытыми только лицо и тонкие руки. Символы и атрибуты Экклесии — трехуровневая папская тиара и папский крест.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/f62/606479@2x.jpg)
Венецию на фреске символизирует дож как представитель высочайшей власти. По аналогии с папской тиарой, его знаком была шапка. Его поза и платье скопированы со знаменитого портрета Дожа Леонардо Лоредана кисти Джованни Беллини.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/7fd/606466@2x.jpg)
Чинквеченто и кватроченто во Флоренции. Климт изобразил «Давида» Микеланджело и «Венеру» Боттичелли как главных героев флорентийского искусства.
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/ba6/606467@2x.jpg)
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/article/ebe/606487@2x.jpg)
…После успеха с оформлением музея, в 1894 г. Климт получил заказ на роспись потолка Венского университета. Нужно было написать три картины. В 1900 году родились «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция». Но общество не приняло эти работы художника, посчитав их слишком откровенными, и поэтому их в университете не выставили. Это был последний публичный заказ Климта.
Автор: Инна Кац.
![](https://artchive.ru/res/media/img/hy800/article/fe0/606481@2x.jpg)
Напоминаем, что проект «Мост Климта» («Ступеньки к Климту» — Stairway to Klimt) в музее Истории искусств завершает свою работу 2 сентября 2018 года. Впрочем, у поклонников творчества мастера всегда имеется возможность рассмотреть работы художника через телескоп Swarovski.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Все фото в этой публикации (кроме специально подписанных) — © KHM-Museumsverband, источник — пресс-материалы музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий