Владимир Высоцкий на «Ленфильме» встретил жену
25 января исполнилось бы 80 лет знаменитому актеру и барду
Людмила Абрамова - вторая жена Владимира Высоцкого, мать его сыновей Аркадия и Никиты
Изменить размер текста:
За 42 года он сыграл менее тридцати ролей в кино. Но какие это роли и фильмы! «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина… На «Ленфильме» актер принял участие только в четырех картинах. Режиссеры, которые с ним работали, сохранили теплые дружеские отношения с Высоцким до конца его дней.
«МЕНЯ НЕЩАДНО ИЗБИВАЛИ ВЕСЬ ФИЛЬМ»
Одна из первых ролей Высоцкого в кино - американский морпех в фильме Григория Никулина «713-й просит посадку». В самолете одной западной авиакомпании готовился теракт. Злоумышленникам удалось сделать так, что сразу после взлета пилоты потеряли сознание. Лайнеру грозила гибель. В этой ситуации проявился характер каждого, кто был на борту.
Как рассказывал на творческих встречах сам Высоцкий, его персонаж - это разбитной парень, который много безобразничал, за что другие пассажиры - те, что посильнее, - его нещадно били. «Кино - самое реалистичное из искусств, - подчеркивал Владимир Семенович. - И все, что происходит в кадре, делается по-настоящему. Бил меня грузинский актер Отар Коберизде. Человек он восточный, темпераментный, глаз горит, того и гляди убьет… Плюс несколько дублей. В общем, ощущение не из приятных».
Кстати, на этой ленфильмовской картине Владимир Семенович познакомился с красавицей актрисой Людмилой Абрамовой. Они поженились, и она родила ему двоих сыновей - Аркадия и Никиту.
Фильм 1962 года оказался поворотным в творчестве Высоцкого. С тех пор он стал избирательно подходить к выбору ролей. Так в советском кино появился один из самых брутальных актеров. Трудно представить Высоцкого в образе шута или скомороха. Небольшого роста, не очень внушительный в жизни, на экране Высоцкий всегда выглядит мощно и мужественно. Даже играя отрицательных персонажей, он умудрялся создавать удивительно обаятельных героев.
ТАКОЙ ГЕРОЙ-РАЗВЕДЧИК НАМ НЕ НУЖЕН
С положительными героическими ролями в начале карьеры Высоцкому не очень везло. Одна из первых должна была состояться в ленфильмовской картине Геннадия Полоки«Интервенция». Высоцкий играл большевика-подпольщика Бродского. Кстати, на эту роль пробовались также Андрей Миронов и Михаил Козаков.
В основу фильма легла пьеса Льва Славина - добротная советская драма о подпольщиках,
которые вели агитацию среди солдат и моряков Антанты, занявших Одессу в 1919 году. Экспериментатор Полока, до этого снявший «Республику ШКИД», решил оживить скучноватый героико-патетический сюжет. Чем мог покорить большевик-подпольщик своих противников? Только своим артистизмом! Персонаж характеризует одна реплика, в итоге не попавшая в фильм. На глаза Бродскому попался плакат, обещающий награду за его поимку. В особых приметах значилось: «Иногда бывает остроумным». Прочитав это, Высоцкий с обидой произносил: «Почему же иногда?»
Впрочем, подход съемочной группы не оценили в высоких советских кабинетах. «Что за буффонада!» - возмутились в Комитете по кинематографии. Картину на двадцать лет положили «на полку». И блистательную роль Высоцкого зрители увидели уже только после его смерти.
К
артину снимали в павильонах «Ленфильма» и в Одессе. Магнитофонные записи песен Высоцкого звучали из каждого окна. Гостиница, в которой жила в Одессе группа, располагалась напротив филармонии. В день рождения Полоки Высоцкий пел под гитару свои песни, сидя на подоконнике. В филармонии как раз закончился какой-то концерт. И зрители, вышедшие на улицу, вместо того чтобы разъезжаться по домам, собрались под окном и слушали его песни. Стояли тут и дамы в вечерних платьях, и музыканты во фраках.
Правда, эта слава боком выходила самому Высоцкому. Когда Полока ставил картину о чекистах «Один из нас», худсовет категорически запретил брать на главную роль Высоцкого. Актер, который пел: «А где мой черный пистолет? На Большом Каретном!», не мог играть героя-разведчика.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРИЗ
Долгая дружба связывала Высоцкого с патриархом советского кино Иосифом Хейфицем.
Исполнителя роли жесткого и бескомпромиссного Николая фон Корена в фильме «Плохой хороший человек» по чеховской «Дуэли» искали долго. Нужен был полный антипод мягкотелому и нерешительному Лаевскому, на которого утвердили Олега Даля. Евгений Татарский, который в те годы был вторым режиссером у Хейфица, предложил Высоцкого.
«Это несерьезно! - сказал Иосиф Ефимович. - Он же ноет на гитаре…»
Но после первых же проб Высоцкого утвердили.
И Владимир Семенович сразу проникся к Хейфицу. Татарский вспоминал, как это было.
«Ты же знаешь, я работаю в основном на Одесской киностудии, а там актеры снимаются во всем своем, - говорил актер. - А тут, на «Ленфильме», такое разнообразие костюмов. И как Хейфиц сразу видит свой персонаж!»
Оказывается, когда шло утверждение кителей и пиджаков, в которых предстоит играть Высоцкому, Хейфиц предупредил: «Нижняя пуговица должна держаться на одной ниточке и болтаться!»
«А для чего?» - поинтересовались у режиссера. «Как вы не понимаете?! Это должно характеризовать в фон Корене холостяка!»
«Когда режиссер знает, что он хочет в каждой детали и мелочи, у такого не грех сниматься и в малых ролях!» - сказал Высоцкий.
Во время съемок на «Ленфильме» Высоцкий был уже женат на Марине Влади. Она с ним приезжала в Ленинград. Владимир Семенович очень хотел, чтобы Хейфиц дал и ей роль. Но Иосиф Ефимович актрису не взял. Впрочем, это нисколько не испортило отношения между актером и режиссером. А фон Корен в фильме «Плохой хороший человек» считается многими лучшей ролью Высоцкого в кино. За нее он получил единственную в своей жизни международную награду - приз за лучшую роль на фестивале в итальянском Таормине.
Хейфиц планировал снимать Высоцкого еще и еще. Как вспоминает сын Иосифа Ефимовича, режиссер Дмитрий Светозаров, однажды в конце 1970-х они с отцом шли по весенней московской распутице к метро. Вдруг возле них затормозил «мерседес». Из машины выскочил Высоцкий. Они обнялись с Хейфицем. И режиссер сказал, что скоро будет снимать фильм по одесским рассказам Бабеля и хочет дать Высоцкому роль Бени Крика. «Услышав это, Володя прилюдно медленно встал перед отцом на колени - прямо во всю эту слякоть и грязь», - говорит Светозаров. Но, к сожалению, этот замысел так и не был воплощен...